История философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:33, курс лекций

Краткое описание

Древнегреческая философия начала зарождаться в VII-VI вв до н.э. внутри существовавшей тогда древнегреческой мифологии. Уже в VII в до н.э. многих не устраивало мифологическое объяснение устройства мира. Первые попытки философского объяснения мира были предприняты еще в поэмах Гомера («Одиссея», «Илиада»), Гесиода («Теогония»). Древнегреческая философия отвечала на те же вопросы, какие были поставлены мифологией: что такое мир? Бытие? Что является началом мира? (начало мира у древних греков называлось архэ или субстанция – «нечто, лежащее в основе чего-либо»). В попытках ответить на эти вопросы возникли первые античные философские школы.

Файлы: 1 файл

История философии.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

   К немецким классическим  философам принято относить пять  мыслителей: Георг Гегель, Иммануил  Кант, Иоганн Фихте,  Фридрих Шеллинг,  Людвиг Фейербах.

 

2. Иммануил Кант (1724-1804гг) родоначальник немецкой классической философии. В творчестве Канта выделяется 2 периода: докритический (до 1770г) и критический (после 1770г). В докритический период Кант выступал как физик, астроном, географ ( в частности, обосновал зависимость приливов и отливов от состояния Луны, обосновал гипотезу о происхождении солнечной системы из газовой туманности). В этот период был естествоиспытателем. После 1770г. Кант обращается к философии. Период после 1770г. получил название критического, т.к.

  1. Кант совершил критический пересмотр всей предшествующей философии
  2. Издает 3 «Критики»:
    • «критика чистого разума» (1781г)
    • «критика практического разума» (1788г)
    • «критика способности суждения» (1790г)

  В данных «Критиках» Кант  заложил и обосновал «Теорию  трансцендентального идеализма». По мнению Канта в мире существует два вида вещей:

  1. вещи «сами по себе», т.е. явления, которые мы можем познать посредством наших органов чувств
  2. «вещи в себе», т.е. явления, которые можно познать лишь рассудком и разумом.

   Рассудок – мышление  в понятиях и терминах

   Разум – мышление идеями

3 «Критики» Канта – это исследование  трех способностей души человека:

  1. способность познания
  2. способность желания
  3. способность к чувству удовольствия

  Отсюда, в своих «критиках»  Кант изучает теорию познания, этику, эстетику. В Теории познания по Канту главное для познающего субъекта выступает 3 вопроса: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Данные вопросы являются центральными для философии. Субъект познает мир, проходя через три ступени познания:

    1. чувственное
    2. рассудок
    3. разум

   Человек способен познать  лишь вещи «сами по себе».  «Вещи же в себе» не познаваемы разумом, т.к. они трансцендентальны (бог, справедливость, истина, равенство и т.п.)  В такие вещи можно только верить. В этике Кант развивает мысль о том, что в этике должны быть какие-то высшие ценности и цели. Одно из таких высших ценностей выступает человек. Размышляя о человеке Кант, формулирует свой знаменитый нравственный указ: Поступай с другими также, как ты бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе. В эстетики Кант разрабатывает проблему возвышенного, прекрасного, гениального, связывая их с человеческой природой.

  Иоганн Фихте (1762-1814гг). Субъективный идеалист. Главный труд: «Основа общего науко-учения» (1794г). Пытался философскими методами осмыслить феномен науки. По Фихте :

  • наука – нечто целое
  • наука – предстает в виде системы, центром которой выступает «я».

  Существует два «Я»: «я»  индивидуальное (человеческое) и «я»  сверхчеловеческое – мировой дух (я всеобщее). По Фихте выделяются три основных положения науко-учения:

  • «я» само себя полагает, само себя созидает
  • «я» противоположно некоторому «не я»
  • «я» помогает «я» и «не я»

   Фридрих Шеллинг (1775-1854гг). Объективный идеалист. Создатель диалектической натурфилософии. Главный труд: «Система трансцендентального идеализма» (1800г). попытался воспроизвести эволюцию мира, природы:

  • природа создавалась по схеме: неорганическое          органическое          человек          сознание.
  • Любое явление в природе есть результат борьбы разнонаправленных сил. Он предстает как единство источника из противоположности.

