Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:05, контрольная работа
Место и роль философии в духовной сфере общества
Возникновение марксисткой философии, ее сущность и причины трагической судьбы ХХ века.
Материя и сознание как философские категории
Соотношение чувственного и рационального в познании
5. Роль личности в истории
5. Роль личности в истории
1.
Философия, роль в обществе
Генезис философии, ее предмет и основной вопрос, структура и функции
Философия в переводе с греческого означает "любовь к мудрости". Сама собою мудрость к человеку не приходит, и чем раньше он ее полюбит, тем больших успехов добьется на своем жизненном пути.
Надо только понять какой именно мудрости учит философия. Аристотель (384-322 до н. э.) полагал, что имя мудрости необходимо отнести к некоей способности, "состоятельности", исследующей первые начала и причины. Р. Декарт (1596-1650), отмечая, что слово "философия" обозначает занятие мудростью, уточнял при этом, что "под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; ... знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках" .
Из сказанного уже можно понять, что философию интересует вполне определенная мудрость - мудрость, которая исследует и знает первые начала и причины и тем самым, во-первых, определяет жизненную позицию человека и, во-вторых, дает ему универсальную методологию, позволяющую добиться истинного познания действительности.
М. Хайдеггер (1889-1976), анализируя высказывания Гераклита, Аристотеля и других античных философов, показывает, что, с точки зрения создателей философии, мудрость означает умение говорить так, как говорит Логос, т. е. соответствовать Логосу.
Что такое Логос? Обычно с греческого языка содержание этого понятия переводят как "Слово". Например, Евангелие от Иоанна начинается так: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог". Однако слово "Логос" в древнегреческом языке очень многозначно. Это замечательно выражает Гете устами своего героя Фауста, пытающегося без искажения смысла перевести на свой родной язык приведенную выше фразу:
"Написано:
"В начале было Слово", - И
вот уже одно препятствие
Итак, Логос - это очень многозначный и глубокосодержательный термин античной философии. Нам важно отметить следующее раздвоение его значения: с одной стороны, Логос означает "мысль" и "слово" (слово, речь, если они искренни, суть та же "мысль", но выпущенная наружу, на свободу), а с другой стороны, - "смысл" (понятие, принцип, причина, основание) вещи или события.
Мысль и смысл. Кстати, данную двузначность можно обнаружить и в славянских языках. "Вещь" по-древнерусски - это не только некий предмет, но и "мудрость". Вещий - тот, кто знает мудрость вещей. Вспомним прозвище великого киевского князя - Вещий Олег. То же исконное единство восстанавливается при сравнении слова "речь", являющегося в русском языке синонимом языкового выражения мысли, со словом "pin" в украинском языке, где оно обозначает "вещъ".
Итак, мудрый - тот, кто в мыслях и речах выражает суть вещей и поступает согласно их "Логосу", согласно законам природы и общества. Вещь, речь, мудрость и деяние выявляют себя как органически связанные между собой понятия и реалии. Поэтому можно сказать, что Логос - это Всеобщее, Универсальное и Единое в природе, обществе и мышлении.
Вот какой мудрости учит философия: она учит у.менцю мыслить и поступать сообразно всеобщей природе вещей, умению не просто знать, но и применять запас своих знаний к решению постоянно возникающих перед человеком жизненных вопросов. Умение и ум - слова одного корня. Заниматься философией - значит заботиться о развитии своего ума.
Итак, философия - это любовь к Мудрости-Логосу, тому, что в Бытии содержится как Всеобщее, Универсальное, Единое. Распространенное в учебниках определение философии примерно так и гласит: философия есть учение о всеобщих (наиболее общих) законах природы, общества и мышления. Требует разъяснения только выражение "наиболее общие", так как его можно понимать по-разному. Если общее принять как одинаковость, сходство трех названных сфер бытия, то возникает серьезное недоумение. Ведь, с одной стороны, общие законы изучают и такие, например, науки, как математика, физика, кибернетика. Спрашивается, в чем же тогда специфика философского знания? А с другой стороны, непонятно, как быть с такими понятиями, как истина, свобода, красота: они же не присущи в равной мере природе, обществу и мышлению?
Разгадка данной проблемы в том, что философия изучает не только и не столько такое общее, синонимом которого выступает схожесть, одинаковость, формальное тождество, но прежде всего - общее, понимаемое как закон существования и развития системы, благодаря которому не формально, а содержательно тождественными оказываются различные и даже противоположные тела, вещи, предметы этой системы.
Поясним сказанное на примере. Что общего между листом бумаги, авторучкой, рукой и головой пишущего человека? Бессмысленно, конечно, искать их общность в цвете, форме или химическом составе. Главное здесь то, что все перечисленные предметы - это элементы одной и той же системы - системы писательского труда. Именно он придает общность этим столь разным предметам.
Если
в вышеприведенном примере
В процессе самой элементарной трудовой деятельности, например, - при изготовлении орудия труда из кремня, при простейшей обработке дерева, человек постепенно овладевает суммой частных закономерностей: камень может быть хрупким, может быть твердым, дерево обрабатывать удобнее, если учитывать характер и направление его волокнистости, огонь - жжется, металл - ковок и т. д. Все подобные закономерности природы человек осваивает и превращает в способы, методы своей практической деятельности и соответственно - мышления.
