Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 21:59, курс лекций
Мировоззрение: сущность, структура, функции
Основные типы мировоззрения
Философия как форма познания
Философия Древнего Востока
Религиозно-философский Ренессанс начала XX века остался верхушечным, элитарным явлением русской культуры. Его влияние не только не проникло в народные массы, но и не смогло охватить широкие слои интеллигенции. В 1909 г. Бердяев, Булгаков и ряд их единомышленников опубликовали сборник статей под названием «Вехи». В нем они предупредили, что революция в России, которую ждут и готовят многие интеллигенты, обернется большой социальной и культурной катастрофой. Эти предупреждения не были услышаны, а революционеры и либералы записали «веховцев» в число своих врагов.
После революции 1917 г. и прихода к власти коммунистов представители русской религиозной философии оказались лишними в собственной стране. В разгар гражданской войны от недоедания умерли В. Розанов и А. Блок, был арестован и в 1937 г. расстрелян П. Флоренский. Остальные авторы из числа названных покинули Россию либо добровольно, либо по приказу новых властей. В Советском Союзе (название страны с 1922 г.) официально могла развиваться лишь марксистская философия в ее ленинской интерпретации. К ней должны были приспосабливать свои далеко не марксистские взгляды Алексей Лосев (1893 - 1988) и Михаил Бахтин (1895 - 1975), возможно, самые оригинальные философы советского периода. Лишь в конце 1980-х гг. традиция русского идеализма смогла выйти из подполья в родной стране.
3. Развитие
философской мысли на
Долгое время философские идеи у нас не были представлены как собственно философия. Они или целиком встраивались в религиозное мировоззрение (период Средневековья и Возрождение), или развивались под определяющим влиянием религии (время Реформации и Контрреформации, включая даже XVIII в.), или облекались в форму национально-демократической, революционной и партийно-государственной идеологии (XIX – XX вв.).
Для зарождения отечественной традиции философствования большое значение имела деятельность Евфросиньи Полоцкой (ок. 1110 - 1173) и Кирилла Туровского (ок. 1130 - 1182) по христианскому просвещению наших далеких предков. От епископа Кирилла сохранилась часть его сочинений, в которых он показал себя верным учеником и красноречивым истолкователем греческой патристики. С особой силой в них прозвучала христианская тема исключительной значимости человека в системе мироздания.
В отличие от Московской Руси (с конца XV в. - России), географически и культурно удаленной от Западной Европы, Русь Литовская (будущая Беларусь) в большей степени испытывала влияние процессов, происходивших в западноевропейской культуре. В XVI в., который называют «золотым веком» ВКЛ, по нашим землям распространились идеи Возрождения и Реформации. Среди их теоретиков и пропагандистов выделялись фигуры Франциска Скорины (ок. 1490 - 1541) и Сымона Будного (1533 - 1593).
В условиях Контрреформации на территории ВКЛ открыли свои учебные заведения иезуиты. Они принесли к нам традиции профессионального философствования. В 1570 г. был основан Виленский иезуитский коллегиум (с 1579 г. – академия, а с 1803 г. - университет). В XVII в. здесь получили известность преподаватели схоластической философии Мартин Смиглецкий (1564 - 1618) и Войцех Адальберт Тылковский (ок. 1624 - 1695).
Были современниками, но очень по разному выстроили свои жизни и взгляды Симеон Полоцкий (1629 - 1680) и Казимир Лыщинский (1634 - 1689). Первый развивал в своих сочинениях идеи христианского гуманизма и занимал высокое положение при дворе русского царя. Второй написал трактат «О несуществовании Бога» и был казнен за свои атеистические убеждения.
Идеи Просвещения распространяли в ВКЛ Казимир Нарбут (1738 - 1807) и Иероним Стройновский (1752 - 1815). Они стремились освободить философию от богословия и схоластического наследия, пропагандировали теорию общественного договора и методологию новоевропейской науки.
После антироссийского восстания 1830 – 1831 гг. был закрыт Виленский университет. В результате систематическое философское образование и философские исследования на территории Беларуси были прерваны почти на столетие. Функции философии отчасти взяла на себя литература. Большую роль в формировании белорусского национального самосознания в XIX в. сыграли писатели Винцент Дунин-Марцинкевич (1807 - 1884) и Франтишек Богушевич (1840 - 1900), в ХХ в. – Янка Купала (1882 - 1942) и Якуб Колас (1882 - 1956). По вопросу о культурно-исторической специфике белорусского народа их взгляды столкнулись с идеологией западнорусизма, которую представлял, например, историк Михаил Коялович (1828 - 1891).
С 1921 г. благодаря открытию БГУ у нас в стране возобновилось преподавание философии. В Советской Белоруссии, как и во всем СССР, она должна была вписываться в тематические и методологические рамки марксистско-ленинской философии. Новый период, более благоприятный для развития философских исследований, начался около двадцати лет назад.
Высказывания русских философов:
Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть еще нечто, более прекрасное – это любовь к истине.
Верно понятый, не обманывающий себя неосновательными надеждами реализм должен, рано или поздно, отказаться от мечты о благоденствии земном и от искания идеала нравственной правды в недрах самого человечества.
Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой.
Плохо, если у человека нет чего-то, за что он готов умереть.
Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.
Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости.
Душа человека дороже царств мира, судьба личности первее всего.
Мы обязаны страданию всем, что было творческого в истории. Страдание есть соль жизни; и в то же время – ее стремящая сила; учитель меры и веры. Оно есть как бы ангел-хранитель человека, спасающий его от пошлости и очищающий его от греха.