Эпоха Томмазо Кампанеллы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:17, реферат

Краткое описание

Греческий термин ou topos обозначает «место, которого нет». От этого слова сэр Томас Мор произвел слово «утопия» для обозначения идеального гуманистического общества. Его книга «Утопия» была напечатана на латинском языке в 1516 году, и в английском переводе в 1551. Мор писал в то время, когда социальные институты, сохранявшие общество Средних веков, начинали разрушаться.

Оглавление

Введение…………………………………………………………

Эпоха Томмазо Кампанеллы……………………………………

Биография ученого………………………………………………

«Город Солнца» Кампанеллы…………………………………..

Экономические взгляды Кампанеллы в «Городе Солнца»:…..

- Отношение к труду…………………………………………

- Организация производства…………………………………

- Принципы распределения………………………………….

Заключение……………………………………………………….

Литература………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы».docx

— 38.22 Кб (Скачать)

 

 Осенью 1602 года Кампанелла  был осужден на пожизненное  заключение в тюрьме.

 

 К этому периоду  относится знакомство Кампанеллы  с лютеранином Товием

 Адами, поддерживающееся их общим интересом к учению Коперника и Галилея.

 Кампанелла написал  подробную «Защиту Галилея» («Apologia pro Galilaeo»), в которой доказывал правомерность его теории с точек зрения естественной, философской и богословской.

 

 Дружеские отношения  между Адами и Кампанеллой  были в дальнейшем нарушены  ожесточенной полемикой, которую  Кампанелла повел против последователей  Лютера в письмах к своему  приверженцу, вследствие чего  их десятилетняя дружеская связь  прекратилась.

 

 Только в 1626 году, после  более чем двадцатипятилетнего  заключения в тюрьмах, в судьбе  Кампанеллы наступило улучшение.  Папа Урбан VIII, руководимый интересами  своей антииспанской политики, добивается передачи заключенного церковным властям, и Кампанелла переводится в Рим. Но, несмотря на покровительство папы, давшего ему возможность продолжать свои ученые труды, Кампанелла не мог чувствовать себя спокойно. Те самые астрологические знания, которым он угодил папе, навлекли на Кампанеллу новые неприятности. В 1629 году без его ведома и разрешения напечатана его

 «Астрология». Враги Кампанеллы  воспользовались этим для доказательства  его суеверия и непокорности. А вскоре после этого, в 1632 году, начался процесс

 Галилея, и Кампанелла  опять энергично выступил в  его защиту. От этого положение  Кампанеллы все ухудшалось. Наконец,  обвинения в новом заговоре против Испании едва не оказалось для него роковым. Но тут ему помогло его сближение с французским дипломатом Ноде и, главным образом, с французским посланником в Риме, Ноалем, к которому он, узнав о грозящей опасности, бежал. Ноаль попробовал обратиться за содействием к папе, но тот только разрешил ему делать с Кампанеллой все, что ему заблагорассудится. После неудачной попытки Кампанеллы скрыться в Венеции ему оставалось только навсегда покинуть пределы своей родины и бежать во Францию.

 

 Во Франции правительством, которое видело в Кампанелле  врага Испании, ему был оказан  радушный прием, и он мог наконец отдохнуть от своей страдальческой жизни. Друзья его, в числе которых был знаменитый философ- материалист Гассенди, старались как можно лучше устроить Кампанеллу и материально его обеспечить. Но, несмотря на заботы и любовь, которыми он был окружен, Кампанелла сильно нуждался. Разрешение издать собрание своих сочинений он получил от Рима только после долгих хлопот. Но 21 мая 1639 года Кампанелла умер, успев издать только первые тома.

 

 «Город Солнца» Кампанеллы.

 

 «Город Солнца» Кампанеллы  занимает в истории социальных  идей значительное место. Влияние  этой книги в XVII и XVIII веках несомненно. Она вызвала целый ряд подражаний и перепевов. Как источник утопических идей

 «Город Солнца» должен  быть поставлен рядом с «Утопией»  Томаса Мора.

 

 Литературное оформление  «Города Солнца» весьма примитивно. Заимствовав у античных авторов  и авторов эпохи Возрождения  форму диалога, Кампанелла не  смог этой формы должным образом  использовать. В сущности мы имеем перед собой не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены – в угоду литературной традиции бессодержательные реплики собеседника, оправдываемые, и то не во всех случаях, необходимостью перейти к новой теме рассказа. Ничего существенного они в рассказ не вносят, и от их исключения рассказ ничего не теряет. Взятый сам по себе, рассказ построен не оригинально и мало занимателен. Он следует установившемуся трафарету: путешественник попадает в неведомую, вновь открытую страну, где и находит осуществленными представляющиеся ему совершенными общественные порядки. В противоположность Мору, Кампанелла не смог внести в этот трафарет ни одной живой черты. Наконец, стиль рассказа – сухой, абстрактный лишенный ярких образов и формулировок. Увлечь читателя как литературное произведение

 «Город Солнца» не  может.

