Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:33, реферат
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытатели Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. “Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие”1.
Введение……………………………………………………………………………..3
Часть первая………………………………………………………………………..4
Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики………….4
Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом…6
Специфика средневековой схоластики...…………………………………...9
Часть вторая……………………………………………………………………….10
Ориентации и переориентации религиозной философии……………….10
Проблема «доказательства» существования бога………………………..13
«Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии…………………………………………………………………......17
Заключение………………………………………………………………………..18
Список  литературы.
В понимании задач философии традиционная ориентация рассматривает философию как деятельность, подчиненную богословию (теологии, учению о боге), ибо считается, что вера, на которой зиждется теология, выше разума, на котором основываются философские дисциплины. Такой была установка Фомы Аквинского Но и другие христианские вероисповедания в общем придерживались и придерживаются догмы о первенстве и главенстве теологии над философией Переориентация в этом пункте, в сущности, не является официальным пересмотром догмы. Но неортодоксальные религиозные философы «явочным порядком» как бы обособляют философию от теологии и в своих философских занятиях далеко не всегда «оглядываются» на теологические установки.
Соответственно 
этому трактуется и предмет философии. 
Традиционная ориентация, которой придерживается 
и сегодня официальная религиозная философия, 
это теоцентризм. Все, что говорится о 
мире или человеке, все этические проблемы 
должны быть, согласно этой догме, сконцентрированы 
вокруг проблемы бога, доказательства 
его существования, его мудрости, вокруг 
идеи божественного блага. “Переориентация 
состоит в том, что религиозные философы 
XX века, по большей части не посягая на 
пересмотр традиционной «иерархии проблем», 
в то же время фактически выдвигают в центр 
философии социальные, этические проблемы 
или вопрос о человеке”9. 
Пожалуй, в наибольшей 
степени скорректированы 
Суть обновленного подхода к вопросу о науке и разуме, и роли в современном мире можно кратко сформулировать следующим образом. С одной стороны, признается, что благодаря науке и технике в современном мире уже осуществлены и еще будут осуществлены коренные преобразования. Религиозные философы, занимающиеся проблемами естествознания, в существенной мере ушли от традиционного цензорского тона по отношению к науке. Науке и разуму даже льстят, научные открытия используют для «модернизации» религиозных воззрений.
С другой стороны, 
в документах и произведениях, о 
которых идет речь, большую роль 
занимают критика науки, демонстрация 
противоричивости научно-технического 
прогресса. Эта критика бывает до вольно 
меткой и убедительной, причем нередко 
говорится и о существенных издержках 
негуманистического пути использования 
достижений науки и техники. Однако главная 
цель критических рассуждений о науке 
просвечивает вполне определенно все 
беды, утверждают религиозные авторы, 
проистекают из того, что сов ременный 
мир «забыл бога» или, во всяком случае, 
вспоминает о нем не так часто, как следовало 
бы. 
И вместе с тем 
религиозная философия все шире 
и все активнее вовлекает в орбиту 
своего рассмотрения проблемы общества, 
человека, науки. Это одна из примет обновления 
религиозной мысли. “Но выходя к этим 
проблемам, религиозная мысль делает себя 
более уязвимой, более открытой для критики 
— как извне, так и изнутри”10. 
Извне — когда 
нерелигиозные философы и ученые 
обнаруживают несоответствие между 
проблемами современного мира и предлагаемым 
религиозной мыслью пони манием их 
сути и путей решения Изнутри 
— когда верующие, теологи, религиозные 
философы раскалываются на два борющихся 
лагеря — догматиков и обновленцев Одни 
не желают никаких перемен и приходят 
в ужас от любой попытки идейной переориентации, 
от того, что церковь якобы слишком «открывает 
себя» миру Другие, напротив, недовольны 
все еще сохраняющейся догматичностью, 
робостью предпринимаемых теоретических 
реформ. В таком напряженном состоянии 
идейного противоборства — сопротивляясь 
переменам и все же идя на них, обновляясь, 
но сохраняя традиционалистско-
 
 
 
 
 
 
5.Проблема «доказательства» существования бога.
