Эпоха ренессанса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:31, доклад

Краткое описание

Радикальное изменение мировоззрения в эпоху Ренессанса не могло не сказаться на социально-философских и политических учениях. В этой сфере, как и в других областях, теологические доктрины вытесняются новыми теориями, основаниями которых выступают реальные земные интересы человека и насущные потребностиобщества. Общественная мысль Возрождения представлена в работах Н. Макиавелли (XV - XVI вв.), Т. Мора (XV - XVI вв.), Ж. Бодена (XVI в.), Г. Греция (XVI XVII вв.),Т. Кампанеллы (XVI - XVII вв.). На рубеже XV- XVI вв. Италия представляла собой пестрое образование из разобщенных городов-республик.

Файлы: 1 файл

Радикальное изменение мировоззрения в эпоху Ренессанса не.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Для натурфилософии Ренессанса в целом же характерны не столько методологические изыскания, сколько онтологическая интуиция, преимущественное стремление к интерпретации бытия, к разработке всеобъемлющих картин природно – космической жизни. Отсюда и значительная зависимость ренессансной натурфилософии от учений и идей и даже самого названия античной физики. Однако такая зависимость была относительной и носила творческий характер, ибо ренессансные философы природы подобно многим гуманистам возрождали учения и идеи античной физики не бездумно, а относились к ним избирательно и лишь заимствовали те из них, которые соответствовали их пониманию природы.

Можно подметить  и общие черты, присущие всем натурфилософам Возрождения. Едва ли не важнейшую из них составляет пантеизм, нараставший  в развитии ренессансной философской  мысли. Причём общая тенденция этого  процесса вела тогдашних философов природы ко всё более последовательному подчёркиванию натуралистических черт пантеизма.

Не менее  важной идеей ренессансной натурфилософии, вытекавшей из е пантеистической  позиции и во многом порождавшей  её, была также идея тождества микро- и макрокосма.

Общую черту  ренессансной натурфилософии, сближавшую её с подавляющим большинством учений античной физики, следует усматривать  и в преобладании качественной интерпретации  природы.

Стремление  к углублённому и достоверному познанию природу нашло отражение в  творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Николая Кузанского, Джордано Бруно.

Леонардо да Винчи, внебрачный сын нотариуса  и простой крестьянки, мужчина  редкой красоты и огромной физической силы, холостяк, не получил классического  образования и не обучался в университете. Однако это обстоятельство сыграло скорее положительную, чем отрицательную роль в его формировании в качестве мастера искусства и многообразного изобретательства, а затем и теоретика этой высокой практики.

Леонардо по праву заслужил имя пионера современного естествознания. Трудно обозреть круг его изобретений и проектов – в области военного дела, ткацкого производства, воздухоплавания. Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и были оценены по достоинству только в XIX и XX столетиях.

Рассматривать идеи Леонардо в историко – философском  плане не просто, и прежде всего  потому, что его деятельность в  общем была мало связана с тогдашними философскими традициями, развивавшимися на основе античных доктрин. Место гениального мастера в философском развитии Ренессанса определялось как его художественной, так и исследовательской деятельностью в области механики, физики, астрономии, геологии, ботаники, анатомии и физиологии человека. При этом подавляющее большинство научных изысканий Леонардо осуществил в контексте своей творческой практики.

Среди записей  Леонардо есть такие, которые свидетельствуют  о его конфликте не только со схоластической, но и с гуманистической учёностью, оперировавшей огромным материалом разнообразной мудрости, почёрпнутой в книгах.

Специфика методологии  Леонардо состоит в том, что он стремился к максимально конкретному  пониманию опыта и по возможности  к точному уяснению его роли в  деле достижения истины.

Не оставляет  Леонардо никакого сомнения и в том, какую науку он имеет в виду прежде всего и главным образом. Это, конечно, математика, ибо только она способна придать результатам экспериментирования подлинную достоверность, искомую однозначность, делающую возможным точное практическое применение найденной истины.

Огромной философско – мировоззренческой проблемой, решавшейся мастером из Винчи, была также  проблема соотношения человеческого  искусства, понимаемого в самом  широком смысле этого слова, и  природы.

Тезис гуманизма  о царстве человека фактически превращался у Леонардо в положение о превосходстве человека над природой. Равнодушный к религии своей эпохи, Леонардо всё же не доходил до богоборческих утверждений, а скорее, подобно другим гуманистам, стремился к максимальному приближению человека к Богу.

Николай Коперник – польский астроном, творец гелиоцентрической  системы мира, экономист. В истории  науки учение Коперника было революционным  актом, которым исследование природы  заявило о своей независимости  от религии. Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями и Земле, как избранной Богом арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Для теории познания важным стало различие Коперника между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия Коперника стали объектом ожесточённой борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знанием, развивали дальше, устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звёзд на единой «сфере» и Солнца в центре Вселенной. Основное произведение Коперника, «Об обращениях небесных сфер», свидетельствует о знакомстве Коперника с достижениями античного атомизма и астрономическими гипотезами древних.

Уникальнейшим явлением в философии XV в., хотя и  вполне объяснимым как естественный результат развития всей предшествующей философской мысли и выражения потребностей духовной жизни той эпохи, стали творения выдающегося, многогранного мыслителя Николая Кузанского - теолога, философа, крупного учёного, особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальником немецкой философии.

