Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 15:20, контрольная работа
Античная философия зародилась в VII—VI в. до н. э. и продолжала сове развитие до 529 г. н. э. В ее истории можно выделить следующие этапы:
1) древнегреческая философия (VI—V в. до н. э.). Философы: Фалес, Гераклит, Парменид, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ и др.;
2) классическая греческая философия (V—IV вв. до н. э.) — учения Демокрита, Платона, Аристотеля;
3) эллинистически-римская философия (с конца IV в. до н. э. до VI в. н. э.) — концепции эпикуреизма, стоицизма, скептицизма.
1. Античная философия. Философия Средневековья……………………..3
2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени…………………….8
3. Немецкая классическая философия середины XVIII —конца XIX в....12
4. Русская философия XIX — начала XX вв……………………………...14
5. Марксизм в России и СССР……………………………………………..16
6. Основные направления современной западной философии. ………....18
МАРКСИЗМ В РОСИИ И СССР.
Одним из крупнейших направлений философской мысли XIX в. и особенно XX столетия явился марксизм. Отправляясь от идеализма гегелевской концепции, К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали многие идеи; итогом явилась переработка идеалистической диалектики на основе материалистических принципов. Параллельно с этим процессом, вплетаясь в него, шла разработка политэкономических проблем и включение в философское осмысление политэкономической информации о развитии общества. Итогом стало возникновение нового взгляда на общество - исторический материализм, явившийся важнейшей частью общего мировоззрения - диалектического материализма, преобразовавшего во многом традиционное содержание философского мировоззрения.
К. Маркс и Ф. Энгельс провозгласили главным назначением философии задачу быть орудием освобождения рабочего класса, всех трудящихся от эксплуатации и духовным средством созидания коммунистического общества. Считалось, что всякая найденная истина или сформулированная на ее основе теория полезна пролетариату. Марксизм кровно заинтересован в объективном, всестороннем познании общества и природы. Только эта объективность и позволяет пролетариату успешно преобразовывать общественные отношения и природу в его интересах, в интересах человечества. Борьба с эксплуататорами предполагала свержение политической власти владельцев капитала и превращение этих владельцев в тружеников производства.
Создание марксистской философии означало также установление нового соотношения всеобщего и часто-научного знания.
Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи - П. Лафарг (1842 - 1911), А. Лабриола (1843 - 1904), А. Грамши (1891 - 1937) и др. Наиболее видными марксистами в России были Г. В. Плеханов (1856 - 1918) и В. И. Ленин (1870 - 1924).
Г. В. Плеханов - энциклопедически образованный ученый, крупный философ, исследователь в области экономики, социологии, эстетики, этики. Он считал, что ключ к раскрытию существа социальных явлений нужно искать не в природе отдельных индивидов, а в тех отношениях, в которые они вступают в процессе производства. По его мнению, существуют два типа производственных отношений: технические ("непосредственные отношения производителей в процессе производства"), не носящие классового характера, и "имущественные", которые в классовом обществе имеют классовый характер. Выступал против курса на социалистическую революцию, считал, что Россия еще не созрела для такой революции, что необходимо постепенное созревание условий для социализма. К Октябрьской революции отнесся крайне отрицательно.
В. И. Ленин - организатор и руководитель большевистской социал-демократической партии России и профессиональный революционер. В центре его политических интересов находилась идея классовой борьбы, доведенная до идеи диктатуры пролетариата. Подчиненной политическим задачам оказалась и философия. Он требовал сознательности и организованности в борьбе против всякой стихийности. И он допускал все средства для борьбы, для достижения целей революции. Став одержимым революционной идеей, он, в конце концов, потерял непосредственное различие между добром и злом, потерял непосредственное отношение к живым людям, допуская обман, ложь, насилие, жестокость.
В СССР господствовавшим мировоззрением стал марксизм, поскольку его использовали для идеологического оправдания существовавшего в течение ряда десятилетий политического режима. Но в философии диалектического материализма не все обстояло так, как на то рассчитывали политические "верхи". Философы этих направлений вскоре, с начала 30-х годов, оказались недостаточно политизированными, не отвечавшими требованиям "марксистской партийности" с точки зрения руководителей партии. Новую, до предела идеологизированную марксистскую философию с выхолощенным из нее позитивным содержанием стремились организационно и идейно оформить М. Б. Митин (1901 - 1987) и его последователи. Но философия в СССР все же не стала, в целом, служанкой политики. Постепенно набирало силу то направление в диалектико-материалистической философии, которое находилось в закрытой оппозиции к процессу политизации философии. Оно ориентировалось на научность и гуманизм. Это направление представляли В. Ф. Асмус (1894 - 1975), Б. М. Кедров (1903 - 1985), Э, В. Ильенков (1924 - 1979), П. В. Копнин (1922 - 1971) и др.
