Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 04:10, курсовая работа
Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII-начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьёзное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов.
Введение……………….………………………………..……..…………………….2
Глава 1. Краткая биография Маркса……………………………………………….6 Глава 2.Философия Карла Маркса.
2.1.Философия на службе истории. ………………………………………............11
2.2Философский анализ политической экономии. ………………………………15
2.3.Универсальный человек………………………………………………………..19
2.4.Критика «казарменного коммунизма»………………………………………..21
Глава 3.Философия истории Маркса……….……………………………………..23
Список литературы………..…………….…………..…………………...…………30
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего
Государственный университет
Министерства финансов Российской Федерации
Омский филиал
Финансово-учетный факультет
(заочное отделение)
Контрольная работа
по дисциплине
«Философия»
Студентки: Польяновой Ксении Александровны
Группы: 1ФКз4
Тема (вариант): «Философия истории К.Маркса»
Специальность: «Финансы и кредит»
_____________
Дата поступления
работы в деканат
ОМСК,
2011/2012
Содержание
Введение……………….………………………………..…
Глава 1. Краткая биография Маркса……………………………………………….6 Глава 2.Философия Карла Маркса.
2.1.Философия на службе истории. ………………………………………......
2.2Философский анализ
политической экономии. …………………
2.3.Универсальный человек……………
2.4.Критика «казарменного коммунизма»………………………………………..21
Глава 3.Философия истории Маркса……….……………………………………..23
Список литературы………..…………….……
Введение
Философия, созданная Карлом
Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса,
является наследницей многих высших
достижений европейской мысли, начиная
с мудрецов Древней Греции и кончая
мыслителями конца XVIII-
Учение Маркса вышло на общественную арену
в 40 годах, стало значительным идейно-политическим
движением в Европе в 70-90 годахXIX века. В России марксизм появился
и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных
регионах Азии, получает распространение
в Африке, Латинской Америке. Судьбы марксизма
в различных странах складывались не одинаково6
в одних он был несколько оттеснён другими
типами мировоззрения, в других же наоборот,
сумел стать главной, ведущей и идеологической
силой. Но во всех случаях он оказывал
и оказывает огромное влияние на различные
стороны жизни общества. Особенно зримо
оно проявляется в политической сфере:
партии и организации, рассматривающие
марксизм как свою теоретическую базу,
действуют в большинстве стран мира. Несомненно
также значительное влияние на науку,
культуру, на обыденное сознание и практическую
жизнь людей.
Историческое значение марксизма было
и остаётся связанным с деятельностью
огромных масс людей-пролетариев, интересы
которых защищает и выражает эта общественная
теория.
Вместе со всемирной индустриализацией,
следуя за появлением и развитием пролетариата
в разных странах, распространялся и марксизм.
В ходе истории появляются новые виды
производства, изменяется социальная
структура общества, меняется и сам пролетариат,
его состав, его вес в общественных делах.
В наше время наёмные работники составляют
большинство человечества. Следовательно
социальная база марксизма гигантски
возросла; вместе с ходом истории развивается
марксизм в цело, и философия как его составная
часть.
Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое
обоснование освобождения порабощённого
человечества. Марксизм доказывает неизбежность
уничтожения всякого рабства, унижения,
отчуждения и несвободы людей. Этот высший
смысл исторического процесса реализуется
в философии посредством изучения, анализа,
исследования, со одной стороны, всеобщего
практического опыта человечества и ,
с другой стороны - всеобщего духовного
опыта человечества. Или, как неоднократно
высказывает эту мысль Маркс, философское
рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического
подхода к интерпретации действительности.
Этот подход - по необходимости весьма
обобщённый, абстрактный и отнюдь не всегда
соотносим с задачами сиюминутной практики.
Сердцевину, суть философии марксизма
образуют исследования фундаментальных
классических проблем, концентрирующихся
вокруг отношений человека к миру и мира
к человеку, отношений людей между собой
и природы (или сущности) человека вообще.
Это мировоззренческое «ядро» любой философии.
