Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Философский иррационализм, его генезис и основные исторические типы.
Вопрос 2. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности.
Вопрос 3. Чем является время в моём понимании.

Файлы: 1 файл

kontr.rab._po_filosofii.docи.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Современная философия и психология кроме объективного реального времени различают перцептуальное и концептуальное время. Под перцептуальным временем понимают отражение реального времени в чувственном восприятии субъекта. Тогда как концептуальное время – это наши знания, представления, которые оказываются более или менее адекватным отображением реального времени. Еще С.Аскольдов рассматривал время как онтологическое ("изменяемость бытия"), физическое ("раздробленное" и "измеренное время") и психологическое (в котором есть "своя индивидуальность и субъективность и в этом смысле относительность")3.

На всем протяжении развития философской мысли многими мыслителями  отрицалась объективность времени (или существование времени вообще). Так, согласно теории И. Канта, время  и пространство – формы нашей чувственности, нашего рассудка, наша прирожденная способность приводить в порядок расположение вещей и событий. В сфере независимо от человека существующих вещей времени нет, оно имеется лишь в феноменальной сфере, в сфере того, что Кант называл явлениями и что он относил к субъективной области. "Если мы возьмем предметы так, как они могут существовать сами по себе, то время есть ничто, – замечал немецкий философ. – Оно имеет объективную значимость только в отношении явлений, потому что именно явления суть вещи, которые мы принимаем за предметы наших чувств, но оно уже не объективно…"4.

Первооткрывателем "внутреннего  времени", или "дления", "длительности", нашего сознания в начале ХХ века по праву является французский философ  А.Бергсон. В работах "Творческая эволюция" и "Длительность и одновременность" он восстает против времени, понимаемого так, как оно выступает в науке. Он называет время "спациализированным" (лат. spatium – "пространство"), "опространственным", "замаскированным под время пространством". Ему Бергсон противопоставляет свое "истинное время".

Оно связывается с  длительностью, которая составляет сущность времени. Чистая длительность понимается здесь как непрерывность  внутреннего времени человека. Субъект  выступает фактически единственным носителем времени. Время же внешнего мира создает "ощущаемая и переживаемая нами причастность окружающего нас материального мира к этой внутренней длительности"5.

 Английский физик Исаак Ньютон в своем труде "Математические начала натуральной философии" рисует мир, состоящий из пространства и времени и движущихся по отношению к пространству и времени материальных точек (из них образованы все материальные тела). Пространство и время выступают здесь в роли огромной "сцены", на которой "разыгрываются" явления. Даже если эти явления исчезнут, "сцена" сохранится. Пространство и время представляют собой независимые от материи сущности – субстанции (отсюда название концепции). Ньютоновскому взгляду на время как на особую сущность противостояло воззрение немецкого философа Лейбница. Согласно этой точке зрения, время не отдельная самостоятельная сущность, а всего лишь производная. В нем для Лейбница находят свое выражение определенные отношения вещей и явлений между собой. От латинского relativus (относительный) данную концепцию называют реляционной. О времени как особой сущности говорил еще Демокрит, реляционная же модель разрабатывалась Аристотелем.

Как видим, концепции  времени сильно разнятся, но они  отражают одно и то же реальное время. Однако на протяжении веков философия не может окончательно исключить ни одну из четырех моделей, категорически признав ее абсолютно неприемлемой.

Современная философия  и психология кроме объективного реального времени различают  перцептуальное и концептуальное время. Под перцептуальным временем понимают отражение реального времени в чувственном восприятии субъекта. Тогда как концептуальное время – это наши знания, представления, которые оказываются более или менее адекватным отображением реального времени. Еще С.Аскольдов рассматривал время как онтологическое ("изменяемость бытия"), физическое ("раздробленное" и "измеренное время") и психологическое (в котором есть "своя индивидуальность и субъективность и в этом смысле относительность").

На всем протяжении развития философской мысли многими мыслителями отрицалась объективность времени (или существование времени вообще). Так, согласно теории И. Канта, время и пространство – формы нашей чувственности, нашего рассудка, наша прирожденная способность приводить в порядок расположение вещей и событий. В сфере независимо от человека существующих вещей времени нет, оно имеется лишь в феноменальной сфере, в сфере того, что Кант называл явлениями и что он относил к субъективной области. "Если мы возьмем предметы так, как они могут существовать сами по себе, то время есть ничто, – замечал немецкий философ. – Оно имеет объективную значимость только в отношении явлений, потому что именно явления суть вещи, которые мы принимаем за предметы наших чувств, но оно уже не объективно…"

Первооткрывателем "внутреннего времени", или "дления", "длительности", нашего сознания в начале ХХ века по праву является французский философ А.Бергсон. В работах "Творческая эволюция" и "Длительность и одновременность" он восстает против времени, понимаемого так, как оно выступает в науке. Он называет время "спациализированным" (лат. spatium – "пространство"), "опространственным", "замаскированным под время пространством". Ему Бергсон противопоставляет свое "истинное время".

Оно связывается с  длительностью, которая составляет сущность времени. Чистая длительность понимается здесь как непрерывность внутреннего времени человека. Субъект выступает фактически единственным носителем времени. Время же внешнего мира создает "ощущаемая и переживаемая нами причастность окружающего нас материального мира к этой внутренней длительности".

Нет ничего более загадочного, сокровенного, удивительного, чем время. Время занимает особое место в модели мира, которая характеризует ту или иную культуру, наряду с такими компонентами этой модели, как пространство, причина, изменение и т.д. В совокупности эти категории представляют "сетку координат", посредством которой люди воспринимают и осознают мир и строят его образ. Только через ряд трансформаций, произошедших с осознанием времени, возникло его современное понимание. Перефразируя известное изречение можно сказать: времена меняются, и вместе с ними меняется наше представление о времени.

С давних времен мыслителей волновал вопрос, реально ли "течение" времени или же это лишь иллюзия  человеческого разума, представляет ли время первичную сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального? Статическая и динамическая, субстанциальная и реляционная концепции времени – попытки ответить на эти вопросы.

Из рассмотренных свойств  времени следует еще одно важное – его внутренняя противоречивость, перечисленные свойства (объективность  и субъективность, обратимость и  необратимость, абсолютность и относительность, непрерывность и дискретность) являются примерами его проявления. Время есть парадокс, и понять его можно только в его двойственности.

Осознание себя в этом мире делает каждого из нас путешественниками  во времени: из прошлого через настоящее  к будущему. Трем модусам времени  соответствуют определенные состояния сознания: память, созерцание, творчество. С этой точки зрения, в мироощущении человека преобладает пассеизм или футуризм.

Время – это характеристика конечных образований, вечность – это  характеристика бесконечного, однако они теснейшим образом связаны между собой. Во все времена человека будет томить вопрос: можно ли избежать всеразрушающего действия времени? Человек чувствует присутствие бесконечности во всем, в том числе – в самом себе. Слова Б.Пастернака, обращенные к поэту: "Ты вечности заложник / У времени в плену", – в какой-то степени о каждом из нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. История философии: Учебное пособие для вузов/ А.Н. Волкова, В.С. Горнев, Р.Н. Дальниченко и др. – М.: Изд-во ПРИОР, 1997.
  2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: Политиздат, 1991.                     
  3. Ахундов М. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982 г.
  4. Ахундов М. Пространство и время в физическом познании. - М., 1982
  5. Учебник  «История Философии» Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова ФИЛОСОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Издательство  «Проспект»  Москва 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Контрольная работа по "Философии"