На протяжении 
всей своей истории, включая и 
современность, важнейшим, если не первейшим 
предметом теологии и религиозной философии 
остается проблема бытия бога. Правда, 
в наше время в адрес религиозной философии 
все чаще высказывается такой упрек: если 
бог действительно и несомненно существует, 
почему необходимо столь упорно доказывать 
его существование? На этом основании 
иные «новаторы» в самой религии предлагают 
вообще исключить данную проблематику 
из теологии и философии. Однако большинство 
религиозных мыслителей с такими радикальными 
предложениями не соглашаются. “Они исходят 
из того, что следует постоянно, на каждом 
новом уровне развития человечества преодолевать 
сомнения верующих относительное существования 
бога и опровергать аргументы атеистов 
относительно его несуществования”11. 
А это особенно нужно, заявляют! религиозные 
философы, в наш век, когда все подобные 
сомнения и аргументы становятся особенно 
сильными и настойчивыми. 
  Не следует 
упрощать дело и думать, будто вследствие 
этого ' современная христианская философия 
во всех случаях оказывается простым 
повтором ее классических, то есть средневековых 
образцов. Такие подходы тоже существуют. 
Но как раз наиболее известные религиозные 
мыслители наших дней — те, кто полагают, 
что путь к принятию существования бога 
надо прокладывать от самых острых проблем, 
тревог, забот современного человечества. 
Рассуждения наиболее крупных представителей 
религиозной философии XX столетия на все 
эти темы отнюдь не беспочвенны и порою 
проникнуты глубоким критицизмом, искренним 
беспокойством о судьбе человека и мира. 
Но какими бы оправданными ни были их критические 
суждения, все же главная цель остается 
прежней — утвердить догму о существовании 
бога. 
Приглядимся к тому, как это делается, в чем тут сходство с традициями религиозной мысли и каковы новые моменты по сравнению с ними. Традиционализм религиозной философии отчетливо проявляется не только в том, что доказательства бытие бога, как и много веков назад, ставятся в центр философии — и по существу «покрывают» философскую проблему бытия. В еще большей степени традиционализм сказывается в том, что за основу принимаются те традиционные «схемы» доказательства бытия бога, которые обосновали для неотомистов Фома Аквинский, для неоавгустинистов — Августин, для протестантов — Лютер, Кальвин, Меланхтон и другие богословы. Покажем это на примере отношения неотомистов к соответствующим разделам наследия их идейного вдохновителя Фомы Аквинского.
По содержанию 
«доказательства» бытия бога у Фомы 
сведены к пяти главным доводам, 
которые изложены им в «Сумме теологии» 
и «Сумме против язычников». 1. Если брать 
движение во всей его полноте, а не только 
кик механическое движение, нельзя не 
прийти, заявляет Фома, к «перводвигателю», 
то есть к богу. 2. Сходен довод, касающийся 
причинности. Если все в мире имеет свою 
причину, то должна быть «первопричина» 
— бог. 3. Бесчисленное множество возможностей 
и случайностей в мире должно управляться, 
заявляет Фома Аквинский, абсолютно необходимой 
причиной, то есть богом. 4. Для измерения 
степеней совершенства (красоты, блага, 
истинности) всего, что есть в мире, должно 
существовать абсолютное мерило всех 
совершенств, те есть бог. 5. Все существующее 
в мере обладает какой-то степенью целесообразности. 
А значит, должна, существовать, «последняя» 
и главная цель — бог. Несостоятельность 
доводов Фомы раскрыта во II главе учебника. 
Здесь же нам важно ответить на вопрос: 
как относились и относятся к «доказательствам» 
Фомы Аквинского неотомисты? 
Картина этого 
отношения довольно причудлива. С 
одной стороны, неотомисты, относя доказательства 
бытия бога к сердцевине католической, 
да и вообще религиозной философии, объявляют 
выкладки Фомы по этому вопросу недосягаемым 
образцом. А отсюда — превалирование в 
писаниях официальных теологов и философов 
католичества сочинений комментаторского 
типа, содержащих новые и новые догматические 
и апологетические разъяснения того, что 
писал и что имел в виду Фома Аквинский. 
С другой стороны, признается необходимость 
как-то модернизировать стиль и методы 
доказательства Фомы. Что же именно следует 
принять и что следует отвергнуть? Тут 
нет единого ответа. “Одни считают «несовременным» 
вслед за Фомой настаивать на том, что 
некоторые догмы христианства недоказуемы 
и полагают необходимым давать доказательства 
всех сколько-нибудь существенных принципов”12. 
