Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:25, реферат
Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово «бюрократия» так и переводится: власть канцелярий.
Введение………………………………………………………………………...3
Краткая характеристика Николая 1……………………………………......4
Внутренняя политика ………………………………………………………7
Кодификация законов………………………………………………………9
Крестьянский вопрос……………………………………………………...11
Правительственная политика в области образования и цензуры………14
Внешняя политика………………………………………………………....15
Смерть Николая 1………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников……………………………………….......19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………….....
Введение
В 1825 г. в России было 415 городов и посадов (из них 41 в Сибири). В городах проживало 2,3 млн. человек. Самым крупным городом был Петербург.
Многие небольшие города имели аграрный характер. Их жители пахали землю, держали скот. В среднерусских городах было развито садоводство. Такие города, как Путивль, Ржев, буквально утопали в садах. Преобладала деревянная застройка. На каждую сотню деревянных домов приходилось но 2—3 каменных.
По своему политическому устройству Россия была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его по традиции называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть.
Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. Но в действительности чиновничество играло более значительную роль. В его руках была разработка законов, оно же проводило их в жизнь. Чиновничество было полновластным хозяином в центральных органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный строй России по своей форме был самодержавно-бюрократическим. Слово «бюрократия» так и переводится: власть канцелярий.
Краткая характеристика Николая 1.
Российский император Николай I родился 25 июня 1796 года в Царском Селе. Он был третьим из пятерых сыновей императора Павла I и императрицы Марии Федоровны. Он рос отдельно от старших братьев Александра и Константина, родившихся чуть ли не на 20 лет раньше. Поскольку наследником считался Александр, а его преемником - Константин, то младших братьев (Николая и Михаила) не готовили к престолу и на их образование в этом плане внимания не обращали. Сразу после рождения великий князь Николай Павлович был записан на военную службу. С 7 ноября 1796 года - он уже полковник, шеф лейб-гвардии Конного полка. 28 мая 1800 года мальчик назначен шефом лейб-гвардии Измайловского полка, и с тех пор носил только измайловский мундир. С детских лет образование и воспитание Николая было чисто домашнее с военным уклоном. Через два года после трагической смерти отца, в 1803 году воспитателем великого князя Николая Павловича стал немецкий генерал М.И. Ламздорф - человек суровый, жестокий и, по словам современников, не обладавший ни одной из способностей, необходимых воспитателю. Характер у Николая Павловича с детства был не из приятных. Его педагоги уверяли, что он был груб и жесток, в учебе успехов не показывал, за исключением рисования. Для искоренения недостатков его характера Ламсдорф все свои старания направлял на то, чтобы сломить волю своего воспитанника, идя наперекор его наклонностям. Воспитатель оказывал на ребенка постоянное моральное давление и даже применял "в значительных дозах" телесные наказания будущего императора. Он постоянно угрожал своему питомцу за непослушание, наказывал его розгами, бил линейкой и ружейными шомполами, иногда избивал почти до бесчувствия. Но Николай рос упрямым и независимым.
Николай рано обнаружил
пристрастие к военным
В 1817 году Николай женился на старшей дочери прусского короля Фридриха Вильгельма II принцессе Шарлотте Каролине Фредерике-Луизе (1798-1860), принявшей имя Александры Федоровны. От этого брака родилось семеро детей.
3 июля 1817 года Николай был назначен генерал - инспектором по инженерной части и шефом лейб-гвардии Саперного батальона. С 25 июня 1818 года он - командир бригады 1-й Гвардейской дивизии. Летом 1819 года император Александр I впервые сказал Николаю, что намерен вскоре отказаться от престола в его пользу, так как следующий из братьев (по старшинству), великий князь Константин Павлович, тогдашний наместник в Царстве Польском, также не желает царствовать. В 1822 году Константин письменно подтвердил свое отречение, а в 1823 году император Александр I подписал Манифест, объявлявший наследником престола великого князя Николая Павловича. Но Манифест был секретным, он не публиковался и поэтому не имел силы. Да и вел себя Александр I по отношению к брату весьма странно, как будто не желал открывать секреты царского ремесла. Он не только не предпринял мер по подготовке Николая к делам управления государством, но даже не ввел его в состав Государственного совета и других высших государственных учреждений, так что весь ход государственных дел шел мимо него, и будущий император служил как заурядный генерал.
