Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:45, контрольная работа
Декарт был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического знания. Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Декарт отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов.
Выделите и объясните правила рационалистического метода Р. Декарта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
В чем заключается особенность интерпретации истории в философии М.Фуко? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Какова основная цель эмпирического познания? Какие существуют методы эмпирического познания? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Раскройте суть основных концепций происхождения государства? . . 10
Почему, согласно философии экзистенциализма, существование человека предшествует его сущности? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все ее решения, действиями и санкциями божественной воли. На монарха возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, от наказания врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.
Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт семьи, разрослась до размеров государства, при этом власть правителя толкуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения.
Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, который характеризуется неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, прав и свобод личности.
Психологическая концепция исходит из того, что государство существует за наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного общества, в ощущении необходимости коллективного взаимодействия или за склонности большинства к подчинению.
Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовую по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сути (орган классового господства: орган угнетения одного класса другим).
Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых. Аналогичным образом толкуется и происхождение классовой эксплуатации. Для поддержания порядка и подавления сопротивления потребовалось создание государственных органов и принятия законов. Подобное толкование государства было обосновано австрийским политическим социологом социал-дарвинистского направления А. Гумиловичем.
Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над другими. Современные исследователи отвергли эту теорию.
Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом, как в структуре, так и в функциях. Все элементы государства взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти. Этот взгляд на государство обосновал английский социолог Т. Спенсер.
Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью построения крупных оросительных систем. Этот подход используется для объяснения истории стран Древнего Востока.
Спортивная концепция, получив развитие в трудах испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета, выводит генезис государства из распространения спорта. Система физического воспитания в Спарте, по его мнению, способствовала возникновению сильной армии и в итоге - государства. Олимпийские игры стали фундаментом процесса объединения древнегреческих городов и возникновение государства.
Как показывают исследования историков и этнографов, не может существовать только одно объяснение относительно возникновения всех государств. Большинство приведенных теорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами генезиса государства. Государство появляется в результате разложения родового строя, когда власть вождей обособляется от общества.
5. Почему, согласно философии экзистенциализма, существование человека предшествует его сущности?
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта, объекта.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.
Анализ философских взглядов основных представителей экзистенциализма показывает, что, изучая их, мы имеем дело хотя и с различающимися, но сходными в самом существенном и главном, учениями о бытии и человеческом существовании в нем.
С. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника, проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться от эстетического отношения жизни, при котором целью существования выступает наслаждение, к этическому, при котором целью жизни становится разумное служение долгу, и приближаться к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.
М. Хайдеггер решает проблему
человеческого существования
Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.
Ж.-П. Сартр и А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.
Литература