О специфике философского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения.— Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составляющие мировоззрения. — Теоретический и практический уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Файлы: 1 файл

Философия. Конспекты к сдаче кандидатского экзамена.doc

— 5.62 Мб (Скачать)

В рамках господствовавщей долгое время механистической концепции восприятия мира допускалось, что все проявления движения материи отличаются друг от друга лишь количественно. Однако уже в естествознании гётевского времени (конец 18 в.) считалось, что все объекты природы связаны друг с другом грандиозной единой цепью, ведущей от простейших веществ, от элементов, минералов через растения и животных к

18-Т.Лешкевич              273

 

человеку. Мир рисовался немецкому мыслителю и поэту Гете (1749—1832), как сплошной "метаморфоз" форм. Представления о качественно различающихся "ступенях организованности" природы были развиты представителями немецкого классического идеализма Ф. Шеллингом (1775— 1854) и Г.В.Ф. Гегелем (1770—1831). Шеллинг ставил перед собой задачу последовательно раскрыть все этапы развития природы в направлении к высшей цели, т.е. рассмотреть природу как целесообразное целое, назначение которого в порождении сознания. Выделенные Гегелем ступени природы связывались с различными этапами эволюции, трактуемой как развитие и воплощение творческой деятельности "мирового духа", носящей у него название абсолютной идеи. Гегель говорил о переходе механических явлений к химическим (так называемом химизме) и далее к органической жизни (организме) и практике.

Когда в 1873 г. Энгельс приступил к разработке классификации форм движения материи, в ученых кругах был распространен контовский взгляд на классификацию наук. Родоначальник позитивизма О. Конт был уверен, что каждая наука имеет своим предметом отдельную форму движения материи, а сами объекты различных наук резко отделены друг от друга: механика, физика, химия, биология, социология. Такое соответствие было названо принципом координации наук. Энгельс обратил внимание на то, как связаны между собой и переходят друг в друга объекты, изучаемые различными науками. Возникла идея отразить процесс прогрессивного развития движущейся материи, идущей по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному. Подход, где механика была связана и переходила в физику, последняя в химию, та в биологию и социальные науки (механика—»физика—»химия—»биология—асоциальные науки) стал известен как принцип субординации.И действительно, куда ни бросим взгляд, мы нигде не найдем какую-либо форму движения в полной отдельности от других форм движения, везде и всюду существуют лишь процессы превращения одних форм движения в другие. Формы движении материи существуют

274

 

в непрерывно-прерывном процессе взаимодействия и превращения друг в друга.

В то время, когда Энгельс начинал работу над "Диалектикой природы", в науке уже утвердилось понятие энергии (механической, физической, химической), распространенное на область неорганики. Однако все более и более становилось понятно, что между живой и неживой природой не может быть абсолютной грани. Убедительным примером тому впоследствии стал вирус — переходная форма и живое противоречие. Попав в органическую среду, он вел себя как живое тело, в неорганической среде он так себя не проявлял. Можно сказать, что Энгельс прозорливо предугадал переход одной формы движения материи в другую, так как к моменту возникновения его концепции наукой были изучены лишь переходы между механической и тепловой формами. Вызывало интерес и предположение о том, что выдающиеся открытия в скором времени как раз и будут возникать на стыке наук, в пограничных областях. Взявшись за разработку одной из таких пограничных областей, связывающих природу и общество, Энгельс предложил трудовую теорию антропосоциогенеза. В свое время Дарвин, проводя сравнительноанатомические исследования человека и обезьяны, пришел к выводу о чисто животном происхождении человека. Энгельс же оценил роль социальных факторов, и в частности, особую роль труда в процессе антропосоциогенеза — становления человека и человеческого общества.

Основы классификации форм движения материи, которые были заложены Энгельсом, базировались на следующих принципах:

— каждая из форм движения материи должна быть связана с определенным материальным носителем;

— формы движения материи качественно различны и не сводимы друг к другу;

— при надлежащих условиях они превращаются друг в друга;

— формы движения материи отличаются по степени сложности, высшая форма понимается как синтез низших. При этом

18*              275

 

важно избегать как отрыва высших форм от низших, так и механического сведения высших к низшим;

— для каждого вида материальных систем следует выделять главную, высшую, и побочные, низшие, формы;

— классификация форм движения материи является основой для классификации наук.

Классификация форм движения материи охватывала собой:

— механическую форму движения материи как простейшую, включенную в любую другую;

— изучаемые физикой теплоту, свет, электричество;

— химические процессы;

— органическую жизнь — это основные формы в области природы. Над ними стоит более высокая область — общественно-исторический процесс, социальная форма движения материи, а также процессы мышления.

