Современная западная религиозная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:43, контрольная работа

Краткое описание

Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию. Исторически первой формой мировоззрения была мифология. Она возникла на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение.

Оглавление

1. Религия и философия как исторические типы мировоззрения. Общая характеристика современной религиозной философии.
2. Неотомизм как официальная философия современной католической церкви.
3. Религия и наука как альтернативные формы познания мира человеком. Синтез современной науки и религии в философии П. Тейяра де Шардена.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Истины теологии имеют своим источником Откровение, истины науки – чувственный опыт и разум. Неотомисты утверждают, что с точки зрения способа получение истины знания можно разделить на два вида: знания, открытые естественным Светом разума, например арифметика и геометрия, и знания, черпающие свои основы из Откровения.

Таким образом, проблема соединения веры и знания, богословия и науки занимает важное место в неотомизме, представители которого стремятся объединить веру и разум. Так, Ж. Маритен, доказывая необходимость гармонии разума и веры, считал плодотворным главенство теологии и метафизики, над конкретными областями теоретического разума, ратовал за возрождение религиозно ориентированной философии природы.

Французский ученый, философ и теолог Тейяр де Шарден пытался создать «научную феноменологию», которая синтезировала бы данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека. Этот процесс подчинен, по Тейяру, своему регулятору и своей конечной цели - «точке Омега», воплощением которой является Христос. В идеи единения науки и мистики он видел спасение всего человечества. Важнейшее условие реализации этой идеи - технический прогресс и развитие экономики. Но решающую роль, по мнению Тейяра, должен сыграть духовный фактор - ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции.

Согласно философским взглядам неотомистов, религия с уважением относится к научным исследованиям, ценит человеческий разум (которым наделил человека Бог). Но познания человека не бесконечны, а значит, научное познание должно уступать сверхразумному, трансцендентальному.

Неотомисты не отрицают роста научных открытий и возможностей современного человека, но столь же очевидно они указывают на бессилие науки перед нравственными проблемами (социальное неравенство, экологический кризис и т. д.). Таким образом, познание и освоение окружающего мира только в том случае может стать успешным, если научное знание будет идти рядом с религиозным миропониманием.

Проблема взаимоотношений науки и религии актуальна и сегодня. В современном мире наблюдается рост интереса к религии. И сейчас некоторые научные, ранее считавшиеся бесспорными, в корне пересматриваются научным обществом. Многие ученые современности допускают диалог между наукой и религией в системе познания.

 

 

3. Религия и наука как альтернативные формы познания мира человеком. Синтез современной науки и религии в философии П. Тейяра де Шардена.

 

Еще в XX веке католическая церковь выдвинула положение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что не может быть никакого действительного расхождения веры и разума, так как все знания произошли от Бога. Так, папа Пий XII неоднократно выступал с заявлениями о том, что «церковь - друг науки», отмечая, однако, что церкви приходится вмешиваться в науку, чтобы предостеречь ее от ошибок против веры.

В размышлениях философов и ученых конца XX века также можно встретить рассуждения о том, что научной мысли нужна вера, как правой руке левая, и неумение работать обеими не следует считать особым преимуществом. Обосновывается это тем, что в научном и в религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует как «чистый ум»; совесть, вера, любовь, порядочность - все это «подмога» в работе ума ученого.

Отношения науки и религии, конечно, не сводятся к взаимному конфликту. Эти отношения глубже и сложнее. Многие ученые были верующими людьми, что не мешало им делать выдающиеся открытия. С самого начала естествознание стремилось ограничиться исследованием фактов и не вступать в споры о «конечных причинах» - о сотворении мира и бессмертии души. Но сейчас ученые все чаще обращаются к «главным вопросам»: о возникновении Вселенной, жизни и разума. И все чаще они делают вывод, что объективно существующий Мир не исчерпывается миром материальной эмпирической действительности, миром, воспринимаемым нашими органами чувств, даже многократно усиленными современными приборами материальный мир есть лишь самый «нижний» слой Бытия... Необходимо признать существование другого, информационно гораздо более емкого мира - Мира высшей реальности.

Сейчас происходит стремительное расширение наших знаний о мире, и наука в этом процессе играет ведущую роль. Но были и остаются сферы, которые не могут быть до конца рационализированы. Поэтому в жизни человека всегда будут религия и философия.

Неотомисты придерживаются позиции о гармонии между религией и наукой, верой и знанием при приоритете веры. Так Э. Жильсон и Ж. Маритен стремились синтезировать научные и религиозные знания. Оригинальные идеи о соотношении науки и религии предлагал П. Тейяр де Шарден.

Пьер Тейяр де Шарден - французский ученый-палеонтолог, философ, священник. Философско-исторические воззрения Тейяра отмечены гуманистической, христианско-либеральной направленностью. Он верил в союз христианства и гуманизма, выдвигал идею единства науки и мистики в качестве панацеи от всех бед современности.

