Романская эпоха

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:54, реферат

Краткое описание

Романской обычно называют западноевропейскую архитектуру XI-XIII вв., поскольку она наследовала некоторые черты архитектуры и отдельные строительные приёмы римлян, а также была наиболее распространена у романских народов. И то, и другое условно, так как рассматриваемый период далеко выходит за рамки указанных признаков и представляет собой яркое и самобытное явление, практически распространившееся на архитектуру всех стран Западной Европы.

Оглавление

1 Романская архитектура. 2

2 Строительные приемы, тектоника. 4

3 Здания и архитектурные комплексы. 7

4 Список использованных источников. 19

Файлы: 1 файл

реферат Корольковой.docx

— 424.49 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Романская архитектура.                                                                                 2

 

2 Строительные приемы, тектоника.                                                              4

 

3 Здания и архитектурные комплексы.                                                          7

 

4 Список использованных  источников.                                                         19

 

 

1 Романская архитектура.

 

      Романской обычно называют западноевропейскую архитектуру  XI-XIII вв., поскольку она наследовала некоторые черты архитектуры и отдельные строительные приёмы римлян, а также была наиболее распространена у романских народов. И то, и другое условно, так как рассматриваемый период далеко выходит за рамки указанных признаков и представляет собой яркое и самобытное явление, практически распространившееся на архитектуру всех стран Западной Европы. Это исторический стиль зрелого средневековья, характеризующийся общностью типов зданий, их конструктивных приёмов и выразительных средств. Собственно романскому периоду (XI-XIII вв.) предшествовал довольно длительный период архитектуры раннего средневековья (V-X вв.).

    Архитектура раннего  средневековья несёт на себе  следы общего относительного  застоя в развитии экономики  и культуры западноевропейских  стран. Строительные достижения  древних римлян были в значительной  мере утеряны, уровень строительной  техники снизился. С развитием  феодальных отношений постепенно  складываются новые типы укреплённого жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом - баптистерии), так и базиликальный. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика.

    Своими истоками средневековая базилика уходит в позднеримскую архитектуру, когда начал складываться тип раннехристианского храма. Среди них построенная Константином базилика св. Петра в Риме, 330г. и ряд последовавших за ней храмов в Риме и других городах

(базилика св. Павла в Риме, IV-V вв.; базилика св. Аполинария в  Равенне, VI в., и др.). Они представляли собой фронтально-осевую композицию с вытянутым по основной оси пространством, разделённым двумя или четырьмя рядами колонн на три-пять нефов. Средний был значительно шире и выше остальных и освещался сквозь окна, устроенные в верхней части стен. Ряды опор, разделяющие нефы, обычно делались в виде аркад на колоннах, пролёты между ними имели плоские перекрытия по деревянным балкам, в основном нефе подвешиваемых к деревянным фермам. В глубине среднего нефа, где устанавливался алтарь, делалась апсида, а для расширения предалтарного пространства, предназначенного для духовенства, часто устраивался поперечный неф - трансепт. Перед зданием иногда устраивался окружённый галереями двор - атриум посреди которого стояла чаша для обряда крещения.                

    В дальнейшем развитии этот тип базилики совершенствовался путем увеличения площади для алтаря и размещавшегося перед алтарем хора, а также появлением перед основным залом дополнительного помещения - нартекса, куда допускались «оглашенные», т.е. люди еще не принявшие христианства. Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса. Устройство второго яруса давало возможность увеличить вместимость храма. Так, в XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста    (с одной удлиненной ветвью), с трансептом  и тремя апсидами, из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов. Западный конец церкви, где помещался хор для мирян, обычно фланкировался двумя башнями, поскольку помимо своих основных функций храмы часто имели и важное оборонное значение. Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер. Наряду с базиликальными строились и так называемые зальные храмы, в которых, в отличие от базилики, средний   неф не имел значительного превышения над боковыми.

