Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:43, контрольная работа
Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию. Исторически первой формой мировоззрения была мифология. Она возникла на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение.
1. Религия и философия как исторические типы мировоззрения. Общая характеристика современной религиозной философии.
2. Неотомизм как официальная философия современной католической церкви.
3. Религия и наука как альтернативные формы познания мира человеком. Синтез современной науки и религии в философии П. Тейяра де Шардена.
Тема 17. Современная западная религиозная философия
План:
1. Религия и философия как исторические типы мировоззрения. Общая характеристика современной религиозной философии.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию. Исторически первой формой мировоззрения была мифология. Она возникла на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение.
Религия - тип мировоззрения, а также сопряженное с ним поведение людей, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы. Главная и самая ценная идея религии - идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание.
В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по высшему, абсолютному критерию.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия, и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
Одной из характерных черт религиозного мировоззрения является разделение мира на человеческий, реальный и божественный, идеальный при приоритете последнего. Что, свою очередь, проявляется в идеях провиденциализма, телеологии и креационизма. Провиденциализм - теологическая концепция истории как промысла божьего, согласно которой любое общественное событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, утверждают присутствие Бога в мире и являются проявлением его воли. Теология (учение о Боге, о религиозных догматах) утверждает, что все существующее развивается согласно изначально предустановленных целей и целесообразности, при этом данные цели имеют сверхъестественный источник. Креационизм (от лат. сотворение) - религиозное учение о творении мира Богом из ничего.
Нужно отметить, что современная религия не отвергает достижения науки и подчеркивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы человечество не забывало, что над ним существует неусыпный контроль.
Философия - тип мировоззрения, представляющий собой систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о мире в целом и месте в нем человека, об отношении человека к миру. Философия, в отличие от других типов мировоззрения, базируется на теоретических методах постижения действительности, то есть, философия составляет теоретическую основу мировоззрения.
В массовом сознании философия нередко представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании – это пространственное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немного» – философ, даже если он и не подозревает об этом. Цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Таким образом, философия и религия, имеют схожие цели и пытаются разрешить одинаковые мировоззренческие проблемы. Но философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от религиозной формы мировоззрения, которая основываются на вере и отражает действительность в фантастической форме. То есть религия, в отличие от философии, аппелирует к вере, эмоциям, сверхъестественным силам. Но именно выход к единому предметному полю (схожие цели и задачи) объясняет интерес философии к религии и религии к философии, что проявляется в таких формах, как философия религии и религиозная философия. Философия религии является ядром теоретического религиоведения и предполагает философское объяснение религии и ее оценку.
Религиозная философия представляет собой совокупность различных направлений и течений, развивающихся в христианстве, буддизме, исламе и в других развитых религиозных системах. При этом религиозная философия опирается на исходные принципы вероучения конкретной религии. Религиозная философия, основываясь на теологических позициях, также пытается разрешить определенные общественно-политические и социальные проблемы.
Современная религиозная философия не является однородной. Она представлена совокупностью учений (школ и доктрин), связанных с различными конфессиями. Главной чертой современных религиозно-философских учений является содержащееся в них явное или скрытое доказательство необходимости существования религии и полезности ее благотворного влияния на человека.
Среди важнейших проблем, рассматриваемых современной религиозной философией, можно выделить следующие: проблема доказательства существования бога (центральная проблема), проблема человека, проблема добра и зла. Нужно отметить, что современная религиозная философия на первое место выводит проблему человека, что и обеспечивает ей достаточную известность. Традиционная религиозная философия главным в человеке считала богопослушание, современная - считает главным поиски человеком смысла своей жизни, своей неповторимой духовности.
Неотомизм - это наиболее разработанная философская доктрина католической церкви. Ее виднейшие представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен, Ю. Бохеньский и др. Основополагающий принцип неотомизма заключается в гармонии веры и разума. Неотомисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию, теологию. Низшей из них является наука. Теология, по мнению неотомистов, является вершиной рационального знания.
