Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:26, реферат
После «открытия» Индии Европейцами Индийские ортодоксальные философские школы не прекратили своего существования, а во времена «мировой глобализации» некоторые ортодоксальные школы Индии приобрели мировую популярность. Так в чем же уникальность ортодоксальной философии Древней Индии? Ответ на этот вопрос и является целью данной работы. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо выявить социокультурные условия зарождения философии в Древней Индии, специфику Индийской философии, изучить основные термины и понятия, используемые в Ведах, проанализировать основные учения ортодоксальных философских школ Древней Индии.
Введение
Социокультурные условия зарождения философии в Древней Индии.
Специфика и основные этапы развития Индийской философии.
Веды. Основные термины и понятия.
Ортодоксальные философские школы Древней Индии.
Веданта.
Миманса.
Санкхья
Ньяя.
Йога.
Вайшешика
Заключение.
Библиография.
Пуруша в силу незнания и невежества человека смешивает себя с миром (вещью, телом, чувствами, интеллектом). Всякое страдание, а также радость и наслаждение, есть результат такого смещения. Чтобы выйти из данного состояния и встать на путь мудрости, следует быть бесстрастным наблюдателем событий, не вовлекаться в них. Это достигается в процессе осознания абсолютного отличия духа от материи и приобретения состоянии «бытия для себя». Так Я (Пуруша) становится свободным, бесстрастным по отношению к внешнему миру, выходит из крут ворота рождений и смертей (сансары). Такое состояние свободы и освобождения от страданий называется мокшей. Мокшу можно достичь как при жизни, так и после смерти, в другом мире. Дли достижения мокши необходимо пройти длительный путь воспитания, так как простого осознания данной истины недостаточно.
Большинство философов школы Санкхъя отвергали Бога, так как его существование невозможно доказать. Если Бог является носителем неизменности, то он не может быть творцом, причиной мира. Причина, чтобы произвести следствие, должна изменяться. Изменение причины и порождает следствие. Изменяющаяся пракрити - единственная и обоснованная причина мира. Поэтому в объяснении мира Бог не нужен.
5.4. Ньяя.
Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — «Ньяя-сутры».
Основы философии ньяйи были заложены мыслителем Готамой, который также известен как Гаутама (не путать с Буддой Гаутамой) и Акшапада. Поэтому ньяя называется также системой Акшапады. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда).Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.
Философы ньяиики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это — случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.
Ньяиики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование бога. Для этого они используют несколько аргументов. В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определенной комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководства со стороны разумной причины материальные причины этих вещей не могут достигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определенные действия. Очевидно человек слаб для такого созидания.
Второй аргумент основан
на вопросе о различности
Третий аргумент в пользу бытия бога основывается на авторитете Вед.
Значение системы ньяйи заключается в ее методологии, то есть в теории познания, на которой строится эта философия. Созданная в ней теория познания является основой не только для ньяя-вайшешики, но с незначительными изменениями она служит и другим системам индийской философии. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.
5.5. Йога.
Йога— понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма, возникшая во II в. до н.э. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.
В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога...». Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер: «Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины. Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши, в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения...».
5.6. Вайшешика
Школа вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее его имя — Улука, в V-III вв. до н.э. Вайшешика получила свое название от слова вишеша, что означает особенность. Прозвище Канада означает пожиратель атомов.
Импульсом системы вайшешика является ее враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии.
Смежной вайшешике системой философии является ньяя. Обе системы ставят перед человеком одну и ту же цель — освобождение индивидуального я. Они считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение — абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности. Однако между ними существуют и некоторые различия, сводящиеся в основном к двум пунктам.
Во-первых, если наяйики признают четыре независимых источника познания — восприятие, логический вывод, сходство и свидетельство, то вайшешики — только два: восприятие и логический вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство.
Во-вторых, наяйики признают шестнадцать категорий, считая, что они исчерпывают всю реальность и включают все категории, принятые в других философских системах; система же вайшешики признает только семь категорий реальности, a именно: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Категория буквально понимается как объект, обозначенный словом.