 

 Его успехи влияние  были обусловлены, очевидно. Другими  его качествами.

 Ни литературный талант  автора, а формулированные им  с большой четкостью принципы  привлекали к «Городу Солнца»  интерес и вызывали его широкое  распространение во всех странах  Западной Европы – можно сказать,  вопреки его форме. Полное отсутствие  частной собственности, всеобщий  обязательный труд, признаваемый  всеми делом почетным, общественная  организация производства и распределения,  трудовое воспитание граждан  – таков основной комплекс  социальных идей Кампанеллы. Именно  эти идеи и позволили «Городу

 Солнца» пережить три  столетия, находя для него читателей  и почитателей.

 Стоит еще раз подчеркнуть,  что в раскрытии этих положений  – исключая трудовое воспитание  – Кампанелла дает мало конкретного  и оригинального.

 

 Экономические взгляды  Кампанеллы в «Городе Солнца».

 

 Кампанелла ссылался  на невыносимое положение, сложившееся  в Калабрии, на гнет налогов  и разорение крестьян, на раздоры  в городах, на набеги турок  и местных бандитов. Вымогательства  богатых торговцев и ростовщиков  приводят к голоду и запустению . «Голод, -- писал Кампанелла в «Рассуждениях об увеличении доходов Неаполитанского королевства», -- происходит от торговли, потому что купцы и могущественные ростовщики скупают на корню весь хлеб и держат его, пока не доведут народ до голода, а потом продают по тройной или четверной цене так что страна становится безлюдной, ибо одни бегут прочь из королевства, другие же подыхают от такой мерзкой еды….».

 

 Главная же причина  всех бедствий – социальное  неравенство, существование богатства  и нищеты. Господство в обществе  социального неравенства, частного  интереса порождает ничем не  сдерживаемое себялюбие, индивидуализм,  пренебрежение к интересам других  людей, общества в целом.

 

 Разумное устройство  Солнечного Града есть не сто  иное, как выражение разумности  и соответствия природе того  социального строя, который установлен  в государстве соляриев: « у  них все общее», в Городе Солнца  упразднена частная собственность  – основа социального неравенства:  «Община делает всех одновременно  и богатыми и вместе с тем  бедными: богатыми – потому, что  у них есть все, бедными –  потому, что у них нет никакой  собственности; и поэтому не  они служат вещам, а вещи  служат им».

 

 Выводя частную собственность  из моногамной семьи («собственность  образуется у нас и поддерживается  тем, что мы имеем каждый  свое отдельное жилище и собственных  жен и детей»), Кампанелла в  общности жен видел единственно  возможную предпосылку уничтожения  частной собственности. «У соляриев  жены общи и в деле услужения,  и в отношении ложа, однако  же не всегда и не как у животных, покрывающих каждую самку, а лишь ради производства потомства в должном порядке…». Общность жен служит не только поддержанию общности имуществ, но и «научному» («согласно правилам философии») государственному контролю за деторождением. Этот контроль осуществляется в соответствии с биологическими и астрологическими теориями

 Кампанеллы. Именно этим  стремлением придать «научный»  характер воспроизводству человеческого  рода в идеальном обществе, а  не одними заимствованиями из  литературных источников (Платон) следует  объяснять введение общности  жен в его социальную программу.

 

 Тем же рациональным  принципам подчинено в Городе  Солнца и воспитание и обучение детей. Всеобщему невежеству народа в современном ему обществе

 Кампанеллы противопоставляет  заботу государства о просвещении.  Изучив естественные и отвлеченные  науки, «постоянно и усердно  занимаясь обсуждением и спорами», юноши и девушки «получают  должности в области тех наук  и ремесел, в которых они  преуспели больше всего».

 

 Отношение к труду

 

 Всеобщее участие в  труде, который из проклятья  стал почетным и уважаемым  делом, -- важнейшая черта общественного строя Города Солнца.

 Солярии «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела».

 

 Никакой труд не  является позорным в обществе  соляриев, «никто не считает для  себя унизительным прислуживать  за столом или на кухне, ходить  за больными и т.д. Всякую  службу называют они учением… Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную».

 «Самые тяжелые ремесла,  например, кузнечное или строительное, считаются у них и самыми  похвальными, и никто не уклоняется  от занятия ими, тем более  что наклонность к ним обнаруживается  от рождения, а благодаря такому  распорядку работ всякий занимается  не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы».