На решении этих проблем в марксистской
философии базируется ряд концепций более
конкретного характера( о законах истории,
о значении материального производства
в жизни общества, о классовой борьбе и
социальной революции), которые уже более
тесно связанны с экономической и исторической
науками, выработкой программ практических
действий в политике, общественной жизни,
культуре.
В перспективе дальнейшего развития человечества
философские решения кардинальных мировоззренческих
проблем, предложенные марксизмом и очищенные
от различных догматических и вульгарных
наслоений и толкований, станут несравнимо
более значимыми и действенными, чем в
предшествующий период истории. Связанно
это с тем, что задачи, которые Маркс называл
«всемирно-историческими», а в наше время
называют общечеловеческими, планетарными,
глобальными, только-только выходят на
передний план исторического процесса(да
и то, к сожалению, больше в виде угрозы
и опасности самоуничтожения- в форме
«зла»). Между тем марксистская философия
была и остаётся ориентированно преимущественно
на решение именно общечеловеческих, всемирно-исторических
задач.
Чем дальше человечество будет выходить
из состояния господства архаических
и современных видов частной собственности
и отчуждённого труда, чем прочнее будут
симптомы и гарантии приближения к концу
его «предыстории», как назвал Маркс общество,
где сохраняется необходимость материального
производства в его современной для XIX-XX веков форме, тем очевиднее
будет становиться для людей историческая
перспективность, значимость философии
марксизма.
Глава 1. Краткая биография Маркса
Немецкий экономист и политический деятель. Основатель теории научного социализма, основоположник марксизма. Карл Маркс родился 5 мая 1818 в городе Трир, в семье еврея Генриха Маркса, принявшего протестантизм, - советника юстиции, занимавшего должность адвоката при высшем апелляционном суде в Трире. Отец Карла Маркса родился в апреле 1777 в Саарлуи (умер 10 мая 1838 в Трире) в семье раввина. Протестантизм принял для устранения препятствий в юридической деятельности. Являлся старшиной корпорации адвокатов Трира и как юрист пользовался большим авторитетом.
Осенью
1835 Карл Маркс поступил в Боннский
университет, в октябре 1836 перевелся
в Берлинский университет, где изучал
право, историю, философию, теорию искусства.
С 1837 Маркс стал приверженцем философии
Гегеля и сблизился с
С мая по октябрь 1843 Маркс провел в Крейцнахе, а в октябре переехал в Париж, где намеревался издавать общественно-политический журнал. Единственный номер журнала "Немецко-французскuй ежегодник" (Deutsch-Franzosische Jahrbucher), ознаменовавший собой окончательный переход Маркса от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму, вышел в феврале 1844. Маркс занялся изучением политической экономии и Великой французской революции. Печатался на страницах немецкой эмигрантской газеты "Форвертс!" (Vorwarts!); в издательстве газеты в конце августа 1844 состоялось очное знакомство К.Маркса сФ.Энгельсом. В феврале 1845 была опубликована первая совместная работа К.Маркса и Ф.Энгельса - "Святое семейство, или Критика критической критики". В январе 1845, по требованию прусского правительства, французские власти распорядились о высылке редакторов и сотрудников "Форвертс!". 3 февраля 1845 Маркс выехал в Брюссель, а в апреле туда же приехал Энгельс. В начале 1846 Маркс создал Брюссельский Коммунистический корреспондентский комитет. В начале 1847 руководители "Союза справедливых" обратились к Марксу и Энгельсу с предложением о реорганизации союза. В июне 1847 в Лондоне при участии Энгельса состоялся 1-й конгресс, положивший начало Союзу коммунистов. Карл Маркс возглавил Брюссельский окружной комитет Союза, а для открытой пропаганды коммунистических идей основал легальное Немецкое рабочее общество. В конце ноября - начале декабря 1847 на 2-м конгрессе Союза коммунистов в Лондоне Марксу и Энгельсу было поручено составить программу союза. В феврале 1848 "Манифест Коммунистической партии", написанный Марксом и Энгельсом, вышел из печати. 4 марта 1848 Маркс был выслан из Бельгии и вновь переехал в Париж, где сформировал новый ЦК Союза коммунистов и основал клуб немецких рабочих с целью возвращения немецких эмигрантов на родину. В начале апреля выехал в Германию и 11 мая прибыл в Кельн, где с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 являлся редактором ежедневной "Новой Рейнская газеты", входил в руководство кельнского Демократического общества, в Рейнский окружной комитет демократов, с октября 1848 по февраль 1849 был председателем Кельнского рабочего союза. За это время Маркс дважды привлекался к суду присяжных и оба раза был оправдан. В мае 1849 прусское правительство добилось прекращения выпуска "Новой Рейнская газеты", а Карл Маркс, во время своего пребывания в Брюсселе вышедший из прусского подданства, подвергся высылке из Германии.
