Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:33, курс лекций
Древнегреческая философия начала зарождаться в VII-VI вв до н.э. внутри существовавшей тогда древнегреческой мифологии. Уже в VII в до н.э. многих не устраивало мифологическое объяснение устройства мира. Первые попытки философского объяснения мира были предприняты еще в поэмах Гомера («Одиссея», «Илиада»), Гесиода («Теогония»). Древнегреческая философия отвечала на те же вопросы, какие были поставлены мифологией: что такое мир? Бытие? Что является началом мира? (начало мира у древних греков называлось архэ или субстанция – «нечто, лежащее в основе чего-либо»). В попытках ответить на эти вопросы возникли первые античные философские школы.
К немецким классическим
философам принято относить
2. Иммануил Кант (1724-1804гг) родоначальник немецкой классической философии. В творчестве Канта выделяется 2 периода: докритический (до 1770г) и критический (после 1770г). В докритический период Кант выступал как физик, астроном, географ ( в частности, обосновал зависимость приливов и отливов от состояния Луны, обосновал гипотезу о происхождении солнечной системы из газовой туманности). В этот период был естествоиспытателем. После 1770г. Кант обращается к философии. Период после 1770г. получил название критического, т.к.
В данных «Критиках» Кант
заложил и обосновал «Теорию
трансцендентального идеализма»
Рассудок – мышление в понятиях и терминах
Разум – мышление идеями
3 «Критики» Канта – это
Отсюда, в своих «критиках» Кант изучает теорию познания, этику, эстетику. В Теории познания по Канту главное для познающего субъекта выступает 3 вопроса: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Данные вопросы являются центральными для философии. Субъект познает мир, проходя через три ступени познания:
Человек способен познать лишь вещи «сами по себе». «Вещи же в себе» не познаваемы разумом, т.к. они трансцендентальны (бог, справедливость, истина, равенство и т.п.) В такие вещи можно только верить. В этике Кант развивает мысль о том, что в этике должны быть какие-то высшие ценности и цели. Одно из таких высших ценностей выступает человек. Размышляя о человеке Кант, формулирует свой знаменитый нравственный указ: Поступай с другими также, как ты бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе. В эстетики Кант разрабатывает проблему возвышенного, прекрасного, гениального, связывая их с человеческой природой.
Иоганн Фихте (1762-1814гг). Субъективный идеалист. Главный труд: «Основа общего науко-учения» (1794г). Пытался философскими методами осмыслить феномен науки. По Фихте :
Существует два «Я»: «я» индивидуальное (человеческое) и «я» сверхчеловеческое – мировой дух (я всеобщее). По Фихте выделяются три основных положения науко-учения:
Фридрих Шеллинг (1775-1854гг). Объективный идеалист. Создатель диалектической натурфилософии. Главный труд: «Система трансцендентального идеализма» (1800г). попытался воспроизвести эволюцию мира, природы:
Георг Гегель (1770 – 1831) Основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Жизнь Иисуса» и др.
Людвиг Фейербах (1804 -1872) Основные труды: «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833), «Мысли о смерти и бессмертии» (1830), «Сущность христианства» и др.
1. Проблема периодизации русской философской мысли
2. Основные предпосылки возникновения русской философской мысли
3. Основные особенности русского философствования
4. Основные идеи и теории русской философии
1. Важной особенностью философии является ее существование в национальных границах. Отсюда, органичной частью мировой философии выступает русская философия. Русская философия начинает оформляться лишь в середине XIX века. Однако философские искания были характерны для России, начиная еще с Киевской Руси. Сегодня не существует единых подходов к периодизации русской философской мысли. Можно выделить две основных периодизации, используемых историками философии.
Первая:
Вторая периодизация строится в соответствие с периодизацией Западной Европейской философии:
В западной истории философии существуют иные периодизации русской философской мысли. Некоторые западные историки философии считают, что в России никогда не было и не существовало никакой философии.
2. Возникновению философской мысли на Руси способствовал целый ряд социальных исторических предпосылок и факторов:
3. Для русской философской мысли изначально был характерен целый ряд особенностей:
Благодаря социальной
В русской философской мысли
ведущими были идеи
4. Русская философская мысль зарождается в Киевской Руси. В этот период возникли три философских труда:
В Московский период (XIV-XVII вв) появляется теория «Москва – третий Рим» монаха Филофея.
1. Культурно – исторические предпосылки развития современной философии
2. Основные особенности современной философии
3. Основные течения современной философии
1. Современная философия – называется период в истории философии, начавшийся в первой четверти XX века и длящийся до сих пор. Выделение данной философии в отдельный период было обусловлено целым рядом культурно – исторических предпосылок, возникших на основе проходящих в XX веке изменений. К важнейшим предпосылкам возникновения современной философии следует отнести:
Данные культурно-исторические предпосылки позволили оформиться в XX веке современной философии.
2. Для современной философии
характерны следующие
3. Современная философия многообразна, что обусловлено начличием в ней множества течений. К наиболее крупным течениям философии принято относить:
Прагматизм – течение возникло в американской философии (Пирс и Джемс). Согласно прагматизму философия должна перестать быть умозрительной, спекулятивной философией. Она должна быть ориентирована на решение конкретных проблем отдельных людей и целых обществ. Должна приносить пользу человечеству (греч. прагма – польза, выгода)
Феноменология (греч. феномен – явление), создатель которой Эдмунд Гуссерль утверждал, что задача философии – систематизировать мир. Этот мир является человеку в виде хаотичных психических феноменов и представлений, которые философия должна посредством своего сознания упорядочить, ввести логику.