Эпоха эллинизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 04:13, реферат

Краткое описание

Цель: Раскрыть сущность культуры эпохи эллинизма
В рамках данной цели реализовать следующие задачи:
1.Описать становление эпохи эллинизма
2. Раскрыть понятие архитектуры
3.Описать искусство данной эпохи
4.Описать эллинистическую науку и философию

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1.Становление эпохи эллинизма. Космополитизм эллинистической культуры……………………………………………………………………4-6
2.Архитектура…………………………………………………………….….7-11
3.Искусство…………………………………………………..…………..…12-15
4.Эллинистическая наука и философия………….……………………….16-17
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………………19

Файлы: 1 файл

культурология готовый.docx

— 36.61 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………3

  1. Становление эпохи эллинизма. Космополитизм эллинистической культуры……………………………………………………………………4-6
  2. Архитектура…………………………………………………………….….7-11
  3. Искусство…………………………………………………..…………..…12-15
  4. Эллинистическая наука и философия………….……………………….16-17

Заключение…………………………………………………………………..18

Список  используемой литературы…………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый период в истории культуры по-своему ценен и неповторим. Признавая  этот факт, исследователи, тем не менее, особую роль отводят древнегреческой  культуре. Художественные произведения создаваемые древними греками в  живописи, скульптуре, архитектуре  легли в основу чувства прекрасного, эпохи Нового времени и по сей  день, считаются не превзойдёнными.

Эпоха эллинизма была последним, завершающим  этапом развития культуры Древней Греции. Завоевание Александром Македонским  могущественной персидской державы  положило начало эпохи эллинизма, охватившей период 3-1 вв. до н. э. Этот этап представлял  собой сложное переплетение и  взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации. Поэтому он характеризуется исключительно  интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с “варварскими” ценностями культуры.

Классицизм воспринимал эллинизм как самое совершенное выражение  греческого духа. Именно в этот период, когда в результате завоеваний Александра Македонского рождалось понятие  ойкумены, греческий дух прорвал  национальные границы, культура Эллады вышла за пределы греческого мира и стала той основой, на которой  начала развиваться европейская  культура.

Цель: Раскрыть сущность культуры эпохи эллинизма

В рамках данной цели реализовать следующие  задачи:

  1. Описать становление эпохи эллинизма
  2. Раскрыть понятие архитектуры
  3. Описать искусство данной эпохи
  4. Описать эллинистическую науку и философию

 

 

 

Становление эпохи эллинизма.

Космополитизм эллинистической культуры

Во второй половине 4 в. До н. э. резко  усиливается окраинная область  балканского полуострова - Македония. В338 г. до н. э. македонская армия Филлипа 2 разгромила соединённое войско греческих  полисов. Его сын Александр после  прихода к власти в 336г. до н. э. продолжил  завоевательные походы отца, создав гигантскую империю. Классической Греции как совокупности независимых городов-полисов пришел конец. Греция стала маленькой провинцией в этой громадной империи.

После создания империи греческая  культура распространилась на новые  территории. Это и означало наступление  новой эпохи, получившей название эллинизма, т. е. эпохи распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило её соединение с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Её образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и греческой системы образования.

Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. и последовавшим  за этим распада империи на отдельные  государства до 31 г. до н. э.- года присоединения  Египта к Римской империи. Это  довольно продолжительный период  времени, в течении которого греческая  культура получила распространение  на огромной территории от Италии до Индии.

В результате событий из процессов, связанных с созданием, а затем  с распадом державы Александра Македонского, в Передней и Малой Азии стали  складываться особые формы социально-экономических  отношений. На эту территорию переселилось много македонян и греков, принесших  туда свои обычаи и культуру. Развивалось  товарное производство. Политическая организация строилась на сочетании  власти монархий с самоуправляющимися общинами. Города, имевшие свои владения, играли большую роль. Выражение культурной общности этого периода закрепилось в распространении двух основных языков – обще греческого и арамейского, хотя во многих регионах сохранялись свои языки и обычаи. Произошли изменения в быту. Четче проявились различия между культурой города и деревни. Процветала идеология космополитизма и индивидуализма. Это было время развития науки и искусства.

