Материалистическое решение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:57, реферат

Краткое описание

Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 38.86 Кб (Скачать)

 М., непосредственно предшествовавший диалектическому М. и частично развивавшийся параллельно ему. Он уже выходил за границы метафизического М., содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического М. и не распространял М. на общественные явления. Этот вид М. зарождается в 18 веке (например, Дж. Толанд) и начале 19 века (например, А. Сен-Симон и в особенности русские революционные демократы).        

 Особое место среди  промежуточных видов М. занимают  те его виды, которые зарождались  в рамках господствующей религиозно-идеалистической  идеологии, а потому не могли  носить открыто материалистического  характера. Сюда относятся материалистические  тенденции в философии средневековья.  Соответственно этому их можно было бы назвать переходной ступенью от схоластики и теологии к М. Исторически эта форма предшествовала М. эпохи Возрождения и подготовляла его формирование.        

 М. как философское  учение на протяжении истории  был, как правило, мировоззрением  передовых, революционных классов.  Однако было бы упрощенчеством  связывать взгляды того или  иного материалиста непосредственно  с его классовой принадлежностью  или общественно-политическими убеждениями.  История М. свидетельствует, что  такая связь носит опосредованный  характер. Может случиться так,  что представитель М. в данной  исторической обстановке находится  в лагере реакционных социальных  сил, тогда как философ-идеалист  выступает глашатаем прогрессивных  сил общества. Но для раскрытия  классовых основ и истоков  М. в целом существенны не  эти внутренне противоречивые  ситуации, а общая направленность  М. как философского учения, отражающего  наиболее прогрессивные тенденции  общественного развития — связь  через естествознание с прогрессом  производительных сил и борьбу  против религии и идеализма.        

 Один и тот же  вид М. (например, метафизический, механистический)  в зависимости от места и  времени может иметь различные  классовые корни, выступая в  одних условиях как прогрессивное  направление в М., в других —  как реакционное, в частности  ревизионистское. Один и тот же общественный класс на одной и той же примерно ступени развития (например, революционная буржуазия, выступающая против феодализма и стремящаяся к политическому господству) в различных странах и в различных исторических условиях выбирает для себя различное философское облачение, причём не обязательно, чтобы им был всегда М. Непоследовательность М., выступающего в роли мировоззрения того или иного класса, находится в определённом соответствии с непоследовательностью самого этого класса, когда он выступает как революционная сила в общественном развитии. Последовательный до конца характер диалектического М. находится в прямой зависимости от последовательности, революционности рабочего класса, составной частью мировоззрения которого он является. Философские отступления от диалектического М. находятся в закономерной связи с отступлениями от революционного марксизма-ленинизма в практике, в политике.         

 

 

                    Периоды и линии развития материализма.

 

Закономерности развития М. условно можно разделить на две группы: а) те, которые составляют движущие силы развития М. и относятся  к области практической — общественно-производственной и идеологической — деятельности и борьбы классов; б) те, которые выражают относительную самостоятельность  развития М. как направления и  связаны с логической последовательностью  происхождения и преемственностью смены определённых его ступеней. Обе группы закономерностей находятся во взаимодействии между собой.        

 В истории М. осуществляется  строгая преемственная связь  последующих учений и систем  М. с предыдущими; новые учения и системы М. развивались и возникали из ранее сложившихся. Наблюдаются 3 случая: 1) прямая связь, идущая от одной системы к другой; в этом случае последующая система представляет собой развитие, возможно одностороннее, предыдущей (подобно тому, как Т. Гоббс был систематизатором учения Ф. Бэкона). 2) Своеобразное раздвоение (дивергенция) линии развития, когда от одной системы берут начало две различные, а при известных условиях, прямо противоположные новые системы (например, от Дж. Локка к субъективному идеализму, идеалистическому сенсуализму Дж. Беркли и к французскому М., материалистическому сенсуализму); в этом случае возможна двоякая критика исходной системы со стороны обеих позднейших, в частности «справа», с позиций более открытого идеализма, и «слева», с позиций более последовательного М. (например, критика учения И. Канта). 3) Схождение и даже слияние сторон, содержавшихся у ранее обособленно развивавшихся философских систем (например, переход от картезианского М. и от сенсуализма Локка к французскому М. 18 века, а ещё резче — от идеалистической диалектики Гегеля и от метафизического М. Фейербаха к диалектическому М.). Такое слияние прогрессивных сторон у ранее изолированных и даже противостоящих философских течений происходит как органическая переработка содержания предшествующих течений с новой, единой и цельной точки зрения, но отнюдь не как эклектическое сложение и примирение до тех пор обособленных и даже враждебных друг другу философских направлений.        

