Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 21:59, курс лекций

Краткое описание

Мировоззрение: сущность, структура, функции
Основные типы мировоззрения
Философия как форма познания
Философия Древнего Востока

Файлы: 1 файл

TEMA_1_Nachalo_filosofii.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

Универсалии – это общие понятия (дом вообще, человек вообще и т. д.). Вопрос заключается в том, существуют ли универсалии реально или они являются только названиями, именами вещей. Средневековые схоласты дали на этот вопрос несколько ответов.

Схоласты-реалисты (Ансельм Кентерберийский и др.) утверждали, что универсалии существуют реально и до вещей.

Схоласты-номиналисты (лат. nomen - имя) (Уильям Оккам (ок. 1280 - 1347) и др.) доказывали, что универсалии существуют после вещей как их имена.

Схоласты-концептуалисты (лат. conceptus - понятие) (П. Абеляр и др.) считали, что универсалии – это не просто слова и не реально существующие вещи, а понятия, которые выражают общее в вещах.

Интегральное учение об универсалиях создал Фома Аквинский (ок. 1226 - 1274). С его точки зрения, универсалии существуют трояким образом: 1) до вещей как их идеальная сущность в уме Бога; 2) в вещах как субстанциональная форма; 3) в человеческом уме как результат абстракции (мысленного отвлечения от ряда свойств предмета при выделении других в качестве существенных).

Фома Аквинский – величайший католический богослов и вершина средневековой схоластики. Его основные труды – «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». Он смог «примирить Христа и Аристотеля», переосмыслить и использовать весь комплекс взглядов Стигарита для выражения и защиты церковного учения. Аристотель привлекал Фому своей логичностью и здравым смыслом, интересом и уважением к природному миру (в то время как у Платона и его последователей была тенденция противопоставлять дух и природу в ущерб последней).

Аквинат выступил с опровержением т. н. теории двух истин, согласно которой одно и то же положение может быть истинным с точки зрения богословия, но ложным с точки зрения философии, и наоборот. Согласно Фоме, всякая истина в конечном итоге исходит от Бога, поэтому вера и естественный разум могут противоречить друг другу. И богословие, и философия поднимают ум человека к Божеству, однако между ними есть разница подходов. Богословие основано на вере и Божественном Откровении, а философия строится как изучение мира, которое обнаруживает в нем следы Творца.

4. XIV – XVI вв. в истории европейской цивилизации выделяют в отдельную эпоху, эпоху Возрождения (Ренессанса), которая соединяет позднее Средневековье и начало Нового времени. В это время наблюдался кризис средневековой системы ценностей, основанной на католицизме и феодальных традициях. Культура Возрождения имеет переходный характер, она включает элементы старого и нового. Философия в этом смысле не стала исключением. Назовем важнейшие особенности ее развития на данном этапе.

Большинство философов Возрождения – верующие люди, христиане, по крайней мере, на словах, но их взгляды все чаще приходят в конфликт с церковными догматами или приобретают антиклерикальный характер. Например, ряд влиятельных авторов развивали в своих трудах линию пантеизма (греч. pan – все, theos - бог), учения, отождествляющего божество и природу. Соответствующие мотивы можно найти даже в сочинениях Николая Кузанского (1401 – 1464), не только знаменитого философа, но и влиятельного, католического кардинала. Еще один известный мыслитель эпохи, Эразм Роттердамский (1469 - 1536), в нашумевшей книге «Похвала Глупости» нарисовал мрачный портрет современной ему Католической Церкви, пройдясь своим  острым пером по нравственной распущенности духовенства и важной глупости богословов.

Усиливалась критика схоластики, которой ставили в вину умозрительный характер, оторванность от жизни, слепую преданность мнению авторитетов. Убежденным сторонником опытного познания и математизации всех наук заявил себя Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Его называют пионером современной естественнонаучной методологии.

Уважение к науке, которая дает человеку власть над природой, росло параллельно с интересом к оккультизму – теории и практике овладения сверхъестественными силами и способностями. Крупным ренессансным философом, который одновременно восхвалял науку (открытие Коперника) и оккультные учения, был Джордано Бруно (1548 - 1600), в конце концов, сожженный на костре как еретик.

В эту эпоху наблюдался новый всплеск интереса к античной философии, в том числе и к таким ее школам, которые в Средние века находились в забвении или прямо осуждались Церковью (эпикуреизм, скептицизм…). Людей, посвятивших себя делу возрождения античной культуры, называли гуманистами. К числу великих гуманистов, проявивших себя на ниве философского творчества, кроме уже упомянутых, можно отнести: Пико дела Мирандолу (1463 - 1494), Никколо Макиавелли (1469 - 1527), Томаса Мора (1478 - 1535), Мишеля Монтеня (1533 - 1592).