 

 Труд в известном  смысле реабилитируется: он перестает  быть уделом угнетенных. А участие в труде всех обеспечивает возможность резко сократить рабочий день и избавить работающего от чрезмерного перенапряжения.

 Использование же человека  в общественном производстве  «сообразно с его природными  наклонностями» делает труд привлекательным.  Люди обретают радость труда.

 

 Кампанелла ясно сознавала,  что в условиях, когда ликвидирована  частная собственность и потребление  организовано на коммунистических  началах, вопрос о том, кто  станет выполнять самые непривлекательные  и грязные работы, сам по себе  не решится. Мысль Мора об  использовании труда невольников  не казалась ему целесообразной. Воплощение в жизнь принципа

 «каждый работает сообразно  со своей природой» многое  решало, но не все.

 Воспитание подрастающего  поколения в духе трудовой  дисциплины и наказания нерадивых проблемы тоже не решало. Упор, по мысли Кампанеллы, следовало делать на моральные факторы.

 

 Существует у соляриев  и разделение труда, прежде  всего связанное с биологическими  особенностями людей. Хотя женщины  воспитываются и обучаются наравне  с мужчинами, они освобождаются  от особенно тяжелых видов  работ. «… никто не вынужден участвовать в труде, губительном для личности, а только в труде, сохраняющем личность».

 

 В обществе, избавленном  от эксплуатации, свободный труд, соответствующий природным наклонностям  человека, не только служит самовыражению  личности, но и является оплотом  сохранения индивидуальности.

 

 Организация производства

 

 Участие всех в общественно  полезной работе трактуется как  важнейшее экономическое условие,  позволяющее обществу избавиться  от подневольного труда, целиком  обеспечить себя рабочей силой.

 

 Всеобщий труд –  залог подлинного процветания как государства, так и всех его граждан. Трудиться человеку необходимо не только из экономических соображений: безделье губит человека и физически, и нравственно. Кампанелла убежден, что некоторые болезни возникают «от недостаточной работы».

 

 Хотя самым благородным  в Государстве Солнца считалось  наряду с военным делом земледелие  и скотоводство, тем не менее Зайбт (Seibt) называет утопию

 Кампанеллы «аграрно-коммунистической».  Деревня как таковая в ней  сколько- нибудь значительной роли не играет, ибо все основные экономические функции ее жителей, заключающиеся в обеспечении государства продуктами питания и сырьем, переданы городу. Сельское хозяйство ведется руками городских жителей.

 

 Занятие сельским хозяйством  – одна из первейших обязанностей  граждан

 Города Солнца. Обработкой  полей, уходом за посевами и  скотоводством занимаются все  городские жители. Но все ли? Или  кому-то делается исключение? Есть  ли основание утверждать , будто элита освобождена от участия в сельскохозяйственных работах, обязательных для всех остальных?

 Имеется в виду не  поголовный и одновременный выход  всех в поле – рациональная  организация хозяйства вовсе  этого не требовала, -- сколько сам принцип, в силу которого определенные лица освобождаются от сельского труда по своему положению.

 

 В Городе Солнца, по  мнению А. Х. Горфункеля, сохраняется  «разделение умственного и физического  труда: в то время, как одна часть общества

(большинство) занимается  физическим трудом, функции организации  производства, научного и политического  руководства обществом целиком  переданы в руки особой группы».

 

 Кампанелла отмечает, что в Государстве Солнца царит  изобилие. И обеспечивает его  не щедрость природы, а именно  труд граждан. «Всего у них изобилие, -- гласит перевод с латинского, -- потому что всякий стремится быть первым в работе, которая невелика и плодотворна, а сами они очень способны».

 

 Коллективный труд  на полях и в мастерских, избавленный  от всяких тягот несправедливости  и эксплуатации, обеспечивал, по  Кампанелле, всеобщий достаток и  невиданной досель сокращение  рабочего дня. Достичь этого  было можно путем обобществления  производства, справедливого распределения  и эффективного труда – большей,  как сказали бы в настоящее  время, его производительности.

 

 Кампанелла говорит,  что в Городе Солнца каждый  исполняет работу

 «сообразно со своей  природой», в труде таким образом человек не губит собственную индивидуальность а сохраняет ее. Производство организуется так, чтобы людям работалось всегда «с радостью». Мастерские соляриев – это общественные мастерские, где торжествует новый способ производства, основанный на обобществлении собственности, всеобщем коллективном труде и справедливом распределении материальных благ.

Информация о работе Эпоха Томмазо Кампанеллы