Распространение и утверждение греческой культуры происходили в условиях непрерывных  военных действий, результаты которых  и даже жизнь целых стран зависели от таланта полководца, что привело  к переоценке в общественном сознании многих процессов общественной жизни. Прежде всего сформировался новый  общественный идеал, которым стала  не гражданская норма или отвлечённый  собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность. Уже с конца 4 в. до н. э. греки начинают обожествлять в прямом смысле своих царей и  полководцев, создавая им статуи и алтари, учреждения ежегодные празднества  в их честь и т. д.

Вследствие этих процессов произошло  изменение прав и обязанностей граждан  полисов. Отныне они превратились в  подданных, и от своих правителей ждали гарантий безопасности и материальной стабильности. Вера в божественный промысел и провидение, в божественное возмездие и справедливость со временем вытиснилась верой в могущество удачи и случая. Эта переоценка жизненных ценностей привела  к обособлению личности, раболепству  под монархами, росту мистицизма и суеверий.

Вместе с тем, эллинизм принёс в  новые государства подъём и даже расцвет культурной жизни. Эллинистическая  цивилизация пережила существенные изменения в области художественной культуры. Искусство утратило былую  классическую сдержанность и строгое  величие, особенности эллинизма  способствовали размежеванию художественной культуры, художественная деятельность окончательно профессионализируется, а сфера распространения предметов этой деятельности становится неограниченной в пределах ойкумены.

Наконец, эллинизм весьма существенно  изменил религиозные представления  греков. С образованием эллинистических  монархий рухнула греческая полисная демократия, определявшая многие культурные ориентиры, нормы и ценности Древней  Греции. И главным было не то, что  простые граждане потеряли возможность  участвовать в городском управлении, а то, что они лишились чувства  защищённости, которое давало им гражданство  их полиса. Исчезли самостоятельные  города-государства, люди отныне жили в больших государствах, подчинявшихся  единым для всех законам. Но обретя весь мир, греки лишились своей родины, своего полиса, мысль о котором  поддерживала греков даже на больших  расстояниях от него.

Космополитизм, ещё одна характерная черта эллинизма, привёл к тому, что отдельный человек стал чувствовать себя беспомощным во вдруг оказавшемся таким огромным мире. Эти новые чувства сразу нашли отражения в философии и религии, ориентировав их на внутренний мир человека. В этих условиях изменилось прежде всего отношение греков к религии, так как вместе с распадом полисов передавались забвению и их боги. Естественная прежняя религиозность, связанная с политическими учреждениями и с общественными воззрениями, в новых условиях сама изменилась существенным образом. Предоставленный самому себе человек  стремится к более тесному общению с божеством, от которого уже ждёт не благоденствия отечества или победы оружия родного полиса, а личного спасения. Если раньше участие в религиозных церемониях было гражданской обязанностью человека, актом проверки его политической благонадёжности по отношению к своему полису, теперь он ищет в религии забвения и спасения от страха смерти, одиночества. 

 

 

 

 

Архитектура

      Культура  эллинистической эпохи была тесно  связана с наукой и техникой, естествознанием и философией, литературой  и религией того времени. Успехи  архитектуры во многом зависели  от возросшего по сравнению  с прошлыми веками уровня строительных  возможностей, от развития технической  и научной мысли. Новшества  в сюжетах и в характере  стиля живописи, мозаик, скульптуры, вызванные новым отношением к  явлениям, были созвучны тому, что  находило отражение в философии,  религии, литературе эллинизма. 

      Бурное  развитие зодчества в эллинистическую  эпоху связано во многом со  стремлением правителей прославить  мощь своих монархий в архитектурных  памятниках, созданием больших городов  в отдаленных районах античной  периферии, куда достигали греческие  воины. 

