Философия истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Задания№1. Существует много подходов к пониманию того, что такое история мировой философии. Я думаю, что два из них заслуживают нашего пристального внимания. С одной стороны, история философии рассматривается как единый однолинейный кумулятивный процесс, наподобие истории науки- знания постепенно накапливаются в ходе человеческой истории, и каждый мыслитель, философская школа добавляет свою крупицу в общую сокровищницу философской мысли. Поэтому считается, что философ XX или XIXв знает, гораздо больше и мыслит глубже, чем мыслитель Античности, ведь он овладел всеми идеями и концепциями, что были до него. То, что знал античный мудрец Эпикур, знают миллионы современных студентов, и в этом смысле его знания в миллион раз ценнее.

Оглавление

1.Как вы можете объяснить утверждения, что вопросы философии вечны, а ответы – преходящи? Попробуйте сформулировать свои аргументы, опираясь на историю развития философии: проанализируйте, как в философии менялись концепции истории стр.2
2.Какие тенденции существуют в развитии современного мирового сообщества? стр.5
3.Правы ли те, кто утверждает, что творцами истории являются только самые выдающиеся, великие личности? Кто или что, по Вашему мнению, творит, направляет исторический процесс? стр.8
4.Заключение стр. 11
5.Список литературы стр.12

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 33.59 Кб (Скачать)

Содержание:

                                 Тема№9.    Философия истории.                                                                                                                                         1.Как вы можете объяснить утверждения, что вопросы философии вечны, а ответы – преходящи? Попробуйте сформулировать свои аргументы, опираясь на историю развития философии: проанализируйте, как в философии менялись концепции истории                                                                     стр.2

2.Какие тенденции существуют  в развитии современного мирового  сообщества?                                                                                                  стр.5

3.Правы ли те, кто утверждает, что творцами истории являются  только самые выдающиеся, великие  личности? Кто или что, по Вашему  мнению, творит, направляет исторический  процесс?                                                            стр.8

4.Заключение                                                                                              стр. 11                                                              

5.Список литературы                                                                                  стр.12

                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

                           

                                                       Задания№1.                                       Существует много подходов к пониманию того, что такое история мировой философии. Я думаю, что два из них заслуживают нашего пристального внимания. С одной стороны, история философии рассматривается как  единый однолинейный кумулятивный процесс, наподобие истории науки- знания постепенно накапливаются в ходе человеческой истории, и каждый мыслитель, философская школа добавляет свою крупицу в общую сокровищницу  философской мысли. Поэтому считается, что философ XX или XIXв знает, гораздо больше и мыслит глубже, чем мыслитель Античности, ведь он овладел всеми идеями и концепциями, что были до него. То, что знал античный  мудрец  Эпикур, знают миллионы современных студентов, и в этом смысле его знания в миллион раз ценнее.

С другой стороны, многие философы не признавали кумулятивного характера философии. Основные философские вопросы, сформулированные   И. Кантом, звучат так: " Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?". На все эти вопросы не, не было и не будет однозначных и точных ответов.                                                                    Большинство философских положений не доказывается опытом и из опыта не вытекают. Нельзя доказать опытным путём что – жизнь и разум возникли из природы, так же нельзя доказать. Что Бог есть основа мира, что человеческая свобода вытекает из человеческой природы и т.п. Человеку было бы намного проще жить, если бы самые главные вопросы его существования могли быть однажды доказаны – раз и навсегда. Как каждый человек. Поскольку он мыслит, так и каждая эпоха должны найти ответы на эти вопросы. Вряд ли можно утверждать, что мы более умные совестливые, чем наши предки, что мы лучше знаем, как нужно достойно жить, чем это знал Сократ. Нельзя утверждать то, что Шекспир более глубок и значим, чем древнегреческий  поэт Архилог, нельзя сказать, что Гегель умнее и значительнее, чем Аристотель, живший на много веков раньше.                       Философия – древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что знания и идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают.           Сейчас люди стали бы смеяться над утверждениями древних физиков, о том, что тяжёлые тела падаю вниз, а лёгкие взлетают вверх, но никто не будет смеяться над идеями Сократа, и его выводом, что человеческая мудрость – знать, что ты ничего не знаешь.                  

