Ортодоксальная философия Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:26, реферат

Краткое описание

После «открытия» Индии Европейцами Индийские ортодоксальные философские школы не прекратили своего существования, а во времена «мировой глобализации» некоторые ортодоксальные школы Индии приобрели мировую популярность. Так в чем же уникальность ортодоксальной философии Древней Индии? Ответ на этот вопрос и является целью данной работы. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо выявить социокультурные условия зарождения философии в Древней Индии, специфику Индийской философии, изучить основные термины и понятия, используемые в Ведах, проанализировать основные учения ортодоксальных философских школ Древней Индии.

Оглавление

Введение
Социокультурные условия зарождения философии в Древней Индии.
Специфика и основные этапы развития Индийской философии.
Веды. Основные термины и понятия.
Ортодоксальные философские школы Древней Индии.
Веданта.
Миманса.
Санкхья
Ньяя.
Йога.
Вайшешика
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

Реф. Фил. - копия.docx

— 60.24 Кб (Скачать)

 

Московский гуманитарно-экономический  институт

Тверской филиал

Кафедра общих гуманитарных дисциплин

 

 

Реферат

по дисциплине «Философия»

на тему:

«Ортодоксальная философия Древней Индии»

 

 

Выполнил:

Студент ТФ МГЭИ

факультета юриспруденции

группы ЮТ-151

1 курса

Данильченко Андрей Борисович

Проверил:

Доктор философских наук

Профессор ТФ МГЭИ

Иванов Н.И.

Оценка:_______________

Подпись:_______________

 

г. Торопец

2012 г

Оглавление:

  1. Введение
  2. Социокультурные условия зарождения философии в Древней Индии.
  3. Специфика и основные этапы развития Индийской философии.
  4. Веды. Основные термины и понятия.
  5. Ортодоксальные философские школы Древней Индии.
    1. Веданта.
    2. Миманса.
    3. Санкхья
    4. Ньяя.
    5. Йога.
    6. Вайшешика
  6. Заключение.
  7. Библиография.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

      Человечество в каждое время живет своими проблемами и вопросами. Некоторые вопросы с происшествием определенного периода времени перестают быть актуальными, некоторые разрешаются «пытливыми умами», а некоторые, фундаментальные вопросы, человечество пытается разрешить  со времен своей колыбели до настоящего времени. К таким вопросам прежде всего относятся вопрос о происхождении мира и человека, вопрос о месте человека в окружающей его среде, вопрос первичности материи и сознания и многие другие вопросы, формирующие мировоззрение человека. Попытки решения данных вопросов уходят корнями в глубину веков и соединяют различные эпохи в интеллектуальную историю человечества. Тем самым каждая эпоха связана с прошлым и будущим именно благодаря осмыслению этих проходящих через времена и народы попыток. Существует неразрывное единство между эпохой, временем и мыслью. Мыслитель может быть независимым от власти, но не от времени, в котором он живет и творит. Разумеется, человек может опередить свою эпоху, высказав суждения, которые не будут поняты его современниками и лишь позже привлекут всеобщее внимание. Однако несомненна связь между характером вопросов, осмысливаемых людьми, и временем, и вместе с тем имеет место влияние ментальности народа, его культуры на особенности возникающих идей.

  Еще с древних времен человек всегда стремится познать и осмыслить окружающий мир - живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя. Постепенно человек начал дифференцировать природу как средство своего обитания, выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.

 Философия вне собственной истории, вне социокультурного контекста предстает как игра мыслящего разума абстрактными понятиями, далекими от жизни. И лишь соотнесение философских школ и направлений с эпохой и взрастившими их обстоятельствами помогает наполнить философские рассуждения реальным содержанием, понять их связь с общей культурой, с происходившими событиями. Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основах бытия. Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений на периферию культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. Во всех трех указанных очагах цивилизации переосмысливаются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли.

   Несмотря на внешнюю схожесть многих философских систем, поскольку они стараются ответить на одни и те же фундаментальные вопросы, все же каждая пытается сделать это по-своему, в связи с чем между ними существуют различия. Вместе с тем Восток в определенном отношении старше Европы, поскольку первые цивилизации появились именно там. В различных регионах Востока сформировались мировоззренческие концепции, в которых своеобразно были сплавлены религиозные и философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались философские учения, которые возникли в Индии и Китае.

