Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 21:59, курс лекций

Краткое описание

Мировоззрение: сущность, структура, функции
Основные типы мировоззрения
Философия как форма познания
Философия Древнего Востока

Файлы: 1 файл

TEMA_1_Nachalo_filosofii.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

10. В XX в. религиозная философия была  представлена целым рядом направлений, некоторые из которых имели  ярко выраженную конфессиональную  привязку.

Так, наибольшим авторитетом в среде католиков пользовался неотомизм, который вслед за св. Фомой Аквинским утверждал гармонию веры и разума, науки и религии, богословия и философии в деле познания Бога и божьего мира. Знаменитыми философами неотомистами были Э. Жильсон (1884 - 1978) и Ж. Маритен (1882 - 1973).

Прежде всего, католики участвовали в разработке философии персонализма, предлагавшего увидеть в личности и духовных ценностях высший смысл существования человеческой цивилизации.

Преимущественно католики из стран Латинской Америки были причастны к становлению философии и теологии освобождения, в которых проповедь христианского братства соединялась с марксистским анализом общества и призывами к его революционному преобразованию.

Католический священник, философ и ученый П. Тейяр де Шарден (1881 - 1955) был видным представителем христианского эволюционизма.

Среди известных философов-протестантов, оказавших серьезное влияние на модернизацию христианства, назовем Д. Бенхеффера (1906 - 1944) и Р. Бультмана (1884 - 1976). Первый создал концепцию безрелигиозного христианства, утверждая, что Бог нуждается не в нашем поклонении, а в сознательном следовании нравственному идеалу, предложенному Христом. Второй выступил с программой демифологизации христинства, предлагая перевести библейское послание и проповедь Церкви на язык современной культуры.

 

Высказывания западных философов XX в:

 

О чем мы не можем говорить, о том следует молчать.

                                                                              Л. Витгенштейн

Наука – то, что мы знаем, философия – то, чего мы не знаем.

                                                                               Б. Рассел 

Язык – дом бытия.  

                                                                              М. Хайдеггер                                                                           

Человек обречен на свободу.

                                                                               Ж.-П. Сартр

Я бунтую, следовательно, существую.

                                                                               А. Камю

Там, где было Оно, должно быть Я.

                                                                               З. Фрейд

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.

                                                                               Э. Фромм

 

ТЕМА: Философская мысль России и Беларуси

1. Пролог  и начало оригинальной русской  философии

2. Русский  религиозно-философский Ренессанс  на рубеже XIX – XX вв.

3. Прошлое  и настоящее белорусской философии 

 

1. Культурно-историческое  развитие восточных славян шло  особым путем, отличным от западноевропейского. Как следствие, русская философия  характеризуется значительным своеобразием  и заслуживает отдельной беседы при изучении мирового философского процесса.

Первые известные нам опыты русского философствования относятся к XI – XII вв., т. е., к ближайшему периоду после Крещения Руси. Они были вдохновлены проповедью Евангелия и знакомством с патристической литературой. В качестве примеров можно назвать «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (XI в.) и поучения епископа Кирилла Туровского (XII в.).

И все же подлинно самостоятельная и глубокая национально-русская философия появилась относительно поздно. XI – XVII вв., даже еще XVIII в. дают нам лишь ее пролог. Объясняя этот факт, исследователи говорят об особенностях славянской ментальности и православно-церковной культуры, о том, что Русь была изначально обделена знакомством с античной философией, измучена дальнейшей борьбой за историческое выживание и долгое время закрыта для западных культурных влияний. В любом случае, столетия, предшествовавшие девятнадцатому, не были совершенно бесплодными для развития философской мысли России. В это время сложились многие ее важные особенности, а именно: нелюбовь к отвлеченному и сухому теоретизированию, понимание философии в качестве способа максимально полно сопереживать миру (это можно назвать принципиальным онтологизмом или бытийственностью); склонность к образному языку, публицистичность, тесная связь с художественной литературой; повышенный интерес к культурно-исторической и социально-нравственной проблематике; претензии на пророческое служение.

Оригинальная русская философия появилась в XIX в. как, прежде всего, попытка осмыслить и преодолеть культурный шок, вызванный в русском обществе реформами Петра I (нач. XVIII в.). Эти реформы запустили активный процесс европеизации России и невольно поставили под сомнение ее историческую полноценность. Практически все великие русские мыслители XIX в. старались ответить на вопрос, какое место в истории мира занимает Россия или, иначе, что замыслил Бог о русском народе. При этом культура России сопоставлялась с европейской, а западная философия, главным образом немецкая, использовалась как источник для собственного интеллектуального вдохновения.