Но
кроме этих более или менее
частных законов человек
Выражаясь современным нам языком, мы можем сказать, что первобытный человек'взял на вооружение закон перехода количественных изменений в качественные и принцип единства формы и содержания. Понятно, что сам первобытный человек еще очень долгое время не мог выразить найденные закономерности в форме понятий, категорий, но вот пользоваться практически он ими уже умел. Приходит время, появляются профессионалы-философы и обобщают, изучают все подобные всеобщие принципы бытия и трудовой деятельности, превращаемые посредством последней во всеобщие принципы мышления.
Итак, подобно тому, как существуют определенные правила, приемы и законы труда писателя, кузнеца и землепашца, точно так же существуют, а точнее - формируются и развиваются всеобщие законы, принципы человеческой деятельности как таковой, принципы функционирования природы, общества и мышления как системы взаимодействия. И вот эти всеобщие принципы и формы деятельности, выраженные затем специалистами в форме логических понятий, и изучает философия, они-то и входят в ее предмет.
Практическая предметная деятельность человека является тем особым звеном, в котором совпадают бытие и сознание. Поэтому совсем не случайно возникает многозначность слов типа "логос", "вещь" и т. д.: они впитывают в себя все главные стороны этого совпадения.
Выходит так, что всеобщие формы бытия и сознания, составляющие содержание философских категорий, вовсю действуют в первобытном человеческом обществе (будучи, правда, как мы увидим, обильно перемешанными с предрассудками и суевериями), а философии в это время еще не существует. Когда же и почему возникает такая форма сознания, как философия?
Философскому способу мышления предшествовал так называемый мифологический способ мышления. Нам иногда трудно даже представить себе, что есть или когда-то были люди, которые мыслили принципиально иначе, чем это делаем мы. Но так было и было очень долго.
В чем же суть мифологического способа мышления? Главная его особенность - синкретичность (от греч. synkretismos - соединение), т. е. нерасчлененность на те элементы, которые теперь нам кажутся неоспоримо различающимися: субъект и объект, сон и явь, жизнь и смерть, реальность и видимость, действие и ритуал. Вождь перед началом военного похода принародно и торжественно разбивал оземь чашу, на которой были написаны имена его врагов, и все были уверены, что врагам это действие уже причинило серьезный ущерб. Смена засухи ливневыми дождями самым серьезным образом воспринималась как результат появления гигантской птицы, прогнавшей своими черными крыльями-тучами небесного злого быка, чье горячее дыхание сжигало посевы пшеницы. Отношение человека с окружающей действительностью воспринималось не как отношение "Я" и "Оно", а как отношение "Я" и "Ты", Все вокруг представлялось живым и одушевленным, а каждое событие - вполне уникальным, поскольку всякий раз зависело от нрава и настроения этого самого "Ты".
Весь мир первобытного человека - это не столько мир определенных вещей, фиксируемых в логосе, в слове, сколько мир абстрактных сил, главная из которых - сила рода. Мифология - это и есть понимание природы и всего мира в виде универсальной родовой общины. Человек, образно говоря, смотрит в лицо природы, а видит только отражение своего собственного лица, а точнее - лица своей большой семьи - рода, племени. Все явления и вещи понимаются первобытным человеком антропоморфически - как условие и результат действия существ, подобных человеку.
В мифологическом сознании конечная вещь не имеет самостоятельной цены. "Каждая вещь для такого сознания может превращаться в любую другую вещь, и каждая вещь может иметь свойства и особенности любой другой вещи. Другими словами, всеобщее, универсальное оборотничество есть логический метод такого мышления... Зевс оказывается и небом, и землей, и воздухом, и морем, и подземным миром, и быком, и волком, и бараном, и орлом, и человеком, а иной раз просто жуком или каким-нибудь геометрическим телом. Аполлон тоже и свет, и тьма, и жизнь, и смерть, и небо, и земля, и баран, и волк, и мышь и еще сотни всяких предметов и явлений. Здесь господствует принцип "все есть все" или "все во всем" .
Пока главной производительной силой в истории становления человека остается сила рода, мифологическое сознание продолжает быть господствующей формой ориентации человека в мире. Только переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому изменил главные ценности: главной производительной силой становится не "сила рода", который в новых условиях стал разлагаться и исчезать, а естественная вещественно-телесная сила человека. Разделение труда на умственный и физический потребовал принципиально иного способа мышления, который своим предметом сделал бы это отношение "ум" - "вещь" (в том числе и прежде всего - раб как говорящая вещь).
В условиях разделенного труда вещи начинают браться в их собственном значении, в их определенности. Каковы вещи сами по себе - вот главный вопрос, стоящий теперь перед руководящим ими умственным трудом, ибо, не зная собственных, действительных, а не вымышленных, свойств вещей, невозможно ими эффективно управлять.
Жизненная важность знаний о вещах, о мире как о таких, каковы они есть на самом деле, вызывает пристальное внимание к самому процессу получения таких знаний. Поэтому мышление становится не только мышлением о мире, но и мышлением о мышлении. Миф сменяется Логосом - мыслью и словом, формы успешного функционирования которых суть логические категории. Это и есть акт рождения философии.
Как можно видеть, и генезис логических категорий, и рождение философии раскрывают перед нами, делают выпуклой и яркой центральную и непереходящую ее проблему - проблему соотношения, взаимозависимости сознания и реальной действительности.
Сознание и вещь. Внутренний мир человека и внешний мир. Сознание и бытие. Идеальное и материальное. Все это - вариации на одну и ту же тему.