Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций
О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.
Билет 9
Вопрос 1
Детерминизм – (от лат.determino - определяю) – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Основу данного учения составляет положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений. Но все эти формы в конечном счете складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности.
Идея о том, что все существующее возникает или уничтожается в результате действия определенных причин зародилась в глубокой древности при первых попытках осмыслить связь и взаимозависимость вещей. Представители материалистического направления в философии в трактовке детерминизма исходили из того, что все формы связей вещей, в том числе и причинно-следственные связи, свойственны самой реальности и что каждое явление причинно обусловлено. В древнегреческой философии материалистическое понимание детерминизма отстаивали Гераклит, Демокрит, Эпикур. Для материалистической философии Нового времени принцип детерминизма явился важной опорой в борьбе против средневекового схоластического мировоззрения. В трудах Галилея, Бэкона, Гоббса, Декарта, Спинозы было обосновано положение о том, что при изучении природы надо искать действующие причины и что «истинное знание есть знание посредством причин» (Ф.Бэкон). Детерминизм Нового времени помог создать методологическую почву для расцвета естественных наук.
Вместе с тем, это учение страдало исторической ограниченностью, выразившейся в метафизической трактовке детерминизма, в отождествлении его со связями явлений, подчиняющимся лишь принципам механики, в непонимании качественного своеобразия закономерностей более высоких форм движения.
Классическая наука Нового времени признавала только закономерную связь между состояниями материальных систем, т.е. считалось, что за данным состоянием всегда следует только одно, строго определенное состояние. Исходя из этого уровня развития науки, французский ученый Пьер Лаплас сформулировал принцип, согласно которому в мире существует только однозначная, динамическая связь состояний. Эта связь носит механический характер и подчиняется законам классической механики. Предпосылкой лапласовского вывода был взгляд на мир как на замкнутую систему, поведение которой можно, зная исходные условия, однозначно определить в любой момент времени. С позиций подобного механического детерминизма (получившего в истории науки и философии наименование лапласовского) значения координат и импульсов всех частиц Вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет их состояние в любой прошедший или будущий момент времени. Такой подход означал признание лишь динамических закономерностей, которые длительное время лежали в основе научного и философского (метафизико-механистического) миропонимания. Динамическая закономерность есть форма причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знание начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшие состояния системы.
Появление материалистической диалектики и последующий прогресс науки (прежде всего, рождение квантовой механики) привели к отказу от лапласовского детерминизма при описании микроявлений. Оказалось, что между микрочастицами действует вероятностная (статистическая) связь, т.е. за данным состоянием системы могут следовать не строго определенные, а самые различные состояния, причем вероятность (степень возможности) появления нового состояния определяется уже не динамическими, а статистическими закономерностями. Статистическая закономерность – это форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет ее последующее состояние не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения.
Динамическая и статистическая закономерности являются различными формами проявления закономерной связи между предшествующими и последующими состояниями материальных систем.
Динамические закономерности действуют в автономных, мало зависящих от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов (такая закономерность определяет, например, движение планет в Солнечной системе). Статистические же закономерности действуют во всех неавтономных, зависящих от постоянно меняющихся внешних условий системах с очень большим количеством элементов (таковыми являются например, биологические системы).
Альтернативой детерминизму выступает индетерминизм –концепция, которая либо отвергает причинность вообще, либо отрицает ее всеобщий характер. Известный английский философ XYIII в. Д.Юм считал, например, что причинность в объективном мире не существует, что она представляет собой привычку человека связывать свои ощущения определенным образом. Споры вокруг принципа детерминизма продолжались и в последующие столетия. Сторонники индетерминизма утверждали, что к определенным областям (например, волевым действиям, процессам, происходящим в микромире) принцип причинной обусловленности неприменим. Когда классическая физика ХХ века столкнулась с тем обстоятельством, что микрообъект не может находиться в состоянии, в котором он имел бы одновременно совершенно строго определенные координату и импульс, некоторыми учеными и философами был сделан вывод, что будто бы в микромире принцип детерминизма теряет силу. В действительности же оказался непригодным старый механический детерминизм.
В целом прогресс научного познания показал, что методологические трудности, с которыми сталкиваются исследователи в различных отраслях знания, могут быть преодолены только на основе принципа детерминизма в его диалектико-материалистическом понимании. И хотя в ходе развития науки неоднократно возникали трудности в проведении идей детерминизма и появлялись течения, отрицающие детерминизм, в конце концов всегда оказывалось, что все действительные успехи науки были неразрывно связаны с его торжеством. Каждая из таких трудностей фактически означала не крах детерминизма, а ограниченную применимость тех или иных ранее известных форм причинной обусловленности явлений.
3.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ
НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире
как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно
тому как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в
мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с
обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду
человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется
наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот
принцип иногда понимается персонифицированно как наивысший правитель
(шан-ди), но чаще он представляется словом "небо" (тянь).
Вся природа одушевлена - каждая вещь, место и явление имеют своих
демонов. Таким же образом обстоит дело и с умершими. Почитание душ умерших
предков привело впоследствии к образованию культа предков и содействовало
консервативности мышления в Древнем Китае. Духи могли открыть человеку
завесу над будущим, воздействовать на поведение и деятельность людей. Корни
древнейших мифов уходят в глубь 2-го тысячелетия до н. э.
