Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:31, доклад
Радикальное изменение мировоззрения в эпоху Ренессанса не могло не сказаться на социально-философских и политических учениях. В этой сфере, как и в других областях, теологические доктрины вытесняются новыми теориями, основаниями которых выступают реальные земные интересы человека и насущные потребностиобщества. Общественная мысль Возрождения представлена в работах Н. Макиавелли (XV - XVI вв.), Т. Мора (XV - XVI вв.), Ж. Бодена (XVI в.), Г. Греция (XVI XVII вв.),Т. Кампанеллы (XVI - XVII вв.). На рубеже XV- XVI вв. Италия представляла собой пестрое образование из разобщенных городов-республик.
Естественно, встаёт вопрос о той философской базе, на которой могло возникнуть и действительно возникало новое, возрожденческое мировоззрение. Были ли опрокинуты уже выработанные философами античности принципиальные схемы философских построений? Нет, не были. Возрожденческие философы по-прежнему неоплатоническую схематику, методологию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.
Итак, основной принцип возрожденческой философии – это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических настроений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая краткое изложение истории философии, отметим наиболее важные моменты великой эпохи. Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии. Но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, вместе с тем продолжив всё лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узкоевропейское, а мировое явление.
Приведём основные идеи философии Ренессанса.
1 Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека.
2 Гуманизм, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счёт возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о природе.
3 Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.
4 Личностно
– материальное понимание мира:
всё существующее понимается
в проекции на человека при
максимальном интересе к
5 Идея
доминирования эстетического
6 Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.
7 Геометрически
– структурное понимание мира,
дополненное диалектикой
8 Пантеизм.
Философия эпохи Возрождения, безусловно, имеет самостоятельное значение, но вместе с тем это и подход к новому философствованию, к философии Нового времени, которой суждено было сыграть одну из ведущих ролей в развитии индустриальной цивилизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Соколов В.
В. Европейская философия XV-
2 Философия: Учебник для вузов / Под ред. Канке В. А. – М.: Издательско книготорговый дом «Логос», 2000.
3 Философия: Учебник / Под ред. Кириленко Г. Г. – М.: Филол. о-во «Слово»: ООО «Изд-во «Эксмо», 2004.
4 Спиркин А. Г. Философия. – М.: Гардарики, 1999.
5 Философия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Лавриненко В. Н., проф. Ратникова В. П. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
6 Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. Фролова И. Г. – М.: Республика, 2001.