Ортодоксальная философия Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:31, реферат

Краткое описание

Целью реферата является охарактеризовать традиционные школы древнеиндийской философии, понять, как они повлияли на развитие современной философии. Индийская философия отличается поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины.
При написании реферата я ставлю перед собой следующие задачи:
1 дать определение древнеиндийской философии;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………. 2
1 Условия возникновения и основные направления древнеиндийской философии.3
2 Школы индийской философии…………………………………………………..... 4
3 Ортодоксальные философские школы…………………………………………......5
4 Древнеиндийская философия и современность…………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

философия оля.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………. 2

1 Условия возникновения и основные направления древнеиндийской философии.3

2 Школы индийской философии…………………………………………………..... 4

3 Ортодоксальные философские школы…………………………………………......5

4 Древнеиндийская философия и современность…………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………………16

Список использованной литературы………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

 Индийская философия  является одной из самых древних  в истории мировой цивилизации. Она представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени, среди которых Вольтер, Руссо, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Л. Толстой, Р. Роллан, А. Швейцер, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др. В самой Индии многовековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и выдающихся политических и общественных деятелей: М. Ганди, Дж. Неру, С. Радхакришнана и др. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбах мировой цивилизации и культуры.

 Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни, в ней содержится много частных проблем, связанных с самосознанием людей, поэтому эта тема является Актуальной и в наши дни.

 Целью реферата является охарактеризовать традиционные школы древнеиндийской философии, понять, как они повлияли на развитие современной философии. Индийская философия отличается поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины.

 При написании реферата я ставлю перед собой следующие задачи:

1 дать определение древнеиндийской философии;

2 перечислить и охарактеризовать школы древнеиндийской философии;

3 описать основные идеи учения древнеиндийских школ.

 

 

 

1 УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

 

 Главной особенностью  древнеиндийской гносеологии (учения  о познании) является не изучение  внешних (видимых) признаков предметов  и явлений (что характерно для  европейского типа познания), а  изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

Философия в Индии  возникла на основе одной из самых  древних человеческих цивилизаций; ее тысячелетние традиции, восходящие к 15—10 вв. до н. э., сохранились до настоящего времени. Религиозно-философские комментарии к Ведам — Упанишады содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии (о единстве целостной духовной субстанции, брахмана, и индивидуальной души, атмана; о бессмертии души, которая переходит из одного рождения в другое, согласно закону кармы, или воздаяния). Наряду с религиозно-идеалистическими учениями в Упанишадах получили отражение и взгляды материалистов и атеистов, которые отвергали авторитет Вед, существование души после смерти человека, а первоосновой мира считали одно из материальных начал.

 Со времен раннего  средневековья сложилась традиция  делить все философские школы  на ортодоксальные, признававшие  авторитет Вед, и на неортодоксальные, отвергавшие непогрешимость Вед.  Из ортодоксальных школ шесть считаются главными: это миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и веданта. К неортодоксальным относятся буддийские, джайнистские и многочисленные материалистические и атеистические школы, наиболее распространенной из которых была школа чарвака (Локаята).

  В Индии ряд школ, которые хотя и не одновременно возникли, но параллельно существуют и совместно процветают на протяжении ряда столетий. Причина этого в том, что в Индии философия являлась составной частью жизни. Как только появлялась новая система мысли, группа ее сторонников воспринимала ее как философию жизни и создавала школу этой философии.

2 ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

 Хотя различные  школы и были противоположны  друг другу, все же индийские  мыслители находят между ними  известное сходство. Они считают, что все люди имеют разные наклонности и что эту разницу необходимо принимать во внимание в религиозных, философских и общественных вопросах и учитывать вытекающее отсюда различие в естественных правах человека (адхикара-бхеда).

 Согласно традиционным  принципам классификации, принятым  большинством ортодоксальных индийских  мыслителей, школы и системы индийской  философии разделяются на два  обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные {настика}  К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие.

 К числу неортодоксальных  систем относятся главным образом три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ

Существует шести главных теистических школ индийской философии (ньяя, миманса , веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика).

 Ньяя (правило, логика) — система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики.

 Это реалистическая  философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда). Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий. Философы ньяиики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это — случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения.

 Освобождение означает  абсолютное прекращение всех  мучений и страданий, ставшее  возможным благодаря правильному  познанию действительности. Причем  освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.

