Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:37, контрольная работа
Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундаментальным принципом философского учения о бытии. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер.
Проблема свободы человека в наши дни находится в центре политической и духовной жизни, степень ее достижения - главный критерий цивилизованности и демократичности современного общества, его общекультурного развития.
Философская интерпретация свободы включает различные (подчас противоположные по своему содержанию) подходы, неоднозначные толкования и оценки. Центральным пунктом здесь выступает соотношение свободы и необходимости. Термин "свобода" в его социальном значении получил широчайшее распространение в общественной жизни, политике и политологии, в юриспруденции, конституциях и других законных актах, в искусстве, публицистике и художественной литературе. Это "сладкое слово свобода" - непременный атрибут в риторике государственных деятелей, молодежной субкультуре. "Абсолютную Свободу воспевают и проклинают, перед нею преклоняются и ее же считают причиной многих бед современного общества.
Проблемы свободы и ответственности являются в целом ряде отношений основополагающими для консультирования и психотерапии. Но в последние годы мы обнаруживаем себя в тисках нескольких злободневных и важных дилемм, имеющих непосредственное отношение к этим проблемам. Эти дилеммы нераздельно связаны с радикальным сдвигом и трансформацией ценностей в западной культуре, в частности в Америке, в последние три или четыре десятилетия. Конечно, отнюдь не случайно, что эти десятилетия совпали с тем периодом времени, когда консультирование, психотерапия и психоанализ начали играть столь весомую роль в обществе. Ведь именно распад и радикальное изменение ценностей в обществе, вынуждающее индивидуумов тонуть в бушующем море этого общества без надежных причалов или даже буев и маяков, делает столь необходимыми помогающие человеку профессии.
Проблемы свободы и ответственности являются в целом ряде отношений основополагающими для консультирования и психотерапии. Но в последние годы мы обнаруживаем себя в тисках нескольких злободневных и важных дилемм, имеющих непосредственное отношение к этим проблемам.
Мы обнаруживаем, что, определяя сознание и личность, мы в то же время говорим и о свободе. Разве не является человеческая способность сознавать себя как переживающего индивида также психологической основой человеческой свободы? Гегель выражает это одним емким предложением: “История мира есть не что иное, как прогресс сознания свободы”.
Термин “свобода” в его социальном значении получил широчайшее распространение в общественной жизни, политике и политологии, в юриспруденции, конституциях и других законных актах, в искусстве, публицистике и художественной литературе. Это “сладкое слово свобода” - непременный атрибут в риторике государственных деятелей, молодежной субкультуре.
Свобода и ответственность представляются нам как противоположности. Нам говорят - без ответственности не бывает свободы. Точнее нам говорят еще жестче - ты хочешь свободы - но ты помни, что за это бывает. Нас пытаются ограничить, не дать поступать, как мы хотим, проявлять свою свободу. И ответственность здесь используется, как способ ограничения. В руках тех, кто хочет нами владеть, ответственность - средство власти.
Буддизм - шестая мировая религия, переданная Иерархией Бога через Гаутаму Будду в Индии.
Страдание и освобождение представлены в Буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - не проявленного.
Освобождение как принцип возрождение души как внутренней сущности человека, пребывающего в материальном мире, поделенного на добро и зло: «Слеп этот мир. Немногие в нем видят ясно. Подобно птице, освобождённой из сети, лишь немногие попадают на небеса...» или «...Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищете света?...».
Главная проблема страданий людей в их бунте против Божественных установлений: «...Найдется ли в мире какой-либо человек, смиривший себя скромностью, который не нуждается в понукании, как хорошо тренированная лошадь - в кнуте?...». Но: «...Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определённости, ни постоянства...», а ведь: «...Из костей сделана эта крепость, плотью и кровью оштукатурена; старость и смерть, обман и лицемерие заложены в ней...». Этот бунт несет страдания другим живым существам.
Потому нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное не причинение вреда окружающим: «...Тот, кто ищет себе счастье, причиняя страдания другим, запутавшись в тенетах ненависти, не освобождается от ненависти...», при этом: «...Все дрожат перед наказанием, жизнь приятна для всех, поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству...». Не в меньшей степени есть и указания управляющим людскими судьбами: «...Кто, ища счастья для себя, налагает наказание на существа, желающие счастья, тот после смерти не получит счастья...», верно и обратное: «...Кто, ища счастья для себя, не налагает наказания на существа, желающие счастья, тот после смерти получит счастье...».
Исходя из этого,
сумма всех поступков и
Духовная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдании и в возможности на спасение. «...Пусть он спешит совершить благое; от зла пусть он удерживает свой ум. Ибо ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие во зле...», но и «...Если даже человек сделал зло, пусть он не делает его снова и снова, пусть не строит на нём свои намерения. Накопление зла - горестно...».
Следование истинному пути означает достижение сознания Будды, которое показал своим личным примером Гаутама, получив приставку к своему имени.
Гаутама Будда на протяжении всей своей миссионерской деятельности, был совершенно свободен и независим от правителей, не допуская даже мыслей о становлении Учения государственной религией, ибо он понимал, что массовым пороком заражены как правители так и поданные. Тем не менее, некоторые правители, высокого и низкого рангов, относились к нему с уважением.
Сразу после смерти Учителя, видя силу распространения буддийской сангхи по территории Индии, правители стали предпринимать попытки сделать Буддизм государственной религией, то есть использовать ее в процессе манипулирования массовым сознанием народов. И только царю Ашоке это удалось сделать в полной мере, инициировав процесс деления религии на различные, порой враждебные друг другу направления. Все последующие цари вносили соответствующие коррективы в трансформированное учение, «подстраивая» его под себя.
Несмотря на все злоупотребления правителей, суть Учения Гаутамы Будды сохранилась в первоисточниках и некоторых его направлениях.
Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.
Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находящую свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблем.