Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 21:59, курс лекций
Мировоззрение: сущность, структура, функции
Основные типы мировоззрения
Философия как форма познания
Философия Древнего Востока
Универсалии – это общие понятия (дом вообще, человек вообще и т. д.). Вопрос заключается в том, существуют ли универсалии реально или они являются только названиями, именами вещей. Средневековые схоласты дали на этот вопрос несколько ответов.
Схоласты-реалисты (Ансельм Кентерберийский и др.) утверждали, что универсалии существуют реально и до вещей.
Схоласты-номиналисты (лат. nomen - имя) (Уильям Оккам (ок. 1280 - 1347) и др.) доказывали, что универсалии существуют после вещей как их имена.
Схоласты-концептуалисты (лат. conceptus - понятие) (П. Абеляр и др.) считали, что универсалии – это не просто слова и не реально существующие вещи, а понятия, которые выражают общее в вещах.
Интегральное учение об универсалиях создал Фома Аквинский (ок. 1226 - 1274). С его точки зрения, универсалии существуют трояким образом: 1) до вещей как их идеальная сущность в уме Бога; 2) в вещах как субстанциональная форма; 3) в человеческом уме как результат абстракции (мысленного отвлечения от ряда свойств предмета при выделении других в качестве существенных).
Фома Аквинский – величайший католический богослов и вершина средневековой схоластики. Его основные труды – «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». Он смог «примирить Христа и Аристотеля», переосмыслить и использовать весь комплекс взглядов Стигарита для выражения и защиты церковного учения. Аристотель привлекал Фому своей логичностью и здравым смыслом, интересом и уважением к природному миру (в то время как у Платона и его последователей была тенденция противопоставлять дух и природу в ущерб последней).
Аквинат выступил с опровержением т. н. теории двух истин, согласно которой одно и то же положение может быть истинным с точки зрения богословия, но ложным с точки зрения философии, и наоборот. Согласно Фоме, всякая истина в конечном итоге исходит от Бога, поэтому вера и естественный разум могут противоречить друг другу. И богословие, и философия поднимают ум человека к Божеству, однако между ними есть разница подходов. Богословие основано на вере и Божественном Откровении, а философия строится как изучение мира, которое обнаруживает в нем следы Творца.
4. XIV – XVI вв. в истории европейской цивилизации выделяют в отдельную эпоху, эпоху Возрождения (Ренессанса), которая соединяет позднее Средневековье и начало Нового времени. В это время наблюдался кризис средневековой системы ценностей, основанной на католицизме и феодальных традициях. Культура Возрождения имеет переходный характер, она включает элементы старого и нового. Философия в этом смысле не стала исключением. Назовем важнейшие особенности ее развития на данном этапе.
Большинство философов Возрождения – верующие люди, христиане, по крайней мере, на словах, но их взгляды все чаще приходят в конфликт с церковными догматами или приобретают антиклерикальный характер. Например, ряд влиятельных авторов развивали в своих трудах линию пантеизма (греч. pan – все, theos - бог), учения, отождествляющего божество и природу. Соответствующие мотивы можно найти даже в сочинениях Николая Кузанского (1401 – 1464), не только знаменитого философа, но и влиятельного, католического кардинала. Еще один известный мыслитель эпохи, Эразм Роттердамский (1469 - 1536), в нашумевшей книге «Похвала Глупости» нарисовал мрачный портрет современной ему Католической Церкви, пройдясь своим острым пером по нравственной распущенности духовенства и важной глупости богословов.
Усиливалась критика схоластики, которой ставили в вину умозрительный характер, оторванность от жизни, слепую преданность мнению авторитетов. Убежденным сторонником опытного познания и математизации всех наук заявил себя Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Его называют пионером современной естественнонаучной методологии.
Уважение к науке, которая дает человеку власть над природой, росло параллельно с интересом к оккультизму – теории и практике овладения сверхъестественными силами и способностями. Крупным ренессансным философом, который одновременно восхвалял науку (открытие Коперника) и оккультные учения, был Джордано Бруно (1548 - 1600), в конце концов, сожженный на костре как еретик.
