Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 17:26, контрольная работа
Общая характеристика немецкой классической философии и её место в истории философии. Идеалистическая диалектика Фихте. Критическая философия Канта. Антропологический материализм Фейербаха. Формирование и развитие русской философии. Русская философия послеоктябрьского периода. Философская картина мира.
Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
• совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).
Основные направления:
• немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
• материализм (середина и вторая половина XIX в.);
• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "философия жизни".
Выдающиеся немецкие философы
• Иммануила Канта (1724 - 1804);
• Иоганна Фихте (1762 - 1814);
• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);
• Георга Гегеля (1770 - 1831);
• Людвига Фейербаха (1804 - 1872).
Три ведущих философских направления:
• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
• субъективный идеализм (Фихте);
• материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем
• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
• особое внимание уделила проблеме развития;
• значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
• взглянула на историю как целостный процесс.
Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:
• философией Людвига Фейербаха;
• марксистской философией;
• творчеством вульгарных материалистов.
Классический материализм XIX в. представлен марксизмом
Основатели Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895):
• выдвинула последовательно-
• показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
• осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);
• рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);
• дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
• выступала с атеистических позиций.
Основоположник немецкого классического идеализма
Все творчество можно разделить на два больших периода:
• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.) – интерес направлен на проблемы естествознания и природы;
• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) – интерес направлен на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии.
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.
• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
• природа находится в постоянном изменении и развитии;
• движение и покой относительны;
• все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции.
В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:
• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;
• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).
В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания.
Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.
три понятия, характеризующих знание:
• апостериорное знание— то знание, которое получает человек в результате опыта;
• априорное знание— доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства.;
• "вещь в себе" одно из центральных понятий всей философии Канта.
Схема познавательного процесса:
• внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека;
• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;
• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;
• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе";
• При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми
возникают неразрешимые противоречия — антиномии;
• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
Само человеческое сознание имеет свою структуру:
• формы чувственности – первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время.;
• формы рассудка – следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия;
• формы разума – высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи
Социально-политические взгляды И. Канта:
• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);
• был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;
• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;
• считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
Идеалистическая диалектика Фихте
В изложенных взглядах Фихте резко выделяются две мысли: во-первых, стремление философа уничтожить непоследовательность учения Канта, преодолеть его колебания в сторону материализма, сделать крайние субъективно-идеалистические выводы, растворить весь мир в сознании человека; во-вторых, стремление представить индивидуальное сознание, мышление как находящееся в непрестанном восходящем развитии ко всё более сложным формам мысли, в развитии, совершающемся через борьбу понятий, через противоречие уже достигнутых форм сознания с только ещё нарождающимися, более высокими формами, через разрешение этих внутренних противоречий сознания. Вера в волю субъекта, в активность и действенность Я была характерной чертой мировоззрения Фихте. Принцип активности в философии Фихте, как и у других философов-диалектиков того времени, не был принципом практической деятельности. Все виды деятельности для Фихте сводились к теоретической деятельности. Свобода личности отождествлялась им со свободой самосознания. Субъективный идеализм Фихте. Уже в понимании предмета и задач философии можно обнаружить глубокое противоречие в философской системе Фихте. Он пытается соединить логическую стройность, последовательность системы с крайним философским субъективизмом; провозглашает свои взгляды абсолютной истиной. В фихтевском понимании Я должно быть отмечено несколько положений: 1) Я имеет всеобщий характер и не совпадает с индивидуальным эмпирическим Я 2) оно деятельно активно; 3) оно заключает в себе единство субъекта и объекта в акте мышления; 4) через критическую деятельность Я порождается всё богатство системы философских идей. Я - начало, содержание и конец всякой философии. Оно - единственная реальность.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии.
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:
• натурфилософию;
• практическую философию;
• иррационализм.
Суть философии природы Шеллинга в следующем:
• прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);
• природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;
• природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;
• материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;
• природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
• движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории. Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. При окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" — правовой строй. Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель— профессор, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии
Основная заслуга Гегеля выдвинуты и подробно разработаны:
• теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух);
• диалектика как всеобщий философский метод.
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. Абсолютная идея - это:
• единственно существующая подлинная реальность;
• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:
• окружающего мира;
• природы;
• человека.
Само отчуждение включает в себя:
• творение материи из воздуха;
• сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;
• искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.
Через человека Мировой дух:
• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
• целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории;
• познает себя через познавательную деятельность человека;
• творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Гегель стремится понять:
• философию природы;
• философию духа;
• философию истории;
• а значит, и их сущность.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
• субъективный дух;
• объективный дух;
• абсолютный дух.
Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").
Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом".
Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются:
• искусство;
• религия;
• философия.
Искусство — непосредственное отображение человеком абсолютной идеи.
Религия — антитезис искусства
Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи
предмет философии должен включать в себя:
• философию природы;
• антропологию;
• психологию;