Эпоха эллинизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 04:13, реферат

Краткое описание

Цель: Раскрыть сущность культуры эпохи эллинизма
В рамках данной цели реализовать следующие задачи:
1.Описать становление эпохи эллинизма
2. Раскрыть понятие архитектуры
3.Описать искусство данной эпохи
4.Описать эллинистическую науку и философию

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1.Становление эпохи эллинизма. Космополитизм эллинистической культуры……………………………………………………………………4-6
2.Архитектура…………………………………………………………….….7-11
3.Искусство…………………………………………………..…………..…12-15
4.Эллинистическая наука и философия………….……………………….16-17
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………………19

Файлы: 1 файл

культурология готовый.docx

— 36.61 Кб (Скачать)

      В характере многих крупных эллинистических центров архитекторами обыгрывалась грандиозность размаха городских кварталов, протяженность портиков-стой вширь и величественность уходящих ввысь сооружений акрополей, располагавшихся преимущественно на высоких скалистых холмах. В художественной компоновке зданий эллинистических акрополей после величаво спокойных классических ансамблей звучала новая тема - напряжение. Посещение Пергама связано с крутым подъемом в гору. Усложнение композиции построек, размещенных на склонах крутой возвышенности, человек испытывает физически, поднимаясь по священной дороге пергамского кремля, с которого открываются виды на холмы северной части Малой Азии.

Во многих памятниках пергамского акрополя можно заметить новизну художественных форм эллинизма. Театр Пергама имеет особенно крутые склоны зрительских мест. Орхестра кажется маленькой с верхних  рядов этого фантастического  по своей архитектуре эллинистического сооружения. Человек, который должен снизу подняться на верхние ряды, затрачивает немало усилий. Напряжение выступает везде и во всем.

      Динамика эллинистических архитектурных форм нашла отражение и в алтарях крупных малоазийских центров. Уже в алтаре храма Афины в Приене (III в. до н. э.) заметно выдвижение вперед боковых крыльев, украшенных колоннадами, чувствуется эффект захватывания ими пространства и человека, воздействие втягивающей его и влекущей наверх лестницы. Продолженный в алтаре храма Артемиды в Магнесии на Меандре (II в. до н. э.), этот эллинистический принцип взаимодействия архитектуры с человеком особенно ярко выступил в алтаре Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.). Величественная ионическая колоннада алтаря Зевса, будто воплощающая совершенство и могущество олимпийского пантеона, вырастает из хаотического потока фигур гигантомахии на фризе цоколя. Необычная для классического памятника система расположения рельефа не над колоннадой, а под нею воспринимается в этом сооружении оправданной и, более того, связанной с символикой архитектурно-пластического образа. Короткие и высокие ступени лестницы алтаря Зевса, сильно отличавшиеся от широких и невысоких классических ступеней, давали чувствам человека возможность ощутить пульсацию напряженной жизни эллинистических городов.

      Зодчие эллинизма, не оставившие потомкам художественных образов, по глубине подобных Парфенону или Эрехтейону, превзошли классических мастеров в создании огромных строительных комплексов, стремились решить проблему размещения крупных ансамблей в пространстве, дали возможность в формах архитектуры почувствовать свойственную эллинизму динамику мировых просторов, подготовив в этом отношении почву для зодчих императорского Рима. В грандиозных ансамблях и величественных высотных сооружениях эллинизма находили отражение чувства, вырвавшиеся из тесных рамок полисной уравновешенности в бурный, дисгармоничный мир огромных монархий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство

      В  эпоху эллинизма в связи с  расцветом архитектуры широкое  распространение получили фрески  и особенно мозаики, плохо сохранившиеся  до наших дней, о которых сообщают  древние авторы, а также дают  представление римские, помпеянские  и геркуланумские копии. В Александрии,  в работах художников Антифила, Эванта и Галатона возникали  иногда сатирические образы, являвшиеся  своеобразной живописной параллелью  гротеску в скульптуре и терракотах. В произведениях художников Пергамского  царства преобладали в возвышенно-героических  сюжетах темы узнавания (Геракл  и Телеф) или чудесного воспитания (Ахилл и кентавр Хирон). В работах  мастера Тимомаха из Кизика  звучала то любимая в эллинизме  тема узнавания, драматизированная  предполагавшимся жертвоприношением  (Ифигения в Тавриде находит  в приготовленном к жертве  чужестранце брата Ореста), то  изображение жестоких страданий  Медеи перед убийством детей.  Эллинистические мастера и в  живописи предпочитали необычные,  возбуждавшие, тревожившие сюжеты  и темы.

      В  мозаиках, украшавших полы жилых  домов и общественных зданий  в Делосе, Приене, Херсонесе (мозаика  с моющимися женщинами, дворцов  в Пелле, в произведениях мастеров  Сосия (неподметенный пол, голуби  у чаши) и Диоскуриада с Самоса (уличные музыканты) мозаичисты  обращались к бытовым сценкам  из жизни и мифологическим  образам, а также сюжетам, почерпнутым  из современных им комедий  или романов. В мозаиках находили  выражение разные тенденции: свободная,  живописная манера трактовки  сюжета или подчеркнуто гармонизированная,  тяготевшая к классической продуманности  композиции и сдержанности в  передаче любимых эллинизмом  драматических сцен.