В
начале июня он переехал в Париж, а 24
августа 1849 - в Лондон, где занялся
реорганизацией Союза коммунистов,
воссоздал ЦК. В 1850 Маркс и Энгельс
начали издавать журнал "Новая Рейнская
газета. Политико-экономическое
Из семи детей Карла Маркса выжило лишь трое дочерей - Женни, Лаура и Элеонора. Элеонора - младшая дочь К.Маркса, родившаяся 16 января 1855 в Лондоне (умерла 31 марта 1898 в Лондоне), пошла по стопам отца, став одним из деятелей английского и международного рабочего движения. В 1884 вышла замуж за Э.Эвелинга (Aveling). Была в числе основателей Социалистической лиги (основана в 1884) и Независимой рабочей партии (основана в 1893). От нищеты семью Маркса спасала помощь Энгельса, работавшего в конторе текстильной фирмы в Манчестере.
Среди
работ Карла Маркса - статьи, памфлеты,
международные обзоры, рецензии, книги:
"Различие между натурфилософией
Демокрита и натурфилософией
Эпикура" (1841), "Заметки о новейшей
прусской цензурной инструкции"
(февраль 1842; критика прусской правительственной
системы и полицейских мер
против оппозиционной печати), "Дебаты
шестого рейнского ландтага",
"Оправдание мозельского корреспондента",
"Коммунизм и аугсбургская "Allgemeine
Zeitung", "К еврейскому вопросу"
(февраль 1844), "К критике гегелевской
философии права. Введение" (февраль
1844), "Экономическо-философские
Глава 2.Философия Карла Маркса
2.1.Философия на службе истории.
Уже в самом начале творческой деятельности
(вскоре после получения доктора философии)
Маркс осознаёт как своё призвание защиту
интересов «бедной, политической и социально
обездоленной массы. Этой цели и должна
служить философия. Будучи последователем
Гегеля, Маркс разделял тогда многие установки
немецкой классической философии, и в
частности представление о роли философии
в обществе. Философия- « духовная квинтесенция
своего времени» - призвана вносить в общество
мудрость и разум и тем самым содействовать
общественно- историческому прогрессу.
Но традиционные формы философской деятельности-
университетское преподавание и сочинение
учёных трактатов - Маркса не удовлетворяли.
Он решил обратиться к философской публицистике.
Недолгая работа в газете- статьи о свободе
печати и цензуре, о сословном представительстве,
о притеснениях сельского малоимущего
населения, о бедственном положении крестьян,
о бюрократизме чиновников- вызвала преследование
правительства. Марксу пришлось уйти с
поста редактора и отказаться от надежд
работать в подцензурной прессе в Германии.
Свой первый опыт в решении практических
проблем Маркс счёл неудачным. Ему стало
ясно, во-первых, что государство (по Гегелю,
государство-«воплощение разума») руководствуется
интересами «привилегированных сословий»
и отнюдь не настроено прислушиваться
к голосу философского критического анализа.
Во-вторых, Маркс пришёл к выводу, что неудовлетворительным
оказался и сам уровень исследования проблем.