  Первый русский мыслитель XIX в., которого следует отметить, это, конечно, Петр Чаадаев (1792 - 1856). Он получил скандальную известность, опубликовав одно из своих «Философических писем». В этой работе Чаадаев противопоставил Россию Европе – резко и не в пользу родной страны. Если на западе нашего континента, по мнению философа, строится великая христианская цивилизация, то на востоке, в России, царят беспорядок и бессмыслица, отсутствуют историческая преемственность и самостоятельно выработанные крупные идеи. Правда, в своем более позднем сочинении, «Апологии сумасшедшего», Чаадаев выразил уверенность в том, что русский народ имеет от Бога и свою положительную историческую миссию.

Тему, открытую Чаадаевым, в ближайшем поколении (1840 – 1860-е гг.) подхватили и сделали предметом острой дискуссии группы т. н. славянофилов и западников. Первые отстаивали право России на культурно-историческую самобытность, утверждали духовно-нравственное преимущество православия перед католичеством и протестантизмом. Так, славянофил Алексей Хомяков (1804 - 1860) доказывал, что Православная Церковь и русская культура несут в себе идеал соборности – единодушного согласия свободных людей, который противостоит западному индивидуализму и авторитарности. Что касается русских западников, то они были склонны объяснять своеобразие России ее отсталостью от европейских стран и, как правило, критично относились к православию, а порой – и к религии вообще. Некоторые из них, например, Александр Герцен (1804 - 1860) и Михаил Бакунин (1814 - 1876) приняли участие в революционно-демократическом движении, последний стал видным теоретиком анархизма.

Во второй половине XIX в. линия славянофильской историософии продолжилась в трудах Николая Данилевского и Константина Леонтьева. В своем сочинении «Россия и Европа» Н. Данилевский (1822 - 1885) предложил одну из наиболее известных циклических моделей развития культуры. Исследователь отнес романо-германские страны и Россию к двум разным культурно-историческим типам, отличным и по возрасту, и по принципиальным основам. К. Леонтьев (1831 - 1891) в книге «Византизм и славянство» дополнил концепцию Данилевского законом триединого процесса, согласно которому культуры, как и все живое, проходят в своем развитии через периоды первоначальной простоты, цветущей сложности и вторичного смесительного упрощения. Этот философ известен жесткой критикой либерализма, буржуазной морали и веры в прогресс. Среди других русских мыслителей К. Леонтьев  выделялся своим эстетизмом, доходящим до любования войнами и тиранией. За это его часто называют «русским Ницше».

Вообще же русская философия XIX в. отличалась нравственной чуткостью и в союзе с великой русской литературой этой эпохи высоко поднимала ценности любви и сострадания. Примером может быть творчество двух гениальных писателей – Федор Достоевского и Лев Толстого. В своих романах «Братья Карамазовы», «Бесы» и др. Ф. Достоевский (1821 - 1881) предлагал читателям глубокие размышления о смысле жизни и свободе человека, об опасностях атеизма, эгоизма и принудительного социализма. У Л Толстого (1828 - 1910) помимо чисто художественных произведений есть и философско-публицистические произведения («Исповедь», «В чем моя вера?»). Не только в литературе, но и в жизни Толстой показал себя великим правдолюбцем и обличителем цивилизации, которая разрушает природу и естественную человеческую солидарность. Он известен как реформатор христианства, вступивший в конфликт с Церковью, и проповедник этики ненасилия.

Крупнейший русский религиозный философ XIX в. – Владимир Соловьев (1853 - 1900), написавший «Духовные основы жизни», «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание Добра» и многие другие сочинения. Он разрабатывал философию всеединства – учение о том, как совместными усилиями Бога и человека преодолеть разобщенное состояние мира, как примирить, синтезировать «отвлеченные начала» (частичные истины, ложные в своей претензии на абсолютность, например, рационализм). Важными темами философии всеединства являлись Богочеловечество и София. Богочеловечество есть идеал максимально полного вхождения людей во внутреннюю жизнь Божества, их предельной христианизации. София у Соловьева – это начало Божией Премудрости в тварном мире, космосе, то, что обеспечивает единство Творца и творения.

Старшим современником Соловьева был Николай Федоров (1828 - 1903) – гениальный самородок, не имевший широкой известности при жизни. Его сочинения были опубликованы после смерти автора под названием «Философия общего дела». Сам Федоров именовал свое учение активным христианством. Он проповедовал союз Церкви и науки, которые вместе должны преобразить природный мир, победить в нем смерть, воскресить умерших, усовершенствовать организм человека и обеспечить заселение людьми космических пространств. Федоров – один из виднейших представителей русского космизма, традицию которого позднее развивали К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский. Философия космизма рассматривает человека как органичную и творческую часть космического целого, как существо, способное возглавить дальнейшую эволюцию мира.

