О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

Гуань-цзы, написавшего текст  "Гуань-цзы", Люй  Бувэй, создавшего книгу "Люй

ши чунь цю" ("Весны и осени господина Люя"). Последний был главным министром

в государстве  Цинь  (ум.  в 235 г. до  н.э.). Его  книга представляет собой

сборник  текстов  различных школ.  Книга имеет ценность чисто  исторического

документа.

     ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ДИНАСТИИ ХАНЬ

     С  началом династии Хань (II в. до  н. э.- I-  II вв. н.э.) вновь стала

оживать  духовная  жизнь общества. Прежде всего в этом процессе  важную роль

играл  даосизм.  В  конце  II  в.  до  н.э.  на  свои  позиции  возвращается

конфуцианство,  которое значительно  приспосабливается к новым  общественным

условиям и становится  государственной идеологией. Так, оно включает  в себя

некоторые   концепции  как   легизма   (касающиеся   практики  общественного

управления),  даосизма, так и  механистического  натурализма в интерпретации

мира (учение, о пяти элементах и инь и ян).

     Дун Чжуншу (179-104  до н.э.)  -главный обновитель конфуцианства в  тех

условиях. Идеалистическое истолкование, в частности, учения о пяти элементах

и функциях инь и ян приводит его к метафизическому и религиозному объяснению

мира. Божественные небеса сознательно и  целеустремленно определяют развитие

и  изменение действительности, порядок  (ли) мира,  сообщают людям моральные

законы,  а путь (дао) вещей следует за наивысшим в иерархии путем неба (тянь

дао). Дун  Чжуншу дуалистически делит изначально присущее вещам  имманентное

влияние инь и ян на пары,  в которых господствует связь подчиненности. То же

самое   он  переносит   на  человеческое  общество,   в  котором,   согласно

классической конфуцианской схеме, действуют  пять  норм сыновней добродетели

(сяоти): 1) человечность (жэнь); 2) правдивость (и); 3) вежливость  (ли); 4)

мудрость  (цжи); 5)  искренность,  чистосердечность  (синь).  Неорганическое

соединение  вещей  и понятий  довершается  их  мистической  классификацией с

использованием   пяти   элементов,    которая   доводит   до   законченности

теологическо-мистическую  философию всемирного соединения всего  сущего. Дун

Чжуншу  сыграл  большую  роль  в   утверждении  .конфуцианства  как  единого

государственного учения и черпает аргументацию у  авторитетов прошлого, "Кто

сомневается относительно  современности, пусть исследует  древность. Кто  не

понимает  будущего,  .пусть  обратит взгляд  в  прошлое".  Он  опирается  на

авторитет классических книг, которые интерпретирует в духе своей метафизики.

Комментирует классические  книги, написанные новым письмом. Позже, во второй

половине  I  столетия  до  н. э., когда Лю Синь переводит  тексты классиков,

написанные  старым  письмом (до III  в. до н.э.),  мыслители разделились  на

приверженцев школ старых и  новых текстов.  Школа  новых  текстов перенимает

мистические  взгляды   Дун  Чжуншу,  школа  старых  текстов  этот  мистицизм

радикально  отвергает, требует точного  филологического изложения  текстов и

продолжает рационалистическое истолкование конфуцианской этики.

     Хуайнань-цзы.  -  одно  из  даоистских  произведений  II  в.  до  н.э.,

приписываемое Лю Аню. В нем отвергается какое-либо божественное влияние неба

и  по-новому   интерпретируется  понятие  "ци"  (энергия).   Ци-   выражение

человеческого  жизненного  естества,  и  так как  оно является  материальным

принципом, то и обеспечивает человеку естественную связь с миром.

     Ян  Сюн  (53  г.  до  н.э.-  18 г.  н. э.)  -сторонник старых  текстов,

выступает против  мистической интерпретации  конфуцианства.  С конфуцианской

социальной  теорией  он соединял  даосистскую  онтологическую  интерпретацию

мира. Его ученик Хуань Тань (43 г. до н. э.- 28 г. н.  э.) продолжает усилия

учителя в привлечении к социальной  этике  конфуцианства некоторых  аспектов

онтологии даосизма. Открыто .критиковал современную ему эпоху и связанную  с

ней систему Дун Чжуншу. Его взгляды близки к концепциям Ван Чуна.