С конца 80-х - начала 90-х годов именно философы этого направления стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать философское наследение России XIX - начала XX в. и русского зарубежья 20 - 50-х годов. Марксистская, вернее, диалектико-материалистическая философия, освободившись от политического пресса и, естественно, части своих бывших приверженцев, теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения философской мысли.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
На особенности развития философии XX в. существенное влияние оказывают социально - культурные процессы, в частности резко изменившийся статус науки в обществе и культуре в целом. Культура как бы «раскалывается» на тех, кто выступает за научно-технический прогресс, и на тех, кто против него. Причем в основании данных позиций находится не наука как таковая, а ее сложившийся в культуре образ. В результате в современной культуре формируются две социально- культурные ориентации, которые каждая со своей стороны специфически, по-разному осмысливают этот образ науки, — сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Исторически идеалом для сциентизма выступают, прежде всего, наиболее развитые естественные и математические науки. К сциентизму можно условно отнести следующие направления в западной философии: неокантианство (марбургская и баденская школы в Германии), феноменология Э.Гуссерля, позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм, структурализм.
В марбургской школе неокантианства, наиболее крупными представителями выступают Г. Коген (1842-1918), П.Наторп (1854-1924), Е. Кассирер (1874-1945). Основой для развития они взяли антипсихологические установки кантовской философии. Философия трактуется здесь как рационально-теоретическая форма мышления, которая должна ориентироваться на то, чтобы выступать в качестве науки и отвечать соответствующим критериям научности. Происходит абсолютизация разума в отождествлении с научностью. Мышление выступает единственным критерием определения объекта (Г. Коген).
Одним из ведущих направлений философии ХХ в. являлась феноменология Гуссерля (1859—1938.) Начав с философско-психологических установок, он резко изменяет характер своего творчества и в русле идей неокантианства выступает за освобождение философии от психологизма. Философия должна быть построена как строгая наука. В более поздний период творчества Гуссерль вновь возвращается к психологизму в философии, резко критикует сциентистские установки в философии. Это делает его творчество культовым феноменом, на который ссылаются почти все представители современных философских концепций иррационалистического и антисциентистского типа (М. Хайдеггер, Н. Гартман, Х.-Г. Гадамер).
Более жесткую позицию по отношению к классике занимает позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль), который также развивает традицию элиминации философии из разряда наук. Философия, по мнению позитивистов, не может больше претендовать на роль всеобщей методологии наук. В наибольшей степени позитивистская позиция становится популярной в социологии, ее основателем как науки часто называют именно О. Конта. Давая свою классификацию наук, он в ряду других наук выделял социологию.
Следующим направлением современной западной философии, произошедшее из критики классической философии за ее оторванность от проблем конкретного человека - прагматизм, представленный Ч. Пирсом (1839—1914), Дж. Дьюи (1859—1952), У.Джемсом (1842-1910). Призывает заниматься вопросами, которые стоят перед человеком в конкретных жизненных ситуациях. Единственным критерием истины является достижение практического результата. Джемс был уверен в возможности улучшения человеческого мира, хотя и не смог предложить какие-либо варианты этого улучшения. Позиция Дьюи более глубока и конкретно практична. Он предлагает не просто опираться на имеющийся опыт, но реконструировать его.
Следующим зарождающимся направлением философии того времени стал неопозитивизм. На уровне его зарождения проблему отличия науки от «ненауки» предлагалось решать с помощью лингвистики. Так, у Л. Витгенштейна (1889—1951) в качестве эталона науки выступает формальная логика, задающая общие критерии научности. Предложенная модель оказывается очень узкой, так как заставляет отказаться от общих предложений науки, т. е. от ее законов, достоверность которых нельзя обосновать с помощью верификации. Р. Карнапом (1891—1970 было предложено считать предложение верифицируемым, если существует логическая возможность его проверке, что означало расширение принципа верификации.
