Ориентации и переориентации религиозной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:33, реферат

Краткое описание

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытатели Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. “Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие”1.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Часть первая………………………………………………………………………..4
Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики………….4
Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом…6
Специфика средневековой схоластики...…………………………………...9
Часть вторая……………………………………………………………………….10
Ориентации и переориентации религиозной философии……………….10
Проблема «доказательства» существования бога………………………..13
«Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии…………………………………………………………………......17
Заключение………………………………………………………………………..18
Список литературы.

Файлы: 1 файл

akvinskii.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Происходят перемены и в том, как именно анализируется  вопрос о человеке, какие ценности жизни и поведения людей выдвигаются на первый план. Меняется сам стиль обращения религиозных мыслителей XX века к человеку. Правда, довольно часто они предпочитают — в соответствии с духом традициона-листского мышления — приглушать свое новаторство и делать вид, что только извлекают из теолого-философских традиций христианства внутренне заключенную в нем гуманистическую ориентацию. Для такого подхода есть определенные основания. За фасадом теоцентризма постоянно скрывался интерес к человеку, его жизни, поведению, нравственности. Особенно характерен в этом отношении пример Августина, и не удивительно, что «ренессанс Августина» в XX веке стал мощным стимулом для переориентации в направлении философской антропологии. 
 

Cписок литературы :

  1. Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. – 504с.
  2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991.- 603с.
  3. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. – 623с.
  4. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990. – 589с.
  5. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры. М., 1981. – 530с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий.

Истина —  это «соответствие интеллекта и  вещи». То есть понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют  своим понятиям, предшествующим в  интеллекте Бога.

пассивный интеллект  — интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый образ.

активный интеллект  — абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия.

Ангельское познание — умозрительно-интуитивное познание, не опосредованное чувственным опытом; осуществляется с помощью присущих понятий. 

Человеческое  познание — обогащение души субстанциональными формами познаваемых предметов.

Фома Аквинский  считал, что универсалии (то есть понятия  вещей) существуют трояко:

«до вещей», как  архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей (платонизм, крайний реализм).

«в вещах» или  субстанциях, как их сущность (аристотелизм, умеренный реализм).

«после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения 

Беноццо Гоццоли. Триумф св. Фомы Аквинского. 1471. Лувр. Париж

(номинализм, концептуализм)

Информация о работе Ориентации и переориентации религиозной философии