Краткий очерк истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия зародилась в VII—VI в. до н. э. и продолжала сове развитие до 529 г. н. э. В ее истории можно выделить следующие этапы:
1) древнегреческая философия (VI—V в. до н. э.). Философы: Фалес, Гераклит, Парменид, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ и др.;
2) классическая греческая философия (V—IV вв. до н. э.) — учения Демокрита, Платона, Аристотеля;
3) эллинистически-римская философия (с конца IV в. до н. э. до VI в. н. э.) — концепции эпикуреизма, стоицизма, скептицизма.

Оглавление

1. Античная философия. Философия Средневековья……………………..3
2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени…………………….8
3. Немецкая классическая философия середины XVIII —конца XIX в....12
4. Русская философия XIX — начала XX вв……………………………...14
5. Марксизм в России и СССР……………………………………………..16
6. Основные направления современной западной философии. ………....18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 84.28 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «Нижегородский Государственный Педагогический Университет имени Козьмы Минина»

Факультет управления и социально-технических сервисов

 

Краткий очерк истории философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы МБЗ-14.

Макарова Елена.

Проверил:

Нижний Новгород

2015

 

Содержание:

  1. Античная философия. Философия Средневековья……………………..3
  2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени…………………….8
  3. Немецкая классическая философия середины XVIII —конца XIX в....12
  4. Русская философия XIX — начала XX вв……………………………...14
  5. Марксизм в России и СССР……………………………………………..16
  6. Основные направления современной западной философии. ………....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Античная философия зародилась в VII—VI в. до н. э. и продолжала сове развитие до 529 г. н. э. В ее истории  можно выделить следующие этапы:

1) древнегреческая философия (VI—V в. до н. э.). Философы: Фалес, Гераклит, Парменид, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ и др.;

2) классическая греческая философия (V—IV вв. до н. э.) — учения Демокрита, Платона, Аристотеля;

3) эллинистически-римская философия (с конца IV в. до н. э. до VI в. н. э.) — концепции эпикуреизма, стоицизма, скептицизма.

Древнегреческая философия

Фалес(640—545 до н. э.) был представителем первой философской школы европейской цивилизации – Милетской школы. Фалес являлся родоначальником теории о том, что первоначалом всего является вода. Душа человека, по Фалесу, есть тонкое вещество, позволяющее человеку чувствовать и разумно мыслить, и также причастна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей.

Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н. э.) также был одним из выдающихся древнегреческих философов. Он придерживался теории о том, что первоначалом всего является огонь, который был из всех природных стихий наиболее подвижным, живым, динамичным. По Гераклиту, сама Земля, на которой мы живем, была некогда раскаленной частью всеобщего огня, но затем остыла.

Классическая греческая философия

Демокрит (ок. 460—370 до н. э.), ученый-энциклопедист, крупнейший представитель атомистического направления в философии. Основу философских размышлений Демокрита составляет идея атомизма. По его мнению, существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят измножества атомов и пустоты. Случайность происходит только из-за невежества людей, все на свете имеет причину и задача философии эту причину найти. Демокрит был сторонником демократического устройства общественной жизни, утверждал, что «лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии».

Сократ был современником Демокрита (469 (470) — 399 дон. э.). Познание, по Сократу, включает в себя, только человека, его душу. Познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутывается в безвыходных противоречиях. Душа, по его мнению, антипод тела. Высшие понятия — Добро, Справедливость, Истина. Сократ не поддерживал существующий строй и сомневался в справедливости и законности правящей аристократии. Его деятельность для политиков стала разрушительной. И вот случалось так, что власти не выдержали добродушной иронии Сократа, и ему был вынесен судебный приговор — было решено его казнить.

Платон родился в 427 г. до н. э. на острове Эгина вблизи Афин. Платон обнаружил особый мир — мир идей. Центральной идеей является идея блага, или высшего добра. Верховная цель человека — счастье; она состоит именно в обладании благом: всякая душа стремится к благу и все делает ради блага. Относительно государственного и общественного строя, Платон полагал, что социальная справедливость, будет в обществе тогда, когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия.  В идеальном государстве управлять должны философы. Никакой личный интерес не должен иметь место, если он выходит за пределы общего интереса.