Философы-вайшешики разделяют все объекты, обозначенные словами, на два класса — бытие и небытие. В класс бытия включается все, что есть, или все положительные реальности, как, например, существующие предметы, ум, душа и т. д. В свою очередь, класс небытия объединяет все отрицательные факты, например несуществующие вещи. Существует шесть видов бытия, то есть шесть видов положительных реальностей: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность. Позднейшие вайшешики добавляют к ним седьмую категорию — небытие, которая обозначает все отрицательные факты.
Таким образом, ортодоксальные системы расходятся между собой прежде всего во взглядах на субстанциональную основу мира: веданта и миманса усматривают одну такую основу (брахман), санкхья и йога – две (пуруша-дух и пракрити-материя), ньяя и вайшешика – множество (дживы-души). Однако при этом все они признают существование духовной реальности, находящейся за рамками человеческого сознания, – сверхсознания, сущностную духовность мира. Несмотря на различия в духовных практиках и представлениях о методах познания, все ортодоксальные школы видят человеческий разум ограниченным и признают мистическую интуицию главным путем истинного познания. Общей идеей является также идея сансары, представление о цикличности развития мира. Все ортодоксальные мыслители признают естественность космической и социальной иерархии, необходимость кастового деления общества. Несмотря на разницу в этических концепциях и в представлениях о путях спасения души, все ортодоксальные философы считают высшей формой бессмертия безличностное существование, достигаемое через слияние души с универсумом, так как личность – конечная форма, и пребывание в ней связано со страданием. В этом – принципиальное отличие индийской философии от религиозной философии христианского Запада и арабо-мусульманского Востока, где конечная цель существования усматривается в обретении личностного бессмертия души.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия, в отличии от Европейской, сохранила полную преемственность.
В настоящее время популярность учений многих ортодоксальных школ Индии в широких массах только увеличивается. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы современности, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет современную культуру с Индией.
Достижения Индийских философов древности активно используются в прикладных науках. Многие приемы современной психологии, открытые Западными учеными лишь в начале двадцатого века (психоанализ, релаксация, гипноз и т.д.), активно использовались Индийцами уже многие века. Индийская философия - это не экзотика, а именно экстракт целительных pецептов, котоpые помогают психики современного человека устоять перед все увеличивающимися нагрузками со стороны окружающего мира. Человек может не знать тонкостей теоpии, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в чисто медико-физиологических целях.
Из всего вышесказанного следует вывод, что главная уникальность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает миp возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.
7. Библиография
1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии.- Кн. 1.- СПб., 1993.
2. Древний Восток: история,
философия, религия, искусство:
3. Степанянц М.Л. Восточная философия.- М., 1997.
4. Тросников В. Мысли перед рассветом.- Париж, 1980.
5. Философия: Часть первая: История философии: Учебное пособие / Под ред. проф. В. И. Кириллова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юриста, 1999.
6. Чаттерджи С. и Датта Д. Древняя индийская философия.- М., 1954.
7. Антология мировой философии. - М.: Мысль, 1969. – с.145
8. Боги, брахманы, люди. Перев. с чешск. - М.: Мысль, 1969. – с.54-56.
9. Васильев Л.С. История религии Востока. – М.: Мысль, 1998. – с.156-162.
10. Чаттерджи С., Датта Д. Древнеиндийская философия. - М.: Мысль, 1994. с.202 – 208.
1 Философия: Часть первая: История философии: Учебное пособие / Под ред. проф. В. И. Кириллова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юриста, 1999. – С.28-35.
2 История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс»., 2001 - С. 13-21
3 Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. СПб., 1993.- С. 161.
4 Древний Восток: история, философия, религия, искусство: Иллюстрированная энциклопедическая библиотека / Под ред. В.Бутромеева.- М ; Рыбинск : Деконт: Рыбинский дом печати, 1996. – С. 55-60.