В это время в Китае получила распространение гадательная практика с
использованием магических формул, общения с духами. Для этих целей с помощью
пиктографического письма наносились вопросы на кости крупного рогатого скота
или черепаший панцирь (вторая половина 2-го тысячелетия до н. э.). Некоторые
из этих формул или по крайней мере их фрагменты мы находим на бронзовых
сосудах, а позже-в Книге перемен. Собрание древнейших китайских мифов
содержит Книга гор и морей (Шань хай цзин), относящаяся к VII-V вв. до н. э.
Особенностью развития китайской философской мысли является влияние так
называемых мудрых мужей (мудрецов) (первая половина 1-го тысячелетия до н.
э.). Их имена неизвестны, но известно, что именно они начали выходить за
пределы мифологического видения мира и стремились к его понятийному
осмыслению. На мудрецов, которые создают линию связи между мифом и
понятийной онтологией, будут впоследствии часто ссылаться китайские
философы.
Общинная организация общества, были ли это родовые общины или общины
раннего феодализма, сохраняла общественные отношения. Отсюда и интерес к
проблемам управления обществом и государственной организации. Постановка
онтологических вопросов, таким образом, определялась
философско-антропологической направленностью, которая проявилась, особенно у
неоконфуцианских мыслителей, в разработке проблем этической и социальной
иерархизации и обосновании консервации определенных общественных отношений,
способствующих образованию государства.
Китайская философия внутренне необычайно стабильна. Эта стабильность
основывалась на подчеркивании исключительности китайского способа мышления,
на основе которого сформировались чувство превосходства и нетерпимость ко
всем другим философским взглядам.
Классические книги китайской образованности. Эти книги возникли в
первой половине 1-го тысячелетия до н. э. и в период ста школ (VI-II
столетия до н. э.). Целый ряд этих книг содержит древнейшую поэзию, историю,
законодательство и философию. В основном это произведения неизвестных
авторов, написанные в разное время. Особое внимание им уделяли конфуцианские
мыслители, и начиная со II столетия до н. э. эти книги стали основными в
гуманитарном воспитании китайской интеллигенции. Знание их было достаточной
предпосылкой для сдачи государственных экзаменов на должность чиновника. Все
философские школы в своих рассуждениях вплоть до XX в. обращались к этим
книгам; постоянные ссылки на них были характерны для всей культурной жизни
Китая.
В I в. до н. э. после обнаружения этих книг, отличающихся от текстов,
написанных так называемым новым письмом, начался спор об интерпретации их
содержания, о смысле старых и новых текстов. Создатель ортодоксального
конфуцианства как государственной идеологии Дун Чжуншу считал автором
классических книг самого Конфуция. Однако сторонники старых текстов отводили
Конфуцию лишь роль интерпретатора. Спор о происхождении и интерпретации
классических
книг вспыхивает вновь и вновь вплоть до начала XX в.
Книга песен (Ши цзин - XI-VI вв. до н. э.) является сборником
древнейшей народной поэзии; содержит также культовые песнопения и, согласно
мнению некоторых комментаторов "Книги перемен", мистическое объяснение
происхождения племен, ремесел и вещей. Она стала образцом для китайской
поэзии в ее дальнейшем развитии.
Книга истории (Шу цзин - начало 1-го тысячелетия до н. э.) - известна
также как Шан шу (Шанские документы) -является собранием официальных
документов, описаний исторических событий. Имела большое влияние на
формирование позднейшей официальной письменности.
Книга порядка (Ли шу - IV-1 вв. до н. э.) включает три части: Порядок
эпохи Чжоу (Чжоу ли). Порядок церемоний (И ли) и Записки о порядке (Ли цзи).
Заключает в себе описание правильной организации, политических и религиозных
церемоний, норм социальной и политической деятельности. Идеализирует
древнейший период китайской истории, который считает образцом и мерой
дальнейшего развития.
(Книга) Весны и осени (Чунь цю) вместе с комментарием Цзо (Цзо чжуань -
IV в. до н. э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. до н. э.),
впоследствии служила в качестве образца и меры для решения этических и
формально-литературных вопросов.
Книга перемен (И цзин-XII-VI вв. до н. э.), с нашей точки зрения,
является наиважнейшей. В ней содержатся первые представления о мире и
человеке в китайской философии. В ее текстах, написанных в разное время,
прослеживается начало перехода от мифологического изображения мира к его
философскому осмыслению. В ней нашли отражение древнейшие решения
онтологических вопросов, разработан понятийный аппарат, используемый
последующей китайской философией. Мир, однако, в ней не понимается как мир
рациональных манипуляций.
Вокруг "Книги перемен" возникали и до сих пор возникают целый, ряд
историко-философских и философских споров, охватывающих всю историю
китайского мышления и китайской философии. В "Книге перемен" заложены основы
и принципы развития философского мышления в Китае.
Как уже говорилось, тексты "Книги перемен" создавались в разное время.