Приведенная классификация основных форм движения материи относится к восьмидесятым годам прошлого века, когда наука только начала выявлять глубинные связи развития природы. Многое оставалось неясным, многое требовало уточнения.

С точки зрения современной методологии простое линейное расположение форм движения материи неправомерно. Оно требует как минимум раздвоения в каждом звене на магистральные и периферийные ветви развития. Первая ветвь — магистральная свидетельствовала об образовании таких форм, которые выводят процесс развития в перспективе за пределы данной качественной стадии. Вторая — о воспроизводстве существующей формы движения. Например, химические соединения начинают дифференцироваться на органические и неорганические. В данной дивергенции (раздвоении) первая форма — органическая, как перспективная, выведет процесс развития к новой форме Движения материи — биологической, а вторая, представляющая собой неперспективную ветвь, будет характеризовать нашу землю, ее кору и поверхность. На уровне биологической формы движения материи развитие растений от низших к высшим может быть рассмотрено как

276

 

неперспективная ветвь, поскольку оно не доводит до выхода процесса развития за пределы собственной природы. Развитие животных организмов доходит до возникновения качественно нового объекта — человека. Это свидетельствует об образовании качественно иной формы движения материи. В каждой форме движения материи целесообразно выделять макро-и микроуровень, а также прослеживать общие и частные закономерности.

Переосмысляется роль тупиковых и периферийных линий развития. В некоторых случаях эти неперспективные (тупиковые) ветви развития оказались предпосылками и условиями существования "перспективных" линий. Так, растения сыграли решающую роль не только при образовании атмосферного кислорода, но и сами послужили пищей травоядным.

Если принять гипотезу о существовании геологической формы движения материи, то последняя, в свою очередь, выступит как первоначальный синтез, включающий в себя механические, физические и химические взаимодействия. Это отражается в древней категории хаоса, которая интерпретируется не просто как свидетельство неупорядоченности и беспорядка, но как принцип стихийного становления. Тогда доорганическая природа представляет собой слитное, недифференцированное взаимодействие механических, физических и химических процессов, а не их поступательное восхождение. Геологические и географические факторы явились исторической предпосылкой для возникновения жизни на Земле.

Доказательством существования геологической формы движения материи являются исследования, согласно которым землетрясения происходят оттого, что в жесткой оболочке Земли возникают и быстро распространяются гигантские трещины. Земная кора, по мнению шведских ученых, состоит из блок-плит, находящихся в постоянном движении. Наползая друг на друга, они вызывают природные аномалии типа цунами и землетрясений. Швейцария оказалась расположенной на стыке двух плит, африканской и европейской. Африканская плита,

277

 

двигаясь со скоростью 6—11 мм в год, является "виновницей" территориальных потерь Швейцарии. "Путешествует" и древний Урал, со скоростью 3 — 5 см в год он приближается к Западной Европе.

Ученые древности объясняли движение земной коры деятельностью поверхностных вод и подземным жаром. Движение земного вещества происходило и под влиянием космических причин, когда в далеком прошлом вслед за рождением Земли ее поверхность сотрясали удары огромных астероидов, а приливы, достигавшие по высоте 1,5 км, разрушали рельеф.

Иногда понятие "геологическая форма движения материи" распространялось и на другие планеты. Подобное допущение демонстрировало универсальность движения, но противоречило термину "гео", который однозначно указывал именно на планету Земля и предполагал наличие на ней необходимых компонентов: воды, кислорода, мягкого температурного режима. Все это в совокупности вряд ли можно отыскать на других планетах.

В связи с новыми данными естествознания разработанная Ф. Энгельсом пятичленная классификация форм движения материи была подвергнута существенным уточнениям. Наибольшую известность получила классификация форм движения материи, предложенная Б. Кедровым. Он различал шесть основных форм движения: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную.

Существует и иной подход, согласно которому все многообразие мира может быть сведено к трем формам движения материи: основным, частным и комплексным. Основные — наиболее широкие формы движения материи: физическая, химическая, биологическая, социальная. Ряд авторов подвергают сомнению существование единой физической формы движения материи. Однако с этим вряд ли можно согласиться. Все объекты, объединяемые понятием физического, обладают двумя наиболее общими физическими

278

 

свойствами — массой и энергией. Для всего физического мира характерен общий всеохватывающий закон сохранения энергии.

Частные формы входят в состав основных. Так, физическая материя включает в себя вакуум, поля, элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы, макротела, звезды, галактики, Метагалактику. К комплексным формам материи и движения следует отнести астрономическую (Метагалактика — Галактика— звезды — планеты); геологическую (состоящую из физической и химической форм движения материи в условиях планетарного тела) ;географическую (включающую в себя физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи в пределах лито-, гидро-и атмосферы). Одна из существенных особенностей комплексных форм движения материи заключается в том, что господствующую роль в них в конечном счете играет низшая форма материи — физическая; геологические процессы определяются физическими силами: гравитацией, давлением, теплотой. Географические законы обусловлены физическими и химическими условиями и соотношениями верхних оболочек Земли.

