Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:35, контрольная работа
Задание № 1. Как и джайнизм, буддизм возник в VI в. до н.э. Его название связано с личностью Сиддхартхи Гаутамы, который получил впоследствии имя Будды, так как достиг состояния нирваны, познав «четыре благородные истины буддизма»
Задание № 2. Расположите понятия соответственно разделам таблицы
Вариант № II.
Задание № 1. Как и джайнизм, буддизм возник в VI в. до н.э. Его название связано с личностью Сиддхартхи Гаутамы, который получил впоследствии имя Будды, так как достиг состояния нирваны, познав «четыре благородные истины буддизма»
Джайнизм - одна из религий Индии, возникшая в 6 в. до н.э. как форма протеста против догм индуизма. Джайнизм отвергает авторитет Вед, отрицает божественную предопределенность каст; для джайнизма характерны аскетизм, отказ от причинения вреда любым живым существам.
Буддизм—религиозно-философское
Будда (просветленный, пробудившийся) родился в семье вождя племени шакьев, обитавших в долине реки Ганга, воспитывался в роскоши и никогда не сталкивался с болезнями, нищетой и смертью. Однажды Сиддхартха встретил на пути нищего, затем калеку и, наконец, повстречался с погребальной процессией, после чего он понял, что если имеется в его жизни, как и в жизни любого другого человека, цель, то эта цель состоит в том, что избавить остальных людей от страданий. В 29 лет принц покинул покои своего дворца, чтобы найти путь, который может избавить человечество от страданий, и только через семь лет, заполненных аскетическим умерщвлением плоти и постоянными медитациями, смог достичь просветления и понять истинную причину страданий. С этого момента началась проповедническая деятельность Будды, длившаяся до самой его смерти. Вместе с группой учеников Будда бродил по всей Индии, излагая основы своего учения, названного им дхармой (моральный закон).
Сам Будда сформулировал свою религиозную программу в виде четырех основных положений («четыре благородные истины»).
Причина страданий – страшная жажда, сопровождаемая чувственными удовольствиями и ищущая удовлетворения то здесь, то там; это стремление к удовлетворению чувств, к благосостоянию. Переменчивость и непостоянство человека, который никогда не удовлетворяется исполнением своих желаний, начиная желать все большего и большего, – вот истинная причина страданий. Желания причиняют страдания, так как человек желает того, что непостоянно, изменчиво, а значит, подвержено гибели, ведь именно гибель предмета желания доставляет человеку наибольшее страдание.
Поскольку все удовольствия преходящи, а ложное желание возникает от неведения, то конец страданиям приходит тогда, когда достигается знание, причем неведение и ложное желание суть разные стороны одного и того же явления. Неведение – необходимое условие обычной жизни: в мире нет ничего, к чему стоило бы по-настоящему стремиться, поэтому любое желание по большому счету является ложным. Устранение причины страданий буддизм видит в искоренении человеческих желаний и соответственно в прекращении перерождений и впадении в состояние нирваны. Для человека нирвана – это освобождение от кармы, когда вся печаль прекращается, а личность, в привычном для нас смысле этого слова, распадается, чтобы освободить место осознанию своей неразрывной причастности к миру. Само слово «нирвана» в переводе с санскрита означает «затухание» и «остывание»: затухание напоминает полное уничтожение, а остывание символизирует уничтожение неполное, сопровождающееся не физической смертью, а лишь умиранием страстей и желаний.
Согласно каноническому буддизму нирвана не является состоянием блаженства, поскольку такое ощущение было бы лишь продолжением желания жить. Будда имеет в виду затухание ложного желания, а не всего существования; разрушение пламени вожделения и невежества. Поэтому он различает два вида нирваны: 1) упадхишеша (угасание человеческой страсти); 2) анупадхишеша (угасание вместе со страстью и жизни). Первый вид нирваны совершеннее второго, поскольку сопровождается лишь уничтожением желания, а не лишением человека жизни. Человек может достигнуть нирваны и продолжить жить дальше, а может добиться просветления лишь в тот самый миг, когда его душа отделяется от тела.
Решая вопрос о том, какой же путь предпочтительнее, Будда пришел к выводу, что истинный путь не может быть пройден тем, кто потерял силу. Есть две крайности, которым тот, кто решился на освобождение от стягивающих уз сансары, не должен следовать: с одной стороны, привычная приверженность страстям и удовольствиям, получаемым от чувственно постигаемых вещей, и, с другой стороны, привычная приверженность к самоумерщвлению, которое болезненно, неблагодарно и бесполезно. Есть средний путь, открывающий глаза и наделяющий разумом, ведущий к миру и прозрению, высшей мудрости и нирване. Этот путь в буддизме именуется благородным восьмеричным путем, потому что включает в себя обязательные для прохождения восемь ступеней совершенствования.
Задание № 2. Расположите понятия соответственно разделам таблицы
Материальное бытие
11) Атлантический океан, 3) дерево, 4)Солнце, 9) молекула, 6) природа |
Идеальное бытие
14) бессознательное, 17) идея |
Бытие человека 2) стол 1) смысл жизни, 5)психика, 7) законы физики, 8) наука, 10) чувство долга, 12) роман Ф.М. Достоевского «Идиот», 13) этические нормы, 15) мышление, 16) личность, 18) самосознание. |