 

Существуют следующие  магистральные пути или линии  развития М.:        

 Основные линии развития М. Древнего Востока и античного М. Здесь главным в развитии наивного М. древности и предшествующих ему воззрений является процесс восхождения от весьма наглядных (вплоть до грубо антропоморфических) представлений о мире, природе, материи к обобщённым и абстрактным представлениям о свойствах и строении материи, которые были разработаны древними атомистами, выразившими высшую ступень первоначального М. Тенденция восхождения от конкретного к абстрактному в развитии М. обнаруживается повсюду: и в странах Древнего Востока, и в античном мире. В античном М. (как и во всей древнегреческой философии) в зародыше содержались все позднейшие течения М.: механистический М., метафизический М., диалектический М., вульгарный М. В универсальной системе Аристотеля синтетически соединились линии М., идущие от зачатков диалектического М. (Гераклит), от учения о четырёх неизменных корнях мироздания (Эмпедокл), которые у Аристотеля обрели способность к взаимопревращению, и от представления об Апейроне, беспредельном материальном начале, лишённом чувственной вещественной конкретности (Анаксимандр). Наряду с этим в системе Аристотеля сильны элементы идеализма, хотя Аристотель и критиковал основы идеализма своего предшественника Платона. В целом он колебался между М. и идеализмом, склоняясь к М. главным образом в своей «Физике» (учении о природе). Наиболее ярко и четко борьба между М. и идеализмом в античной философии выступила как борьба противоположных тенденций, или линий, Демокрита и Платона.        

 

Линии сохранения и накопления элементов и ростков М. в средневековой  философии. В условиях господства религиозной  идеологии М. был вытеснен идеализмом в средние века. Кроме социальных факторов, этому способствовали также  причины гносеологического характера: неспособность М. древности выяснить отношение мышления к материи, раскрыть генезис сознания. Конечно, идеализм давал в принципе неверные ответы на основные гносеологические вопросы, однако он не сводил сознание к материи, подобно наивному М. В Западной Европе в учении Аристотеля официальная церковная идеология удержала всё реакционное и отбросила всё прогрессивное. Напротив, в странах арабского Востока, Средней Азии и Закавказья сохранялись элементы М. и была представлена линия М. того времени в трудах комментаторов Аристотеля и других мыслителей, например Ибн Сины. В рамках средневековой схоластики борьба М. и идеализма приняла форму борьбы между Номинализмом и Реализмом. В различных схоластических школах пробивались ростки материалистических воззрений (первое приближение к представлению о чувственном опыте у Р. Бэкона; поставленный Иоанном Дунсом Скотом вопрос: «не способна ли материя мыслить?» и др.). Однако всё это ещё не было сформировавшейся линией М.        

