Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:15, контрольная работа
Вопрос 1. Философский иррационализм, его генезис и основные исторические типы.
Вопрос 2. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности.
Вопрос 3. Чем является время в моём понимании.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский торгово-экономический университет»
Государственное образовательное учреждение среднего Профессионального образования «Экономико-технологический» колледж
Контрольная работа
По дисциплине: История
Вопрос 1. Философский иррационализм, его генезис и основные исторические типы.
К
концу 19 столетия в ряде европейских
стран получил широкое
Значительное место в иррационализме заняла “философия жизни”, одним из предшественников которой был немецкий философ А.Шопенгауэр (1788 – 1860). В работе “Мир как воля и представление” он утверждал, что весь окружающий человека органический мир пронизан некоей темной и таинственной слепой “волей к жизни”. Сама жизнь рассматривалась философом как антипод ставшему и застывшему, как труднодоступная для познания первичная реальность космоса. Воля представляет собой внутреннюю энергию тел, которая побуждает их развиваться и взаимодействовать друг с другом. Она беспричинна и непознаваема, абсолютно свободна и являет собой стремление к жизни. Шопенгауэр отмечал, что воля как тайная сила живой природы открывается лишь гениальным творцам произведений искусства. По убеждению философа, только они способны с помощью чистого созерцания и огромной силы фантазии познать вечные идеи и выразить их в поэзии и музыке, в изобразительном искусстве. Вот почему особое место в искусстве должна занимать музыка как непосредственное обнаружение и выражение “мировой воли”.
Шопенгауэр подчеркивал, что стремление к жизни не имеет никаких границ и конечных целей. Воля являет собой “свободное хотение”, и это делает ее неподвластной разуму. Сущность человека тоже является воля. Она побуждает его жить не смотря ни на что и идти к желаемому. Однако жизнь человека в любом случае есть движение к неминуемой смерти. Она ведь все равно победит, ибо все мы – ее заложники со дня рождения. В такой ситуации быть оптимистом означает всего лишь насмехаться над страданиями людей.
Тема воли как сущности и начало мира подробно была развита немецким философом Фридрихом Ницше (1844-1900 гг.) в ряде работ (Веселая наука, Так говорил Заратустра, Антихристианин), написанных нередко в форме афоризмов и мифологических повествований. Этот мыслитель явился также одним из основателей “философии жизни” как альтернативы традиционным рационалистическим учениям Нового времени. Он рассматривал жизнь как вечное движение и становление, созидание и самовыражение человека в различных формах культуры. По Ницше, окружающий человека мир – это поток жизни, бесконечная и безбрежная река событий и изменений. Нет бытия – подчеркивал философ – а есть лишь вечное становление.
В
истории философии Ницше
Идеальным образцом для Ницше был сверхчеловек, освободившейся от слабых сторон своей природы. Идея сверхчеловека как “смысла земли” является своеобразной реакцией немецкого философа на догматическое христианство, которое, по убеждению Ницше, сделало человека слабым, покорным и униженным. Все лучшее в человеке – писал философ – было погублено христианством. Оно всегда было на стороне слабых, оно настойчиво культивировало в людях слабость и убивало в них силу, воспитывало чувство страха. По убеждению Ницше, христианство есть “порча” и несмываемое “позорное пятно” на теле человека. Оно разрушило высший тип человека с его естественной волей к власти. Следовательно, человечество деградирует: сильные погибают, а остаются лишь слабые, бессильные. “…Больше силы, больше власти – призывал немецкий философ. – Да здравствует личность, способная встать по ту сторону добра и зла и возвысится над слабыми и больными”.
Идея
“сверхчеловека” оказалось
Философия Ф. Ницше весьма многослойна и неоднозначна, чему способствует и метафорический стиль ее изложения. Неудивительно, что истолковывалась она по-разному. Так, в прежней советской философии ницшеанство всегда относилось к числу идейных источников фашизма характеризовалось как “антидемократическая идеология”, которой присущи волюнтаризм и аморальные идеи. Но по-видимому, крайние оценки творчества Ницше всегда будут необъективными. На самом деле его взгляды представляют собой вполне естественное выражения духа разлома исторических эпох, тревожное предчувствие грядущих социальных катастроф и бездны падения человечества, его духовной деградации и распада. Дело ведь не в Ницше самом, а в кризисе культуры и ее институтов, что стало достаточно очевидным к концу прошлого столетия. Наступил 20 век, и грехопадение человеческого рода стало еще более масштабным и разнообразным.