2

Или над высказыванием Диогена, что людей много, а человека найти среди них очень трудно, - хотя и Сократ и Диоген жили более двух тысячелетий назад.                                                                                                                            К примеру, современная физика далеко ушла вперёд в сравнении с Античностью. Древнегреческая наука утверждала, что все вещи состоят из огня, воды, воздуха и земли, она искала различные сочетания этих стихий. Сегодняшняя физическая наука включает в себя более тридцати дисциплин, чтобы стать специалистом в одной из них, надо потратить половину жизни. А философия, как в древности, так и сейчас бьётся, над одними и теми же вопросами, сформулированными И. Кантом.                                                         Вторая точка зрения более предпочтительней – философия не кумулятивный процесс накопления знаний, а отражения вечных попыток  человека познать самого себе: свои возможности, своё место в окружающем мире, смысл своего существования. Каждая философия вырастает из своеобразия культуры, на почве которой формируется. Если в области точных наук существует представление о неком прогрессе знания, то относительно философии нельзя говорить о простом устранении заблуждений в процессе смены более поздними, ибо каждая эпоха с её различными теориями совершенно по новому подходит к изложению одного и того же предмета и постигает его в новом аспекте. Каждая философия есть концентрированное выражения своего времени - "эпоха, схваченная в мысли" – Гегель.                  Современное понимание общества как целенаправленное и разумное организованное совместной деятельности групп людей базируется на идеях и концепциях, восходящий ещё во второй половине XIXв. К.Марксом была разработана диалектно материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении, о способе производства материальных благ, который складывается независимо от воли и сознания людей и определяет в основном способ бытия "соединительного организма".                                              В XIXв. Продолжается развитие подходов к объединению феноменов общества и человека. Общества рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории  и судьбы народов, определяются ритмами космоса и солнечной активности           (А.Чижевский, Л.Гумилев), особенностями природно-климатической среды     (Л.Мечников), или природной организацией человека. Общество рассматривается как  высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек самое несовершенное живое существо склонное к разрушению и  насилию.                                                                                                                                                                                                                                                         

3

 

В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривается в иных идеях, верований и т.п. Речь может идти о регилиозных концепциях общества. Мировые религии (христианская,  ислам, буддизм)  имеют свои модели устройства обществ и государства. Идеалистический подход к обществу и истории выражен Гегелем, где Абсолютный дух выражает себя в      "сознание свободы", которая является для Духа материалом, где он познаёт себя и поднимает на новую ступень.                                                                         Концепция общества в философской мысли Запада XXв.                                        Здесь трудно выделить хотя бы один доминирующий подход. Многие из них связаны с системным подходом к обществу. Э.Дюркгейм утверждал, что общественная реальность особого рода, воздействующая на человека на основе солидарности, базирующейся на разделение труда. М.Вебер создал          "понимающую социологию" и разработал понятие "идеального типа", на основе чего анализировал феномен бюрократии и протестантскую этику как       "дух капитализма". К.Поппер ввел понятия "социальная технология" и  "социальная инженерия", думая, что ход истории не подвластен проектированию. Он обосновал концепцию "открытого общества" и указал на опасности тоталитаризма.                                                                                       Все названные концепции развития общества не могут претендовать на абсолютную истину, а выражают определённые грани той реальности, которая определяется термином "общество".                                                              Проблема развития общества существуют уже давно, но точного ответа нет, поскольку вопросы, которые ставит философия - вечны, а ответы преходящи.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            4

                                                        Задания№2.

 

Сейчас на нашей планете завершается формирования определённой модели мирового сообщества. Положение отдельных стран в формировании мирового сообщества и их роли не одинаковы. Во многом роль страны определяется показателями силы: размер территории и населения, наличием достаточной  воинской  мощи, финансовой и другими ресурсами. С этой точки зрения у России всё в порядке: огромная территория, ресурсы, ядерный потенциал, финансовые средства. Однако, необходим общий  концептуальный подход определения места России в мировом сообществе. Проблемы внутреннего развития России, а так же её положение по отношению к другим странам, развитие российского сообщества, движущие силы исторических процессов исследовались русскими испытателями, такими как Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Н.К.Михайловский. Среди зарубежных социологов можно выделить Г.Гегеля, К.Маркса и Ф.Энгельса.