Кузанец, принадлежавший к ордену августинцев, утверждал  идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Он оказал большое  влияние на Дж. Бруно, которому особенно импонировало учение о бесконечности  мира и гелиоцентрическое мировоззрение. В этом Кузанец был прямым предшественником Н. Коперника. Он буквально произвёл революцию в астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля и Птолемея и утвердив систему гелиоцентризма. Кузанец развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосме. Он утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума как бы уподоблялся Богу.

В целом, по словам Г. Гегеля, с Николая Кузанского начинается переход от математической мистики  к точной математике.

Джордано Бруно  – представитель позднего Ренессанса, человек мужественный, он готов в  своих рассуждениях к самым крайним выводам. Права человека для Джордано Бруно – вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника.

Дж. Бруно стремится  продумать идею Бога в свете новейших данных. Вслед за Кузанским он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть ни чем иным, как абсолютным тождеством. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно представлять себе Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Джордано Бруно – пантеист. Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Термин «пантеизм» состоит из приставки «пан» (греч. – всё) и корневого слова греческого «теос» (Бог)

Пантеизм Дж. Бруно уже не сдерживается ни античными, ни средневековыми, ни даже возрожденческими принципами. Дж. Бруно стремится возвеличить личность, героическую личность, а делает он это через пантеизм. От типичного для эпохи Возрождения личностно – материального понимания мира Дж. Бруно переходит к философии, в центре внимания которой окажется человек разумеющий и максимально деятельный. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени.

Для католической инквизиции Джордано Бруно был перерожденцем. Выдающийся мыслитель закончил свою жизнь трагически – 17 февраля 1600 года он был заживо сожжён на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Джордано Бруно завершает эпоху Возрождения.

С ВОЗРОЖДЕНИЕМ КАКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ СВЯЗАНА ЭПОХА РЕНЕССАНСА?

Возрождение –  совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени.

Эпоха Возрождения  – это переворот прежде всего  в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов  и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности и дало название всей эпохе.

Античная философия  – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесённых с Востока в греческие города зачатков астрономических. Математических и т. п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке от мифологических схем. В 6 в. и даже в 5 в. до н. э. философия и знание ещё не были отделены друг от друга. Отсутствие способов экспериментальной проверки вызвало появление большого числа гипотез. Для философии такое множество гипотез имело следствием многообразие типов философского объяснения мира. Исходной точкой развития античной философии был философский материализм.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – одно из главных философских направлений, признающее объективность, первичность, несотворимость и неучтожимость материи, которая существует вне и независимо от сознания и выступает первоосновой действительности. Материализм противоположен идеализму. Как идейное течение, материализм многогранен. материализм – динамическая, эволюционизирующая система. Со всяким эпохальным открытием, переворотом, революцией материализм меняет формы для уяснения социальных истоков материализма следует иметь в виду его общую нацеленность на отображение наиболее перспективных тенденций общественно – исторического развития, на ассимиляцию завоеваний науки и культуры, на органическую поддержку просвещения.

Не менее  ясно выступает в античной философии  противоположность диалектического  и метафизического методов мышления. По существу, многие первые греческие философы были диалектиками, рассматривали природу как целое и, следовательно, во взаимодействии и связи её явлений. За тысячу с лишним лет развития античной философии материализм и идеализм, диалектика претерпели сложную эволюцию, отражавшую в конечном счёте диалектику развития самого общества.

Первоначально в античности термином диалектика обозначались: 1) способность вести спор посредством  вопросов и ответов; 2) искусство  классификации понятий, разделений вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают и развивают Николай Кузанский и Джордано Бруно.

Движение –  философская категория, отражающая своим содержанием всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость. Движение объемлет собой все происходящие в природе и обществе процессы. Именно процессуальность характеризует смену стадий, состояний, периодов, фаз того, что движется, изменяется. В качестве способа бытия материи движение выступает как самодвижение. Движение же отдельных материальных образований обуславливается взаимодействием противоположностей. Согласно диалектике, источником движения материи (самодвижения) являются внутренне присущие ей противоречия. Постоянное становление и разрешение противоречий выступает именно как самодвижение. Понятия движения, самодвижения, противоречия и взаимодействия являются весьма близкими по смыслу и взаимозависимыми по содержанию. Различные аспекты противоречивой сущности движения выявляются диалектикой изменчивости и устойчивости, абсолютности и относительности, прерывности и непрерывности, возникновения и уничтожения. Движение как единство изменчивости и устойчивости предполагает относительную устойчивость того, что именно движется, изменяется. Эта относительная устойчивость есть выражение сохранения качественной природы явления при одновременном наличии некоторых количественных изменений. Движение в его конкретном проявлении всегда относительно.

Итогом, своеобразным венцом античной философии был неоплатонизм с его квартой: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Это - безличный неоплатонизм, в котором ещё нет чёткого деления на субъект и природу. В античном мировоззрении господствует универсализм, космоцентризм и политеизм. При переходе от античности к средневековью произошёл довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать ещё один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек. Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения с максимальной решительностью, которая вообще часто характерна для новаторов.

Информация о работе Эпоха ренессанса