Современные ученые говорят о технической, кибернетической, информационной формах движения материи. Эта проблематика во многом полемична. Однако бесспорным представляется то, что дальнейшее изучение объективной реальности повлечет за собой не только детализацию и уточнение имеющихся классификаций, но и появление новых форм движения материи. Ибо каждая из форм реализует собой одну из возможностей глобального и универсального процесса развития

ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.

ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ

 

              Сознание не исчерпывает всего богатства психической сферы чело-века, ибо последняя есть единство осознанного и неосознанного. Это зна-чит, что наряду с сознанием, в психике человека существует еще и бессоз-нательное. Под бессознательным понимается совокупность психических явлений, состояний, существующих вне человеческого сознания и не под-дающихся (по крайней мере, в данный момент) контролю с его стороны. К сфере бессознательного относятся, например, инстинкты (пищевой, поло-вой и т.д.), от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать у человека подсознательные желания, эмо-ции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в область созна-ния. И, наоборот, могут существовать такие (иногда достаточно сложные) действия человека, которые первоначально реализуются осознанно, а уже потом становятся достоянием бессознательного. Это – всякого рода «авто-матизмы», выходящие из под контроля сознания и приобретающие бессоз-нательный характер: навыки игры на музыкальных инструментах, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.п.

              Современная наука, прежде всего, нейрокибернетика, считает, что человеческая психика – это моделирование мозгом той среды, в которой живет человек. Чтобы достигать цели и вообще, чтобы выжить, ему необ-ходимо строить внутренние модели предметов этого мира. И кора головно-го мозга – орган такого информационного моделирования (что представ-ляют собой эти внутренние модели – вопрос достаточно сложный и наука пока на него до конца ответить не может). Построенные на основе зри-тельных, слуховых и других восприятий внешнего мира внутренние моде-ли включаются затем в решение задач, в достижение тех или иных целей, в регуляцию поведения. Но сами эти модели, в свою очередь, нуждаются в некотором регуляторе. Есть предположение, что существует некая мозговая инстанция, которая управляет этим процессом.

              То, что при моделировании объектов мира работает сложная система саморегуляции обнаруживают, например, простейшие психологические опыты с изучением детских картин-загадок. На такой картине с «секрета-ми» нужно найти, скажем, волка и охотника. Какая-то более высокая моз-говая инстанция «вдруг» отбрасывает все ненужное и человек видит на картинке оба персонажа, спрятанных среди ветвей. Значит психическая система, моделирующая мир, может быть представлена не как плоскость, а как объемное, по крайней мере, двухярусное «сооружение», в котором на первом ярусе строятся модели, а на втором располагается регулятор, управляющий этим построением.

              Таким образом, с точки зрения изложенной гипотезы, сознательные процессы – продукт работы целостной системы мозговой саморегуляции. Когда отдельные звенья этой системы работают разрозненно, говорят о бессознательном в работе мозга. Следовательно, сознательное и бессозна-тельное – это различные виды внутримозговой саморегуляции.

              Бессознательное дает о себе знать благодаря тому, что оно способно перерабатывать полученную мозгом информацию, хотя процесс этой пере-работки ускользает от контроля сознания. Это очень своеобразное прояв-ление гностический (познавательной) активности мозга. Благодаря вклю-чению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличива-ются возможности человека в научном или художественном творчестве .

              Сохранились интересные записки знаменитого композитора Вольф-ганга Моцарта, в которых он старается разъяснить, как возникают у него музыкальные образы, причем он подчеркивает завершенность этих обра-зов в момент их осознания. Процесс же постепенного формирования этих образов остается, по свидетельству Моцарта, полностью скрытым от его сознания. «Каков мой способ писать и отрабатывать крупные и еще сырые произведения? – ставит вопрос композитор. – Я действительно не могу сказать об этом больше, чем скажу далее, потому что я сам не знаю ничего больше и не могу узнать. Если я себя хорошо чувствую и нахожусь в хо-рошем настроении, как бывает нередко, во время поездки или когда гуля-ешь…, то мысли приходят ко мне часто наплывом. Откуда и как, этого я не знаю и не могу ничего сделать, чтобы узнать. Те из них, которые мне нра-вятся, я удерживаю в памяти и тихонько напеваю их про себя… Если я их удерживаю прочно, то мне скоро приходит в голову, как можно использо-вать какой-то отрывок, чтобы изготовить из него какое-то блюдо в соот-ветствии с контрапунктом, со звучанием различных инструментов и т.д.

Информация о работе О специфике философского мировоззрения