Георг Гегель  (1770 – 1831) Основные труды:  «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Жизнь Иисуса» и др.       

 Людвиг Фейербах (1804 -1872) Основные труды:  «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833),  «Мысли о смерти и бессмертии» (1830), «Сущность христианства» и др.

 

Русская философия

1. Проблема периодизации русской философской мысли

2. Основные предпосылки возникновения русской философской мысли

3. Основные особенности русского философствования

4. Основные идеи и теории русской философии

 

 

1. Важной особенностью философии  является ее существование в  национальных границах. Отсюда, органичной частью мировой философии выступает русская философия. Русская философия начинает оформляться лишь в середине XIX века. Однако философские искания были характерны для России, начиная еще с Киевской Руси. Сегодня не существует единых подходов к периодизации русской философской мысли. Можно выделить две основных периодизации, используемых историками философии.

  Первая:

  • IX – XVII вв – период возникновения оригинальных философских идей России, их постановка
  • XVIII – первая четверть XIX вв – осмысление философских идей Западной Европы (начиная с Античности)
  • Вторая четверть XIX – XX вв – период становления самобытной русской философии
  • 1917 – 1991гг – период развития советской философии и философии русского зарубежья (т.е. философских мыслителей иммигрировавших,  либо насильственно выдворенных из Советской России)
  • с 1992г – период современной русской философии

    Вторая периодизация строится в соответствие с периодизацией Западной Европейской философии:

  • IX – XIII вв – философская мысль Древней (Киевской) Руси
  • XIV – XVII вв – философская мысль Средневековой (Московской) Руси
  • XVIII – первая четверть XIX вв – философская мысль эпохи Просвещения (философская мысль Петербургской России)
  • Вторая четверть XIX – XX вв – становление самобытной русской философии
  • 1917-1991гг – философия русского зарубежья и советская философия
  • с 1992г – период современной русской философии

   В западной истории философии существуют иные периодизации русской философской мысли. Некоторые западные историки философии считают, что в России никогда не было и не существовало никакой философии.

 

  2. Возникновению философской  мысли на Руси способствовал  целый ряд социальных исторических предпосылок и факторов:

  1. существование у древних славян развитой мифологии и религиозных верований (все это способствовало развитию абстрактного мышления славян)
  2. принятие христианства в X веке. Благодаря чему на Русь хлынул поток христианской литературы, часть из которой была тут же переведена (труды Иоанна Златоуста, Василия Великого и др.). В этой христианской литературе было много цитат и фрагментов античных и средневековых западноевропейских философов
  3. появление письменности на Руси  в IX веке. Благодаря чему уже к XIII веку Русь представляло собой одну из самых цивилизованных стран Европы ( к началу монголо – татарского нашествия(т.е.1240г) по Руси ходило около 140 тыс. книг несколько сот названий)

 

  3. Для русской философской мысли изначально был характерен целый ряд особенностей:

    1. уже первые русские мыслители стали отказываться от распространенных на Зап. Академических (строго научных) форм философствования. Если западные мыслители оформляли свои идеи в рамки строгих теорий и концепций, то русские мыслители -  в виде писем, посланий, молитв, художественных произведений, статей и т.п. Именно поэтому труды русских философов (особенно ранних) не рассматриваются  западными историками философии
    2. уже первые русские мыслители в своем философствовании ориентировались не только на разум, рассудок, но и на чувства, интуицию, прозрение и т.п. Они утверждали, что только синтез знаний, идущих из разума, чувств, интуиции могут способствовать достижению истинного знания
    3. многие русские мыслители-философы были крупными писателями, публицистами (Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н.Чернышевский)
    4. русская философская мысль никогда не была космоцентричной (хотя есть в ней много натурфилософских идей). Излишне теоцентричной, хотя значительная часть русских мыслителей являлись религиозными. Но в тоже время она была социальной и историко-философской.