В эту эпоху наблюдался новый всплеск интереса к античной философии, в том числе и к таким ее школам, которые в Средние века находились в забвении или прямо осуждались Церковью (эпикуреизм, скептицизм…). Людей, посвятивших себя делу возрождения античной культуры, называли гуманистами. К числу великих гуманистов, проявивших себя на ниве философского творчества, кроме уже упомянутых, можно отнести: Пико дела Мирандолу (1463 - 1494), Никколо Макиавелли (1469 - 1527), Томаса Мора (1478 - 1535), Мишеля Монтеня (1533 - 1592).
В наше время гуманизмом принято называть мировоззрение, утверждающе высшую ценность человека, его право на жизнь, счастье, свободу и всестороннее развитие. Можно сказать, что и в этом смысле гуманизм появляется в эпоху Возрождения. Под флагом гуманизма происходила смена теоцентрической картины мира на антропоцентрическую, в которой ценность человека подчеркивается за счет умаления ценности Бога. Настоящим манифестом ренессансного гуманизма стала «Речь о достоинстве человека», автор которой, Мирандола, писал о безграничности людских возможностей.
Но самоутверждение человека, воспетое гуманистами, может приобретать и разрушительный, опасный для общества характер. В своей книге «Государь» Макиавелли, «отец политологии», советовал правителям не стесняться в средствах (убийство, обман и т. д.) для того, чтобы обеспечить единство и мощь государства. Другой гуманист, Т. Мор, в «Золотой книжечке о новом острове Утопия» описал идеальное общество, в котором эгоизм людей обуздывается путем отказа от частной собственности и тотальной регламентации жизни. Т. о., гуманистическая мысль Возрождения содержала в себе моменты самокритики и самоотрицания, отражавшие противоречивый характер этой бурной эпохи.
Высказывания средневековых и ренессансных философов:
Возлюби Бога и делай, что хочешь.
Августин Аврелий
Там, где это возможно, соединяй веру с разумом.
Боэций
Я верю, чтобы понимать, а не стараюсь понять, чтобы потом уверовать.
Ансельм Кентерберийский
Нельзя уверовать в то, чего бы предварительно не понял.
П. Абеляр
Пока длится невежество, человек не находит против зла средств.
Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над нею же размышляю, чтобы думать о Боге.
Ф. Аквинский
Сущности не следует умножать без необходимости.
(знаменитая «бритва Оккама», принцип экономии мышления, следуя которому, люди должны избегать сложных объяснений там, где достаточно простых)
Цель оправдывает средства.
В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом – незнание.
Сжечь – не значит опровергнуть!
ТЕМА : Европейская философия Нового времени (XVII – XIX вв.)
1. Философия XVII в.: рационализм и эмпиризм
2. Философия Просвещения (XVIII в.)
3. Немецкая классическая философия
4. Марксистская философия
5. Иррационалистическая философия XIX в.
1. В
эпоху Возрождения началась
В XVII в. философия постепенно расставалась со средневековым наследием, переформулировала предмет, цели и методы своего исследования. Она все больше дистанцировалась от Церкви и роли «служанки богословия», все активнее взаимодействовала с естествознанием и математикой. Философы, наряду с учеными, стремились правильно прочитать «книгу Природы», чтобы утвердить власть человека над миром. В их среде было заметно деление на сторонников рационализма и эмпиризма.
Философский рационализм в качестве основного орудия познания выделяет разум, ограничивая роль чувств, которые сами по себе не могут быть абсолютным критерием истины.
Отцом новоевропейского рационализма считается французский философ и ученый Рене Декарт (1596 - 1650). Для него человек есть, прежде всего, «мыслящая вещь». Мыслить правильно – это значит, и быть максимально критичным, ничего не принимать на веру, во всем сомневаться. В поисках достоверного знания Декарт пришел к тезису: «Мыслю, следовательно, существую». В составе мышления философ различал два компонента – мыслящее (субъект мышления) и мыслимое (объект мышления), а бытие разделял на две субстанции - протяженную (телесную, но лишенную сознания) и мыслящую (духовную, но не имеющую протяженности). Исследуя разум, Декарт нашел в нем врожденные идеи, которые выступают предпосылками самой возможности нашего познания. Это, главным образом, логические и математические аксиомы и правила вывода. Врожденные идеи наиболее просты, их истина самоочевидна. Декарт был верующим человеком и считал, что врожденные идеи заложены в человека Богом. Вера философа, однако, не избавила его от критики со стороны Церкви.
