Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 21:59, курс лекций
Мировоззрение: сущность, структура, функции
Основные типы мировоззрения
Философия как форма познания
Философия Древнего Востока
Смотри на все с точки зрения вечности.
Суеверие – самый страшный враг человеческого ума.
И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.
Человек может то, что он должен.
У философии и религии общее содержание, общие потребности и интересы.
Противно быть под ярмом – даже во имя свободы.
Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии.
Величие человека в том, что он – мост, а не цель; и любви в нем достойно лишь то, что он – переход и уничтожение.
ТЕМА: Современная западная философия
1. Позитивизм
2. Аналитическая философия
3. Феноменология
4. Герменевтика
5. Экзистенциализм
6. Философия жизни
7. Психоаналитическая философия
8. Неомарксизм
9. Структурализм и постструктурализм
10. Религиозная философия
1. Одним
из наиболее перспективных
С точки зрения О. Конт (1798 - 1857), основоположника позитивизма, предшествующая философия, рассуждавшая о сверхчувственных началах бытия, зашла в тупик. Все философские понятия и проблемы, которые нельзя проверить или разрешить посредством опыта, являются ложными. Отныне имеет право на существование лишь философия, которая будет заниматься обобщением и систематизацией конкретно-научного знания. Такую позитивную или позитивистскую философию и создавал сам О. Конт, а вслед за ним – Дж. Милль (1806 – 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).
К концу XIX в. первый (классический) позитивизм уступил место эмпириокритизизму (философии «критического опыта»). Сторонники эмпириокритицизма, например, Э. Мах (1883 - 1916), предлагали очистить науку от понятий, которые не могут быть представлены в непосредственном чувственном опыте (атом, электрон и т. д.), и сделать ее чисто описательным знанием.
В начале XX в. сложился неопозитивизм, поставивший перед собой задачу создать универсальный язык науки, взяв за основу язык физики. Среди его представителей можно назвать М. Шлика (1882 - 1936), который, помимо прочего, сформулировал принцип верификации, т. е. эмпирической проверки всех теоретических суждений.
Во второй половине XX в. начался новый этап в развитии позитивистской философии, этап постпозитивизма. Для него характерен преимущественный интерес к исторической динамике научного знания, а также определенная реабилитация традиционной философской проблематики, некогда отвергнутой первыми поколениями позитивистом. Родоначальник постпозитивизма К. Поппер (1902 - 1994) выдвинул принцип фальсификации, согласно которому признается научной только теория, допускающая возможность своего опровержения. Еще один философ данного направления, Т. Кун (1922 - 1995), ввел очень популярное теперь понятие «парадигма». Оно обозначает совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и методов, которые принимаются как руководство к действию всеми членами научного сообщества. Смену парадигм, время от времени совершающуюся в истории науки, Т. Кун назвал научной революцией.
2. С
историей позитивизма
Классики этого направления – Б. Рассел (1872 - 1970) и Л. Витгенштейн (1889 - 1951). Последний является автором понятия «языковая игра». Оно означает единое целое: язык и действия, с которыми он переплетен. Одни и те же слова, участвуя в разных языковых играх, приобретают разное значение. Путаница начинается, когда мы выхватываем слова из контекста и рассматриваем вне правил языковых игр.
3. Феноменология – философское направление, основанное Э. Гуссерлем (1859 - 1938). С точки зрения этого мыслителя, основным предметом философии должно быть сознание, ибо только через него людям доступна реальность. Э. Гуссерль выделял два вида сознания – обыденное и чистое. Обыденное содержит в себе много лишнего и искажающего истину (наши домыслы, некритически воспринятые чужие мнения и т. д.). Чистое сознание таит в себе опыт изначального единства с миром, опыт неискаженного восприятия истины. С бытием едины чистые феномены, которые пребывают в этом сознании и доступны интеллектуальному созерцанию. Гуссерль выдвинул лозунг: «К самим вещам (предметам)!», имея ввиду устремление нашего внимания к непосредственно данным, самоочевидным феноменам. Одно из важнейших понятий феноменологии – интенциональность, т. е. смыслообразующая направленность сознания на предмет, его способность быть всегда «сознанием о…»
4. С
развитием феноменологии
Одним из важнейших понятий герменевтики, введенным Ф. Шлейермахером, является герменевтический круг. Данное понятие указывает на циклический характер процесса понимания: чтобы понять часть, надо понять целое; чтобы понять целое, надо понять его части.
