Эпоха Томмазо Кампанеллы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:17, реферат

Краткое описание

Греческий термин ou topos обозначает «место, которого нет». От этого слова сэр Томас Мор произвел слово «утопия» для обозначения идеального гуманистического общества. Его книга «Утопия» была напечатана на латинском языке в 1516 году, и в английском переводе в 1551. Мор писал в то время, когда социальные институты, сохранявшие общество Средних веков, начинали разрушаться.

Оглавление

Введение…………………………………………………………

Эпоха Томмазо Кампанеллы……………………………………

Биография ученого………………………………………………

«Город Солнца» Кампанеллы…………………………………..

Экономические взгляды Кампанеллы в «Городе Солнца»:…..

- Отношение к труду…………………………………………

- Организация производства…………………………………

- Принципы распределения………………………………….

Заключение……………………………………………………….

Литература………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы».docx

— 38.22 Кб (Скачать)

Содержание

 

 Введение………………………………………………………

 

 Эпоха Томмазо Кампанеллы……………………………………

 

 Биография ученого………………………………………………

 

 «Город Солнца» Кампанеллы…………………………………..

 

 Экономические взгляды  Кампанеллы в «Городе Солнца»:…..

 

- Отношение к труду…………………………………………

 

- Организация производства…………………………………

 

- Принципы распределения………………………………….

 

 Заключение……………………………………………………….

 

 Литература………………………………………………………..

 

 Введение.

 

 Греческий термин ou topos обозначает «место, которого нет». От этого слова сэр Томас Мор произвел слово «утопия» для обозначения идеального гуманистического общества. Его книга «Утопия» была напечатана на латинском языке в 1516 году, и в английском переводе в 1551. Мор писал в то время, когда социальные институты, сохранявшие общество Средних веков, начинали разрушаться.

 

 «Утопия» Мора была  не первой книгой такого типа, но и не последней. В древней  Греции Гесиод в «Трудах и  днях», располагает свою утопию  в далеком прошлом, в Золотом  веке. Библия также располагает  ее в прошлом – в садах

 Эдема. Греческий автор  Эвхемер тоже писал об утопическом острове в своей

 «Священной истории».

 

 В средние века под  влиянием христианства утопическая  литература в Европе исчезает. Внимание уделялось жизни после  смерти, царству Божьему.

 

 Утопия Мора, написанная  как раз в конце Средних  Веков, стала популярной, что вызвало  различные имитации. Антонио Франческо Дони, редактировавший итальянское издание «Утопии» в 1548 году, в 1588 году выпускает книгу

 «Миры», книгу о совершенном  городе, где отменен институт  брака. Далее последовало издание  книги Франческо Патрици «Счастливый город».

 

 В 1602 году Кампанелла  печатает «Город Солнца». Хотя  в какой-то мере его можно  назвать имитацией «Утопии», надо  сказать, что Город Солнца Кампанеллы  совершенно отличен от Утопии, там действуют иные законы, он  и построен по- другому.

 

 Жизнь и деятельность  Кампанеллы, ученого и философа, вызывает большой интерес у  исследователей.

 

 Эпоха Томмазо Кампанеллы.

 

 Конец 15в. знаменовал  собой наступление нового времени.  Тенденции экономического развития  этого периода обусловили начало  процесса первоначального накопления  капитала. В Англии и других наиболее развитых странах Европы зарождаются новые общественные отношения – капиталистические, появляются новые классы, складываются нации, усиливается централизация государственной власти, что подготавливает превращение сословно-представительных монархий в абсолютистские. С особенной силой проявляются новые веяния в идеологии, которая становится той первой ареной, где разгорается битва против феодализма, духовного порабощения человека католической церковью, против схоластики и суеверия.

 

 В Италии уже в  14-15вв., а в других странах Европы  с конца 15 – начала 16 века наступает  эпоха Возрождения – развертывается  движение, шедшее под знаменем  «ренессанса» античной культуры. Приблизительно в то же время  появляются идеологические течения  гуманизма и реформации церкви.

 Каждое из них обладало  своей формой проявления и  гаммой общественно- политических  идей.

 

 Среди исследователей  нет единодушия, можно ли считать  «Город Солнца» частью ренессансной  культуры или относить его  к последующему периоду.

 С.Д.Сказкин причислял Кампанеллу к гуманистам Возрождения. В.П.Волгин говорил о «Городе Солнца» как о замечательном произведении, сочетающем принципы гуманизма с принципами общности – с социализмом.

 

 Л.Фирпо считает, что рассматривать «Город Солнца» в ряду предшествующих ренессансных утопий – значит видеть в проекте Кампанеллы безнадежный анахронизм. Только поставив его в круг духовных искателей деятелей

 Контрреформации, можно  правильно понять смысл «Города  Солнца».

 

 Если отношение «Города  Солнца» к «христианскому гуманизму»  представляется достаточно ясным  (вспомним хотя бы калек, живущих  за границами града Солнца), то  вопрос об отношении его к  так называемому

 «гражданскому гуманизму»  требует очень серьезного исследования. Не вызывает сомнений, что ряд  черт «гражданского гуманизма»  получил дальнейшее развитие  в утопии Кампанеллы, тем важнее  подчеркнуть существующее различие.