Последователи картезианской философии (название произошло от латинского варианта написания имени Декарта) проживали в основном во Франции, в Нидерландах и Германии. Самые известные из них – Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716).
Нидерландский философ еврейского происхождения Б. Спиноза в отличие от Декарта признавал только одну субстанцию, протяженную и мыслящую. Он отождествлял ее одновременно и с Богом, и с природой, т. е., рассуждал как пантеист. Основным методом познания мира Спиноза считал математический.
Немецкий философ и ученый Г. В. Лейбниц учил о множестве субстанций и монад, духовных единиц бытия. Все они являются индивидуальными и замкнутыми. Единство мира, его гармоничность поддерживается Богом, так что «все к лучшему в этом лучшем из миров».
Философский эмпиризм видит основу познания в чувственном опыте и отрицает концепцию врожденных идей. Интересно, что наибольшее распространение в XVII в. он получил в одной стране – в Англии.
Основоположником эмпиризма считается философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561 - 1625). По его мнению, человеческий разум есть зеркало с неровной поверхностью, которое искаженно отражает Вселенную. Стремясь к объективной истине, люди должны неустанно бороться с «идолами» своего сознания. Идолы рода – это заблуждения, связанные с природной ограниченностью человеческого ума. Идолы пещеры – это индивидуальные заблуждения, связанные с тем, что каждый человек занимает в мире определенное место, которое сужает его кругозор. Идолы рынка – это заблуждения, связанные с неточностью нашего языка. Идолы театра – это заблуждения, связанные с верой в ложные авторитеты. Избавляться от «идолов» Бэкон предлагал при помощи экспериментально-индуктивного метода, когда от достоверных фактов, установленных опытным путем, исследователь идет к теоретическим обобщениям.
Линию Ф. Бэкона в философию развивали его земляки Томас Гоббс (1588 - 1679) и Джон Локк (1632 - 1704).
Гоббс был более последовательным материалистом, чем Бэкон. Он прямо отвергал веру в сверхъестественное, поскольку оно противоречит и опыту, и разуму. Гоббс также перебросил мост между эмпиризмом и рационализмом. Источник познания для него находится в ощущениях, но сам процесс философствования связан с рациональным мышлением. Т. Гоббс известен своим учением о государстве, в котором он видел результат общественного договора, ограничивающего естественную для людей «войну всех против всех».
Дж. Локк особо проявил себя в критике учения о врожденных идеях. Он сравнивал человеческую душу с чистым листом бумаги, на которой опыт пишет свои сведения о мире. Локк продолжил развивать концепцию общественного договора и высказал идею о необходимости разделения властей в государстве. Его считают одним из основателей европейского либерализма и английского Просвещения.
2.Важной
вехой в становлении
Среди философов-просветителей не было полного совпадения взглядов. И все-таки можно говорить о Просвещении как о вполне определенном идейно-политическом и культурном движении, буржуазном по своему социальному смыслу. Его девизом могли бы стать слова: «Живи своим умом! Не клонись ни перед какими догмами, авторитетами, традициями!» Критичность мышления, отточенную учеными и философами предыдущих двух столетий, просветители обрушили на европейское общество. Они объявили войну предрассудкам, всему, что не способно оправдаться «перед судом Разума», а этим оказались и вера в богоустановленность государственной власти, и преимущества знатного происхождения, и религиозная нетерпимость, и т. д.
Излюбленной мишенью для просветительской критики было традиционное христианство как рассадник суеверия и догматизма мысли. Особенно сильно доставалось Католической Церкви, о которой Вольтер писал: «Раздавите гадину!» Правда, чистые атеисты-материалисты в кругу просветителей встречались нечасто (Дидро, Гольбах и некоторые другие). Сам Вольтер признавал, что если бы Бога не было, его стоило бы выдумать, иначе будет невозможно управлять простонародьем. Большинство просветителей стояли на позициях деизма, признавая Бога в качестве Творца, но не Владыки нашего мира.