Развивающая в политологии и теории международных отношений идея мирового сообщества в социологии рассматривается как идея мировой системы. Развитие мировой системы характеризуется стабильностью и нестабильностью, интеграцией и дезинтеграцией, стихийными и планируемыми процессами, правовым регулированием и произволом. Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимосвязей между странами. Тенденция к объединению вызвана потребностью решения перед человечеством глобальных проблем, таких как: угроза ядерной катастрофы, экономическая проблема, здравоохранения и космос. Но самую глубокую основу целостности мира составляет взаимозависимость государств в экономической сфере. Ни одна страна мира не может претендовать на полноценное  развитие, если не втянута в мирохозяйственные связи. Складывающийся мировой порядок проявляет себя как экономический, если раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, то теперь мировая экономика, превращается в самостоятельный субъект, действующий на поле национальных государств. Основной тенденцией сообщества является его глобализация.

 

5

 

Глобализация -  по Р.Робертсону – всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран международного значения: экономических, политических, культурного и информационного обмена и т.п.    С исторической точки зрения глобализация берёт своё начало в сфере общения, от меновой торговли развитие шло к локальным международным рынкам. В период первоначального накопления капитала произошло перерастание межотраслевой торговле в единый мировой рынок. В ходе конкурентной борьбы между странами сложилось международное разделение труда, которое находит своё выражение в устойчивом производстве товаров и услуг в отдельных странах. Сверх  внутренних потребностей в расчёте на международный рынок, особую роль играют внешнеэкономические связи в глобальных процессах. Для современного этапа развития мировых хозяйственных связей характерны: динамизм, либерализация, диверсификация форм и видов, внешнеэкономическая деятельность.                                                                                                                  Одной из важных тенденций в развитие мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. В последние годы активно развиваются научно-техническое сотрудничество, промышленная кооперация, валютно-техническое сотрудничество, туризм и т.п. Другими способами осуществляется глобализация мировой экономике, имберализация торговли, создание современных систем коммуникаций и информации, мировые технические стандарты и нормы.  В основе движущих  сил глобализации мировой экономике лежит ряд факторов, относящихся к сферам современной жизни.

Экономический фактор: Огромная концентрация и централизация капитала, рост крупных корпораций, освоение мирового экономического пространства.

Политический фактор: Государственные границы постепенно утрачивают своё значение, дают свободу передвижения всех видов ресурсов.

Международный фактор: Динамика глобализации связывается с датами крупных международных событий:

 

 

 

6

 

Так называют три вехи это – конференция Европейских сообществ в Люксембурге в 1985г., которая приняла Европейский акт (вступил в силу в 1987г.) провозгласивший свободу в международном движении товаров, людей. Услуг и капитала. Далее, это конференция Генерального соглашения о тарифах и торговле в Пунта дель Эсте в 1986г. (снижение тарифов, ограничение в торговле и др.), который продолжался 8 лет. И, наконец, это воссоединение Германии, ликвидация СЭВ и Варшавского пакта (окончание "холодной войны" и преодоление идеологических разногласий между Востоком и Западом, которые не только раскалывали Европу, но и затрагивали и другие части света).

Технический фактор: Средства транспорта и связи создают возможности для быстрого распространения идей товаров, финансовых ресурсов.

Общественный фактор: Ослабление роли традиции, социальных связей и обычаев способствует мобильности людей в географическом смысле.

Либерализация, регулирование рынков товаров и капитала усилили тенденцию к интернационализации экономической деятельности.

На сегодняшней день Россия является одной из самых экономически дискриминируемых стран в мире. У России богатый интеллектуальный потенциал. Треть всех научных открытий  XXв. сделана учёными бывшего СССР и России. Итак, сможет ли РФ занять достойное место в мировом сообществе, преодолеть внутренние и внешние проблемы зависит от того какой путь развития и модернизации изберёт наше правительство.                          Беспокойство насчёт будущего России давно высказывают и наши крупные социологи, подчёркивая при этом глубокое социальное расположения общества, тяжёлая демографическая ситуация, деградация науки, снижения уровня образования и науки и т.д.

 

 

 

 

 

7

 

Задания№3.

 

Философия истории имеет своим предметом всемирно-историческое движения народов мира в их едином целом, то есть принципы группы, и законы которые лежат в основание этого движения, определяющие социальное бытие такие как: революция, войны и т.д.                                            Временами философы и историки преувеличивают роль личности в создание истории. Роль личности велика в силу особого места и функции, которую она призвана выполнять. В процессе исторической деятельности выявляются сильные и слабые стороны личности. И то и другое приобретает огромный социальный смысл и оказывает  влияние на судьбы нации, народа и даже человечества.

Информация о работе Философия истории