Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 13:57, контрольная работа
Эпоха возрождения безоговорочно оценивается как высочайший взлет в развитии искусства, в особенности живописи и поэзии. Новая картина мира начинает складываться с нового понимания человека. В истолковании человека мировоззренческие открытия искусства не менее значимы, чем теоретические построения науки и философии.
Выделите общие и специфические черты пантеистических учений Н.Кузанского и Дж. Бруно…………………………………………….
Каковы основные проблемы филисофии нетеизма?......................
Раскройте суть классической концепции истины. Каковы ее альтернативы?……………….
Охаректерезуйте феномен идеологии в политической жизни общества…………………………….
Объясните смысл тезиса позитивизма «Наука-сама по…….. себе философия».……………………………………..
Литература………
Философия Бруно оптимистична. Мир в целом гармоничен и совершенен, несовершенство и смерть характерны лишь для единичных явлений. Бруно вошел в историю философии как мужественный борец за торжество научной мысли. Этот этап явился закономерным и необходимым в истории философской мысли. Эпоха Возрождения знаменует разрыв со средневековой традицией и переход к новому времени, хотя к этому и не сводится роль философии рассматриваемого периода.
Мыслителями XIV-XVI вв. была разработана картина мира и человека, отличная от Средневековья. На смену теологической картине мира пришло новое представление о бесконечности и вечности Вселенной, т. е. сформировалась новая онтология.
Философия Возрождения была философией эпохи великих открытий, опираясь на которые она боролась за независимость научного и философского знания от теологии и схоластики. Но ее интерес к опытному знанию не опирался на научный эксперимент, а произвольные допущения смешивались с подлинными научными открытиями. Не случайно астрологические представления, являясь формой учения о единстве и взаимосвязи земного и небесного миров, были тесно связаны с пантеизмом философии Ренессанса.
2. Под религиозной философии обычно попадают такие философские школы, как персонализм, христианский эволюционизм, неопротестантизм и неотомизм.
Религиозная философия уже по определению сопрягает все проблемы с учением о Боге, как совершенном бытии, абсолютной реальности, чья свободная воля прослеживается в истории и культуре. Проблемы развития гуманизма связаны с историей развития христианской религии. Все вопросы этики, эстетики, космологии просматриваются через призму христианского учения. Большую роль играют в религиозной философии проблемы сочетания Веры и разума, науки и религии, возможности синтеза философии, теологии и науки при определяющем влиянии теологии.
Центральная проблема современной религиозной философии- проблема человека. Как относится человек к Богу? Какова миссия человека в истории, в чем смысл бытия человека, смысл скорби, зла, смерти - явлений, которые, несмотря на прогресс, так широко распространены.
Неотомизм -это официальная философия католической церкви, главное теоретическое оружие Ватикана. Как никакой другой философии, ему свойственны традиционализм и догматическая стабильность идей и теоретических постулатов. Он сознательно сопротивляется обновленческим традициям и не без гордости провозглашает себя «философией, сохраняющейся в веках».
Неотомизм представляет собой возрождение средневековой философии Фомы Аквинского. С точки зрения неотомизма, именно Фома Аквинский наиболее правильно решил основные философские проблемы.Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, неотомизм рассматривает в качестве непрерывной цепи отклонений, ошибок и заблуждений, поэтому ставит задачу возрождения духа средневековой философии. На этом пути представители неотомизма видят преодоление хаоса современной жизни, обретения ясности, возрождения духовных ценностей.
Ведущая проблема неотомизма- доказательство бытия Бога и понимания места Его в Мире- была дополнена неотомистами проблемой бытия человека. В результате произошло смещение акцента на проблемы человека, был создан новый его образ, который творит свой культурно-исторический мир, побуждаемый к этому божественным творцом. Человек в понимании неотомистов - основной элемент бытия, через него проходит история, ведущая к высшему состоянию развития общества- «граду божиему». История имеет гуманный смысл и назначение. Общество может прийти к состояния, непохожему на все известные. То будет общество, основанное на высших религиозно- нравственных ценностях.
Особое значение неотомизм придает понятию личности. Личность не может существовать вне свободы, самосознания, проявлений духовного творчества. Личность самоценна; все люди имеют одинаковую нравственную ценность, независимо от их социального происхождения, положения в обществе, национальности, цвета кожи и т.п.
Неотомизм стремится возродить и сохранить традиционные для христианства ценности, такие как личность, семья, церковная община, профессиональный долг, родина, государство. Отвергая индивидуализм и коллективизм как одинаково ложные крайности, неотомистская философия разрабатывает понятие солидаризма. Неотомизм является ведущим направлением в религиозной философии, но не единственным. Ряд религиозных философов стремились отойти от ортодоксальной доктрины. Ярким показателем нового религиозного взгляда на мир является философия Тейяр де Шардена.