2 Строительные приемы, тектоника

 

   Деревянные перекрытия ранних базилик разрушались из-за частых пожаров, поэтому их замена сводчатыми конструкциями являлась одной из насущных задач совершенствования строительства. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды. Крестовые своды использовались главным образом в боковых нефах и лишь с начала ХII в. они начинают применяться для перекрытия главного пролета. Как и в Византии, романский крестовый свод почти всегда делается вспарушенным, что придает ему большую жесткость. Купола, иногда возводимые на пересечении главного нефа и трансепта, опирались на четырехгранное основание с помощью парусов или тромпов.

    С переходом к цилиндрическим  сводам массив стеновых опор  стал резко возрастать. Важным  шагом в преобразовании конструктивной  системы было сосредоточение  усилий с помощью крестовых  сводов и подпружных арок в  отдельных точках и расчленение  стены на собственно стену  и столбы - контрфорсы, устанавливаемые  в местах наибольшего действия  распорных усилий. Эта конструктивная  схема явилась основным итогом  развития романского зодчества  и стала основной для развития  готической системы (см. ниже).

     В отличие от древнеримских  и византийских купольно-сводчатых  структур, в которых зодчие стремились  основные распорные усилия погасить  конструкциями внутри здания, в  романский период архитектор  выносит активно работающие вертикальные  опоры за пределы наружных  стен и делает этот прием  обязательным принципом нового  компоновочного метода.

   

 

 

В период зрелой романской архитектуры (ХII в.) принцип

дифференциации конструкции начинает появляться и в структуре сводов, внутренняя поверхность которых опоясывается выступающими ребрами - гуртами (нервюрами). Предварительно выложенные из тесаных камней, гурты позволяли облегчить свод, а в процессе возведения конструкции служили опорой для деревянной опалубки.

    На гранях несущих  опор гурты обычно имели продолжение  в виде тонких полуколонок  с базой и капителью. Такие  же полуколонки, но меньшего  размера отвечали продольным  и поперечным аркам малых нефов.  Сложилась характерная для этого  периода расчлененная структура несущего столба, в тектонике которого нашел свое отражение метод дифференцированной компоновки романской конструкции.

    Расчлененная структура  несущего столба явилась основой  пластического решения интерьера,  нашедшего свое дальнейшее развитие  в готических постройках. Она  тесно связана с тектонической  структурой всего базиликального  здания и особенностями его  конструктивной схемы. Это своеобразный  средневековый «ордер», в котором  пластическая разработка и декоративные  элементы подчеркивают конструктивные  функции системы.

    Основным материалом  для возведения крупных построек  служил камень местных пород,  главным образом известняк. Применялись  также разноцветные камни вулканического  происхождения (в некоторых областях  Франции), гранит (в Нормандии), а  для облицовки - мрамор (в Средней  Италии). Кирпич применялся главным  образом в северных областях  Франции, в Германии и Нидерландах.

   

 

 

 

     Чаще всего укладка велась из небольших отесанных камней, уложенных на растворе. Романские строители полностью отказались от приемов укладки камней насухо, а также от приемов бетонной кладки горизонтальными слоями, характерных для римской техники. Стены обычно выполнялись трехслойными с забуткой из каменного балласта и раствора; внешние ряды из тесаного камня также укладывались на растворе.

    Своды романских зданий  делались из клинчатых тесаных  камней или кирпича на растворе. Все своды выполнялись по деревянным  кружалам. В целях экономии материала  камни для укладки стен имели  различную длину и высоту. Выравнивались  по высоте лишь камни, находящиеся  в одном горизонтальном ряду; сами же ряды часто имели  различную высоту. Отеска камня  и его окончательная обработка,  включая резьбу по камню, производилась  до укладки квадров на место.  При этом тщательно обрабатывалась  лишь лицевая сторона.

    Особое значение приобретал  укладываемый толстыми слоями  раствор, который в данном случае  был не только вяжущим, но  прежде всего пластическим материалом, служащим для равномерного распределения  давления в кладке стены или  свода. Конструкция последних  приобретала структуру и свойства, близкие современным каменным  зданиям.

    В зависимости от применяемых  материалов кладка стен, обычно  не оштукатуривавшаяся, была важнейшим  средством художественной выразительности,  способствуя выявлению особенностей  тектоники зданий.