 «Гражданские гуманисты»  были, как правило, озабочены лишь  одним: как реформировать существующее  общество и добиться его улучшения,  не прибегая к коренной ломке  сложившихся общественных отношений.  Даже те из них, кто видел  слабость государства в резком  социальном расслоении его граждан,  предлагая сгладить имущественное  неравенство, не покушались на  святую святых – на сам принцип  частной собственности.

 

 Таким образом, Кампанеллу  трудно отнести прямо к какому-либо  течению.

 Обычно исследователи  называют работы Мора и Кампанеллы  принадлежащими к утопическому  социализму, причем некоторые исследователи  считают авторов родоначальниками  социализма вообще.

 

 Биография ученого.

 

 Джованни Доменико Кампанелла, принявший в монашестве имя Thommaso

(Фома), родился в сентябре 1568 года в селении Стеньяно, около города

 Стило, в Калабрии, находившейся в то время под  властью испанцев. С самого детства  Кампанелла проявлял большие  способности; в 13 лет он писал  стихи.

 Первоначальное образование  Кампанелла получил под руководством  монаха- доминиканца, у которого  учился логике; под его влиянием  он, пятнадцати лет, пошел в  монастырь. Решение идти в монастырь  противоречило желанию его отца, который хотел отправить сына  в Неаполь к родственнику-юристу  для изучения права.

 

 Кампанелла стал доминиканцем  в 1583 году, частично из-за того, что только пойдя по этому пути он мог получить образование. Он был послан в монастырь Сан-Джорджио, где изучал философию три года, затем в 1586 году в монастырь в Никастро, где учился еще 2 года.

 

 После изучения философии,  основанной на Аристотеле, в 1588 Кампанелла уехал в доминиканский  монастырь в Козенце изучать теологию. Там он открывает для себя философию Телезия. К концу 1598 года он заканчивает большую работу в защиту Телезия «Philosophia sensibus demonstrata». С этой своей первой ученой работой Кампанелла появляется в Неаполе и издает ее там в 1591 году. Он проводит здесь два года и пишет новое сочинение («De sensu rerum»), в котором уже отклоняется от учения Телезия, увлекшись изучением так называемой «натуральной магии» и астрологии, противником которой был

 Телезий. Это сочинение написано под влиянием ученого неаполитанца делла

 Порта, автора книги  о натуральной магии и основателя  академии для изучения природы  (Academia secretorum naturae). Но в другой своей, написанной в

 Неаполе же, работе Кампанелла опять идет по стопам своего учителя, доказывая этим, что его сложное миросозерцание обнимало весьма противоречивые идеи.

 

 Свое свободомыслие  Кампанелла проявлял и в поступках:  для своих занятий он пользовался  книгами монастырской библиотеки, не испрашивая разрешения у  папы и пренебрегая грозившим  за это отлучением от церкви. Результатом был донос: Кампанеллы  бал арестован и отправлен  в Рим, где ему впервые пришлось  познакомиться с инквизицией.  На первый раз он дешево  отделался и хотя был оставлен под сильным подозрением, но все-таки выпущен на свободу.

 

 Следующие за заключением  годы Кампанелла проводит в  скитаниях по

 Италии. Через Флоренцию  и Болонью он отправляется  в Венецию и Падую, где поселяется  в монастыре св.Августина и деятельно принимается за ученые занятия, восстанавливая свои рукописные сочинения, которые были у него отобраны и отправлены в инквизицию настоятелем доминиканского монастыря в

 Болонье. Но и тут  враги Кампанеллы не оставляют  своих преследований: против него  возбуждаются два новых процесса. Если первый (по обвинения в  оскорблении генерала ордена) сошел  легко, то второй был гораздо  серьезнее и грозил суровыми  последствиями: на Кампанеллу  было возведено обвинение в  авторстве сочинения «О трех  обманщиках» («De tribus impostoribus») и в том, что он не донес на какого-то отрицателя Христа как спасителя. К этим обвинениям прибавили еще донос, приписывающий Кампанелле сочинения стихотворной сатиры на Христа, указывавший на его приверженность к

 Демокриту и т.д. Быть может, нелепость первого из этих обвинений – в авторстве книги, написанной задолго до рождения Кампанеллы, - помогла ему опять выпутаться, но вероятнее то, что освобождению способствовали влиятельные покровители. Благоприятное впечатление на судей должны были произвести и два новых сочинения Кампанеллы: «О христианской монархии» и «О правлении церкви», в которых он выступил как ярый противник реформационного движения и приверженец папской власти, доказывая, что папа должен объединить под своей властью всех христиан и стать главой не только церкви, но и государства. «К этому религиозному и политическому единству, -- говорит Лафарг, - Кампанелла стремился лишь для того, чтобы прекратить раздоры и установить мир и благоденствие на земле». Эти стремления

 Кампанеллы, в соответствии  с условиями его времени, выражались  им зачастую в теологических  формах, так что приверженцам  католической церкви он мог  порою казаться правоверным католиком.