 Ньяиики считают  Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование бога. Для этого они используют несколько аргументов. В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определенной комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководства со стороны разумной причины материальные причины этих вещей не могут достигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определенные действия. Очевидно человек слаб для такого созидания.

 Второй аргумент  основан на вопросе о различности  человеческих судеб. Ньяиики говорят,  что причинами страдания и  радости являются поступки людей  совершенные в нынешней и прошлых  жизнях. Если мир совершен богом,  не только всемогущим, но и  морально совершенным, то, очевидно страдание человеку даётся за плохие поступки, а радость за хорошие. Если бог является и творцом и моральным руководителем мира, то получается, что человеческие существа отвечают перед богом за свои поступки. Из этого естественно и необходимо следует, что бог награждает нас за хорошие поступки и наказывает за плохие.

 Третий аргумент  в пользу бытия бога основывается  на авторитете Вед. Значение  системы ньяйи заключается в  ее методологии, то есть в  теории познания, на которой строится  эта философия. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.

Вайшешика – это вторая из шести главных теистических школ индийской философии. Вайшешика является школой, тяготеющей к метафизическому осмыслению бытия, и представляет космологические аспекты познания. В рамках этой школы был предпринят структурный анализ базовых элементов – земли, воды, огня и воздуха – и сопряженных с ними понятий – вкуса, цвета, осязания и запаха. Она стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.

 За основу философской  системы принимается личный опыт, приобретенный на чувственном  уровне. Полученный опыт анализируется,  и определяется категория проявления  падартха, которая поддается познанию и вербальному описанию. Таких категорий семь: вещество, качество, действие, общность, особенность, присущнось и небытие. Все семь признаются как реальные. Иными словами, реально все, что поддается эмпирическому изучению, представляет субстанциональное начало, конкретные характеристики и находится во взаимосвязи с другими объектами. При этом характеристики и взаимосвязи не менее реальны, чем само материальное проявление.

  Философская система ньяя - вайшешика рассматривает качественные характеристики объектов как безусловную реальность. Например, каждой вещи присущи качества «древовидности», порождающие уже иные качественные категории. Так, любое дерево в соответствующий период года становится зеленым, то есть приобретает конкретное качество, которое, в свою очередь, становится самостоятельной категорией.

 Система вайшешики  была основана мудрецом Канадой,  настоящее имя которого было  Улука. Она родственна системе  ньяйи и имеет одинаковую с  ней конечную цель - освобождение  индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья) качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).

 Субстанция является  субстратом качества и деятельности, однако она отлична как от того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас). Из них первые пять называются физическими элементами (бхутами) и имеют соответственно специфические качества запаха, вкуса, цвета, осязания и звука. Первые четыре состоят из четырех видов атомов - земли, воды, огня и воздуха, которые являются невидимыми и неделимыми частицами материи. Атомы – это несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем получить посредством дробления материальных объектов на все более и более мелкие части, до тех пор, пока этот процесс нельзя производить дальше.

 Эфир, пространство  и время — неосязаемые субстанции, каждая из которых является единственной, вечной и всеобъемлющей.

 Манас - вечная субстанция, непротяженная и, подобно атому,  бесконечно малая. Это внутреннее  чувство, которое прямо или  косвенно имеет дело со всеми  психическими функциями, такими, как познавательная способность, эмоции, воля.

 Душа - вечная и  всеобъемлющая субстанция, представляющая  собой субстрат явлений сознания. Индивидуальная душа осознается  внутренне, умом индивида, когда,  например, говорят: «Я счастлив».  Верховная душа, или бог, считается  творцом мира и всего сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов. Происхождение и распад сложных предметов объясняются соединением и разъединением атомов. Но двигаться и действовать самостоятельно атомы не могут. Первоисточник их действий — воля бога, направляющего их перемещения в соответствии с законом кармы. Из атомов образуется весь мир, соответствующий невидимым моральным достоинствам индивидуальных душ и служащий делу их морального искупления. Такова атомистическая теория вайшешики. Это скорее телеологическая, чем механистическая и материалистическая теория, какими являются другие атомистические теории.

 Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление»). В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Санкхьяик — тот, кто производит исчисление.

Информация о работе Ортодоксальная философия Древней Индии