 Основные линии возрождения  и развития М. в начале нового  времени в Европе. В 15—16 веках  в центре внимания представителей  М. и возникающего естествознания  стоял вопрос об опыте как  единственном источнике знаний  и критерии их правильности, в  противовес схоластике и церковному  догматизму, видевшим источник знаний  в изучении сочинений древних  авторитетов и священных книг, а критерий истины — в сличении  текстов. Английский М. 17 века  возник на основе эмпиризма,  который перерос затем в сенсуализм. В конце 16—17 веке материалистические  идеи естествознания (Г. Галилей,  Ф. Бэкон, Р. Декарт) были направлены  против скрытых (или абсолютных) качеств средневековых схоластов, на изучение реальных (в данном случае — механических) свойств и отношений вещей природы. Ранние системы М. в разных странах несут в себе значительные элементы наивного М. и наивной диалектики, в которых явно возрождаются некоторые черты античного М. Таков М. итальянского Возрождения 15—16 веков (Леонардо да Винчи, Дж. Бруно и другие), М. 17 века (Ф. Бэкон), который представлял материю качественно многообразной. Позднее эти представления вытесняются механистическими учениями, в которых материя трактуется абстрактно-механически (Галилей) или абстрактно-геометрически (Гоббс). Однако в отдельных случаях наивное, но в основном правильное представление о природе удерживалось дольше: например, представление о теплоте как о движении (Ф. Бэкон) и как о молекулярном движении (Бойль, Ньютон) в 17 веке, на смену которому в 18 веке приходит метафизическая концепция Теплорода. В 18 веке параллельно тому, как углубляется метафизическая, механистическая идея разрыва материи и движения, в ряде систем М. усиливается стремление преодолеть этот разрыв: материалисты пытаются рассматривать тела природы как наделённые внутренней активностью, движением, хотя само это движение трактуется как механическое, а потому по самой своей сути как внешнее по отношению к материи (в картезианской школе, см. Картезианство, у некоторых представителей французского М., в атомно-кинетической концепции Ломоносова, в идее Толанда о неразделимости материи и движения, в динамическом атомизме Р. И. Бошковича и его последователя Дж. Пристли). Диалектика как цельное учение разрабатывалось лишь на почве немецкого идеализма, в системах же М. преобладали и, как правило, господствовали метафизика и механицизм, но были и элементы диалектики (Декарт, Дидро, Ломоносов, Пристли, Толанд, особенно Бошкович). Атомистические идеи возрождались и развивались почти всеми школами М.: как механическую атомистику их разрабатывали Галилей, Ф. Бэкон, Бойль, Ньютон, Гассенди, Спиноза, французские материалисты 18 века, Ломоносов.        

 Борьба М. с идеализмом  развернулась сначала (в эпоху  Возрождения) как борьба с господствующей  религиозной идеологией. Позднее  наиболее последовательные учения  М. (Гоббс, французский М. 18 века  — Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах и другие) выступали и как атеистические учения. Английский М. конца 17 века оказался половинчатым в своём отношении к религии (попытки примирить науку и религию у Бойля и Ньютона). В 17—18 веках развёртывается борьба между вновь возникающими системами М. и идеализма: Гоббс — против идеализма Декарта, Дж. Беркли — против М. вообще, французский М. 18 века — против Беркли, Гегель — против французского М. 18 века и так далее. Борьба становится многосторонней, многоплановой и постепенно приобретает международный характер.        

 Основные линии развития  домарксистского М. 19 века в России  и Западной Европе. Главная магистральная  линия развития М. в 19 веке  проходила в направлении обогащения  его диалектикой, которая достигла  на почве идеализма наивысшего  развития в философии Гегеля. Встала задача слияния диалектики  с М. путём её материалистической  переработки. Этот процесс был  начат, но не доведён до конца  представителями русского М. 19 века; продолжая материалистическую традицию  М. В. Ломоносова и А. Н.  Радищева, А. И. Герцен, В. Г.  Белинский, Н. А. Добролюбов, Н.  Г. Чернышевский сделали попытку  соединить диалектику Гегеля  с М.; в Германии Фейербах произвёл  революцию, когда он отбросил  абсолютную идею Гегеля, игравшую  в гегелевской системе роль  творца всего сущего, и вернулся  снова к М. Но вместе с абсолютным идеализмом он отбросил и диалектику. Для всего домарксистского М. характерно вообще непонимание или неспособность добиться единства диалектики, логики и теории познания. У русских революционных демократов (вплоть до Чернышевского и его школы) единство М. и диалектики не было достигнуто именно в области логики и теории познания, хотя они и приближались к нему. Эту характерную особенность отметил В. И. Ленин, говоря, что основная беда старого (домарксовского) М. — неумение применить диалектику к теории отражения, к процессу познания. Все последующие отступления от диалектического М. шли также в значительной мере по этому же направлению (например, механисты).        