Гегелевская диалектика оставляла в стороне
глубинные причины и корни этих проблем,
а Маркс уже видел, что корни эти - в материальных
экономических отношениях людей. Один
только философский анализ до этого уровня
не доходил. В-третьих, общественный отклик
на публикации газеты, конечно был очень
ограниченным.
Последнее соображение, видимо, было наиболее
веским. В тоже самое время, в начале 40
годов, младогегельянцы- философы, коллеги
и в какой-то степени единомышленники
Маркса - активно выступили против всякой
религии, в особенности против христианства
в его протестантской разновидности. Надежды
на важные общественные перемены молодые
радикалы связывали с проповедью атеизма,
исследованиями истории раннего христианства,
разоблачение религиозных тайн и чудес,
спорами о Христе. Однако ожидания эти
затягивались, время шло, а ничего особенного
в обществе не происходило. Философское
просвещение оказалось бессильным против
«опиума народа»; не менялись и официальная
идеология и политика. Некоторые пытались
объяснить провал философской критики
религии ссылками на косность, консерватизм
и невежественность масс. Поиски Маркса
обратились в другую сторону. Начиная
ещё с 1845 года он изучает новое для Германии
общественное движение- социализм и коммунизм,
знакомится с богатейшей социалистической
и коммунистической традицией Англии
и Франции, анализирует первые выступления
немецких социалистов и коммунистов. После
переезда в Париж Маркс вступает в контакт
с тайным «Союзом справедливых» и становится
участником коммунистического движения.
Почему Маркс стал коммунистом? Маркс
никогда не закрывал глаза на реальное
состояние, в каком находились пролетарии
его времени. Достаточно вспомнить его
знаменитую отповедь «болванам» из эмигрантских
кружков 50 годов, задававшихся вопросом,
кто дал ему право выступать от лица пролетариата,
ежели он сам - не рабочий. Маркс ответил,
что право это он взял сам и доказано оно
исключительно ненавистью, которую питают
к нему правящие классы. Гордое «Я ни когда
не льстил пролетариям» - убедительное
свидетельство тому, что приход Маркса
в пролетарское движение был вызван не
эмоциями или расчётами, а глубоким пониманием
хода истории и собственной исторической
роли.
В пролетариате Маркс увидел особый класс,
призванием которого является уничтожение
существующего миропорядка. Пролетарии
страдают от непосильного труда, нищеты,
болезней, роста преступности, который,
как отмечал впоследствии Энгельс, необходимо
следует за развитием крупной промышленности
и росте городов. Борьба с этим положением
- призвание пролетариата; уничтожение
частной собственности- путь к освобождению.
Освобождая себя, пролетарии уничтожают
и угнетение других групп общества. Поэтому
Маркс оценивает пролетариат как практическую
силу, в союзе с которой философия может
осуществить своё призвание: «Подобно
тому как философия находит в пролетариате
своё материальное оружие, и как только
молния мысли основательно ударит в эту
нетронутую народную почву, свершится
эмансипация «немца» в человека. (Последние
слова о «немце» имеют тот смысл, что в
статье « К критике гегелевской философии
права. Введение» (1844), из которой взято
это высказывание, речь идёт ещё применительно
к условиям Германии).
Высоко оценивая утопические проекты
преобразования общества, Маркс тем не
менее хорошо видел их теоретические слабости,
а порой и беспомощность. В образы будущего
авторы утопий вносили немало фантастики;
они не имели серьёзного исторического
обоснования, включали в себя архаические
религиозно- христианские элементы. Это
препятствовало развитию коммунистических
идей и их распространению. Следовало,
таким образом, дать философское обоснование
смысла коммунизма.
Для этой цели Маркс поначалу, в 1843-1844 годах,
считал пригодным идеи Л. Фейербаха, лидера
немецкой философии 40 годов. Значение
его идей для философских поисков Маркса
заключалось кроме материалистической
общей установки ещё ив том, что Фейербах
соединил традицию гуманизма (человек-
высшая ценность) с атеистическим отрицанием
религиозных иллюзий, с реабилитацией
чувственного начала в человеке и мыслями
о гуманизации отношений человека к природе
и к людям.