Аристотель родился в городе Стагире 384 г. до н. э. Философия у Аристотеля охватывала всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом в противоположность вере. Бог у Аристотеля – есть «причина причин», «форма форм». Любить Бога — значит любить других, любить космос, любить самого себя. Аристотель поддерживал частную собственность, но считал, что и чрезмерное богатство развращает и разлагает государства. Нужно умеренное богатство. В идеальном типе государства, как он утверждал, должны преобладать зажиточные средние слои. Поддерживал он и рабовладение.  «Одни по природе рабы, а другие по природе свободны»; людям, «призванным» к подчинению, «быть рабами и полезно, и справедливо».

 

Эллинистически-римская философия (концепции эпикуреизма, стоицизма, скептицизма).

После распада империи Александра Македонского Греция была завоевана Римом, древнегреческая культура, в том числе философия, стала глубоко проникать в римскую культуру, «завоевывая» ее, создавая во многом общую культуру. Имеются основания говорить об эллинистическо-римской философии как относительно единой философии, охватывающей значительный по времени период — с конца IV в. до н. э. до IV в. н. э. Виднейшими философами того времени были Эпикур, Лукреций, Сенека, Эпиктет, Плотин, Порфирий, Секст Эмпирик и др.

После Аристотеля его философские идеи в течение следующего периода античной философии продолжали разрабатывать многочисленные его ученики. Параллельно с аристотелизмом (перипатетической школой) развертывали свою деятельность сократическая школа и представители неоплатонизма. Значительное место в истории философии этого периода занимали школы эпикуреизма, стоицизма и скептицизма.

Эпикуреизм – основатель Эпикур (342 – 270 гг. до н.э.). Эпикур основал в Афинах философскую школу, названную «Сад Эпикура» - по месту расположения школы. Учение Эпикура включало онтологию, где он развивал учение об атомах, включало теорию познания – логику, и учение о морали и государстве. Но наиболее привлекательной составной частью учения была этика. Согласно учению Эпикура, живя разумно, мы живем нравственно и справедливо. Таким образом, цель счастливой жизни – безмятежность духа и здоровье тела, при этом важны не телесные наслаждения, а духовные.

Стоицизм – основатель Зенон Кротонский (333 – 262 гг. до н.э.). Вопросы, которые обсуждали эти мыслители: интерес к человеку, личности, проблемы отношения божественного и человеческого, посмертного существования души, проблемы морали. Главную задачу философии видели в исцелении нравственных недугов, в воспитании добродетели. Считается, что благородство духа не передается по рождению, а зависит только от самого человека, направленности его воли. Главной ценностью является любовь к людям, которая лежит в основе социального прогресса

Скептицизм – основатель Пиррон из Элиды (360 – 270 гг. до н.э.). Основной принцип скептицизма содержался в утверждении о невозможности в познании дойти до истины. Отсюда отрицание истинности любого познания. «Ничего не утверждать» - их принцип, но его реализация значила, что «нечто утверждается» все-таки. Доводы, утверждающие, почему нужно удерживаться от суждений, скептики объединили в 10 тезисов – тропов. В основе их лежит суждение, что о реальности невозможно судить, ни опираясь на чувственное восприятие, ни на «познание мысли».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Под Средневековьем обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от Древнего мира до Нового времени. В социально-экономическом плане он соотносится с эпохой феодализма, с распространением и укреплением общественного строя, более прогрессивного, чем рабовладельческая организация общества.Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей ее от античной философии, а тем более от философии Нового времени, была ее тесная связь с монотеистической религией.

В философии Средневековья выделяют два периода, называемых «патристика» (II—XIII вв.) и «схоластика» (VI—XV вв.).

Патристика (от лат. pater — отец) — это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства. В истории патристики выделяют несколько этапов: апологетика (II—III вв.), классическая патристика (II—X вв.) и заключительный этап. К наиболее известным относят труды Климента Александрийского, Григория Нисского, Августина Блаженного, Иоанна Златоуста.

Тит Флавий Климент (Климент Александрийский) (ок. 150 - ок. 219) был одним из крупнейших представителей апологетики. Ему принадлежит положение о том, что философия должна быть служанкой богословия. Он указывал, что в философии особо полезным является способ рационального доказательства. В религии же единственным путем к Богу до сих пор служит вера. Но одна вера будет сильнее, если будет дополнена логическими доказательствами. Климент Александрийский был первым в истории христианства, кто сформулировал принцип гармонии веры и разума.