2. На  рубеже XIX – ХХ вв. в России наблюдался своеобразный религиозно-философский Ренессанс. Часть интеллигенции, ранее увлекавшаяся марксизмом и примыкавшая к революционному движению, обратилась к философскому идеализму, а затем – и прямо к религии. Большое влияние на них оказало творчество Ф. Достоевского и В. Соловьева, а среди западных авторов - Ф. Ницше. Наиболее известными философами этого круга были Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, П. Струве. Из тех, кто не прошел через марксистскую школу мысли, к ним добавились П. Флоренский, Л. Шестов, И. Ильин, Н. Лосский. Еще один источник русского Ренессанса – литературный. Главными проводниками религиозного беспокойства и философской пытливости в художественной словесности стали В. Розанов и Д. Мережковский, а также поэты-символисты А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов. Мы рассмотрим взгляды отдельных представителей этой блестящей плеяды.

Василий Розанов (1856 - 1919) – один из тех, кто провозгласил нарождение в России «нового религиозного сознания», альтернативного не только материализму революционных демократов, но и традиционному православию. Этого замечательного писателя прославили произведения («Уединенное», «Опавшие листья» и др.), написанные в жанрах интимного философского дневника или эссе. Они полны парадоксальных идей, шокирующих признаний, красивых лирических зарисовок. Излюбленная тема Розанова  – половая любовь, взятая в соотнесении с культурой и, особенно, религией. У философа было очень сложное отношение к христианству, которое и восхищало, и пугало его своей неотмирностью. Порой оно представлялось ему самой настоящей религией смерти («Апокалипсис нашего времени»).

Николай Бердяев (1874 - 1948) – мыслитель, утверждавший абсолютную ценность свободы, которая не сотворена Богом и предшествует бытию. Стремление к свободе есть показатель духовности человека, мерило его достоинства. Свобода реализуется в творчестве, которое для Бердяева было важнее, чем спасение души. Философ считал себя христианином, но придерживался весьма неортодоксальных взглядов. Он грезил об истинной религии Духа, в которой человек будет избавлен от давления внешнего авторитета, традиций, церковного быта и открыт для любви и творчества. К числу важнейших работ Н. Бердяева относятся «Смысл творчества» и «Смысл истории». Для понимания русской философии многое дает его книга «Русская идея».

Гораздо более традиционен в религиозном смысле Сергий Булгаков (1871 - 1944), который на определенном этапе жизненного пути стал православным священнослужителем. Основная тема его философии – оправдание мира перед Богом, утверждение христианской ценности земной жизни. Здесь он выступил продолжателем учения В. Соловьева о Софии и Богочеловечестве, что навлекло на него обвинения в пантеизме. Отвергая марксизм, Булгаков признавал относительную правду социалистической идеи и надеялся примирить ее с христианством. Среди его известных сочинений – «Философия хозяйства», «Свет Невечерний», трилогия «О Богочеловечестве».

Также как и Булгаков принял священный сан Павел Флоренский (1882 – 1937). За необычайную ученость и разносторонность интересов его называли «русским Леонардо да Винчи». Помимо философии и богословия он успешно занимался наукой (математикой и физикой), искусством (живописью и музыкой), запатентовал десятки важных изобретений. В качестве философа он более всего известен своим сочинением «Столп и утверждение Истины». Его название отсылает нас к Библии, где такими словами апостол Павел именует Христианскую Церковь. Флоренский писал о том, что в Церкви человек научается любви, а без нее невозможно познание истины и созерцание красоты мира. 

Иван Ильин (1883 - 1954) не пытался решать чисто богословские вопросы, но более многих других философов был вовлечен в политическую борьбу. Он стал одним из первых и самых проницательных критиков тоталитаризма и его духовных истоков в русской и западной действительности. В книгах «Путь духовного обновления», «Путь к очевидности» и др. И. Ильин писал о смертельно больной культуре современной эпохи. Это культура, создаваемая людьми, которые не доверяют сердцу, боятся жить по совести и разучились верить, вот почему она порождает все более грозные волны насилия и душегубства. Ильин являлся идеологом Бедой Гвардии; в работе «О сопротивлении злу силой» он изложил религиозно-нравственные основы воинского служения.

Информация о работе Лекции по "Философии"