Эпоха ренессанса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:31, доклад

Краткое описание

Радикальное изменение мировоззрения в эпоху Ренессанса не могло не сказаться на социально-философских и политических учениях. В этой сфере, как и в других областях, теологические доктрины вытесняются новыми теориями, основаниями которых выступают реальные земные интересы человека и насущные потребностиобщества. Общественная мысль Возрождения представлена в работах Н. Макиавелли (XV - XVI вв.), Т. Мора (XV - XVI вв.), Ж. Бодена (XVI в.), Г. Греция (XVI XVII вв.),Т. Кампанеллы (XVI - XVII вв.). На рубеже XV- XVI вв. Италия представляла собой пестрое образование из разобщенных городов-республик.

Файлы: 1 файл

Радикальное изменение мировоззрения в эпоху Ренессанса не.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Радикальное изменение мировоззрения в эпоху Ренессанса не могло не сказаться на социально-философских и политических учениях. В этой сфере, как и в других областях, теологические доктрины вытесняются новыми теориями, основаниями которых выступают реальные земные интересы человека и насущные потребностиобщества. Общественная мысль Возрождения представлена в работах Н. Макиавелли (XV - XVI вв.), Т. Мора (XV - XVI вв.), Ж. Бодена (XVI в.), Г. Греция (XVI XVII вв.),Т. Кампанеллы (XVI - XVII вв.). На рубеже XV- XVI вв. Италия представляла собой пестрое образование из разобщенных городов-республик. 

 

Раздробленность, сопутствовавшие ей вражда и борьба за власть препятствовали культурному и экономическому развитию нации. Общество нуждалось в политической централизации. Эта объективная потребность стимулировала появление политических учений, обосновывавших  идею сильной центральной власти. Никколо Макиавелли,итальянский историк и политический деятель, в своей социально-философской теории выдвигает идею ≪нового государя≫, который призван объединить Италию и освободить ее от влияния церкви. Облик и действия правителя должны соответствовать реальной человеческой природе, которая ≪неблагодарна, непостоянна, склонна к лицемерию и обману≫, ее ≪отпугивает опасность и влечет нажива≫. Представления о человеческой психологии, по сути говоря, и являются основанием политических и социальных воззрений Макиавелли. Неизменность человеческой природы, по его мнению, обусловливает постоянство общественных законов. Каким же должен быть государь? Сильным, как лев, хитрым, как лиса, стремиться к добру, по при необходимости не избегать и жестокости, руководствоваться не религиозной моралью, а практическими жизненными интересами. Позже политику такого рода подведут под формулу ≪цель оправдывает средства≫, и в историю она войдет иод названием≪макиавеллизм ≫. Конечно, политические идеалы Макиавелли не отличаются особой возвышенностью. Однако, оценивая их, необходимо принимать во внимание и то, что он первый отказывается от божественной легитимации власти в пользу ≪естественного права≫, объясняя политические явления столкновением интересов. Исключая Бога из общественной жизни и политики, Макиавелли отождествляет его с фортуной (роком, судьбой) и естественной необходимостью. Именно она властвует над человеком. Но это не значит, что свободная воля людей теряет свое значение. Здесь Макиавелли выдвигает весьма прогрессивную мысль. ≪Судьба, — говорит он, — распоряжается половиной наших поступков, по управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим≫ (≪Государь≫). Идеи государственного абсолютизма — по уже по отношению к Франции — вслед за Макиавелли продолжал развивать Жан Боден. Светская политическая власть ставится им выше религиозной. Она должна принадлежать монарху, который обеспечивает право, свободу совести и суверенитет государства. Интересно, что особенности государственного устройства он связывает с географическим расположением и типом климата. В отличие от Макиавелли и Бодепа, социально-философская мысль Мора и Кампапеллы была направлена не столько па решение текущих социально-политических проблем, сколько па разработку модели идеального общества. Поэтому их называют предшественникамисоциалистов-утопистов.Томас Мор, канцлер английского короля Генриха VIII, в своей книге ≪Утопия≫ выступает с резкой критикой современного ему английского общества и описывает жизнь па вымышленном острове. Там царят справедливость, мудрое управление, равные права в труде и распределении его продуктов, а также общественная собственность па средства производства. Уже в XVI в. Мор выступает против частной собственности, в которой видит одну из важнейших причин социального неравенства и бедствий народа. Подобные идеи развиваются и итальянским натурфилософом Томмазо Кампанеллой. В книге ≪Город Солнца≫ показываетсяреализованное идеальное общественное устройство, в каком-то смысле царство Божие па Земле. Основано оно на общественной собственности, христианских нравственных принципах, духовной власти мудрого жреца-правителя, именуемого Метафизиком, или Солнцем, общинной жизни и правильно организованной трудовой деятельности. Город Солнца Кампапеллы во многом напоминает идеальное государство Платона.