5. М.
Хайдеггер, возможно, наиболее известный
и влиятельный философ XX в., успел
поучаствовать и в оформлении э
Экзистенциализм различает подлинное и неподлинное существование человека. Первое – свободное и ответственное, когда человек сознательно выбирает себя и проектирует свою жизнь. Второе – существование «как все», унифицированное и безликое. Представители религиозного экзистенциализма, например, К. Ясперс (1883 - 1969), Г. Марсель (1889 - 1973), связывают свободу человека, его достоинство с актом веры в Бога. Экзистенциалисты-атеисты, среди которых, наряду с М. Хайдеггером, Ж.-П. Сартр (1905 - 1980) и А. Камю (1913 - 1960), считают, что человек обречен на одиночество в безбожном мире, его существование – авантюра, которая имеет все шансы закончиться плохо.
6.
Одним из источников
7. Психоаналитическая философия возникла на основе психоанализа, популярного в XX в. направления в психологии и психотерапии, созданного врачом и ученым З. Фрейдом (1856 - 1939). Эта философия ориентирована на изучение человека изнутри – со стороны психологических детерминант (причинно обуславливающих факторов) его деятельности. З. Фрейд показал зависимость человеческого сознания (Я) от бессознательных влечений (Оно) и требований культуры (Сверх-Я). Среди всех влечений Фрейд выделил два основных, которые назвал Эрос (инстинкт любви) и Танатос (инстинкт смерти). Энергию влечений он назвал либидо. С точки зрения Фрейда, культура существует за счет подавления природного начала в человеке и сублимации (буквально - возвышения) либидо, т. е. перенацеливание его на решение социально-значимых и морально-приемлемых задач.
Среди последователей и критиков З. Фрейда наиболее известны К.Г. Юнг (1875 - 1961) и Э. Фромм (1900 - 1980). К. Юнг разработал концепцию архетипов коллективного бессознательного – хранящихся в глубинах человеческой психики доопытных моделей мировосприятия и поведения. Они являются психическим остатком однотипных переживаний, испытанных многими поколениями людей. Сами по себе архетипы не доступны для прямого изучения, но символически они присутствуют в сновидениях, в искусстве и мифологии, в религиозных верованиях и культе. Что касается Э. Фромма, то он попытался совместить психоанализ и марксизм (такое сочетание принято называть фрейдомарксизмом). В частности, он ввел понятие «социальный характер», увидев в нем связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества.
8. В
XX в. продолжилась эволюция
Можно говорить о двух основных вариантах неомарксизма. Наиболее разнообразным по своим проявлениям является гуманистический неомарксизм. Для него характерна ориентация на ранние работы К. Маркса, прежде всего, на его «Экономическо-философские рукописи 1844 г.», в которых ставится проблема отчуждения человека и намечается идеал общества реального гуманизма. Это направление представляли философы-коммунисты А. Грамши (1891 - 1937) и Д. Лукач (1885 - 1971), фрейдомарксисты В. Райх (1897 - 1957) и уже упоминавшийся Э. Фромм, философы Франкфуртской школы Г. Маркузе (1898 - 1979), Ю. Хабермас (р. 1929) и др.
Существует также научный (сциентистский) неомарксизм, рассматривающий марксистское учение об обществе как строгую нефилософскую науку. Его самый известный представитель Л. Альтюссер (1918 – 1990) считал основополагающим для своего творчества принцип «теоретического антигуманизма», согласно которому анализу подлежат только объективные закономерности и безликие структуры социального целого – без внимания к переменчивым страхам и надеждам, проблемам и пожеланиям конкретных людей.
9. Взгляды
Л. Альтюссера во многом
В 1970
– 1980-е гг., и критикуя структурализм, и
продолжая его развитие, появляется постструктурализм.
Он пытается увидеть «изнанку» структур
и обнаруживает за ними «чистое бытие
желаний», язык власти и власть языка.
Обычно именно постструктурализм имеют
в виду, когда говорят о философии постмодерна,
современной эпохи в истории культуры.
Для ее характеристики пригодятся некоторые
термины, введенные философами-