    В эпоху романской  архитектуры центрами монументального  строительства были монастыри,  в которых храм был религиозным  и общественным центром, а также  последним убежищем при нападении  противника. Структура храма с  нартексом, базиликальным залом,  трансептом, хором, апсидой и угловыми  башнями соответствовала 

 

 

ритуальным канонам, а также  общественным и оборонительным функциям.

    Внутреннему строению храма с его четким расчленением пространства и конструктивных элементов соответствует и внешняя композиция. Конструкция подчеркивается членением стен, среди которых ведущая роль отводится конструктивно-оправданным угловым утолщениям, лопаткам и контрфорсам. В разработке оконных и дверных проемов , как и в декоративных мотивах, господствует арка. Проемы имеют, как правило, полуциркульное завершение, в поздний период иногда - стрельчатое. Фасады украшались декоративными поясками - аркатурами, иногда в сочетании со скульптурными фризами. На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми «перспективными» порталами в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн, перекрытых цилиндрическими или стрельчатыми (позднее) архивольтами. Проемы окон снаружи обычно также имели уступчатый профиль.

 

3 Здания и архитектурные комплексы

     Романская архитектура отличается большим разнообразием форм. В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы. Во Франции выделялись школы Бургундии, Прованса, Аквитании и др., В Германии - Саксонская и Рейнская школы. В городах, прилегающих к Адриатическому побережью, заметно было влияние византийской архитектуры.            

    Важнейшим очагом экономической и культурной жизни Франции в романский период была расположенная в центре страны Бургундия, где особенно влиятельной была власть римской церкви. Ее центр –

 

 

крупнейший монастырь в Клюни,(Рисунок 1), оказал большое влияние на развитие романского типа храма. Бургундия была одним из самых богатых районов Франции. Расположенная в месте сближения важнейших рек – Луары, Сены и впадающей в Рону Соны, она оказалась в центре естественных путей сообщения, что рано сделало ее средоточием торговли и ремесел. Одновременно Бургундия была центром религиозной жизни Франции и даже не только Франции, ибо влияние расположенного здесь монастыря Клюни выходило далеко за ее пределы. В Бургундии было много клюнийских аббатств, здесь же были основаны монастыри Сито и Клерво – главные обители ордена цистерцианцев, также игравшего видную роль в религиозной и политической жизни.

   В 1089 году аббат Гуго (1049-1109) приступил к строительству третьей церкви Клюни Уже в 1095 году папа Урбан II освятил главный алтарь и три дальние алтарные капеллы. Окончательное освящение храма состоялось в 1131-1132 годах. Но уже к 1258 году прежде могущественный монастырь превратился в синекуру. В 1790 году обитель была распущена, а в 1798 здание продали под снос. Его начали сносить в 1811 году, и теперь мы знаем только ее план и сохранившиеся южное крыло трансепта, хор, капители и некоторые отдельные элементы.

 Рисунок 1

 

 

   Это была самая большая церковь тогдашней Европы, длина ее достигала 187 м, длина большого трансепта – 71м, а пролет центрального нефа равнялся 15м (Рисунок 2). Она имела пять нефов, обширный хор с обходом и венцом капелл, два расположенных в восточной части трансепта и очень длинный нартекс. Как и большинство бургундских храмов, она представляла собой базилику с высоким центральным нефом и низкими боковыми. Высота ее центрального нефа (30 м) была превзойдена лишь готическими церквями. Здание увенчивалось пятью высокими башнями: по сторонам западного фасада, на средокрестии и на концах большого трансепта.

   Сооружение такого грандиозного здания с широким и высоким нефом требовало большого конструктивного совершенства. Бургундские архитекторы идут по пути смелого новаторства. Чтобы обеспечить устойчивость свода центрального нефа, они расчленяют его опорными арками, соответствующими членениям крестовых сводов боковых нефов, вводят облегчающую распор стрельчатую форму арки и сводов, укрепляют столбы внутри здания и делают специальные выступы у наружных стен – так называемые контрфорсы.