Огромное количество новых городов возникло в эпоху  эллинизма в различных частях античного мира. Назывались они чаще всего по имени воздвигавших их монархов - Александриями, Селевкиями, Антиохиями. Уже в последние годы царствования Александра Македонского, когда по его приказу было создано около  семидесяти городов, а после его  смерти диадохом Селевком - семьдесят  пять новых, у строителей и архитекторов не было недостатка в работах. Выбор  места для основания городов  исключал случайные факторы и  учитывал как природные условия (близость морской гавани, реки, плодородных  земель), так и характер торговых и стратегических путей. Принципы целесообразности, всегда ставившиеся на первое место, исключали порой даже заманчивые перспективы грандиозности вида или внешней красоты будущего города. Так, Александр Македонский  отверг лестное для него и восхитившее  вначале предложение архитектора  Дейнократа создать из горы Афон фигурное изваяние с огромным городом на ладони левой руки, узнав, что вблизи этого  места нет плодородных почв.

      Характер  планировки эллинистических городов  отличался строгой упорядоченностью. Прямизна иногда широких, от  десяти до четырех метров, улиц (Пергам, Приена), пересечение их  под прямым углом, расположение  в центре особенно важных общественных и культовых зданий - все это было свойственно большинству новых городов, даже если они возникали на сложных рельефных участках, на склонах гор, где вводилась террасная планировка районов (Приена, Селевкия).

      Особенно  процветали в эллинистическую  эпоху малоазийские города, служившие  центрами оживленной торговли  Востока и Запада, средоточием  многих ремесел и производств,  крупными очагами культуры и  искусства. В Приене, Милете, Сардах, Магнезии на Меандре, Пергаме  воздвигались в это время многочисленные  и величественные сооружения.

      Бурное  строительство шло и на богатых  торговых островах Эгейского  моря - Родосе, Делосе, Косе, Самофраке.  Грандиозные памятники создавались  в построенной Дейнократом Александрии  египетской. Широкие строительные  работы велись в Афинах, уступавших, однако, в размахе архитектурных  замыслов другим эллинистическим  центрам. 

     В  целях защиты эллинистические  города не только имели мощные  крепостные сооружения, но были  подчас разделены на кварталы, с собственными оборонительными  стенами (Антиохия, Деметриада). Порой  для безопасности сельского населения  города обносились дополнительным  многокилометровым кольцом крепостных  стен. Акрополи располагались обычно  на возвышенностях, обеспечивавших  возможность обороны, как в  Приене и Пергаме. 

      Строительные  материалы использовались в основном  те же, что и в классическую  эпоху - мрамор, известняк, дерево, сырцовые кирпичи, несколько чаще  привлекался обожженный кирпич. Важно отметить, что инженерно-строительная  сущность сооружения начинала  отодвигать на второй план  архитектурно-художественный образ  памятника. Утрачивались постепенно  цельность и органичность содержания, свойственные классическим произведениям,  зато памятники начинали воздействовать  более эмоционально, сильными средствами  и на большее количество людей.  Сохранилась в основном ордерная  система, в которой, однако, наметилась  тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. Усложнялись и часто обогащались планы эллинистических сооружений, как гражданских, так и культовых. В архитектуре восточных районов использовались иногда арки (клинчатая арка на острове Самофраке) и своды (катакомбы Ком-Эль-Шукафа в Александрии).

      Особенно  много сооружалось в эти века  гражданских зданий общественного  назначения - булевтериев и экклезиастериев  для собраний, пританеев для заседаний  должностных лиц, гимнасиев для  обучения юношей. Большое внимание  уделялось строительству арсеналов  (архитектор Филон), подземных водосборных  цистерн (Александрия), морских гаваней,  доков (Афины), волнорезов, маяков (Фаросский  маяк) и других сооружений, необходимых  для жизни огромных городов  эллинизма. Высотное сооружение - Фаросский маяк - детище этого  полного противоречий и дерзаний  периода древности. 

      Широкое развитие получала архитектура жилых домов (Делос, Приена), дворцов (Пергам, Пелла) и вилл, иногда плавучих, воздвигавшихся на огромных баржах (корабль Филопатора). В строительстве культовых зданий, хотя и уступавшем гражданскому, создавались величественные огромные храмы и алтари. В городах появилось огромное количество портиков-стой для отдыха в жаркие дни.

Информация о работе Эпоха эллинизма