 

 Вернувшись к работе, Кампанелла не только принялся  за философские сочинения, но  выступил и как автор политических  «Речей к итальянским князям»,  в которых он убеждает подчиниться  власти испанцев и таким путем  прийти к созданию мировой  монархии, в которой Италия под  владычеством папы будет играть  первенствующую роль. Как в этих  «Речах», так и в написанной  позднее книге «Об испанской  монархии» Кампанелла высказывает  свои заветные идеи о создании  единого мирового государства,  которые в конечном итоге были  направлены против всех существующих  правительств и, в частности,  против

 Испании, несмотря  на то, что ей предвещалось  мировое главенство как самой  христианской стране в мире.

 

 В 1597 году, 29 лет, Кампанелла  оставляет Рим и, прожив полгода  в

 Неаполе, возвращается, под предлогом болезни и усталости от всех скитаний на родину, в Стило. Но никакие скитания и невзгоды не могли сломить его неутомимой энергии. Не оставляя литературной деятельности, он принимается за осуществление своего заветного замысла, которому придает уже конкретную форму, считая, на основании пророчеств и астрологических предсказаний, что пришло время для мирового переворота, а с другой стороны полагая, что в

 Калабрии он легко  склонит к восстанию изнывающее  под тягостью испанского ига  население. Пьетро Джанноне в «Гражданской истории Неаполитанского государства» (Неаполь, 1723) говорит, что «Кампанелла едва было не вызвал восстания всей Калабрии своими новыми идеями и освободительным и республиканскими планами. Он заходил так далеко в своих планах, что предполагал даже преобразовать королевства и монархии и создать новые законы и новые системы управления общества». Тяжелое положение масс в

 Италии способствовало  успеху заговорщиков. Пылкий проповедник  повел широкую агитацию. К заговору  были привлечены и монахи, проповедовавшие  восстание по всей Калабрии, и  недовольные испанским владычеством  дворяне, и калабрийские разбойники, и даже турки, на флот которых под управлением итальянского ренегата паши Синан Цикала особенно рассчитывали заговорщики.

 

 Восстание было назначено  на 10 сентября. Но нашлись два  предателя, предупредившие испанские  власти. Заговорщики были схвачены  и частью казнены, частью заключены  в тюрьму. Подошедший в назначенное  время к берегам Калабрии турецкий  флот никого не нашел. Сам  Кампанелла пытался бежать переодетым  в Сицилию, но был схвачен  и отправлен по воле папы  в неаполитанскую тюрьму.

 

 От смертной казни  Кампанеллу спасло то, что, помимо  обвинения в преступлении политическом, он был обвинен и в ереси,  а решение по этому делу  не могло быть вынесено испанскими  властями, -- для этого требовалась санкция папы. Но если Кампанелла избегнул смерти, то был подвергнут таким страшным пыткам и таком жесткому тюремному заключению, что, не говоря уже о физических мучениях, которые он перенес, приходится изумляться необычайной силе воли, не покидавшей его целую четверть века его заточения. По собственному его свидетельству в предисловии к «Побежденному атеизму»

(«Atheismus triumphatus»), он был заключен в пятидесяти тюрьмах и семь раз был подвергнут жесточайшей пытке, причем последняя пытка длилась около 40 часов, после чего истерзанного и истекающего кровью Кампанеллу бросили в яму. Об этой пытке Кампанелла говорит и в своих стихотворениях, и в «Городе

 Солнца»: «Они (т.е.  Солярии) неоспоримо доказывают, что человек свободен, и говорят,  что если в течение сорокачасовой  жесточайшей пытки, какою мучили  одного почитаемого ими философа  враги, невозможно было добиться  от него на допросе и единого  словечка признания в том, чего  они от него добивались, потому  что он решил в душе молчать,  что следовательно, и звезды, которые воздействую далеко и мягко, не могу нас заставить поступать против нашего решения».

 

 Несмотря на все  мучения, которые пришлось претерпеть  Кампанелле, творческая деятельность  его не ослабела. Можно считать очень вероятным, что одно из замечательнейших его сочинений – «Об испанской монархии», в котором он проявляет себя настоящим знатоком политики и истории, задумано и написано в тюрьме, хотя сам Кампанелла выдавал его за произведение более раннее.

 

 В тюрьме же написан Кампанеллой и «Город Солнца» – произведение, ставшее впоследствии самым известным из всего им написанного и являющееся, несмотря на его небольшой объем, едва ли не самым замечательным из его сочинений. Сопоставляя «Город Солнца» с другими произведениями Кампанеллы, можно только изумляться, как удивительно сочетался в Кампанелле тонкий политик и один из самых смелых социальных реформаторов, которого не могли одолеть ни тюрьма, ни пытки, ни постоянные преследования, ни крушение надежд на подготовлявшееся восстание.

Информация о работе Эпоха Томмазо Кампанеллы