 Рисунок 2

   

 

    Декор должен был поражать великолепием. Помимо необычайно красивых капителей, притягивавших взор каждого входящего, все арки, окна и карнизы были окружены полосами скульптурного орнамента, а каждый полупилон имел каннелюры. В огромных канделябрах горели свечи, и их мистический свет падал на мозаики и статуи святых. Курился фимиам, священнослужители были облачены в золотые ризы, золотая и серебряная утварь сверкала драгоценными камнями. И наконец, в храме звучало пение, составлявшее одну из основных частей литургии.

    Нужно представлять, как жили люди в раннее и позднее Средневековье, чтобы понять, сколь сильно действовало на них посещение храма, поражавшее одновременно все чувства. Источником света и тепла служило лишь солнце, поскольку дорогие дрова и свечи были доступны немногим. Музыки народ не знал – разве что пастушескую флейту и примитивные песни, живопись существовала только в монастырях. Простому люду запрещалось носить разноцветные одежды, а их жилища были темными и мрачными. Даже у низших слоев знати в деревенских поместьях жизнь была не многим более обустроенная. Неудивительно, что для верующих церковь Клюни III казалась настоящим чудом, прообразом Небесного Иерусалима.

   Ни одна светская постройка той эпохи не могла сравниться с Клюни. Во-первых, светские правители были вынуждены постоянно тратить большие средства на солдат и военное снаряжение, во-вторых, христианская мораль вообще запрещала накапливать богатство и стремиться к роскоши. А сама церковь и монастыри получали крупные и щедрые пожертвования.

   Несмотря на впечатление, производимое Клюни III, немногие последовали ее примеру. Не всем нравилась церковная роскошь. В XI веке был основан орден цистерцианцев, презиравших пышность и

 

 

богатое убранство и возвращавшихся к аскетичным монашеским идеалам. Другая причина заключалась в том, что, несмотря на решение проблемы цилиндрического  свода в Клюни III и на его совершенную  форму, будущее все же было за нервюрными сводами и готическим стилем. Непосредственно  перед освящением Клюни III был возведен великолепный шестичастный свод в Кане, а между 1140 и 1144 годами    Сугерий построил первое  здание в Сен-Дени. В то же время третья церковь аббатства Клюни с ее строгой конструкцией элементов и точным соблюдением пропорций предчувствовала основные достижения готики.

(Рисунок 3)

   Один из ранних примеров применения крестовых сводов в романской архитектуре – Сент Мадлен в Везеле (Рисунок 3). Монастырь был основан в 858 году Жирардом Русильонским и, как и Клюни, подчинялся непосредственно Риму. В 1104 году восточные участки каролингской постройки были заменены новыми, а в 1120 году после разрушительного пожара был перестроен центральный неф, сохранившийся до

 

 Рисунок 3

 Рисунок 4

сегодняшнего дня. Сент Мадлен состоит из нартекса, вплотную примыкающего к нефу, и тринадцати пролетов, что на два пролета больше , чем в Клюни III. Однако строение стен храма отличается от клюнийского. Крещатые столбы с полуколоннами со всех сторон несут на себе опоры аркад и поперечных арок сводов во всех трех нефах. Квадратные полупилоны отделяют стены от полукруглых колонн и делают членение травей более четким. Горизонтальный ряд кладки,

 

 

идущий через все членение стен, отмечает верхнюю границу первого  яруса. На гладкой стене над ним  расположены окна, обрамленные ребрами  крестовых сводов, спускающимися на стену (Рисунок 4).

   И центральный, и боковые нефы Сент Мадлен перекрыты крестовыми сводами. Благодаря более крупным окнам интерьер церкви значительно светлее, чем в храмах с цилиндрическими сводами. Трансепт не имеет боковых нефов и является романским лишь в нижней части: верхние участки трансепта, хор, южная башня фасада и деамбулаторий получили уже черты ранней готики. Пролеты крестовых сводов разделены мощными подпружными арками, выложенными из чередующихся светлых и темных камней, что придает своеобразный облик всему интерьеру.