     Ван Чун  (27-107)  продолжает  .линию учения  Хуань Таня,  которому  он

отдает  дань  уважения в  своем обширном произведении "Критические суждения"

(Лунь  хэн).  Критерий истины  как единственный  гносеологический  критерий,

критика   телеологических  интерпретаций   действительности,   обожествления

природы и мистики Дун Чжуншу делают Ван Чуна самым уважаемым философом эпохи

Хань.

     Необходимость  прямого  познания,  проверка  этого  прямого контакта  с

действительностью и "точное мышление, служащее последним  доводом"  являются

высшей ступенью процесса получения  знаний.  Опора только на чувства ведет к

ошибкам,  разум, только  он, может познавать вещи. Истина не является некоей

идеальной  конструкцией,   но  содержится   в  вещах  и  в  мире.   "Следует

руководствоваться действительностью и никогда принципами человека".

     Мир является соединением неба и земли, их материальной энергии (ци). Ни

в  небо,  ни  в  землю  не  заложен  никакой  телеологический  принцип,  или

направленность.  "Вещи  рождаются сами. Это и  есть  естественность". Весьма

древний термин "ци", который в значении "дыхание", "воздух" уже встречался в

надписях на бронзе (начало 1-го  тысячелетия до н.э.), в "Книге перемен" и у

Лао-цзы,  у  Ван Чуна приобретает  значение материальной  энергии,  присущей

всему  сущему.  Такое  соединение человека  с  миром является  "природным" и

обеспечивает познаваемость вещей, ибо "между небом и землей человек является

существом".

     Согласно Ван  Чуну, внутреннее движение вещей и внешняя упорядоченность

отношений в  мире  между вещами-  возникают  благодаря воздействию принципов

"инь" и "ян".  Эти принципы действуют таким  же образом  и в  обществе. Этим

подчеркивается  естественность развития  человека,  который является  частью

мира. Следует заметить, что и  классическая конфуцианская схема общественных

отношений основывается на воздействии этих же принципов.

     Ван  Чун завершает период критических поисков и знаменует  собой начало

последующего развития китайской философии в эпоху неоконфуцианства.

Даосизм

Легендарным основателем даосизма был Лао-цзы (Старый учитель).1

Он жил в начале эпохи Чжань-го в VI - V вв. до н. э. Довольно долгое время Лао-цзы находился на государственной службе: был хранителем архивов династии Чжоу. В 1973 г. во время археологических раскопок в Мавандуе была вскрыта могила, в которой находились два экземпляра сочинений, приписываемых Лао-цзы - «Даоцзин» и «Дэцзин»2. Эти два трактата известны под единым названием - «Даодэцзин». Сочинение состоит из 81 главы, написанных 5000 иероглифами. Синологи утверждают, что трактат был написан последователем Лао-цзы спустя 200 лет после его смерти.

Другим важным письменным источником даосизма стал философский трактат IV в до н. э. - «Чжуан-изы», названный так по имени мудреца Чжуан-цзы.

1 По легенде Лао-цзы был рожден от падающей звезды.

2 Переводится как «Нить Дао» и «Нить Дэ», т. е. вечно длящаяся нить жизни.

44

Свое название школа «даозця» (даосизм) получила вследствие того, что размышления ее последователей сконцентрированы вокруг понятия «Дао».

Графически Дао изображается иероглифом, состоящим из двух элементов: «шоу» - головы и «цзоу» - идти. То есть первоначальный, мифологизированный смысл этого понятия -«путь, которым ходят люди». Действительно, поиск Великого Пути, общего для Космоса, Природы и Человека, является существенным компонентом древнекитайского миропонимания. Однако содержание, вкладываемое в понятие «Дао», менялось с течением времени.

У Лао-цзы Дао имеет два значения:

1. Как первичное творческое начало мира; как источник и причина его возникновения; как корень всего сущего. «В Поднебесной имеется начало, и оно мать всего сущего», - говорится в «Даодэцзине».

