Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:29, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение философских исканий Н.Ф. Федорова.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить истоки и характер философских исканий Н.Федорова.
Рассмотреть «Философию общего дела».
Проанализировать мысли Н.Федорова о гармонизации отношений человека со Вселенной и путях достижения всеобщего мира и братства.
1. Философские искания Н. Фёдорова, их истоки и характер
2. «Философия общего дела»
3. Мысли Н.Фёдорова о гармонизации отношений человека со Вселенной и путях достижения всеобщего мира и братства
ПЛАН
Введение
В ряду выдающихся отечественных мыслителей особое место занимает Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903гг.) - самобытный, оригинальный русский религиозный философ, создатель «философии общего дела». Разработанное им учение сыграло исключительно важную и созидательную роль в истории отечественной философской мысли, особенно в отношении развития взглядов, на научно-оптимистическое решение проблемы личного бессмертия. Он был незаконнорожденным сыном князя П.И. Гагарина и поэтому получил отчество и фамилию своего крестного отца.
Н.Ф. Федоров – один из плеяды русских философов-подвижников: вел аскетический образ жизни, почти все свое жалование раздавал нуждающимся, считал грехом владение любой собственностью – даже книгами. Идеи Федорова легли в основу особого направления «русского космизма» (Соловьев, Циолковский, Вернадский, Чижевский и т.д.), кроме того, они оказали влияние на Толстого, Бердяева, Булгакова и многих других.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение философских исканий Н.Ф. Федорова.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Николай Федорович Федоров – религиозный мыслитель, создатель утопической неохристианской системы, подчиненной идее «патрофикации» (воскрешение отцов), т.е. воссоздания всех живших поколений и тем самым преодоления силы смерти.
Н.Федоров – последнее
явление славянофильства. Причем его
славянофильство –
Федоров яркий выразитель русского народничества, интересов крестьян. Для него христианство – это религия крестьянства. Россия – христианская страна, страна крестьянская. Город несовместим с христианством. Кроме того, Н.Федоров – сторонник истинного коллективизма («жить со всеми и для всех»), направленного на общего для всех без исключения врага: смерть, разрушительные стихийные силы1.
Являясь родоначальником активно-эволюционной, космической мысли в России. Признав внутреннюю направленность природной эволюции ко все большему усложнению и к появлению сознания, Федоров приходит к мысли, что всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений. В регуляции природы Федоров многое ждет от армии. Войско не должно быть упразднено, оно должно обратиться на единственного врага, на источник смерти и зла – на слепые бессознательные силы природы2.
Славянофилы не доходили
до такой идеализации
Истоки философских исканий Н.Ф. Федорова, а также их влияние представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Н.Федоров: истоки философских исканий и их влияние
Таким образом, традиционные проблемы русской мысли Федоров пытался поставить и решить, опираясь не только на религиозную православную традицию, но и на достижения естествознания.
Учение Н.Ф. Федорова получило название «философия общего дела». К главной идее своего учения, которую потом развивал на протяжении всей своей жизни, Федоров пришел уже в 1851 году. Суть ее состоит в том, что в основе эволюционного развития природы, космоса заложено стремление к порождению разума. И в разумных существах (людях) природа достигает осознание самой себя, приходит к самоуправлению. После этого одной из основных задач становится восстановление всего того, что ранее было разрушено из-за прежней слепоты и неразумности. Это восстановление разрушенного и целенаправленное преобразование космоса есть задача, стоящая перед человечеством, то «общее дело», которое оно призвано совершить3.
В своём основном философском труде
"Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров
провозглашает
Но Федоров – религиозный мыслитель: для него природа, мир, человек – это творения Божьи. Именно Бог вложил в природу законы эволюционного развития, приводящие к появлению разумных существ, именно поэтому можно говорить, что Бог создал человека по своему образу и подобию. И у Федорова эта идея получает еще одну интерпретацию: Бог действует в мире первую очередь через человека, именно поэтому задачей человека становится творчество. Например, в сфере искусства это означает переход от подражания природе – «искусства подобий» - к «творчеству жизни» («теургическая эстетика»).
Центральной мыслью учения Федорова является следующая. Если в христианском вероучении именно Бог является творцом рая, будет осуществлять воскресение умерших и т.п., то, по Федорову, решение всех этих проблем выпадает человеку. Двигаясь по своему пути развития, человек приходит не только ко все большей власти над силами природы, но и к переустройству человеческого организма. Главное зло по отношению к человеку, совершаемое слепой природой, Федоров видел в смерти, и одна из важнейших задач состоит в победе над ней. Причем речь шла не только о достижении бессмертия ныне живущими, но и о «воскрешении отцов», т.е. уже умерших людей. Для этого, по мнению Федорова, необходимо будет собрать все те атомы и молекулы, из которых состояли эти тела. С другой стороны, воскрешение мыслилось им как восстановление предков по той наследственной информации, которую человек передал своим потомкам: сын воскрешает отца как бы «из себя», отец – своего отца и т.д. вплоть до первочеловека4.