   Цивилизация Индии длительное время развивалась автономно от Западной цивилизации и цивилизации Ближнего Востока. Философия Древней Индии является одной из самых древних, она с древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (veda - букв, «знание», «ведение»), первые из которых были написаны до XV в. до н. э. Почти вся последовавшая за Ведами философская литература связана с толкованием и комментарием авторитетных ведических текстов. Будучи по духу восточными, они имели не только общие моменты, но и существенные различия, которые оказали огромное влияние не только на культуру народов Индии и тех народов, которые соприкасались с ними. Эти различия позволяют говорить отдельно об индийском типе философии.

  Со временем начали формироваться различные мнения по тому или иному вопросу о существовании, начали образовываться различные философские школы со своими учениями, положениями.  Для Индийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа — это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. До н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. До н.э.)). Вторая группа — неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята, Джайнизм).

  После «открытия»  Индии Европейцами Индийские ортодоксальные философские школы не прекратили своего существования, а во времена «мировой глобализации» некоторые ортодоксальные школы Индии приобрели мировую популярность. Так в чем же уникальность ортодоксальной философии Древней Индии? Ответ на этот вопрос и является целью данной работы. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо выявить социокультурные условия зарождения философии в Древней Индии, специфику Индийской философии, изучить основные термины и понятия, используемые в Ведах, проанализировать основные учения ортодоксальных философских школ Древней Индии.

2. Социокультурные условия зарождения философии в Древней Индии.

Мировая философия возникает  в Древней Индии в середине первого тысячелетия. Первые философские  тексты, известные человечеству –  упанишады – возникают в рамках так называемой ведической литературы и являются её наиболее поздней (по времени создания), заключительной частью. Веды – первые известные  человечеству книги, создателями которых  считаются древние арии – кочевые  племена, пришедшие на территорию современной  Индии с северо-запада и основавшие свою культуру. Чтобы не смешаться  с местным населением, арии основали кастовый строй. В переводе с санскрита «веда» означает знание, ведение. От этого слова происходит и название той духовной деятельности, которую греки назвали «философией». Философия в Древней Индии обозначалась словом «атмавидья», что можно перевести с санскрита как «видение первоосновы» (либо – другой вариант перевода – «знание о Душе»). Ведические книги составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500–600 лет до н. э.). Этот исторический период начинается с прихода ариев в Индию, которые постепенно заселяли страну, подчиняя себе местное население – дравидов и мундов, и завершается возникновением первых государственных образований. Кочевые и пастушеские племена ариев трансформируются в социально дифференцированное общество с развитым земледелием, ремеслами и торговлей. Общество разделилось на четыре основные варны (сословия): брахманы (жрецы), кшатрии (правители, воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы). Эти три высшие варны состояли из арийцев и были отделены широкой пропастью от побеждённых рас, сгруппированных в варне шудр (работников). Эта социальная структура образует основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст индийского общества. К середине I тысячелетия до н.э., когда на территории Индии формируются рабовладельческие государства с характерной для них кастовой организацией общества. Власть главы государства - раджи опиралась на касту военной аристократии - кшатриев и касту жрецов - брахманов.1 Особенности социальной организации нашли свое отражение в Ведах.2 Социальный по своему происхождению институт каст был освящён авторитетом религии, и кастовые законы стали незыблемыми.

 Индивид, нарушивший  законы касты, считался мятежником  и парией. И наоборот, если человек в процессе своей жизни в полном объеме соблюдал кастовые предписания, то в следующей жизни рождался представителем более высокой касты. И наконец душа (атман) представителя высшей касты – брахмана после его смерти имела возможность достичь состояния мокши, слияния со вселенским Брахманом. Для достижения этой цели жизнь арийца-брахмана ведийской эпохи делилась на четыре стадии (ашрамы):

1) брахмачарина, или ученика, когда от него ждут изучения гимнов в честь богов;

2) грихастхи, или главы семьи, когда он должен выполнять обязанности, о которых говорится в Ведах-брахманах, – как общественные, так и связанные с жертвоприношением;