Весьма заметное место в философском иррационализме занял психоанализ. Основы этого течения были заложены австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939 гг.). Основным понятием в его учении является “бессознательное” как специфический объект глубокого психологического и социально-философского исследования. Заслуга Фрейда стало то, что он постарался проникнуть в “темные” пласты и “закоулки” духовного мира человека, на что практически не обращал внимания философский рационализм Нового времени. Бессознательное невидимо, но оно присутствует в психике и играет огромную роль в жизнедеятельности каждого человека.
Фрейд
полагал, что бессознательное
По Фрейду, весь психический мир человека имеет три слоя. Во-первых, это само бессознательное, или “Оно”. О наличие этого слоя индивид либо не подозревает, либо не знает длительное время. Во-вторых, в структуре психики имеется разумное “Я” (“эго”), или собственное сознание, окно во внешний мир. Сознание – это память, мышления и иные процессы, ориентированные на рациональное отражение окружающего мира. И в-третьих, существует еще и “сверх - Я”, которое воплощает в себе нормы культуры, нравственные, религиозные, семейные отношения в обществе. “Сверх - Я” выступает как некий строгий “адвокат” над всем духовным миром человека, “цензор” всех его поступков и действий. Фрейд подчеркивал, что в основе бессознательного лежит принцип удовольствия, а в основе сознательного – принцип реальности. Неразряженные состояния и нереализованные идеи посредством механизмов вытеснения (сублимации) переводиться в сферу бессознательного. Этот потенциал реализуется в социально приемлемых формах и служит источником творческой деятельности человека.
Теория Фрейда не является
строго философской, однако
Иррационализм многолик в
своих проявлениях. К их числу
следует отнести и современную религиозную
философию, которая ставит веру выше разума,
а теологию - выше философии. Течения религиозной
философии представлены именами таких
известных мыслителей, как Э. Жильсон,
Г. Марсель, П. Тейяр де Шарден. В различных
иностранных государствах возникло особое
философское направление, получившее
название «философия русского зарубежья».
Его видными представителями являлись
Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов,
П.А. Сорокин и другие.
П.С. Мережковский (1864 – 1941) разрабатывал
проблемы взаимо-отношений человека и
Бога. По Мережковскому, в своей жизни
человеческая личность проходит три этапа:
языческий; приобщения к христианству;
полной внутренней гармонии человека,
его слияния с христианством. Идеалы человека
и общества Мережковского – христианин,
гармоничная и добродетельная личность,
живущая с такими же другими личностями
в религиозном безгосударственномобъединении.
Философия Н.А. Бердяева (1874 – 1948) носит
многоаспектный характер, однако в ней
преобладает экзистенциональная и религиозная
направленность. Можно выделить следующие
основные положения философии Бердяева:
высшей ценностью в окружающем мире является
свобода;
свобода, «соборность» (единство духа
и воли) составляют основу существования
человека; свобода человека подвергается
угрозе извне;
данную угрозу несут в себе прежде всего
общество и государство, которые являются
соответственно объективацией всеобщей
воли и механизмом подавления; общество
и государство стремятся подчинить человека,
подавить его индивидуальность; задача
человека – сохранить свою самобытность,
не дать обществу и государству ассимилировать
себя; ключевую роль в жизни человека играет
также религия; Течение религиозной философии
на Западе имеют большую поддержку в лице
многочисленных церквей, а в некоторых
странах и со стороны государства. Разумеется,
центральным понятием этой философии
и в наше время остается понятие Бога.
Вместе с тем, большое внимание уделяется
социальным проблемам общества, противоречивости
научно-технического прогресса. “Какова
миссия человека в мире?” – этот вопрос
достаточно полно представлен в неотомизме.
Человеку предлагается искать спасенье
не на путях совершенствования общественных
отношений, а прежде всего в сфере индивидуального
духовного опыта, обращаясь к Богу и ”свету”
веры. Современная религиозная философия
весьма противоречива: в ней традиционное
мистическое начало сочетается с новыми
веяниями, идущими от реальностей нашего
времени.