Для философии протестантства характерна социально-этическая проблематика. В отличие от католицизма в протестантстве нет официальной философской доктрины. Неопротестантизм придерживается учения о непосредственной связи Бога и человека, рассматривает проблемы смысла бытия человека в его отношениях с миром и Богом. Главные представители неопротестантизма: К. Барт, Э. Бруннер, Рейнгольд Нибур, П. Тиллих и др.
В неопротестантизме отвергается основной тезис традиционного христианства о противоположности и несовместимости земного греховного и святого сверхъестественного. Неопротестанты считают, что такое противопоставление искажает подлинный смысл христианства, так как Христос, будучи богочеловеком, воплощает в себе единство этих двух миров. Назначение религии - не в том, чтобы обращаться с надеждой к потустороннему миру, а в том, чтобы повернуть человека лицом к миру, в котором он живет.
Основные проблемы, решаемые протестантской теологией ХХ века – греховность человека, ограничивающая его возможности, проблемы культуры (соотношение христианства и культуры). Так, согласно Тиллиху идеалом культуры должна стать культура, все формы которой пронизывает и направляет присутствие Бога. Воцарение такой культуры (в противовес еще господствующей на Западе автономной – бездуховной культуры) знаменует поворотный момент истории. Смысл истории связывается Тиллихом с этим моментом, когда Бытие (Бог) откроется человеку.
2. Неотомизм как официальная философия современной католической церкви.
Неотомизм возник во второй половине ХIХ в., когда в 1879 г. папа Лев ХIII обратился с посланием «О восстановлении в католических школах христианской философии в духе ангельского доктора святого Фомы Аквинского». С тех пор неотомизм получил статус официальной философии современной католической церкви. В настоящее время неотомизм является влиятельнейшим течением современной западной религиозной философии и возрождает в новых условиях идеи Фомы Аквинского (томизма). Томизм - (от лат. Thomas - Фома) - учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианское (католическое) мировоззрение с философией Аристотеля.
Неотомисты, ставя своей задачей обоснование истин католической веры, стремятся совместить научное знание и религиозное Откровение (божественное слово), здравый смысл и догматы Священного писания. Система основополагающих догматов (догма - неизменная истина веры, религиозная истина) религиозного вероучения (их краткое изложение) составляет Символ веры. Все христианские догматы устанавливаются на Вселенских Соборах - собраниях епископата христианской Церкви. Так в католической вере основные догматы, составляющие Символ веры - о троичности Бога, о «богочеловеческой природе» Иисуса Христа, о непорочном зачатии Девы Марии, о Воскресении Иисуса Христа, о «вечной жизни», об иконопочитании и другие. То есть неотомизм выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума.
Теологии нужна философия для того, чтобы дополнить веру знанием, перевести христианское Откровение на научно-документальный язык и тем самым более прочно, надежно закрепить религиозное мировоззрение в общественном сознании.
Главные проблемы неотомизма: проблема бытия Бога как творца и проблема бытия человека как высшего творения Бога. В своих философских построениях неотомизм исходит из принципов креационизма (творческая роль Бога в создании мира из ничего), гносеологического дуализма (непротиворечие веры и разума), теодицеи (оправдание Бога как абсолютного добра), провиденциализма (понимание исторического процесса как божественного замысла, цель которого – спасение человечества и Царствие божие на Земле).
Представители неотомизма Ж. Маритен, Э. Жильсон, Ю. Бохеньский и др. подчеркивали, что в неотомизме сохраняются все исходные принципы томизма. Следуя заветам своего учителя, неотомисты отстаивают постулат о гармонии веры и разума. Назначение разума они видят в том, чтобы доказывать основные положения христианского вероучения – существование Бога, бессмертия души и др. В то же время они подчеркивают ограниченность разума, а значит научного познания. Свету разума недоступны глубокие тайны религиозного учения: тайна троичности бога, идея сотворения мира из ничего и т.п. Эти и другие сокровенные истины можно постичь с помощью веры. Задачу философии они видят в том, чтобы добиться обоснования христианского вероучения, используя все средства философской методологии и достижения современной науки.