Другие, напротив, склонны «освободиться» 
от необходимости доказывать и те догмы, 
которые объявлял доказуемыми Фома и которые 
он, а также его последователи пытались 
доказывать. Нет единства и в отношении 
того, как и в какой мере при решении вопроса 
о бытии бога использовать данные современной 
науки. 
Одни томисты пытаются поставить достижения современной науки на службу религии и полагают необходимым укрепить «союз веры и разума». Другие, напротив, видят путь усиления позиций веры и теологии в том, чтобы не заигрывать с разумом, а прямо апеллировать к «необъяснимому», «таинственному», «мистическому» в человеческом опыте.
По-разному решается и вопрос о том, на чем следует сделать акцент в попытках — с учетом реалий современного мира — решать проблему бытия бога.
Одни философы-томисты, 
поддерживая Фому, стремятся идти главным 
образом от истолкованных в соответствующем 
духе данных естествознания о строении 
мира, считают, что путь «космологических 
доказательств», как их именовали в истории 
мысли, особенно предпочтителен в наш 
век, когда познание мира в его космической 
целостности обладает в глазах людей таким 
большим авторитетом. И потому они связывают 
дальнейшее движение религиозной философии 
с более тщательной, чем у Фомы, работой 
над космологией, теорией познания, логикой. 
Другие философствующие томисты, возражая 
«космологам» и «гносеологам», стремятся 
в данном вопросе, как и в других вопросах 
религиозного миросозерцания, выдвинуть 
на первый план проблему человека и тем 
самым актуализировать философско-антропологические 
моменты классического томистского наследия. 
Томистская философия в конечном счете 
отдала предпочтение последнему варианту 
и на этом пути претерпела «антропологическую» 
переориентацию. Почему «антропологический 
поворот» происходит в религиозной философии 
именно в XX веке? В чем он выражается и 
как связан с традициями религиозного 
миропонимания? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6.«Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии.
Проблема человека 
занимала заметное место в классической 
религиозной философии. Августин, Фома 
Аквинский и другие классики религиозной 
философии неизменно включали в свои философские 
системы раздел о человеке. Вместе с тем 
догматически установленная религиозной 
идеологией иерархия ценностей (запечатленная 
в различных «священных» текстах и документах 
церквей, например христианских) никогда 
не отводила человеку первое место. Теологи 
и философы христианства издавна объявляли 
его проблемой второстепенной по сравнению 
с вопросами о боге, его существовании, 
богопознании. 
Что касается неотомизма 
наших дней, то в нем тенденции антропологизации 
получили довольно широкое распространение 
и пользуются поддержкой папы Иоанна Павла 
II, профессионального философа, который 
в 70-е годы, еще будучи кардиналом К. Войтылой, 
написал книгу «Действующая личность». 
В свою очередь, антропологическая линия 
религиозной философии обновленческой 
ориентации покоится на тех формах отчасти 
реформированной религиозной философии, 
которые зародились в первой половине 
нашего столетия, а сейчас уже стали своего 
рода  «классикой». 
Если в свое 
время антропологические учения М. Шелера, 
Ж. Маритена, Г. Марселя, П. Тиллиха, Э. Мунье, 
Тейяра де Шардена принимались ортодоксами 
с опаской, а то и просто осуждались, то 
сегодня многие идеи названных философов 
широко используются сторонниками «антропологического 
поворота» внутри религиозной мысли и 
вне ее. 
 
 
Заключение.
Безусловно, «антропологический поворот» в религиозной мысли представлен мыслителями, позиции которых различались и которые спорили друг с другом. Но в их взглядах есть и много общего. Мы и рассмотрим их в определенной типологической обобщенности.
«Антропологический 
поворот» связан с решимостью философов-реформаторов 
в определенном смысле пересмотреть традиционную 
иерархию ценностей и проблем религиозной 
философии. Если традиционная религиозная 
философия сводила все вопросы философии, 
включая и вопрос о человеке, к проблеме 
бога, то религиозная философская антропология 
XX века, как видим, ставит в центр именно 
широко понятую проблему человека. И хотя 
отношение человека к богу философы этого 
направления считают необходимым также 
«подтянуть к центру», все же переориентация 
по сравнению с религиозной классикой 
происходит заметная и немаловажная. 
Информация о работе Ориентации и переориентации религиозной философии