2. Как единый мировой Закон, гарантирующий существование мира и поддержание его в данном состоянии.

Несмотря на образность и чувственную конкретность языка, в «Даодэцзине» поставлена центральная проблема философии: соотношение бытия и небытия. Для адекватности понимания следует сказать, что под небытием даосы понимали прежде всего пустоту, не заполненное ничем пространство.

«Разве пространство между Небом и Землей не похоже на кузнечный мех? Чем больше в нем пустоты, тем дольше он действует...»1

«Дао пусто, но в применении неисчерпаемо...»2

Пустота - да, но пустота, как бы содержащая в себе образы и судьбы грядущего мира, огромный сгусток энергии. Для обозначения этой энергетически емкой пустоты, положившей начало сущему, используется иероглиф «Дао».3

В даосизме мы находим исторически первые (в Китае) философские ответы на мифологические вопросы: «Откуда взялось сущее? Каков источник происхождения мироздания?» Можно предполагать, что, называя Дао небытием, пустотой,

1 «Даодэцзин», гл. 5.

2 «Даодэцзин», гл. 4.

3 Современная теоретическая физика совсем недавно подошла к открытию того, что вакуум, представлявшийся ранее как пустота, есть не отсутствие, а присутствие в связанном виде мощного энергетического потенциала.

45

даосы утверждали первичность небытия. Лао-цзы говорит об этом так: «Все вещи в Поднебесной рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии».1

Об этом же говорится в средневековой даосской притче: «Свет спросил у Небытия:

- (Вы,) учитель, существуете или не существуете?

Но не получил ответа. Вгляделся пристально в его облик: темное, пустое. Целый день смотри на него - не увидишь, слушай его - не услышишь, трогай его - не дотронешься.

- Совершенство! - воскликнул Свет.

Кто мог бы (еще) достичь такого совершенства! Я способен быть или не быть, но не способен абсолютно не быть. А Небытие, как (оно) этого достигло?»2

 

Билет. 10

СПОРЫ ОБ АТРИБУТИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Материя и движение. Движение и развитие, прогресс и регресс

 

Нет в мире ничего, кроме движущейся материи, а движущаяся материя существует в пространстве и времени.

 

Движение - способ существования материи, любое изменение всеобще, независимо от его характера, направление и развитие.

 

Формы движения:

 

механическая;

физическая;

химическая;

биологическая;

социальная.

Движение и развитие - не одно и тоже.

 

Развитие - особый вид изменения, является необратимым и обязательно включает в себя качественное преобразование. Характеризуется направленностью, поступательностью, преемственностью, моментами повторяемости, отрицанием старого и появления нового. Развитие - есть процесс.

 

Существует два взгляда на виды движения материи:

 

Диалектические - низшие формы, входят в высшие, но высшие формы - это новое качество;

Метафизические - высшая форма сводима к низшим; при изучении высших форм не учитывают действие в них низших.

 

 

Проблема атрибутивности движения заключается в том, чтобы выяснить — действительно ли в мире нет и не может быть таких материальных объектов, которые бы находились в состоянии абсолютного покоя, или же последнее возможно? Тогда движение — не атрибут ( всеобщее, неотъемлемое, универсальное свойство) материи, а всего лишь модус (частное ее свойство, которое может быть, а может и не быть). Последнее означает, что некоторые материальные тела находятся в движении, другие же нет, они пребывают в состоянии постоянного покоя. Но что тогда приводит эти иные тела в движение?

Суждение типа : "Движение так же немыслимо без материи, как и материя без движения", "сказать материальное движение или движущаяся материя суть сказать одно и то же", "представление о лишенном движения состоянии материи является одним из самых пустых и нелепых представлений" — стали привычными хрестоматийными истинами. В них подчеркивается, а скорее постулируется, атрибутивность движения, то, что движение несотворимо и неуничтожимо, вечно и бесконечно, как и материя. Но являются ли такого рода выводы единственно возможными вариантами ответа? Как же решалась проблема атрибутивности движения в истории философии?

Информация о работе О специфике философского мировоззрения