3. Что такое истина? Данный вопрос – один из центральных в теории познания. Он занимал людей с самых древних времен. К его разрешению обращались Платон и Аристотель, Бэкон и Декарт, Кант и Гегель. И это не случайно, ибо истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека. Философы по- разному отвечали на этот вопрос.
Наиболее известные концепции: истина то, что полезно (прагматизм); истинное суждение – продукт соглашения (конвенционализм); истинно-психологическое состояние личностного переживания (экзистенциализм). Платон и Аристотель являются родоначальниками древнейшей, классической концепции истины- истина есть соответствие мыслей действительности.
При всей простоте и очевидности классическая концепция истины столкнулась с немалыми трудностями, когда речь шла о способах установления соответствия мыслей действительности, особенно в теоретических областях знаний. Данными трудностями не применули воспользоваться противники этой концепции. Они утверждали, что процессе познания человек имеет дело непосредственно не с объективным миром, а с продуктами его чувственного восприятия и концептуального осмысления. Поэтому нет и быть не может гарантий верного мысленного воспроизведения действительности и устранения из мыслей субъективных привнесений.
Продолжая классическую традицию в понимании истины, диалектико-материалистическое учение является качественно новым этапом в его теоретическом развитии, продлевает присущие классической концепции недостатки. В нем более глубоко и всесторонне обосновывается понятие объективной истины. Какой бы субъективной ни была форма человеческих знаний, они имеют объективное содержание и соотносятся не просто с миром ощущений, а лежащим в нем и независимо от него объективным миром воспроизводят его. Поэтому объективно- истинное знание неопровержимо. Тем самым диалектико-материалестическое учение отмеживалось от любых попыток игнорирования объективной истины.
Важнейшей отличительной чертой диалектико-материалистического подхода является рассмотрение объективной истины в связи с практикой. Роль практики определяется тем, что она –связующее звено между объектом и субъектом познания. Предметы внешнего мира задаются субъекту через практику, в ней выделяются те их свойства, которые становятся предметом знания.
Объективная истина ни есть нечто застывшее и окаменевшее. Она находится в постоянном развитии, становится более полной с каждым новым открытием. Диалектический процесс изменения и развития объективной истины характеризуется понятием относительной и абсолютной истины.
Относительная истина-это значение, которое приближено и неполно воспроизводит объективный мир. специфические свойства относительной истины- приближенность и неполнота – органически присущи процессу познания, поскольку человек не может познавать мир, не фиксируя своего внимания на одних его сторонах и не отвлекаясь от других.
Противоположность относительной истины является абсолютная истина. Каким бы односторонним и ограниченным не было некоторое знание, оно содержит в себе элемент, который никогда не отбрасывался, выступает предпосылкой дальнейшего развития познания и в снятом виде содержится в его новых результатах.
Иными словами истина конкретна. Истине противостоит заблуждение, т. е принимаемое за истину искаженное представление о действительности. Было не верным считать заблуждение чем-то сугубо субъективным , что можно исключить при желании из познавательного процесса. Какими бы точными и надежными ни казались регулятивы и правила указывающие дорогу к истине, они не могут соответствовать всему сокрытому в неизведанном разнообразию объективного мира и поэтому неизбежно сталкиваются с предметами, находящимися за приделами своей применимости. Таким образом, заблуждение – вполне естественный этап в освоении новых, еще неизвестных сферах бытия.