«Философия будущего» Фейербаха многим
в Германии 40 годов казалась основой нового
понимания мира и человека. Мысли об освобождении
человека, о реализации им своих природных
способностей(«родовой сущности») выглядели
революционными и не оставляющими никакой
лазейки для оправдания существующей
социальной мерзости, зла, несчастий и
унижений людей. Летом 1844 года Маркс в
письме к Фейербаху высказывал общую оценку
его последних работ: « В этих сочинениях
Вы…дали социализму философскую основу…Единение
людей с людьми, основанное на реальном
различии между людьми, понятие человеческого
рода, перенесённое с неба абстракции
на реальную землю, - что это такое, как
не понятие общества!» Иными словами, Маркс
усмотрел в фейербаховском истолковании
человека и отношений между людьми философское
изображение общества, которое сделали
своим идеалом социалисты (Фурье, Сен-Симон,
Луи Блан и другие).
2.3.Философский анализ
политической экономии.
Соединение философской основы фейербаховского
гуманизма с критическим анализом доктрин
- таков путь, избранный Марксом в 1844 году
для достижения союза философии и пролетариата.
Но приблизительно в тоже время эта исследовательская
программа значительно расширилась. Побудительной
причиной стало влияние молодого Ф. Энгельса,
к 1844 году самостоятельно пришедшего к
коммунизму, материализму и также увлечённого
философией Фейербаха. Но, в отличие от
Маркса, Энгельс, проживавший с 1842 по 1844
годов Англии, уже был хорошо знаком с
организованным массовым рабочим движением-
чартизмом, с английской социалистической
и коммунистической литературой и, что
самое важное, с политической экономией
великих англичан А.Смита, Д. Рикардо. В
журнале «Немецко-французские ежегодники»
рядом со статьями Маркса была опубликована
критическая работа Энгельса об английской
политической экономии («наброски к критике
политической экономии», 1844). Энгельс критиковал
эту науку с позиции защитника интересов
пролетариата. Для Маркса в этой небольшой
статье открылась новая область знания,
освоить которую он посчитал совершенно
необходимым для создания нового мировоззрения.
Так в 1844 году соединились в творчестве
Маркса важнейшие компоненты для создания
единой, целостной философско-мировоззренческие
концепции. Политико-экономический анализ
действительности Маркс соединил с философской
традицией немецкой классики и с критической
переработкой теорий утопического коммунизма
и социализма. Таким образом, источники
марксизма- наиболее передовая общественная
мысль Европы. Маркс сознательно ориентируется
на создание интернационального, всемирно-исторического
учения.
Первая попытка разработки целостного
мировоззрения осуществлялась Марксом
преимущественно средствами философскими
анализа; соответственно и результатом
была именно философская концепция. Она
была создана тогда же, летом 1844 года. К
сожалению рукописи Маркса были опубликованы
только в 1932 году под названием «Экономическо-философские
рукописи 1844 года». Основное в работе -
идея отчуждения человека в обществе в
исторической перспективе коммунистического
будущего.
Сама по себе мысль об отчуждении человека
уже была глубоко проанализирована в немецкой
философии. В «Экономическо-исторической
рукописи» Маркс высоко оценил работу
по осмыслению проблемы отчуждения человека,
проделанную Гегелем и Фейербахом, и вместе
с тем выявил принципиальные недостатки
их концепции отчуждения. У Гегеля уничтожение
отчуждения человека изображается как
чисто духовный акт, осуществляемый философом
как олицетворением универсального разума.
Фейербах видел корень зла в религиозном
отчуждении, которое Маркс справедливо
считал вторичным, производным видом отчуждения
человека, по Марксу, является экономическое
отчуждение, или отчуждённый труд.
Отчуждённый труд.
Отчуждённый труд (труд принуждению, подневольный)
Маркс рассматривает в четырёх аспектах.