Идею своеобразной «реабилитации» метафизики пытается осуществить К. Поппер (1902—1994). С его именем связывают постпозитивистское направление в современной философии. Философия, по Попперу, конечно, не может быть наукой, так как ее высказывания неопровержимы, но это вовсе не означает, в отличие от утверждений логицистов, что ее высказывания бессмысленны. Таким образом, «реабилитация метафизики» К. Поппером безусловно имела место, но не в решении проблемы сущности философии, которая трактуется им в типично сциентистском духе. Он считал, что самое большое, на что способна философия, — это выступать умозрительной предпосылкой формирования научных идей.
Сциентистская интерпретация философии присуща структурализму. Цель философии, считают его представители, заключается в поисках общего основания для естественных и гуманитарных наук. Окружающий нас мир с этой точки зрения представляет собой как бы совокупность зашифрованных истин. Это мир символики. Научная философия, по мнению представителей сциентизма, возможна только как прикладная дисциплина, а не как самостоятельная наука.
Этой позиции противостоит антисциентизм — социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки и как социального института, и как формы постижения мира, угрожающей теперь существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке выдвигаются различного рода вненаучные или иррациональные способы постижения бытия.
Представители баденской школы
неокантианства — В. Виндельбанд
(1848-1915), Г. Риккерт (1863-1936)
развивают трансцендентально-
В этот исторический период возникает целая серия философских концепций, так или иначе развивающих антисциентистскую традицию, что характерно для творчества таких мыслителей, как А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон и др. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше считаются родоначальниками «философии жизни».
А. Шопенгауэр (1788—1860) — немецкий философ, создатель системы, в основу которой положен волюнтаризм. В своих произведениях Шопенгауэр всячески подчеркивал ущербность человека, а историю человечества считал медленным, но неизбежным процессом умирания смертельно раненного биологического вида. Он подверг критике моральность материального прогресса общества, указав на высокую цену платы за этот прогресс. Также Шопенгауэр считал правовое государство утопией и видел свой идеал в «государстве-наморднике», сдерживающем индивидуальную агрессивность и предупреждающем всеобщее взаимное уничтожение.
Ф. Ницше (1844—1900) — немецкий философ и филолог, иррационалист. Ницше рассматривал свою философию как предвестие новой эпохи, «провозвестника молнии. Проблемы разума рассматриваются им как опасная, подменяющая истинную жизнь сила. Только искусство является воплощением и проявлением подлинной жизни. Ницше всячески принижал человека, подчеркивал биологическое начало в человеке, приоритет телесного над духовным, ущербность человеческой природы. Главной задачей своей философии Ницше считал утверждение верховных ценностей человека нового типа — сверхчеловека — автономной свободной личности, творца, обладающего инстинктивной жаждой жизни, неустрашимостью, героизмом и т.п. Ницше отрицал равенство, был сторонником кастовости.
Одним из распространенных в западной философии направлений является фрейдизм, по имени его основателя З.Фрейда. Сначала он был невропатологом, затем перешел на мировоззренческую проблематику, занимаясь к концу жизни преимущественно вопросами философии культуры. Обнаружил психические образования, названные им «комплексами», такие как «эдипов комплекс», «комплекс Электры», «комплекс нарциссизма» и др. Вследствие чего разработал методику их обнаружения и изживания, названную им психоанализом. Фрейд утверждал, что можно рассматривать целые народы, подобно тому, как мы рассматриваем отдельного невротика. Он несколько пренебрежительно отзывался о философии, которую включал в идеологию и культуру, как умозрение, занимающееся «фабрикацией мировоззрений.
Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм, который мы рассмотрим на примере творчества М. Хайдеггера (1889-1976) и К. Ясперса (1883—1969). По Хайдгерру философия является своеобразной метанаукой по отношению к другим, так как затрагивает вопросы предпосылок научного знания в целом. Науки описывают как бы локальные картины мира по сравнению с общефилософским представлением его в целом. Полная картина может быть представлена лишь в философииЦель наук, как утверждает Хайдеггер, — овладение миром, но не понимание смысла. Философия не стремится овладеть бытием, а направлена на постижение его смыслов.
Антисциентистская позиция характерна и для другого великого немецкого философа — Карла Ясперса. В науке в качестве высшей выступает познавательная ценность, тогда как в философии установка на обязательное достижение истины отступает на второй план. Стихия философии — это бытие и место человека в нем, и здесь наука бессильна. Философия — это аналог веры, но на интеллектуальном уровне, некий синтез веры и убеждения. Вера дает надежду, философия — осознание ее, выступая в виде концептуального коммуникационного каркаса веры. Это высший этап трансцендентной философии.