Итак, истина есть процесс. Благодаря ему совершается переход от незнания к знанию, от знания менее полного и точного к знанию более полному и точному. Решение вопроса об истинности наших знаний , т.е. соответствия их действительности, имеет практическую основу. Процесс познания осмысливается глубже, если выявить его особености в науке
4.Политическая система никогда не находилась в статичном состоянии. Она постоянно развивается и регулирует сама себя. Политическая система в своем развитии обязана реагировать на требования и поддержку, которые исходят от общества. Именно здесь проявляется влияние идеологии на политическую систему. Теорию систем ввел в современную политологию американский ученый Дэвид Истон. Политическая система реагирует на субъекты или группы, с которыми в итоге вступает во взаимодействие. Оно зависит от значения придаваемого системой данным объектам. По мнению Истона «политические взаимодействия в обществе представляют собой систему поведения» из этого можно сделать вывод, что американский политолог под политической системой подразумевает совокупность взаимодействий в определенном обществе. Внешняя среда влияет на политическую систему благодаря приспосабливающемуся поведению и открытости последней. В итоге системе приходится реагировать на внешние условия и изменять свою внешнюю структуру. Взаимодействие с внешней средой у политической системы происходит по модели «вход-выход». «Вход» – это «суммарная переменная, которая концентрирует и отражает все изменения в окружающей среде, касающиеся политического давления». На «входе» политической системы Истон выделяет требования, поддержку, а также апатию, которые исходят от граждан (от гражданского общества). Требования это «плоть и кровь всех политических систем». Если можно обнаружить политическую систему, где требования сведены к нулю, то такая система находится в процессе разрушения» Поддержка на «входе» политической системы всегда усиливает ее. Здесь необходимо подчеркнуть, что поддержка в системе «входа-выхода» Истона тесно связана с политической идеологией. В современной политологии существует большое количество подходов к классификации функций политической идеологии. Выделяют следующие функции: нормативная, легитимизирующая, интегративная, мобилизирующая и познавательная В функциях политической идеологии проявляется ее социальная значимость. Нормативная функция формирует политические ориентиры, которых следует придерживаться социальному субъекту, взгляд на определенные события или процессе в обществе или истории. Легитимизирующая функция идеологии пытается обосновать политическое устройство в государстве, распределение ценностей в нем как наилучшую из возможных на данный момент социально-политических формаций в обществе. При помощи данной функции власть пытается привить обществу свои принципы и ценности, на которые опирается политический режим. Так же политическая идеология выполняет интегративную и мобилизирующую функции, которые пытаются объединить всех людей в обществе в социальное целое. Благодаря первой можно судить о принятии обществом идей и ценностей, предлагаемых властью и политическим режимом. Мобилизирующая функция побуждает и направляет людей или какие-либо социальные слои на поставленные действия благодаря определенных идеям, которые предлагает политический режим. Именно оно позволяет сплотить людей и сформировать чувство коллективизма. Мобилизирующая функция влияет на эмоциональную поддержку населения. Особенно часто это проявляется в кризисных ситуациях. Из вышесказанного можно сделать вывод, что чем эффективнее функционирует политическая идеология в обществе и чем ее общественное признание выше, тем сильнее поддержка на «входе» системы. Это приводит к усилению самой политической системы. Благодаря этому гарантируется признание и стабильность органов власти. Стоит заметить, что здесь важную роль играет легитимность. Чем больше уверенность индивида и общества в правильности предлагаемых властью идеологических ценностей, тем выше показатель признания политической системы. Это проявляется в признание норм (законы) и самой структуры (органы власти) режима. Не последнюю роль здесь играет вера гражданина и общества в персональную легитимность лидера и его способности эффективно управлять государством, что проявляется в успешной реализации государственной политики, поддержание законности и правопорядка в обществе. Поддержка системы проявляется на трех уровнях. Под первым уровнем подразумевают персональную поддержку. Она проявляется на признание отдельно взятым индивидом политической системы и ее лидеров. На следующем уровне происходит принятие ценностей обществом, на которые опирается политическая система, ее норм и структуру власти. Если на данном уровне поддержка слаба, то политическая система может испытывать кризисные явления. Здесь власть может прибегнуть к помощи политической идеологии и попытке обосновать те или иные социальные реальности. От принятия или отторжения предлагаемых ценностей и норм зависит дальнейшее функционирование политической системы. Третий уровень заключается в «поддержке всего политического сообщества, доверие граждан устройству государства, другими словами, преданность коллективу, национальному сообществу в целом» На «входе» в систему происходит воздействие внешней среды на политическую систему. Действия политической системы заключаются в принятии мер в экономической, социальной либо культурной сферах общества. Внешняя среда и политическая система постоянно взаимодействуют и глубоко взаимосвязаны между собой.. Место политической идеологии в данном процессе не последнее. Вместе с системой она реагирует на сигналы окружающей среды. Благодаря ей политическая система как одной из своих составляющих пытается осуществлять изменения в обществе и поддерживать свою стабильность.
5. Наука и философия. Отличие от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм
человеческой Непосредственной целью науки является описание, объяснение и
предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее
изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной
степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и
мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой
также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической
доказательности своих выводов.
Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и
компетентности в деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются
результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только
мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности
философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия
притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем
ответить на эти вопросы, обратившись к истории.
Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и
только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял
Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята
исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о
первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее
теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями
частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания
«госпожой наук», считая, что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей
против ни единого слова. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для
его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по
уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение
многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов
титулами «королева наук» и «наука наук».
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки -
само слово «философия» означает «наука». Эта наука была направлена на все,