      В  расписной керамике эллинистические  мастера преследовали преимущественно  декоративные цели, используя не  только живопись и рисунок,  но чаще рельеф для украшения  поверхности. Нарастало в то  же время ремесленное отношение  к форме и росписям. Достоинство  видели в усложнении форм (лагиносы, эпихизисы), в изысканности цветовых решений (чернолаковые и краснолаковые сосуды), многофигурности мелких рельефных композиций ("мегарские чаши"). Распространение в III веке до н. э. получила черно-лаковая посуда с накладными росписями белой, золотисто-желтой, пурпуровой красками, так называемая "гнафия". Проявлением своеобразной архаизации явилось некоторое возрождение чернофигурной техники в пределах III века до н. э. в вазах группы Гадры из Александрии, служивших пеплохранильницами в эллинистических некрополях. Своеобразные керамические памятники возникали в эллинистических центрах Великой Греции и Сицилии в III веке до н. э. перед завоеванием их римлянами. В Чентуриппе (Сицилия) создавались большие, до полуметра высотой, сосуды, украшенные многокрасочными росписями, не подвергавшимися обжигу и плохо сохранившимися .В Канозе (юг Апеннинского полуострова) керамисты изготавливали огромные вазы с сильно выступающими рельефными изображениями голов горгоны Медузы или протом лошадей.

      В  эпоху эллинизма широкое распространение  получили стеклянные чаши. В александрийских  мастерских появлялись кубки  с двойными стенками, между которыми  вставлялись тончайшие узоры  из золотой фольги, придававшие  изделиям красивый и дорогой  вид. Создавались чаши из так  называемого "мозаичного стекла", исключительно богатые по красочной  гамме использованных токов. 

      На  широко распространенных в эллинистических  монархиях резных камнях из  драгоценных и полудрагоценных  пород (геммах и камеях) изображались  многофигурные мифологические сцены  и портреты. Преобладали сюжеты, связанные с неожиданными счастливыми  концовками, с изображениями дионисийских  празднеств, нимф, сатиров. В портретных  геммах и камеях часто воспроизводились  лица эллинистических монархов, определению имен которых сейчас  помогают не менее точные и  художественные их изображения  на монетах (монеты Македонии,  Пергама, Бактрии, Афин). В ряде  камей эллинистические резчики  по камню достигали высокого  совершенства как в передаче портретных черт лица, так и в использовании природных качеств красивых многослойных сардониксов (камея Гонзага, Ленинград, Эрмитаж, III в. до н. э.)

      В скульптуре эллинистической эпохи можно видеть не только продолжение, но и дальнейшее развитие тех тенденций, какие проявились в работах великих мастеров IV века до н. э. Тема праксителевских образов приобрела в эллинизме характер подчеркнутой чувственности, а пафос скопасовских отозвался в повышенной драматичности многих эллинистических изваяний; но и те и другие пронизывала особенная, выраженная впервые Лисиппом напряженная пульсация динамического ритма эпохи.

      В годы эллинизма сформировались различные скульптурные школы, каждая из которых характеризовалась неповторимыми чертами. Александрийские, родосские, аттические, пергамские ваятели создавали особенные локальные варианты пластического искусства. Развитие получила в то время декоративная скульптура, украшавшая огромные сады и парки, возникшие вокруг многочисленных дворцов эллинистических правителей. Здесь часто ставились статуи Афродит, изображавшие обнаженную богиню кокетливо-жеманной или стыдливой.В эпоху эллинизма былое величие классического божества утрачивалось, и изваянный часто рядом Амур на дельфине был знаком того, что показана богиня, а не просто хорошо сложенная гречанка. Праксителю не нужно было прибегать к подобного рода атрибутам. Пластические формы убеждали в том, что представлено божество. В густой зелени эллинистических садов и парков можно было встретить беломраморные статуи нежно обнявшихся Амуров и Психей, старого и молодого кентавров, оседланных шаловливыми божками любви. У журчащих струй фонтанов помещались изваяние могучего старца, который должен был изображать реку Нил, статуя дряхлого рыбака с удочкой, поглощенного своим занятием, или старой торговки, спешившей на рынок с ягненком под мышкой. Чувство наслаждения от созерцания Афродиты сменялось порой горьким сознанием могущества времени, превращающего некогда прекрасного и сильного человека в слабого, некрасивого. Мастера эллинистической эпохи, не ограничивая себя какими-либо эстетическими соображениями, показывали впалую грудь и согнутые в коленях подагрические ноги старого рыбака, беззубый рот старухи. В других статуях они, напротив, подчеркивали мла-денческий возраст, изображая большеголовых пухленьких детей, играющих друг с другом, борющихся с гусем ,забавляющихся с птичкой.