  Благодаря социальной направленности  русской философской мысли в  ней возникло множество чисто  русских теорий и концепций:

      • теория всеединства ( Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), согласно которой все в мире взаимосвязано,
      • теория русского космизма ( Н.Ф. Федоров, А.Л. Чижевский и др.)

  В русской философской мысли  ведущими были идеи богоизбранности  русского народа (П.Я Чаадаев, Достоевский)

 

  4. Русская философская мысль зарождается в Киевской Руси. В этот период возникли три философских труда:

  1. «Слово о законе и благодати» - мысль о единении народов (митрополит Илларион),
  2. «Моление» Даниила Заточника,
  3. «Поучение» Владимира Мономаха.

  В Московский период (XIV-XVII вв) появляется теория «Москва – третий Рим» монаха Филофея.

 

 

Современная философия

1. Культурно – исторические предпосылки развития современной  философии

2. Основные особенности современной философии

3. Основные течения современной философии

 

  1. Современная философия – называется период в истории философии, начавшийся в первой четверти XX века и длящийся до сих пор. Выделение данной философии в отдельный период было обусловлено целым рядом культурно – исторических предпосылок, возникших на основе проходящих в XX веке изменений. К важнейшим предпосылкам возникновения современной философии следует отнести:

  • образование новых социалистических государств и обществ
  • революция в естественных науках конца XIX – начала XX вв (открытие рентгеновских лучей, явления радиоактивности, открытие электрона и др.)
  • появление феномена НТР (научно – технической революции) ( в течении XX века по мнению разных исследователей прошли от 3-6 волн НТР)
  • появление массовых СМИ как печатных, так и электронных. Благодаря этим СМИ планета превратилась в «глобальную деревню» ( в «глобальный человейник»)
  • усиленное развитие литературы и искусства
  • огромная востребованность государств и обществ в новой идеологии, которая способна создать лишь философию
  • появление в XX веке так называемого «массового общества» (это общество, в котором знания и информация стали доступные всем – до XX века всей полнотой знания и информации способны были обладать лишь привилегированные слои общества)
  • усиленный рост разнообразных культур

   Данные культурно-исторические  предпосылки позволили оформиться в XX веке современной философии.

 

  2. Для современной философии  характерны следующие специфические  особенности:

  • вследствие множества событий  в XX в произошла масса изменений. Возникла ситуация невозможности объяснения мира одной или несколькими теориями. Это обусловило процесс пересмотра всей предшествующей философии. Все идеи и теории, возникшие до XX века стали называть классическими, а идеи и теории XX века постклассическими
  • в XX веке произошло качественное изменение содержания философии: из строго – рациональной науки она превратилась в синтетический вид деятельности, опирающийся не только на науку, но также на религию, искусство, литературу, оккультные и мистические течения
  • философия в XX веке становится все более разнообразной, в ней можно выделить существование прямо противоположных теорий:
    • теории строго сциентического характера (сциенция – наука, теории, основанные на эмпирических экспериментальных данных) – теории метафизического, спекулятивного характера
    • теории религиозного характера – теории строго атеистической направленности
    • теории психологизированного содержания – теории, отрицающие психологические методы в исследовании мира
    • марксистские и немарксистские теории

 

  3. Современная философия  многообразна, что обусловлено начличием в ней множества течений. К наиболее крупным течениям философии принято относить:

  • прагматизм
  • феноменология
  • психоанализ
  • экзистенциализм
  • философская антропология
  • структурализм
  • неотомизм
  • неомарксизм
  • посмодерм

Прагматизм – течение возникло в американской философии (Пирс и Джемс). Согласно прагматизму философия должна перестать быть умозрительной, спекулятивной философией. Она должна быть ориентирована на решение конкретных проблем отдельных людей и целых обществ. Должна приносить пользу человечеству (греч. прагма – польза, выгода)

Феноменология (греч. феномен – явление), создатель которой Эдмунд Гуссерль утверждал, что задача философии – систематизировать мир. Этот мир  является человеку в виде хаотичных психических феноменов и представлений, которые философия должна посредством  своего сознания упорядочить, ввести логику.

Информация о работе История философии