 

 

 

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО –  ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно – научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нём человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

Эпоха становления  капитализма рождала титанов  мысли, чувства, характера и дела. Выдающиеся люди этого периода – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи - опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.

XIV-XVI вв. – время,  когда всё в круговороте страстей, общечеловеческих побуждений и  расчётов. В разных ситуациях люди выпутываются умом и личной смекалкой. Выше всего ценится умелость. Идеал удачи царит над всем. Поклонение обычаю заменяется культом удачи. У Боккаччо, Сакетти, Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину прощён. Отсюда вытекает: достигать цели, не раздумывая над средствами, и скрывать пути, чтобы достичь цели наверняка.

В эпоху  Возрождения человеческая личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческой начало, будь это искусство, политика, религия или даже техническое изобретение.

Свои творения человек реализует в телесном. Здесь возрожденцы возобновляют античную тенденцию рассмотрения в  единстве духовного и телесного. Причём имеется в виду, что творение является максимально совершенным. Но совершенное есть красота. Человек эпохи Ренессанса – это не просто творец, а творец и художник одновременно. Довольно часто многие таланты присущи одному и тому же человеку. Так, Леонардо да Винчи был живописцем и изобретателем, Микеланджело - живописцем и поэтом. И оба они внесли существенный вклад в развитие философии.

Эстетическое  – доминирующий аспект философии  Возрождения.

Антропоцентризм,( посмотрела, что это- воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.) да ещё в таком артистическом виде, в каком он существовал в эпохе Ренессанса, конечно же не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Термин «гуманизм» происходит от латинского humanitas (человечность), употреблявшегося ещ в I в. до н. э. известным римским оратором Цицероном. Для него humanitas это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое  общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует  собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию. Спор шёл принципиальный – о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь.

Согласно итальянским  гуманистам, природа человека достойна всемерной реабилитации, она даже становится высшим критерием для оценки человеческих страстей. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил ещё Данте. Благородство человека заключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело же состоит в лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности.

Схоластической  религии противопоставляется право  на истину и поиск её; догматизм, преклонение перед авторитетами подвергаются резкой критике. Монашеским подвигам всё чаще противопоставляется  обыкновенный труд. Но тот, кто трудится имеет право на богатство. Обет бедности гуманисты отрицают, не собираются прославлять и богатство, роскошь, но они последовательно защищают частный интерес, индивидуализм.

Многие гуманисты  отстаивают идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой.

Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется  на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно  – государственной жизни. Последнее  чаще всего предполагалось достигать на демократических началах, в рамках республиканского строя.

Однако было бы неправильным идеализировать такого рода гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валла. В главном своём философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

Особое  место в философии Возрождения  занимают концепции, обращённые к проблемам  государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо  Макиавелли и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». В своих работах Макиавелли попытался рассмотреть природу государства, отбрасывая ореол его божественного происхождения. В этом «земном» осмыслении государства проявилось стремление ранних идеологов буржуазии активно влиять на переустройство политической власти в интересах предпринимателей, которые не могли развернуть свою деятельность в условиях феодального