Тейяр де Шарден в своей книге «Феномен человека» исследовал вопросы о том какова природа человека, его происхождение, смысл бытия, а также целостные характеристики человека как биологического и в тоже время надбиологического, сознательного существа, то есть тем самым ученый попытался раскрыть суть феномена человека. В этой книге он выразил свои мысли, которые оказались несовместимыми с общественными идеями неотомизма как основополагающего учения католической церкви (неотомизм не допускал отождествления мира и Бога), за что автор был лишен права преподавания и публикации своих философско-теологических работ.

Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека с присущими ему разумом и чувствами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как едино-цельной системы. А высшим выражением божественного источника космической эволюции является разумный человек (homo sapiens). При этом конечной целью эволюции является точка «Омега» - это финальная цель, символизирующая собой Христа, сопричастного мирозданию. Человек, концентрирующий в себе психическую энергию, творит ноосферу.

Ноосфера в философии Тейяра де Шардена представляется как идеальная, духовная оболочка Земли, сфера свободной мысли, «мыслящий пласт» (своего рода сверхсознание). Тейяр де Шарден в «Феномене человека» описывает, как развертывается ноосфера. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну общую крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется в акте одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем. Мистическим центром ноосферы является «точка Омега», которая «уже существует в мире и действует в самой глубине мыслящей массы», -это «Христос всеобъемлющий».

Таким образом, можно предположить, что изменения, происходящие в биосфере планеты, дали повод Тейяру де Шардену сделать вывод, что биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние - в ноосферу, то есть такое состояние, в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом, когда человек заселил всю планету, все человечество экономически объединилось в единое целое, и научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи.

Еще одно философское учение П. Тейяра де Шардена, которое оказалось непризнанным католической церковью - книга «Божественная среда». В этой работе ученый обращается к проблеме, которая возникла еще в Новое время в связи с крупнейшими астрономическими открытиями, со становлением гелиоцентрической системы мира, и которая продолжала углубляться вместе с развитием физико-математических наук, открытием сложной структуры атома в начале ХХ века - это проблема взаимоотношения духовных и научных знаний, религии и науки.

В книге «Божественная среда» П. Тейяр де Шарден высказал идею объединения церквей, слияния религий. Во всяком случае, начало этого процесса он усмотрел в середине ХХ века. «В большом человеческом потоке  три течения (восточное, гуманное, христианское) все еще противостоят друг другу. Однако имеются живые признаки их сближения. Восток, по-видимому, уже почти отказался от первоначальной пассивности своего пантеизма... Культ прогресса все шире распахивает свои космогонические системы перед силами духа и свободы. Христианство начинает примиряться с усилиями человечества. Во всех трех течениях тайно трудится тот же дух, который создал меня самого... Общая конвергенция религий во всемирном Христе, который, в сущности, удовлетворяет всех, - такой мне представляется единственная возможность обращения мира и единственная форма религии будущего».

Ведущий представитель неотомизма Э. Жильсон - французский религиозный философ, академик, профессор, в своей работе «Философ и теология» дает историко-философский анализ взаимодействия философии и теологии, науки и религии, разума и веры; говорит о том, что философия может находить в теологии полноту своего конкретного осуществления. Э. Жильсон считает, что и человек и философия должны направляться «светом Веры» и стремясь к благу личность обретает добродетель. Источник веры согласно Жильсону - божественное Откровение. И каждый человек должен правильно истолковывать науку, стараться приспособить получаемые рациональные знания к религиозному мировоззрению. В идущем на нас потоке новейших достижений наук о природе нужно стараться идти к источнику этого потока (против течения), чтобы постичь настоящую истину. Но Бог всегда будет оставаться для людей на Земле таинством.

Э. Жильсон считал, что философия, опираясь на науку, в своем движении, в подъеме сквозь течение научных открытий идет к религии. Но при этом философия не может стать религией, так как основывается на научном знании. Философия остается в промежутке между фактами науки и тайной Откровения. Назначение философии заключается в том, чтобы привести нас к нравственному совершенству.

 

 

 

 

Литература

 

1. Орлов С. В. История философии / С. В. Орлов. - Санкт-Петербург, 2006.

2. Философия: учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В. Н., Ратникова В. П. – Москва, 2001.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. - Москва, 1998.

4. История философии: учебное пособие для вузов / В.М. Мапельман [и др.]. - Москва, 2001.

5. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник для вузов. – Москва, 1996.

6. Философия: метод. пособие к выполнению контрольных работ для студ. всех спец. БГУИР заоч. и дистанц. форм обуч. / Г. И. Малыхина [и др.]; под ред. зав. кафедрой Г. И. Малыхиной. - Минск, 2009.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Современная западная религиозная философия