3) ванапрастхи, или отшельника, когда у арийца рождался первый внук, он оставлял свои дела сыну и уходил в леса, так как наступало время молиться и размышлять о душе – в соответствии с наставлениями араньяков: жертвоприношения вытеснялись размышлениями;

4) саньясина, или аскета, у которого нет определенного жилища: после периода отшельничества необходимо отказаться от остатков собственности и, став нищим аскетом, странствовать и учить других открывшимся истинам. Аскет не имеет ни владений, ни собственности и стремится к единению с богом. Это период философии, то есть упанишад.

 

3. Специфика Индийской ортодоксальной философии.

В Индийской мысли религиозное и философское начала более переплетены, чем в греческой. В Индии религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями. «Содержание восточных религий - бог, в себе и для себя сущее, вечное - понимается больше в свете всеобщности, так понимается и отношение индивидуумов к нему»3. Тем самым исходная субстанция Индийской религий «представляет собою некую философскую идею». Мысль мудрецов Индии более эмоционально-этична, нежели рационально-логична. Она исходит из непосредственно-этического восприятия жизни, не противопоставляя последнюю ее собственной цели. Индийские философы ортодоксальных школ не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и человеком, но и между общественными явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Мыслители Индии напрямую выводили естественным законам.

Гегель считает мысль Индийских мудрецов недостаточно философичной и преимущественно религиозной, так как в ней индивид не полагает себя как нечто самостоятельное. Тогда как «истинно-объективная почва мышления коренится в действительной свободе субъекта».

Между тем существует и  другая, противоположная точка зрения, ставящая восточную философскую  мысль выше западной и считающая  ее крупнейшим достижением человеческой культуры. Таковы, в частности, позиции  Шопенгауэра, Л.Н. Толстого, М. Хайдеггера, К.Г. Юнга и других известных мыслителей. Юнг в классической работе «Архетип и символ», в частности, писал: «Мы  начинаем заново открывать для себя астрологию, являющуюся на Востоке  хлебом насущным. Исследования сексуальной  жизни, начатые в Вене и в Англии, не идут ни в какое сравнение с  индийскими учениями по этому поводу. Сам психоанализ и возникшие  вместе с ним направления мысли - мы считаем их специфически западным явлениям - представляют собой лишь усилия новичка в сравнении с  искусством, существующим в Индии с незапамятных времен.

Не входя в детальное  обсуждение различных оценок Индийской ортодоксальной философии, отметим, что Индийская религиозно-философская проза, восходящая к книге «Махабхарате», дала образцы целостного рассмотрения сущности человека. Она во многом предопределила будущую историю не только Индии и Востока, но в определенном смысле всего человечества. При этом Индийская религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному ритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.

4. Веды. Основные термины и понятия.

Индийская философия с  древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек  зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (veda - букв, «знание», «ведение»), написанных до XV в. до н. э. Почти вся последовавшая за Ведами философская литература связана с толкованием и комментарием авторитетных ведических текстов.

 Веды относят к традиции шрути - откровению, которым наделяло человека божество. Согласно ведийским представлениям, боги обладали всеведением. Считалось, что у знания визуальная природа и «узнать» значит «увидеть». Боги наделяли такой способностью знать-видеть истину поэтов-риши. Риши -это не исторические личности; в ведической литературе они выступают то как авторы гимнов, то как их персонажи. Традиции шрути противостояла другая - смрити (букв, «запоминание») - знание, восходящее к отдельным авторитетам. Таким образом, Веды заключают в себе два рода знания: сакральное и профаническое.

Согласно установившейся традиции вся ведическая литература делится на четыре группы: 1. Самхиты, 2. Брахманы, 3. Араньяки, 4. Упанишады. Такое членение отражает историческую последовательность развития данной литературы: древнейшими являются Самхиты, а произведения последних трех групп - комментарии и дополнения к Ведам. Поэтому в литературе в узком смысле Самхиты называют Ведами, в широком же смысле слова - весь комплекс ведической литературы есть Веды.

Информация о работе Ортодоксальная философия Древней Индии