      Скульпторов, впервые показавших человека то младенцем, то дряхлым стариком, влекла и другая задача: воплотить в пластике форм черты характера, передать чувства, проступившие на лице. Эта проблема начинала занимать мастеров уже в конце IV века, но особенное развитие греческий скульптурный портрет получил в эпоху эллинизма. О существовании портретов, точно воспроизводивших черты человеческого лица, свидетельствуют не только оригиналы, сохранившиеся римские копии и рельефы на монетах и медалях, но и стихотворные эпиграммы:

"Рук мастерских  это труд. Смотри, Прометей несравненный: 
Видно, в искусстве тебе равные есть меж людьми. 
Если бы тот, кем так живо написана девушка, голос 
Дал ей, была бы как есть Агафаркида сама".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эллинистическая наука и философия

Если в эпоху греческой классики ведущей наукой была философия, то в  период эллинизма на первое место  вышли точные науки. Естествознание, математика, астрономия, медицина достигли огромных успехов. Центром математики и естественных наук стал знаменитый Мусейон в Александрии. Здесь  создал свой труд «Элементы» (ок. 300г. до н.э.) выдающийся математик Евклид. Ему  принадлежат звёздный каталог, географ  Эратосфен с удивительной точностью (ошибка всего в 80 км) определил окружность Земли. астроном Аристарх Самосский  на основе наблюдений также серьезные  работы по астрономии и оптике. В  Мусейоне существовала обсерватория для  наблюдения за небесными светилами. Астроном Гиппарх составил обширный и вычислений предположил, что Земля  и планеты вращаются вокруг Солнца.

Крупнейшим учёным той эпохи  был Архимед (ок. 287-212 гг. до н. э.), сделавший ряд великих открытий в области математики и физики и заложивший основы теории механики и гидравлики. Интенсивное развитие науки расширило и углубило знания человека о мире, показало ему всю сложность окружающей действительности. Исчезновение городов-полисов, появление монархий с неограниченной властью царя изменили представления человека о его месте в мире. Типичной чертой эллинистического мировоззрения становится индивидуализм, что нашло своё отражение в философии, религии и искусстве эллинистической эпохи.

Философия эллинизма стала идеологией индивидуализма. Наиболее значительным направлением в философии этого  периода была материалистическая школа, созданная Эпикуром (341-270гг. до н. э.) ещё в 306 г. до н. э. В основу этого  направления легли естественнонаучные взгляды Демокрита (теория атомов). Источником познания философы эпикурейской школы считали чувственное восприятие. Они признавали справедливым стремление человека к физическим и духовным радостям и считали, что человек  преодолевая страх перед смертью  и Богом, может достичь спокойствия  в жизни. Эпикур был также зачинателем  этики и гедонизма. Каждый пришедший в сад Эпикура моги рассчитывать на мудрую беседу о смысле жизни, добре и счастье, на лепёшку и кружку разбавленного вина.

Стоики-Зенон (ок. 336\332-264\262 гг. до н. э.) и его школа, видели основную задачу философии в разработке учения о поведении человека. Стоическая этика, в отличие от эпикурейской, была этикой долга. Эпикурейскому принципу удовольствия стоики противопоставляли принцип добродетели, презирающей удовольствие. Они считали, что потребности заслуживают только презрения, а мудрец должен быть выше всяческих волнений и страданий- он должен жить сообразно природе, безоговорочно принимать свою судьбу и не пытаться противостоять ей.

В это же время развивает свою теорию и школа киников, созданная Антисфеном ( 450-ок. 360 гг. до н. э.), учеником Сократа. Представители этой школы тоже призывали к пассивности. Они считали, что человеку в результате распада полиса не осталось места в обществе, он должен покинуть несущую гибель цивилизацию и вернуться в лоно природы.

Созданная Пирроном (ок. 360-ок.270 гг. до н. э.) школа скептиков придерживалась мнения, что окружающий мир непостижим и осмыслению не поддаётся. Поэтому подлинный мудрец должен сохранять спокойствие духа и абстрагироваться от воздействия внешнего мира.

Несмотря на некоторые различия в философских направлениях, общность взглядов стоиков и скептиков  очевидна. Они сводятся к отстранению  человека от треволнений жизни, к  проповеди пассивности и конформизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Культура эпохи эллинизма  внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас  памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными.

На почве эллинистической  культуры впервые появилась и  стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому эллинистическая философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура эпохи эллинизма явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Восточный мир без эллинисткой  культуры был бы совсем иным, ведь всё  дальнейшее развитие художественной культуры в Египте, Сирии, областях Малой Азии, Балканского полуострова стало  невозможным благодаря культурному  влиянию Греции. Наконец, эллинизм стал в регионе восточного Средиземноморья  предтечей византийской культуры, в  частности рационального и конструктивного  художественного мышления, явившегося основой стиля классицизма в  искусстве.

Информация о работе Эпоха эллинизма