В наше время гуманизмом принято называть мировоззрение, утверждающе высшую ценность человека, его право на жизнь, счастье, свободу и всестороннее развитие. Можно сказать, что и в этом смысле гуманизм появляется в эпоху Возрождения. Под флагом гуманизма происходила смена теоцентрической картины мира на антропоцентрическую, в которой ценность человека подчеркивается за счет умаления ценности Бога. Настоящим манифестом ренессансного гуманизма стала «Речь о достоинстве человека», автор которой, Мирандола, писал о безграничности людских возможностей. 

Но самоутверждение человека, воспетое гуманистами, может приобретать и разрушительный, опасный для общества характер. В своей книге «Государь» Макиавелли, «отец политологии», советовал правителям не стесняться в средствах (убийство, обман и т. д.) для того, чтобы обеспечить единство и мощь государства. Другой гуманист, Т. Мор, в «Золотой книжечке о новом острове Утопия» описал идеальное общество, в котором эгоизм людей обуздывается путем отказа от частной собственности и тотальной регламентации жизни. Т. о., гуманистическая мысль Возрождения содержала в себе моменты самокритики и самоотрицания, отражавшие противоречивый характер этой бурной эпохи.

 

Высказывания средневековых и ренессансных философов:

 

Возлюби Бога и делай, что хочешь.

Августин Аврелий

Там, где это возможно, соединяй веру с разумом.

Боэций

Я верю, чтобы понимать, а не стараюсь понять, чтобы потом уверовать.

Ансельм Кентерберийский

Нельзя уверовать в то, чего бы предварительно не понял.

П. Абеляр

Пока длится невежество, человек не находит против зла средств.

                                                     Р. Бэкон 

Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над нею же размышляю, чтобы думать о Боге.

Ф. Аквинский

Сущности не следует умножать без необходимости.

                                                      У. Оккам

(знаменитая «бритва Оккама», принцип экономии мышления, следуя которому, люди должны избегать сложных объяснений там, где достаточно простых)

Цель оправдывает средства.

                                                      Н. Макиавелли

В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом – незнание.

                                                      М. Монтень

Сжечь – не значит опровергнуть!

                                                       Дж. Бруно 

 

ТЕМА : Европейская философия Нового времени (XVII – XIX вв.)

1. Философия  XVII в.: рационализм и эмпиризм

2. Философия  Просвещения (XVIII в.)

3. Немецкая  классическая философия

4. Марксистская  философия 

5. Иррационалистическая  философия XIX в. 

 

1. В  эпоху Возрождения началась трансформация  европейской цивилизации, превращения  ее в общество современного  или индустриального типа –  в отличие от традиционного (аграрного) общества Средневековья. Процесс этот в основном завершился к началу XX в. Не стояла на месте и философия, поскольку, по словам Гегеля, она есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении

В XVII в. философия постепенно расставалась со средневековым наследием, переформулировала предмет, цели и методы своего исследования. Она все больше дистанцировалась от Церкви и роли «служанки богословия», все активнее взаимодействовала с естествознанием и математикой. Философы, наряду с учеными, стремились правильно прочитать «книгу Природы», чтобы утвердить власть человека над миром. В их среде было заметно деление на сторонников рационализма и эмпиризма.

Философский рационализм в качестве основного орудия познания выделяет разум, ограничивая роль чувств, которые сами по себе не могут быть абсолютным критерием истины.

Отцом новоевропейского рационализма считается французский философ и ученый Рене Декарт (1596 - 1650). Для него человек есть, прежде всего, «мыслящая вещь». Мыслить правильно – это значит, и быть максимально критичным, ничего не принимать на веру, во всем сомневаться. В поисках достоверного знания Декарт пришел к тезису: «Мыслю, следовательно, существую». В составе мышления философ различал два компонента – мыслящее (субъект мышления) и мыслимое (объект мышления),  а бытие разделял на две субстанции - протяженную (телесную, но лишенную сознания) и мыслящую (духовную, но не имеющую протяженности). Исследуя разум, Декарт нашел в нем врожденные идеи, которые выступают предпосылками самой возможности нашего познания. Это, главным образом, логические и математические аксиомы и правила вывода. Врожденные идеи наиболее просты, их истина самоочевидна. Декарт был верующим человеком и считал, что врожденные идеи заложены в человека Богом. Вера философа, однако, не избавила его от критики со стороны Церкви.

Последователи картезианской философии (название произошло от латинского варианта написания имени Декарта) проживали в основном во Франции, в Нидерландах и Германии. Самые известные из них – Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716).