Философия, по мнению неотомистов, – мост, соединяющий науки с теологией. Если теология (учение о Боге) нисходит на землю, то философия (учение о мудрости) стремится подняться к божественному. Предложенный Фомой Аквинским и его последователями принцип гармонии веры и разума предполагает, что религиозная вера и знание, по сути, различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый разумом сотворенный мир и сверхъестественным образом – через Откровение, божественное слово. Рациональное знание ценно, потому что оно позволяет более полно понять истины Откровения. По мнению неотомистов, несоответствие выводов науки догматам веры свидетельствует только о неправильном ходе рассуждений, приводящем к естественным заблуждениям. Впрочем, есть и догматы, при постижении которых обнаруживается ограниченность философии и тем более науки. Таковыми являются догматы Боговоплощения, Воскресения, троичности Бога, которые постигаются только путем божественного Откровения. В этом смысле теология, по мнению Ж. Маритена, является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тождественным вере.
Философское учение неотомизма представляет собой систему различных дисциплин, охватывающих метафизику (раздел философии, занимающийся исследованием природы и структуры мира), гносеологию (теория познания), этику, эстетику, философию истории и другие разделы. Ядро неотомисткой философии составляет метафизика, включающая учение о бытии как таковом, учение о Боге, о мире и человеке. При этом неотомисты не только восстанавливают доказательства бытия Бога, систематизированные еще Ф. Аквинским, но и стараются привести новые аргументы в пользу существования Бога. В учении о человеке неотомисты упорно придерживаются мнения, что бытие личности заключается в ее отношении к Богу. Главное в человеке это его душа. Она создается богом в момент рождения человека. Она должна быть предметом особой заботы во время жизни человека, так как после его смерти она несет на себе весь груз ответственности за его земные деяния.
Важное место в неотомизме занимает теодицея, т.е. оправдание явного противоречия между верой во всемогущего, всемудрого и благого Бога и существующими в мире зле и несправедливости. Главным аргументом теодицеи является апеллирование к свободе воли человека. Сама по себе свобода воли признается как величайшее благо, источник нравственности как свободного волеизлияния (духовности). Но это благо содержит в себе возможность злоупотребления им. И в этой возможности корень всего зла в мире. Таким образом, с Бога снимается вся ответственность за царящее в мире зло. Надежды на мир, свободный от зла, объявляются не только иллюзорными, но и богохульными. Они не возвеличивают, а только умоляют Бога и не совместимы с христианством, поскольку основаны на убеждении, что мир мог бы быть устроен лучше, чем устроил его Создатель. Мир не может быть изменен, ибо Бог не может быть изменен. Отсюда требование католической церкви – нужно принять мир таким, каким он есть, восхваляя его Творца.
Неотомизм большое значение придаёт и экуменическому сближению религий как средству смягчения трагических противоречий современности. Экуменизм - идеология всехристианского единства, экуменическое движение - движение за всемирное христианское единение, в более узком и общепринятом значении - движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. Нужно отметить, что суть экуменизма неотомистов состоит не в отказе от части своей догматики ради создания приемлемого для всех конфессий компромиссного вероучения, а в уважении ко всему тому в других конфессиях, что не противоречит уже имеющейся католической вере.
В неотомизме различают две истины - теологическую и научную. То есть неотомистами выдвигается теория двух истин, по которой научные истины и истины теологии имеют разные предметы и поэтому не касаются друг друга и не противоречат друг другу. Исходя из этого, Бог постигается двумя путями. Путь вниз - это Откровение, вера и путь вверх - от исследования сотворенной природы к познанию его Творца.
Информация о работе Современная западная религиозная философия