Размежевания  и натурального хозяйства. Такая  позиция приводила мыслителя  к идее естественного исторического  развития, в рамках которого интересы целого (государства) и отдельных  его частей (граждан) не всегда совпадают, поэтому за государством сохраняется право подавления человеческого эгоизма во имя всеобщего блага и порядка. Такое подавление требует от политиков не только применения грубой силы, но и изворотливости ума, хитрости и даже вероломства в борьбе за власть и е упрочение. Поэтому ведение государственных дел – трудная и сложная задача, требующая особой подготовки политических деятелей. Такая подготовка должна включать в себя знание как истории, так и общих законов общественной жизни, представляющей собой поле непримиримой борьбы между классами, группами и сословиями. В конечном итоге эта борьба должна уравновешиваться идеями гуманности и справедливого распределения ценностей, в противном случае общество может просто погибнуть. Для достижения этой цели допускаются все средства, в т. ч. и известный политический аморализм, ибо становление централизованного государства далеко не безболезненный процесс, устраивающий всех членов общества, поэтому высказывается мысль о том, что общественный прогресс не обходится без жертв.

Философская мысль эпохи Возрождения не исчерпывается рассуждениями, опирающимися на политический реализм. Н. Макиавелли предпочёл действительность воображаемому. Но были и те, кто, по его собственным словам, «изобразил республики и государства, которых в действительности никто не знал и не видывал».

Одним из таких мыслителей был Томас  Мор, английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви. Однако бессмертную славу Томасу Мору принесла его «Утопия» - произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете.

Слово «утопия» в буквальном переводе с греческого (ou – нет, topos - место) означает «место, которого нет». «Утопия» Томаса Мора начинается с острой критики существовавших в Англии общественных порядков. Источник всех социальных бедствий он видит в наличии частной собственности.

Рисуя безотрадную картину  эпохи становления буржуазных отношений, Мор не ограничивается лишь неприятием существующих порядков. Он противопоставляет  им проект государства всеобщего  благоденствия. В этом заключается важная особенность утопизма. Его представителей нельзя назвать реформаторами, то есть теми, кто стремится изменить существующий мир. Несогласие утопистов с действительностью касается всех её сторон, и их альтернативные проекты затрагивают общественный порядок в целом.

Спустя столетие утопические  идеи получили развитие в творчестве итальянского мыслителя Томмазо  Кампанеллы, доминиканского монаха, астролога  и бунтовщика. Особую роль в его  судьбе сыграло участие в заговоре против испанского владычества в его родной Калабрии. В 1499 г. заговор был раскрыт, а Кампанелла приговорён к тюремному заключению, длившемуся 27 лет. В этих условиях он и создал одно из важнейших своих произведений – «Город Солнца».

В отличие от Мора Кампанелла не только мечтал о совершенном обществе, но и стремился к радикальному переустройству социальных порядков. Заговор против испанского владычества предполагал последующее учреждение такого общественного строя.

Однако различие между  Мором и Кампанеллой в этом важном пункте ещё не даёт основания для противопоставления этих мыслителей. Сходство между ними значительно. И тот и другой не придавали значения условиям и путям осуществления идеала, сосредоточивая своё внимание на детальном конструировании будущего царства добра и справедливости.

Хотя утописты эпохи Возрождения  в полном соответствии с духом  своего времени рассматривали человека в качестве высшей ценности, жёсткая  регламентация всего образа жизни, отличающая утопические проекты, не оставляет места свободе личности, превращает людей, по меткому выражению Ф. Достоевского, в подобие «фортепьянных клавиш», на которых играет кто-то другой.

НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ  ВОЗРОЖДЕНИЯ

Гуманистическая культура, первоначально ориентированная  главным образом на человека, всё чаще углублялась в истолкование природы. Для интеллектуальной деятельности многих ренессансных учёных такой интерес стал определяющим. Деятельность же Леонардо да Винчи, его научные изыскания свидетельствовали об органической связи его многосторонних интересов к человеку и природе.

Другим направлением философского интереса к природе в ренессансной мысли была натурфилософия. В XVI в. её развитие становилось всё более  интенсивным, по мере того как теряла авторитет аристотелевско - схоластическая интерпретация природы и возрастал интерес к другим, неаристотелевским её истолкованиям. Умозрительность, присущая большинству этих истолкований и в принципе свойственная любой натурфилософии, для ренессансной была всё же не столь характерна, как для античной. Это объяснялось как более пристальным вниманием ренессансных натурфилософов к обогащавшемуся жизненному опыту той эпохи, так и всё более настойчивым их интересом к её естественно – научным достижениям и учениям.

Информация о работе Эпоха ренессанса