Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 21:59, курс лекций

Краткое описание

Мировоззрение: сущность, структура, функции
Основные типы мировоззрения
Философия как форма познания
Философия Древнего Востока

Файлы: 1 файл

TEMA_1_Nachalo_filosofii.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

Религиозно-философский Ренессанс начала XX века остался верхушечным, элитарным явлением русской культуры. Его влияние не только не проникло в народные массы, но и не смогло охватить широкие слои интеллигенции. В 1909 г. Бердяев, Булгаков и ряд их единомышленников опубликовали сборник статей под названием «Вехи». В нем они предупредили, что революция в России, которую ждут и готовят многие интеллигенты, обернется большой социальной и культурной катастрофой. Эти предупреждения не были услышаны, а революционеры и либералы записали «веховцев» в число своих врагов.

После революции 1917 г. и прихода к власти коммунистов представители русской религиозной философии оказались лишними в собственной стране. В разгар гражданской войны от недоедания умерли В. Розанов и А. Блок, был арестован и в 1937 г. расстрелян П. Флоренский. Остальные авторы из числа названных покинули Россию либо добровольно, либо по приказу новых властей.  В Советском Союзе (название страны с 1922 г.) официально могла развиваться лишь марксистская философия в ее ленинской интерпретации. К ней должны были приспосабливать свои далеко не марксистские взгляды Алексей Лосев (1893 - 1988) и Михаил Бахтин (1895 - 1975), возможно, самые оригинальные философы советского периода. Лишь в конце 1980-х гг. традиция русского идеализма смогла выйти из подполья в родной стране.

3. Развитие  философской мысли на территории  нашей страны не отличалось  последовательностью, серьезно ограничивалось  внешними, прежде всего политическими, обстоятельствами  и  не  знало  такого расцвета, какой в России наблюдался в XIX  и  начале ХХ в. Немаловажен тот факт, что само название Беларусь (Белоруссия) очень поздно, лишь в прошлом столетии, появилось на географических картах, а процесс выработки самосознания белорусского народа, считают некоторые исследователи, не завершен до сих пор.

Долгое время философские идеи у нас не были представлены как собственно философия. Они или целиком встраивались в религиозное мировоззрение (период Средневековья и Возрождение), или развивались под определяющим влиянием религии (время Реформации и Контрреформации, включая даже XVIII в.), или облекались в форму национально-демократической, революционной и партийно-государственной идеологии (XIX – XX вв.).

Для зарождения отечественной традиции философствования большое значение имела деятельность Евфросиньи Полоцкой (ок. 1110 - 1173) и Кирилла Туровского (ок. 1130 - 1182) по христианскому просвещению наших далеких предков. От епископа Кирилла сохранилась часть его сочинений, в которых он показал себя верным учеником и красноречивым истолкователем греческой патристики. С особой силой в них прозвучала христианская тема исключительной значимости человека в системе мироздания.

В отличие от Московской Руси (с конца XV в. - России), географически и культурно удаленной от Западной Европы, Русь Литовская (будущая Беларусь) в большей степени испытывала влияние процессов, происходивших в западноевропейской культуре. В XVI в., который называют «золотым веком» ВКЛ, по нашим землям распространились идеи Возрождения и Реформации. Среди их теоретиков и пропагандистов выделялись фигуры Франциска Скорины (ок. 1490 - 1541) и Сымона Будного (1533 - 1593).

В условиях Контрреформации на территории ВКЛ открыли свои учебные заведения иезуиты. Они принесли к нам традиции профессионального философствования. В 1570 г. был основан Виленский иезуитский коллегиум (с 1579 г. – академия, а с 1803 г. - университет). В XVII в. здесь получили известность преподаватели схоластической философии Мартин Смиглецкий (1564 - 1618) и Войцех Адальберт Тылковский (ок. 1624 - 1695).

Были современниками, но очень по разному выстроили свои жизни и взгляды Симеон  Полоцкий (1629 - 1680) и Казимир Лыщинский (1634 - 1689). Первый развивал в своих сочинениях идеи христианского гуманизма и занимал высокое положение при дворе русского царя. Второй написал трактат «О несуществовании Бога» и был казнен за свои атеистические убеждения.

Идеи Просвещения распространяли в ВКЛ Казимир Нарбут (1738  - 1807) и Иероним Стройновский (1752 - 1815). Они стремились освободить философию от богословия и схоластического наследия, пропагандировали теорию общественного договора и методологию новоевропейской науки.

После антироссийского восстания 1830 – 1831 гг. был закрыт Виленский университет. В результате систематическое философское образование и философские исследования на территории Беларуси были прерваны почти на столетие. Функции философии отчасти взяла на себя литература. Большую роль в формировании белорусского национального самосознания в XIX в. сыграли писатели Винцент Дунин-Марцинкевич (1807 - 1884) и Франтишек Богушевич (1840 - 1900), в ХХ в. – Янка Купала (1882 - 1942) и Якуб Колас (1882 - 1956). По вопросу о культурно-исторической специфике белорусского народа их взгляды столкнулись с идеологией западнорусизма, которую представлял, например, историк Михаил Коялович (1828 - 1891).

С 1921 г. благодаря открытию БГУ у нас в стране возобновилось преподавание философии. В Советской Белоруссии, как и во всем СССР, она должна была вписываться в тематические и методологические рамки марксистско-ленинской философии. Новый период, более благоприятный для развития философских исследований, начался около двадцати лет назад.

 

Высказывания русских философов:

Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть еще нечто, более прекрасное – это любовь к истине.

                                                                               П. Чаадаев

Верно понятый, не обманывающий себя неосновательными надеждами реализм должен, рано или поздно, отказаться от мечты о благоденствии земном и от искания идеала нравственной правды в недрах самого человечества.

                                                                               К. Леонтьев

Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой.

                                                                               Ф. Достоевский

Плохо, если у человека нет чего-то, за что он готов умереть.

                                                                               Л. Толстой

Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.

                                                                               Н. Федоров

Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости.

                                                                               В. Розанов

Душа человека дороже царств мира, судьба личности первее всего.

                                                                               Н. Бердяев

Мы обязаны страданию всем, что было творческого в истории. Страдание есть соль жизни; и в то же время – ее стремящая сила; учитель меры и веры. Оно есть как бы ангел-хранитель человека, спасающий его от пошлости и очищающий его от греха.

                                                                               И. Ильин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекции по "Философии"