Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:31, реферат
Целью реферата является охарактеризовать традиционные школы древнеиндийской философии, понять, как они повлияли на развитие современной философии. Индийская философия отличается поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины.
При написании реферата я ставлю перед собой следующие задачи:
1 дать определение древнеиндийской философии;
Введение………………………………………………………………………………. 2
1 Условия возникновения и основные направления древнеиндийской философии.3
2 Школы индийской философии…………………………………………………..... 4
3 Ортодоксальные философские школы…………………………………………......5
4 Древнеиндийская философия и современность…………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………………...17
Санкхья по праву считается древнейшей философской школой, о чем свидетельствуют многочисленные ссылки на это учение в «Швегашватара- упанишаде» и «Бхагавадгите». Однако не исключено, что в древних источниках термин санкхья (знание, мудрость) употреблялся в утилитарном смысле. Ключевыми понятиями системы являются пракрити (материя) и пуруша (духовное начало). Учит, что существует первичная материальная первопричина мира. Превращение из аморфной формы в мир существ и предметов осуществлялось под влиянием трех качественных элементов - стремление, тьма, ясность. В каждой вещи преобладает один из этих трех качественных элементов. В санкхье признается существование абсолютной души, которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить. При соединении возникает двадцать пять исходных принципов: материальные и духовные.
Санкхья представляет
собой философию
Что касается проблемы бытия бога, то философия санкхьи отвергает всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть доказано никоим образом.
Концептуальная основа школы построена на тех же тезисах, что провозглашают и другие индуистские учения, - осмысление реальности бытия и поиск путей к освобождению от страдания. Практические рекомендации духовного роста дает сопутствующая санкхье йога.
Йога (напряжение, тренировка). Есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог. Важный элемент - тренировка. Самообладание, овладение дыханием при определенных положениях тела, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация, состояние отторжения - освобождение от телесной оболочки.
Йога представляет
собой совокупность религиозно-
Своей целью йога ставит освобождение Пуруши (достижение мокши), а это требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершнствования подразумевает восемь этапов:
1 Воздержание от неправедной жизни (лжи, лихоимства, половой жизни).
2 Соблюдение предписаний – внутренней и внешней чистоты.
3 Статические упражнения (позы-асаны).
4 Овладение гармоничным дыханием.
5 Направление сознания внутрь с целью подготовки физ. тела к дух. опыту.
6 Сосредоточение внимания на объекте.
7 Созерцание объекта.
8 Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания).
Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог играет роль источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования постигается как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной подготовки йога.
Миманса(«разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях).
Основные принципы школы — обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна, для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества. Более интересная особенность школы Мимамса — своя уникальная эпистемологическая теория свойственной законности всего познания как такового. Считается, что все знание в силу самого факта знания верно (Сатахпраманьявада). Таким образом, то что требует доказательств, не является истинным знанием, но ошибочно за него принимается. Последователи Мимамсы использовали эту теорию для обоснования неоспоримой истинности Вед.
Ритуализм зиждется
на авторитете вед, и поэтому
школа мимансы выдвинула
Когда мы читаем географическую книгу, мы получаем знания об описываемых в ней странах на основе авторитета. В каждом из приведенных случаев полученное знание претендует на истинность, и мы принимаем его без всяких возражений.
Авторитет вед неоспоримым, То, что веды предписывают выполнять,— правильно. То, что они запрещают,— неправильно. Долгом каждого человека является исполнение того, что правильно, и воздержание от того, что запрещено. Долг следует исполнять во имя долга.
Ритуалы, предписанные ведами, должны выполняться не с расчетом на получение какой-либо награды за это, но именно потому, что они предписаны. Бескорыстное исполнение обязательных обрядов, которое возможно только при знании и самоконтроле, постепенно уничтожает кармы и делает возможным осуществление освобождения после смерти.
Душа должна рассматриваться как бессмертная, вечная субстанция, ибо если мы допустили, что душа гибнет со смертью тела, то ведийские предписания, требующие выполнения известных обрядов для достижения блаженства на небесах, были бы бессмысленны. Создатели философии мимансы, как и представители школы джайнизма, приводят ряд оригинальных аргументов в доказательство существования бессмертной души, опровергая точку зрения материалистов, не допускающих наличия чего-либо, кроме тела. Однако они не считают сознание чем-то внутренне присущим душе. Сознание возникает в душе только тогда, когда она соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами познания (пятью внешними органами чувств и внутренним органом, называемым (манасом). Освобожденная и покинувшая телесную оболочку душа обладает не фактически существующим сознанием, а лишь его потенциальной возможностью.
Теория познания мимансы исходит из посылки вечности и непреложности ведийских знаний: познание самоочевидно и тождественно самосознанию. Иными словами, голые факты не отражают истинного знания. Итак, налицо явный дуализм позиции. Разум существует вне связи с объектами изучения, а знание не является производным от осмысления результатов эмпирического процесса, но незыблемым и непреложным. Коль скоро извечная истина не может быть выявлена с помощью фактических свидетельств, стоит принять ее такой, какой она отображена в «Ведах».
Все что выходит
за рамки предписаний,
Веданта (завершение «Вед») — важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней связывают особенности, характер и направление развития всей индийской философской мысли. Базовые тексты — Упанишады (IX - V вв. до н. э.), Бхагавадгита (IX - VI вв. до н. э.) и Брахма-сутра (V - II вв. до н. э.).
Центральная идея
Веданты — идея Брахмана. Брахман
раскрывается как безличный
Проявлением заложенной в Брахмане творческой энергии является периодическое возрождение и гибель мира. В определенное очередным циклом время мир исчезает в Брахмане, чтобы затем снова возродиться из него. В силу своей сущностной тождественности Брахману Атман универсален, непреходящ, сверхчувственен. Он открывается во внутреннем опыте человека, независимом от внешних ощущений, через некое сокровенное, потаенное чувство ума. Как эмпирическое, или проявленное, бытие Брахмана Атман имманентен (внутренне присущ) каждому индивиду — как его жизненное дыхание. Постижение субстанциального единства Брахмана и Атмана освобождает человека от оков нескончаемого потока-круговорота жизни, делает его просветленным, подлинным, свободным.
В веданте развито
представление о четырех
Философская система веданта (буквально – завершение вед) и поныне пользуется большой популярностью . Ключевым понятием считается Брахман – конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного созерцания и углубленной медитации. Аргументация веданты сводится к следующему:
Веданта является
религиозно – философской
4 ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Несмотря на свое древнее происхождение, индийская философия продолжает влиять на умы современных людей. Например, в древнейших священных писаниях планеты – Ведах (датируемых тысячелетиями до нашей эры) – содержатся знания, которыми современное человечество по большей части еще не может воспользоваться.
Знания эти поражают
своей сложностью и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения. Этот всеобъемлющий характер индийской философии — терпимость одних ее философских школ по отношению к другим — имел то положительное значение, что каждая философская система приняла обоснованный и завершенный вид. Если мы откроем обширные труды ведантистов, то найдем там тщательное и продуманное рассмотрение точек зрения всех других систем: чарвака, буддийской, джайнской, санкхьи, йоги, мимансы, ньяйи и вайшешики; равным образом в трудах буддийских или джайнских философов рассматриваются взгляды других философских систем. Поэтому каждая система стан!Ошибка в формулеовится энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям. Неудивительно, что многие проблемы современной западной философии были уже рассмотрены в индийской философии. Более того, местные ученые, знакомые только с индийской философией, способны с удивительной легкостью усваивать сложнейшие проблемы западной философии.