   К бургундской школе относится и церковь Магдалины в Везлэ (начало ХII в.) - характерный пример развитого типа романского храма. Она представляет собой трехнефную базилику с развитым хором, окруженным капеллами. Это один из первых храмов, в котором центральный и боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Своды среднего нефа отделены друг от друга подпружными арками, опирающимися на полуколонки основных устоев. Членения интерьера подчеркивают конструктивный каркас здания.

      Южные и юго-западные районы Франции (Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы. Здесь получил широкое распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами. В конструкциях арок и сводов появилась стрельчатая форма, распространившаяся затем в другие районы страны. Для перекрытия

 

однонефных зальных церквей  наряду с другими конструкциями  применяется система куполов  на парусах, членящая здание на несколько  центрических ячеек (собор в Ангулеме, ХII в.). В разработке фасадов заметно  стремление к пластическому богатству, декоративному и скульптурному  многообразию форм на базе варьирования романского мотива - арки.

   Между Поденской и Лиможской дорогами лежат горные районы Оверни. Архитектура этой провинции Франции отличается суровой мощью и простотой. Здесь строили массивно и прочно. Толстые стены, небольшое количество узких проемов, компактность группировки частей здания, образующих единый монолит, скупость декора – таковы характерные черты овернского зодчества. В Оверни с конца XI столетия появилось несколько монастырских церквей, выстроенных под влиянием паломнических церквей Сент Этьенн в Невере. Самыми известными являются Сен Нектер, строительство которой началось около 1080 года, Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране (Рисунок 5). относящаяся к 1100 году, Сент Остремуан в Орсивале (также начало XII столетия) и Сен Поль в Исуаре, построенная около 1130 года. (Рисунок 6,7)                                            Рисунок 5

Рисунок 6                                            Рисунок 7

   Эти четыре церкви поразительно похожи. У каждой низкий деамбулаторий с четырьмя радиальными капеллами и сильно удлиненная травея перед хором. Над высокими аркадами травеи алтарной части находится клиресторий. Удлиненная травея образуется широкой аркой и, вероятно, не имеет окон из-за опор, несущих цилиндрический свод. Трансепт без боковых приделов состоит из пяти секций и имеет две апсиды в восточной стене. Его высота увеличивается от крыльев, равных по высоте хору, к диагонально расположенным средним травеям и, наконец, к высокому центральному куполу. Однако эффект постепенного роста высоты заметно уменьшается из-за двух соединительных арок, обрамляющих средокрестие на одном уровне с аркой алтаря. Верхняя часть стены хора разбита тройной аркатурой. Очевидно, этот мотив заимствован у Сент Этьенн, где крылья трансепта, также состоящего из пяти секций, отделяются точно такими же арками. Еще одна соединительная арка отделяет более высокий центральный неф от средокрестия.

 

   Неф церкви состоит из двух ярусов: над аркадами расположены галереи, а сверху – цилиндрический свод, как в церквях на паломнических дорогах. Разумеется, масштабы здесь другие, и тройные проемы галерей низкие, как в Сент Этьенн. Ни в одной из четырех монастырских церквей нет клирестория. В этих церквях отсутствует вертикальное членение стен. В Сен Нектер, самой древней из этой группы церквей, полное отсутствие вертикального членения стен можно было бы объяснить использованием круглых столбов. Однако в Нотр-Дам в Клермон-Ферране – квадратные столбы с тремя полукруглыми полупилонами, но ни один из них не обращен в центральный неф. Полупилоны встроены только во вторую пару столбов с западной стороны и заканчиваются на уровне галереи. То же повторяется в Сент Остремуан и в Сен Поль: в обеих церквях в центре нефа стоит пара столбов с полупилонами, но ни в одной нет поперечной арки под цилиндрическим сводом. Создается впечатление, что в центральном нефе вертикальное членение умышленно не использовалось, хотя оно присутствует в боковых. Возможно, зодчие пытались создать особый пространственный эффект и поэтому обратились к двум различным традициям, вольно адаптировав их для собственных архитектурных целей.

