Эпоха Юстиниана

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:35, реферат

Краткое описание

Как известно, власть византийских императоров (василевсов) не была юридически наследственной. Фактически, на престоле мог оказаться любой. Наиболее прославленные византийские императоры не отличались высоким происхождением.
Так, в 527 году императором стал Юстиниан - бедный иллирийский крестьянин, солдат, достигший вершины власти благодаря удаче и решительности, редкому сочетанию властолюбия великодушия и коварства.

Файлы: 1 файл

Юстиниан.docx

— 15.43 Кб (Скачать)
 
 

Реферат

По дисциплине:

Латинский язык. 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Микалауский Владислав 

Как известно, власть византийских императоров (василевсов) не была юридически наследственной. Фактически, на престоле мог оказаться любой. Наиболее прославленные византийские императоры не отличались высоким происхождением.

Так, в 527 году императором  стал Юстиниан - бедный иллирийский  крестьянин, солдат, достигший вершины  власти благодаря удаче и решительности, редкому сочетанию властолюбия  великодушия и коварства. Человек  чрезвычайно честолюбивый, умный  и образованный, он остался в истории  христианства властителем, в значительной мере повлиявшим на судьбы Церкви.

Интереснейшей личностью  была и его супруга, императрица  Феодора. Дочь циркового смотрителя, бывшая куртизанка - смелая, решительная, умная, мстительная и прекрасная, верная опора своему мужу в его  честолюбивых начинаниях. Ее по праву  считают самой замечательной  женщиной византийской истории.

Юстиниан считал своей первоочередной задачей усиление военной и политической мощи Византии.  Он поставил перед собой честолюбивую цель - восстановить Римскую империю  в ее прежних границах - и, надо сказать, довольно успешно эту цель осуществил. В то время основная угроза империи исходила с востока, от могущественного Ирана, войны с которым  составляли стержень восточной политики Юстиниана вплоть до заключения "вечного мира" в 532 г. По мирному договору границы между Византией и Ираном оставались прежними, но империя добилась включения в сферу своего влияния Лазики, Армении, Крыма и Аравии, где утверждалось господство христианства. В ходе завоевательных походов Юстиниан покорил вандалов в Северной Африке (533-534), разбил Остготское королевство в Италии (535-555); варвары потеряли также значительную часть Испании. Ему удалось подчинить народы Балканского полуострова. Территория Византии увеличилась почти вдвое, ее границы стали приближаться к границам Римской империи. Она превратилась в могущественное государство Средиземноморья, верховную власть которого до создания империи Карла Великого, пусть и номинально, признавали европейские королевства. Юстиниан наладил связи с Папой Римским Иоанном, которого с почетом встречал в своей столице.

При Юстиниане Византия  стала не только крупнейшим и богатейшим государством Европы, но и самым  культурным. Юстиниан укрепил законность и правопорядок в стране. В его  время Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум  наук и искусств". При Юстиниане  были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней - Собор Святой Софии в Константинополе и  церковь Сан-Витале в Равенне.

Созданный при Юстиниане "Свод гражданского права" - вершина  византийской юридической мысли. Он состоял из четырех частей (Кодекс Юстиниана, Дигесты, Институции, Новеллы). В "Своде" нашли отражение те изменения, которые произошли в  экономической и социальной жизни  империи,  в т.ч. улучшение правового  положения женщин, отпуск рабов на волю и др.

Впервые законодательно была признана теория естественного  права, согласно которой все люди от природы равны, а рабство несовместимо с человеческой природой. Благодаря  тщательнейшей разработке таких  институтов римско-византийского законодательства, как принцип частной собственности, права наследования, семейное право, регулирование торгово-ростовщических операций, "Свод" Юстиниана не утратил своего значения даже для  юристов нового времени. 

Особого внимания заслуживают  взаимоотношения Юстиниана с  Церковью, во многом определившие дальнейшую судьбу Византии. Он усилил церковь, предоставил  ей новые экономические льготы, даровал  земли и имущество. Христианство было важно для Юстиниана только как инструмент укрепления государственности.

Император присвоил себе право свободно назначать и  смещать епископов, устанавливать  удобные для себя церковные законы. Иначе говоря, для Юстиниана роль Церкви сводилась к обслуживанию государства, и такое явление  в истории получило название цезарепапизма.

Цезарепапизм фактически парализовал духовную силу Церкви и почти лишил ее подлинной социальной значимости. Церковь целиком растворилась в мирских делах, обслуживая потребности правителей государства. В результате искренняя вера в Бога, духовная жизнь стали существовать автономно, отгородившись монастырскими стенами.

Рост богатства  империи, неограниченная власть монарха, стоявшего над законами, подчиненная  роль Церкви, унизительные церемонии  поклонения императору-христианину, достойные  скорее языческих царей, не могли  не сказаться на нравах общества. Духовные запросы людей оскудевали. Жители Константинополя проводили дни  в цирках, где они в азарте делились на партии, провоцирующие беспорядки и кровопролития. На ипподромах зрители  яростно вопили: "Богородица, дай нам победу!" Нанимались колдуны, чтобы напустить порчу на коней. В городе процветали притоны, кабаки, повальное пьянство, разврат. С непомерной роскошью императорской знати и высшего духовенства соседствовала ужасающая бедность.

Это началось при  Юстиниане, это еще более усугубилось  при его не столь сильных и  умных приемниках. Не раз во время  уличных потасовок византийцы едва ли не сжигали свою столицу. Жизнь  же погрязшего в роскоши двора  после смерти Юстиниана состояла из непрерывной цепи переворотов, шантажа  и убийств. Население Византии проявляло  удивительную склонность к богословствованию. Так, по словам историка Агапия, толпы бездельников на базаре и в пивных рассуждали о Боге и Его сущности. По остроумному замечанию русского философа Вл. Соловьева, "в Византии было больше богословов, чем христиан".

Так, с подачи самого благословенного из византийских императоров, над христианским миром, который  хранил Божественные заповеди, но не исполнял их, нависла неизбежная кара.

Информация о работе Эпоха Юстиниана