Апокалипсическое завершение человеческой истории Федоров считал всего лишь одним из возможных вариантов, причем худшим, но его может избежать просветленное человечество. Его не устраивает и утвердившаяся в христианстве идея личного спасения (т.е. обретение рая), и он настаивает на необходимости всеобщего спасения. При этом Царство небесное должно быть заложено на земле благодаря разумной деятельности людей.
Таким образом, Федоров строил «философию общего дела», систему «проектной философии», то есть философии «действия», а не пассивного созерцания мира, основанную на идеи трудового соучастия людей в спасении мира: «все должно быть преобразовано трудом», «ничто не должно остаться для человека данным, даровым».
Федоров считал, что раз нам дано познать Вселенную, то значит дано и овладеть ею, — нам предстоит «не только посетить, но и населить все миры Вселенной». Для этого, считает ученый, и создан человек. Начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. "Борьба с разъединяющим пространством" для мыслителя - "первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем". Две глобальные победы человечества: - над пространством и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы. Полем преображённой, бессмертной жизни может быть не только вся Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических и материальных возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемым сознанием, смогут жить и творить в самых невероятных внеземных условиях5.
В статье «Вопрос о братстве, или родстве, и о причинах небратского, неродственного, то есть немирного состояния мира и средствах к восстановлению родства» Федоров указывает, что важнейшая особенность человека состоит в том, что он не только разумное, но и нравственное существо. Поэтому закладывает основы новой морали: он призывает к отказу не только от эгоизма (жизни для себя), но и от альтруизма (жизни для других), поскольку альтруизм одних обязательно влечет эгоизм других. Он предлагает свою этическую «формулу»: жить «не для себя и не для других, а со всеми и для всех».
Острое ощущение «небратства» в мире определяет его критичное отношение к современности, ко всей истории, потому что «история, — пишет Федоров, — есть (в сущности) разорение природы и истребление друг друга». Он глубоко уверен, что именно человек призван владеть природой и преображать «хаос» бытия в космос. Федоров обличает нравственную ущербность современного ему общества: угождение капризам и прихотям, стремление к наживе извратили смысл, цель человеческого существования.
Причина недоброжелательного, враждебного отношения людей и народов друг к другу, по мнению Федорова, кроется в том, что каждый человек под давлением грозных и смертоносных сил природы становится одержимым стремлением к самосохранению. Вследствие этого самомнения силы человека разобщены и поэтому недостаточны для разрешения великой проблемы господства над природой. К тому же эти силы в некоторой степени действительно направлены на борьбу человека с человеком и нации с нацией. Общественный строй, возникающий на базе эгоизма, Федоров определяет как зооморфический. Этот строй зиждется на отделении сознающих и направляющих органов от исполнительных. Отсюда вытекают различия между классом и социальным положением6.
По мнению Фёдорова, идеальный социальный строй должен основываться на единстве сознания и действия. При этом строе не должно быть ни классовых различий, ни военного или полицейского принуждения, ни "демиургической", т. е. промышленной, деятельности, формирующей внешние материалы и отношения. При этом идеальном режиме, который Федоров называл "психократией", каждый будет исполнять свой долг, вполне сознавая задачи, стоящие перед ним. При "психократии" особой миссией научной деятельности будет изучение слепых и смертоносных сил природы с целью их превращения в силы жизнедеятельные. Вся общественная работа будет связываться с изучением определенного района мира.
Когда человечество научится управлять силами природы и таким образом покончит с голодом и удовлетворит свои другие потребности, оно, по мнению Федорова, тем самым покончит и с источниками человеческой вражды. Человечество сосредоточит все свои силы на общей задаче по управлению природой на земном шаре и даже в пределах всей вселенной.
Заключение
Николай Федорович Фёдоров традиционные проблемы русской мысли пытался поставить и решить, опираясь не только на религиозную православную традицию, но и на достижения современного ему естествознания. Главное в учении Фёдорова - это его мысль о том, что, используя новейшие научные открытия, изменив социальные отношения, можно добиться "воскрешения" всех умерших. Философские и "технические" аспекты этого воскрешения Фёдоров изложил в главном своём труде - "Философия общего дела" - вышедшем после смерти философа в 1903 году.
Исходный пункт философии "Общего дела" - убеждённость в том, что нынешняя жизнь людей характеризуется как "небратская", состоящая из непрерывного уничтожения народами друг друга, вытеснения старшего поколения младшим, проникнутая духом вражды. Вместе с тем, идеал общественной и личной жизни дан уже в Евангелии, нужно лишь предпринять усилия для реализации этого идеала, ликвидировать все социальные и природные препятствия, стоящие на пути преобразования жизни. Главная причина бедственного положения людей - в их зависимости от законов природы, подчинённой конечности и смерти. Люди вынуждены заботиться в первую очередь о выживании, что приводит к эгоизму и самоизоляции.
Таким образом, философия общего дела убеждает в том, что для того, чтобы выжить в будущем, необходимо неуклонно восходить не только к новому уровню комфорта и использованию природы, но и осознавать своё эволюционное предназначение.
Список использованной литературы