Во-первых, рабочий использует материалы,
которые в конечном счёте взяты у природы,
и получают в результате труда нужные
для жизни предметы, вещи, продукты труда.
Ни исходный материал, ни продукты ему,
рабочему не принадлежат - они ему чужие.
Чем больше исходных материалов перерабатывает
рабочий и чем больше вещей, продуктов
он вырабатывает, тем больше мир предметов,
ему не принадлежащих, чуждых ему. Природа
делается для рабочего только средством
труда, а предметы, вещи, которые создаются
в производстве, - средствами жизни, физического
существования. Они подчиняют себе рабочего,
он полностью от них зависит.
Во-вторых, сам процесс трудовой деятельности
для рабочего принудителен. Он ни имеет
выбора: работать ему или не работать,
по сколку он не может иначе обеспечить
возможность существования. Но такой труд-
это « не удовлетворение потребности в
труде, а только средство существования».
Далее. Рабочий и в процессе труда остаётся
подчинённым - контроль, регулирование,
управление принадлежат не ему. Поэтому
не в труде, а только вне труда рабочий
освобождается, сам распоряжается собой.
Он чувствует себя свободным «при еде,
питье, в половом акте, в лучшем случае
ещё расположась у себя в жилище, украшая
себя и т.д.», то есть осуществляя жизненные
функции. А труд – форма жизнедеятельности
специфически человеческая, употреблением
человека в животной функции, античеловеческим
занятием.
В-третьих, труд подневольный, как показывает
Маркс, вообще отнимет у рабочего «родовую
жизнь». Род человеческий живёт в природе.
Сам человек - природное существо, его
жизнь неразрывно связанна с природой.
Эта связь - деятельный контакт с природой,
в котором главное - труд, производство:»…
В-четвёртых, подневольный труд порождает
отчуждение между людьми. Рабочие чуждые
друг к другу, поскольку они конкурируют
за возможность трудиться, чтобы жить;
тем более рабочие чужды тому, кто заставляет
трудиться и отбирает продукт труда. Этот
человек не зависит от рабочего, властвует
над ним и управляет им.
Отчуждение труда - базовое, фундаментальное,
глубинное социальное отношение. Не только
рабочий теряет в условиях отчуждения
свою человеческую сущность и родовую
жизнь- все прочие люди, начиная с капиталистов,
также являются отчуждёнными людьми.
Отношения между людьми тоже отчуждённые,
и различие лишь в том, каковы виды, уровни
отчуждения. Маркс указывает на факт существования
первичных и вторичных видов отчуждения.
Почему же это происходит? Почему человек
становится отчуждённым?
Отчуждённый труд равнозначен существованию
частной собственности. Частная собственность
- основа экономической жизни, та самая
фактическая основа, которую политэкономы
не обсуждают, считая «естественной предпосылкой».
На частнособственнической экономики
держится вся человеческая история, вся
жизнь людей. Это значит, что экономическая
история- ключ к пониманию человеческой
жизни как таковой. « Религия, семья, государство,
право, мораль, наука, искусство и т. д.
суть лишь особые виды производства и
подчиняются его всеобщему закону». Жизнь
людей в условиях экономического отчуждения
(всех людей, не только рабочих) искажает
калечит их, делает «частичными индивидами
или неразвитыми, недочеловеческими существами.
«Частная собственность сделала нас столь
глупыми и односторонними, что какой-нибудь
предмет является нашим лишь тогда, когда
мы им обладаем…когда мы им непосредственно
владеем, едим его, пьём, носим на своём
теле, живём в нём и т. д., - одним словом,
когда мы его потребляем… Поэтому на место
всех этих чувств- чувство обладания».
Негативная философская оценка атомарного
индивида» и жизненной реальности совпадает
у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто
духовный, моральный переворот Маркс не
питает. Отчуждение должно быть преодолено
в самой своей основе - в труде, в производственной
деятельности. Перспективы развития человек
и человечества - в преобразовании основ,
в уничтожении отчуждённого труда.