Августин Блаженный (Аврелий Августин) родился в 354 г. в г. Тагасте. Августин Блаженный считается крупнейшим философом и богословом периода патристики. Центральное место в его философии занимает Бог. Бог создал по своей Воле, нацеленной на Благо, все предметы природы, все души людей и бестелесных существ, таких как Ангелы. Человек как тело смертен, но духовно способен приобщиться к Богу, к вечности. Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской власти, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви.

Для представителей схоластики была характерна вера в авторитет Священного Писания и авторитет отцов церкви. К концу средневековой культуры данный термин (схоластика) стал обретать в устах критиков теологии значение бесплодного, оторванного от действительности умствования, начетничества, буквоедства; в этом своем значении данное слово употребляется и в наши дни.

 

Центральной фигурой схоластической философии в Западной Европе был Фома Аквинский (1225—274). Фома Аквинский полагает, что не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума, а философия должна служить теологии. Философия и теология разрабатывают совместно свои доказательства существования Бога. В онтологии Фома Аквинский принимает аристотелевскую концепцию формы и материи. Для него все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна. Самой высшей и самой совершенной формой выступает Бог.

 

Иоганн Майстер Экхарт (1260—327 или 1328) —немецкий философ и теософ, представитель мистического пантеизма. По мнению Иоганна, ни одна вещь, в которой Бог всегда наличен, не сознает его присутствия. Это дано только душе человека. Сущность человеческой мысли и Божьей — одна. Сущность Бога состоит из идей. Смысл жизни — в познании Бога и возвращении к нему. Также Экхарт считал, что живое откровение не нуждается в догматах, символах, внешних и формальных предписаниях господствовавшего вероучения. Каждый должен идти к Богу своей дорогой. В 1329 г. 28 положений его учения были осуждены папским распоряжением.

 

Уильям Оккам (ок. 1285—349) —английский философ, логик,

теолог, францисканский монах. Его основной труд — Сумма всей логики. Оккам утверждал, что истины веры не самоочевидны, т. е. не могут быть доказаны, а принимаются, находятся за пределами разума. Вера, ищущая подкрепления в разумных аргументах, — ненастоящая вера. Так же и разум, делающий критерием истины веру и ее постулаты, бессмыслен. Государство и церковь, по мнению Оккама, так же несоединимы, как разум и вера. Власть церкви должна быть отделена от политической власти. В связи с обвинениями в ереси Оккам подвергался гонениям со стороны папской церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

И НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Эпоха европейского Возрождения охватывает вторую половину XIV в. и XV—XVI столетия в Италии и с конца XV до начала XVII столетия в других странах Западной Европы. Эта эпоха характеризуется переходом от культуры Средневековья с доминировавшей в ней церковной идеологией к постепенному преодолению духовной диктатуры церкви и утверждению примата светской культуры. Возник и укрепился пантеизм — отождествление Бога и природы с религией. Помимо пантеизма, философию эпохи Возрождения характеризует появление и укрепление такой ее черты, как антропоцентризм. Важнейшими ценностями становились земная жизнь человека, всестороннее развитие личности индивида, полнота ощущений им природы, человеческое счастье, любовь. Одними из первых провозвестников такого гуманистического направления эпохи Возрождения были мыслители и поэты Данте Алигьери (1265—1321) и Франческо Петрарка (1304—1374).

Данте Алигьери — гуманист мирового значения, автор прославленной поэмы «Божественная комедия». Данте был противником мирской власти церкви, сторонником объединения Италии, которое он связывал с необходимостью единства человечества. Политическим идеалом Данте было единое светское государство, гарантирующее гражданам законность и мир. Целью науки является достижение счастья посредством воспитания мудрости, справедливости, мужества. Данте верил в познаваемость мира. Он проводит идею двоякой доли человека, предназначенного не только для посмертной, жизни, — не меньшую ценность представляет его реальная, земная жизнь.

Значителен был подъем науки эпохи Возрождения, особенно со времени выступления на этом поприще Леонардо да Винчи (1452—1519). Это был не только ученый, инженер, но также выдающийся художник, один из величайших деятелей культуры того времени. За его изобретениями и открытиями последовало множество крупнейших достижений науки, связанных с именами Н.Коперника (1473-1543), Г.Галилея (1564-1642), И.Кеплера (1571—1630) и других ученых. Их открытия наносили ощутимый удар по религиозной картине мира и подрывали авторитет церкви.

Информация о работе Краткий очерк истории философии