Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 15:20, контрольная работа
Античная философия зародилась в VII—VI в. до н. э. и продолжала сове развитие до 529 г. н. э. В ее истории можно выделить следующие этапы:
1) древнегреческая философия (VI—V в. до н. э.). Философы: Фалес, Гераклит, Парменид, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ и др.;
2) классическая греческая философия (V—IV вв. до н. э.) — учения Демокрита, Платона, Аристотеля;
3) эллинистически-римская философия (с конца IV в. до н. э. до VI в. н. э.) — концепции эпикуреизма, стоицизма, скептицизма.
1. Античная философия. Философия Средневековья……………………..3
2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени…………………….8
3. Немецкая классическая философия середины XVIII —конца XIX в....12
4. Русская философия XIX — начала XX вв……………………………...14
5. Марксизм в России и СССР……………………………………………..16
6. Основные направления современной западной философии. ………....18
В русле классического антисциентизма решается проблема специфики философии в современном персонализме. Сущность этой философии составляет понимание рациональности и ее синтез с верой. Поэтому «персонализм есть не что иное, как рациональная вера». Философия противостоит науке, как категория субъективного противостоит категории объективного. Однако субъективность в философии — это не психофизиологическая субъективность, а некая универсальная субъективность, когда субъект в результате личной рефлексии познает универсальные закономерности бытия. Субъективен сам метод, но не то, что получается в его результате. Философия не познает, но знает.
Коммунологические тенденции в современной западной философии
(между
герменевтикой и
Словосочетание «коммунологические тенденции», было введено в нашу философию Ю. К. Мельвилем (1983), который обозначил этим определенную стадию эволюции современной философии внутри антропологической пара-
дигмы, когда на первый план выходит понимание философии как феномена, тесно связанного со сферой человеческого общения.
Одна из проблем, которая стоит сегодня в центре философских дискуссий, — это проблема научной рациональности и рациональности в целом. В этом плане любопытным представляется рассмотрение взглядов П. Фейерабенда (1924—1994). Фейерабенд критикует науку «изнутри», показывая относительность ее претензий выступать единственной формой познания. Поскольку всегда имеется предел рациональному познанию, то тем самым признается реальное наличие нерациональной сферы, хотя бы в виде непознанного или пока не познанного. Фейерабенд предлагает следующее решение: попытаться воссоединить внерациональные и рациональные формы сознания бытия. И наиболее приемлемым образованием для этого выступает миф. К. Хюбнер доводит эти идеи до логического конца и утверждает, что степень рациональности мифа и науки одинакова, так как нет никакого иного обоснования рациональности, как только через внутреннее содержание каждого из образований, т. е. из самих себя. Миф и наука — это две равноправные формы постижения мира. Их содержание нельзя сравнивать по основанию, взятому из них самих.
Важнейшей формой реализации философского знания выступают тексты, совокупность которых составляет общее проблемное поле философии. В истории философии сформировалось направление, которое ставит одной из своих задач истолкование текста, — герменевтика. У истоков герменевтической традиции в философии стоят такие фигуры, как И. М. Хладениус (1710—1759), В. Гумбольдт (1767—1835), Ф. Шлейермахер (1768—1834), которые сформировали общетеоретические представления о герменевтике.
В современной западной философии эту линию продолжает В. Дильтей (1833-1911). Он расширяет понятие герменевтики до ее понимания как особой философской дисциплины, выступающей своеобразной методологией наук о духе. Духовная культура, по его мнению, представляет собой целостное образование, в которое включаются как знания о внешнем мире, так и внутренние переживания этого мира субъектом. Постепенно на базе идей Дильтея развивается современная герменевтика, которая реализуется уже как прямая антисциентистская мировоззренческая позиция.
И наконец, классическим выражением герменевтики становятся идеи немецкого философа X. Г. Гадамера (1900—2002). Герменевтика - это, прежде всего метод эстетического анализа. Его цель — воссоздать культурный контекст, в котором было создано произведение, так как именно это позволит понять его истинный смысл. Любое основано на совокупности культурных традиций, внутри которых развивается личность, определяя сам «горизонт понимания». Формой выражения традиции выступают язык, текст, которые и должны стать объектом герменевтических изысканий. Философ, по мнению Гадамера, должен быть существом говорящим и слушающим.
Во второй половине XX в. в Западной Европе возникает мощное философское движение, обозначаемое как «постструктуралистско -постмодернистский комплекс». Теоретические предпосылки постструктурализма и деконструктивизма были разработаны Жаком Дерридой (р. 1930), французским философом и литератором. В основу философской работы он ставит интерпретацию, трактуемую как свободную игру слов. Философ делает негативистский вывод, предлагая положить в основу объяснения идею принципиальной бесструктурности. В противовес традиционному исследованию текстов, Деррида предлагает их освобождение от логицизма и рационализма в их построении и истолковании.
Особое место в деконструктивизме занимает творчество Ролана Барта (1915-1980). Р. Барт интерпретирует понятие смерть автора, делая его центральным звеном постструктурализма и деконструктивизма. В деконструктивизме текст важен сам по себе настолько, что автором вообще можно пренебречь, пережить множественность текста, открытость процесса означивания.
Постмодернизм является синтезом постструктурализма и деконструктивизма, который выступает как широкая социокультурная позиция, пронизывая буквально все уровни современного сознания. Выглядит это как расщепление традиционной системы текстов с четкой структурой, героями, объемом и т. д. Каждый человек может составить себе из этих фрагментов некий собственный коллаж. Цитатное и комментирующее мышление лежит в основе литературной деятельности.
Подводя итог данной главе, можно сделать вывод, что современная западная философия представляет собой комплекс разнообразных воззрений, которые возникают в результате своеобразного распада общефилософской проблематики на ряд отдельных самостоятельных концепций. В то же время даже самые модные современные концепции полностью не отходят от общефилософской проблематики.