Нидерландский философ еврейского происхождения Б. Спиноза в отличие от Декарта признавал только одну субстанцию, протяженную и мыслящую. Он отождествлял ее одновременно и с Богом, и с природой, т. е., рассуждал как пантеист. Основным методом познания мира Спиноза считал математический.

Немецкий философ и ученый Г. В. Лейбниц учил о множестве субстанций и монад, духовных единиц бытия. Все они являются индивидуальными и замкнутыми. Единство мира, его гармоничность поддерживается Богом, так что «все к лучшему в этом лучшем из миров».

Философский эмпиризм видит основу познания в чувственном опыте и отрицает концепцию врожденных идей. Интересно, что наибольшее распространение в XVII в. он получил в одной стране – в Англии.

Основоположником эмпиризма считается философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561 - 1625). По его мнению, человеческий разум есть зеркало с неровной поверхностью, которое искаженно отражает Вселенную. Стремясь к объективной истине, люди должны неустанно бороться с «идолами» своего сознания. Идолы рода – это заблуждения, связанные с природной ограниченностью человеческого ума. Идолы пещеры – это индивидуальные заблуждения, связанные с тем, что каждый человек занимает в мире определенное место, которое сужает его кругозор. Идолы рынка – это заблуждения, связанные с неточностью нашего языка. Идолы театра – это заблуждения, связанные с верой в ложные авторитеты. Избавляться от «идолов» Бэкон предлагал при помощи экспериментально-индуктивного метода, когда от достоверных фактов, установленных опытным путем, исследователь идет к теоретическим обобщениям.

Линию Ф. Бэкона в философию развивали его земляки Томас Гоббс (1588 - 1679) и Джон Локк (1632 - 1704).

Гоббс был более последовательным материалистом, чем Бэкон. Он прямо отвергал веру в сверхъестественное, поскольку оно противоречит и опыту, и разуму. Гоббс также перебросил мост между эмпиризмом и рационализмом. Источник познания для него находится в ощущениях, но сам процесс философствования связан с рациональным мышлением. Т. Гоббс известен своим учением о государстве, в котором он видел результат общественного договора, ограничивающего естественную для людей «войну всех против всех».

Дж. Локк особо проявил себя в критике учения о врожденных идеях. Он сравнивал человеческую душу с чистым листом бумаги, на которой опыт пишет свои сведения о мире. Локк продолжил развивать концепцию общественного договора и высказал идею о необходимости разделения властей в государстве. Его считают одним из основателей европейского либерализма и английского Просвещения.

2.Важной  вехой в становлении самосознания  новоевропейской цивилизации явилась  эпоха Просвещения, обычно отождествляемая  с XVIII в. Своим именем она обязана популярности идей, которые отстаивали т. н. философы-просветители. В их числе были англичане Дж. Локк и А. Шефтсбери, шотландцы Д. Юм и А. Смит, немцы Г. Лессинг и И. Гердер, североамериканец, один из творцов США, Б. Франклин… Но наибольшую славу и влияние приобрели французские мыслители Ш. Монтескье (1689 – 1755), Вольтер (1694 – 1778), Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778), Д. Дидро (1713 – 1784), П. Гольбах (1723 – 1789). К середине XVIII в. эти авторы, безусловно, определяли интеллектуальную моду Европы.

Среди философов-просветителей не было полного совпадения взглядов. И все-таки можно говорить о Просвещении как о вполне определенном идейно-политическом и культурном движении, буржуазном по своему социальному смыслу. Его девизом могли бы стать слова: «Живи своим умом! Не клонись ни перед какими догмами, авторитетами, традициями!» Критичность мышления, отточенную учеными и философами предыдущих двух столетий, просветители обрушили на европейское общество. Они объявили войну предрассудкам, всему, что не способно оправдаться  «перед судом Разума», а этим оказались и вера в богоустановленность государственной власти, и преимущества знатного происхождения, и религиозная нетерпимость, и т. д.

Излюбленной мишенью для просветительской критики было традиционное христианство как рассадник суеверия и догматизма мысли. Особенно сильно доставалось Католической Церкви, о которой Вольтер писал: «Раздавите гадину!» Правда, чистые атеисты-материалисты в кругу просветителей встречались нечасто (Дидро, Гольбах и некоторые другие). Сам Вольтер признавал, что если бы Бога не было, его стоило бы выдумать, иначе будет невозможно управлять простонародьем. Большинство просветителей стояли на позициях деизма, признавая Бога в качестве Творца, но не Владыки нашего мира.

Информация о работе Лекции по "Философии"