Военные занятия сделали из Николая отличного армейца, сурового и педантичного. Он не был трусом и не раз проявлял личную храбрость. В период его царствования было открыто множество военных учебных заведений. Страсть к армии у Николая оставалась в течение всей жизни. Понимая свалившуюся на него ответственность, Николай начал готовиться к управлению государством и занялся чтением соответствующей литературы, чтобы пополнить свое образование. Но все-таки надлежащей подготовки и навыков к делам государства он не получил и вступил на престол неподготовленным ни теоретически, ни практически. Между тем все документы, подтверждавшие законное право Николая на наследование престола, хранились в глубокой тайне. Внешне ничто не менялось - Николай по-прежнему не допускался к государственным делам, и даже его военная карьера развивалась очень вяло. В начале 1825 года он был лишь командиром 1-ой Гвардейской дивизии. Популярностью похвастаться он также не мог, в гвардии его не любили за строгость, доходившую до мелочной придирчивости, и пренебрежительное отношение к офицерам, уважения он также не мог снискать из-за отсутствия боевого опыта и увлечения строевыми занятиями. Солдаты считали Николая жестоким и заносчивым.
27 ноября 1825 года в
Петербурге было получено из
Таганрога известие о
Только 12 декабря 1825 года Николай принял решение объявить себя императором. Вечером 13 декабря Государственный совет присягнул императору Николаю I, а утром 14 декабря присягу принесли другие высшие государственные учреждения. В этот же день Николай издал манифест о своём вступлении на престол, указав, что началом его царствования считается кончина Александра I 19 ноября 1825 года.
Внутренняя политика Николая I.
Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существовавшую социально – политическую и экономическую систему, усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения новой политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежние социально – политическими устройство страны. В целом же во внутренней политике доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавления инакомыслия и предотвращения возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих мест среди европейских держав.
Во внутренней политике России первой половины XIX века было два важных рубежа: окончание отечественной войны 1812 года и 1825 год – смена царствования и восстание декабристов. Эти события вызвали усиление консервативности, и даже реакционности во внутриполитическом курсе.
В центре внимания правительства Николая I стояли три важнейшие проблемы: административная – совершенствование государственного управления, социальная – крестьянский вопрос, идеологическая – система просвещения и образования. Решение первого вопроса правительство видело в дальнейшей централизации административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемого жалования. При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряжённость в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого необходимо было уничтожить наиболее уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а, во-вторых, модернизация экономики, обеспечивавшей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики.
Дискуссии при дворе и в обществе, принятие отдельных указов и проведение мероприятий по этим трем направлениям не изменили экономического и социально-политического строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной покорности.
6 декабря 1826 г. был
учрежден секретный Комитет
Николай I поставил перед Комитетом задачу рассмотреть бумаги Александра I, с тем чтобы "обозреть настоящее положение всех частей управления" и определить, "что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить". Первоначально Комитет разрабатывал проекты преобразования высшего и местного управления и закона "о состояниях", т. е. о правах сословий. Предполагалось провести реформу центральных органов власти. Выдвигалась идея "разделения властей". Проекты реформы местной администрации предусматривали установление более действенного контроля над нею со стороны центральных органов власти. Но смысл всех этих проектов и предложений, как подчеркивалось на заседаниях Комитета, заключался "не в полном изменении существующего порядка управления, а в его усовершенствовании посредством частных перемен и дополнений".
Каких-либо практических результатов работа Комитета не имела. Проекты высшего и местного управления свелись к упорядочению структуры государственного аппарата, а по сословному вопросу — к мерам укрепления материального положения дворянства и охраны его сословных прав и привилегий.
За 4 года Комитет провел 173 заседания. К апрелю 1830 г. его занятия фактически приостановились. В течение последующих двух лет он провел всего лишь несколько заседаний. В 1832 г. его деятельность прекратилась, хотя формально он и не был закрыт.
Кодификация законов.
В царствование Николая I в числе первоочередных задач была поставлена кодификация законов. На отсутствие должного порядка в российском законодательстве как на главную причину многочисленных злоупотреблений в суде и администрации постоянно указывали в своих показаниях декабристы, к критике и предложениям которых Николай I относился с большим вниманием. Главную цель кодификации Николай видел в том, чтобы, не вводя никаких "новшеств", упорядочить российское законодательство и тем самым обеспечить более четкую законодательную основу российского абсолютизма.
По плану Сперанского
Из архивов Сената, Синода, коллегий и министерств было доставлено и просмотрено свыше 3 тыс. рукописных и печатных актов, содержавших указы, манифесты, рескрипты, уставы, постановления. Все подготовленные к изданию акты сверялись с подлинниками, затем при формировании томов располагались в строго хронологическом порядке. При II отделении была собственная типография, в которой печатались подготовленные тома "Полного собрания законов Российской империи". В течение 1828—1830 гг. было издано 45 объемистых томов и 3 тома указателей и приложений к ним. Они составили "Первое собрание", в которое вошли 31 тыс. законодательных актов за 1649—1825 гг. Кроме того, были изданы еще 6 томов законов, вышедших с конца 1825 по 1830 гг., — этими томами начиналось "Второе собрание", включавшее законы, изданные в царствования Николая I. Законы, изданные в царствования Александра III и Николая II, составили "Третье собрание". В общей сложности все три "собрания" составили 133 тома, в которые вошли 132,5 тыс. разного рода законодательных актов с 1649 по 1913 гг.