   Принципы строительства монастырских церквей в Оверни весьма своеобразны и лучше видны во внешнем убранстве, чем в организации интерьера. Алтарная апсида лишь слегка возвышается над крышами деамбулатория с капеллами и кажется поэтому приземистой. Крыша крыльев трансепта находится на той же высоте, что и крыша апсиды, но эффект скрещивающихся крыш в восточной области нарушается

 

выступающими центральными травеями трансепта, образующими массивную  каменную массу, из которой вырастает  башня. Этот цельный блок стоит между  хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Его ступенчатость, кульминацией которой становится центральная башня, подчеркивается односкатными крышами. Этот мотив встречается во всех четырех церквях, как и смещение четырех радиальных капелл относительно центральной оси.

   Памятники северных районов Франции более просты и строги. Наиболее крупные сооружения здесь обычно базиликальные, трех-нефные, двухъярусные, перекрытые цилиндрическим сводом в главном нефе и крестовыми - в боковых. Украшающий фасады мотив аркатуры приобретает вертикальную устремленность, предвосхищая характер декоративного убранства готики (церковь Тринита в Кане, 1070 г.)   

Церковь с крестовыми сводами – Сент Этьенн в Кане (Нормандия) (Рисунок 8),  правда, у нее уже готический деамбулаторий, который заменил алтарь с эшелонированными капеллами. Строительство церкви началось около 1060-1065 годов. Она имеет массивный двухбашенный западный фасад (башни готические), три нефа с трехъярусным строением и трансепт без боковых нефов, который сохранился в первоначальном виде. Строительство нефа началось после 1070 года. Впоследствии были возведены шестичастные нервюрные своды и перестроен клиресторий. Однако аркады были сохранены, как и почти такие же большие проемы галереи над ними. Сложные столбы центрального нефа состоят из полупилонов и полуколонн и образуют чередование «сильных» и «слабых» опор. Полупилоны, которые прежде поднимались почти до плоских перекрытий нефа, также чередуются, но в настоящее время они

доходят только до границы свода. Архитектурное членение стены в области галереи и клирестория сделало невозможным возведение цилиндрического свода, но, с другой стороны, привнесло своеобразные черты в интерьер храма. Конечно, стена еще не обладала легкостью последующей готической архитектуры, но членение клирестория явилось большим шагом в этом направлении.

    Центральный неф и окончание алтаря теперь были хорошо освещены, просторны, а арки, число которых в верхней части собора возросло, лежали на изящных колонках, подсвечиваясь сзади потоками света.

                    Рисунок 8

    Романские храмы рейнской и особенно саксонской школ отличаются особой массивностью и простотой форм. Среди них выделяются церковь Михаила (ХI в.) и церковь Годерхардта (ХII в.) в Гильдесгейме, соборы в Шпейере (ХI-ХII вв.), Майнце (ХI-ХIII вв.), Вормсе (ХI-ХIII вв.) и др. Собор в Вормсе - базилика, перекрытая крестовыми сводами. Каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых

 

нефов. Эта система, получившая название связанной, в архитектуре Германии имела особое распространение. Фасады здания отличаются монументальной простотой с четким выявлением в композиции внутренней структуры. В сдержанном декоре господствует мотив арки.

    Полной противоположностью суровой простоте германских храмов были многие романские постройки Италии, часто отличавшиеся пластичностью и нарядной легкостью форм. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т.п.), иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т.п. Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г.; собор в Пизе, начат в 1063 г.) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г.).

    В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Все основные здания группировались вокруг внутреннего двора - клуатра, обычно примыкавшего к боковому фасаду церкви. Монастырские комплексы оказывали прямое воздействие и на градостроительную структуру, особенно если они возводились на окраине старых городов. Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху ( с ХIII в.).

 

 

 

 

 

 




СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Архитектура Запада. Мастера и течения.- М.: Стройиздат. 1972.
  2. Архитектурные конструкции / под ред. З.А. Казбек-Казиева.- М.:

Высшая школа, 1989.

  1. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры.- М.: Стройиздат. 1978.
  2. Шлычков Л.А.  Листая времени страницы . – Ярославль:

Верхневолжское книжное издательство, 1983.

  1. Интернет-ресурсы

 

 


Информация о работе Романская эпоха