 Задачу соединения  М. с диалектикой впервые решили  К. Маркс и Ф. Энгельс. Теоретическими  источниками служили им гегелевская  диалектика и материализм Фейербаха,  а через него и французский  М. 18 века. Взаимопроникновение М.  и диалектики в марксистской  философии 19 века произвело революционный  переворот в истории всей человеческой  мысли, так как была создана  подлинно научная теория природы,  общества и мышления и метод  познания и революционного преобразования  действительности. Важнейшей стороной  этого революционного переворота  было распространение. М. на  понимание общественной жизни,  создание материалистического понимания  истории (исторического материализма). Дальнейшее развитие диалектического  и исторического М. в новой  исторической обстановке связано  с именем В. И. Ленина. Решающим оказывалось признание (Маркс, Энгельс, Ленин) или непризнание (непоследовательные материалисты) органического единства (тождества, совпадения) диалектики, логики и теории познания, опирающихся на принцип единства законов бытия и познания, мышления. У Гегеля такое единство осуществлялось на идеалистической основе. Невозможно было до конца соединить М. с диалектикой, если не решить вопроса об этом единстве на основе М. Все отступления от последовательного (диалектического, марксистского) М. связаны в первую очередь с тем, что М. и диалектика оказывались недостаточно органически слиты между собой.        

 Относительно истории  возникновения и развития диалектического  М. выдвигались неверные концепции.  По поводу генезиса диалектического  М. утверждалось, будто бы своё  учение Маркс и Энгельс создали путём простого сложения диалектики Гегеля с фейербаховским М. В действительности свой метод Маркс характеризовал как прямо противоположный гегелевскому, из которого основоположники марксизма выделили только рациональное зерно. Точно так же из фейербаховского М. они выделили основное зерно, отбросив всю его метафизическую ограниченность. В итоге Маркс и Энгельс коренным образом переработали воззрения своих философских предшественников, создав качественно новое учение — диалектический М., в котором диалектика и М. пронизывают друг друга. Утверждалось также, будто бы Маркс и Энгельс вообще не исходили из гегелевской диалектики: философия Гегеля была объявлена аристократической реакцией на французский М. и на Великую французскую революцию. Тем самым отрицался факт теоретической подготовки диалектического М., резко обрывалась преемственная связь в историческом развитии мировой философской мысли, а сам марксизм изображался как появившийся внезапно, в стороне от основных путей развития мировой цивилизации.        

 В отношении дальнейшего  развития диалектического М. утверждалось, будто у ленинского этапа в  марксистской философии было  два равноправных теоретических  источника: учение Маркса и  М. русских революционных демократов 19 века. Но очевидно, что М. последних резко отставал от марксистского М. в самом главном — в вопросе о единстве диалектики, логики и теории познания, не говоря уже об историческом М., а потому нельзя ставить в один ряд единственный теоретический источник ленинизма — учение Маркса — и какие-либо другие учения. Это не исключает того факта, что дальнейшее развитие марксистского М. не только допускает, но и требует постоянного его обогащения опытом рабочего движения и достижениями науки, культуры, в том числе и национальной культуры (включая философию) той страны, где происходит его развитие.        

 Диалектический М., будучи  в самой основе противоположен  идеализму, имеет и диаметрально  противоположные ему гносеологические  источники. Это: строгая объективность  рассмотрения любых вещей и  явлений; многосторонность рассмотрения  изучаемого предмета, гибкость и  подвижность понятий, в которых  он отражается; неразрывная связь  всех научных представлений (теорий, гипотез, законов, понятий), всех  сторон научного познания с  понятием материи, природы, обеспечивающая  пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая  их превращение в абсолют. Раскрывая  гносеологические корни М., Энгельс  писал: «...материалистическое мировоззрение  означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений...». Ленин, говоря об элементах диалектики и вместе с тем о гносеологических корнях М., подчёркивал         

Информация о работе Материалистическое решение