Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 15:20, контрольная работа
Античная философия зародилась в VII—VI в. до н. э. и продолжала сове развитие до 529 г. н. э. В ее истории можно выделить следующие этапы:
1) древнегреческая философия (VI—V в. до н. э.). Философы: Фалес, Гераклит, Парменид, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ и др.;
2) классическая греческая философия (V—IV вв. до н. э.) — учения Демокрита, Платона, Аристотеля;
3) эллинистически-римская философия (с конца IV в. до н. э. до VI в. н. э.) — концепции эпикуреизма, стоицизма, скептицизма.
1. Античная философия. Философия Средневековья……………………..3
2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени…………………….8
3. Немецкая классическая философия середины XVIII —конца XIX в....12
4. Русская философия XIX — начала XX вв……………………………...14
5. Марксизм в России и СССР……………………………………………..16
6. Основные направления современной западной философии. ………....18
Эпоха Возрождения дала миру многих замечательных философов, таких, как Б. Телезио, Д. Д. Кампанелла, Пьеро Помпонаци, Ф. Патрицци, Н. Кузанский и др.
Николай Кузанский (1401—1464) был священнослужителем, с 1448 г. — в звании кардинала. Он полагал, что Бог есть нечто более совершенное по сравнению с природой, являясь ее разумным основанием. Разум — высшая познавательная способность человека. Он считал, что разум постигает глубины предметов, но истина при этом не может быть завершенной, окончательной (под истиной понимал абсолютную, исчерпывающую истину).
XVII и XVIII столетия характеризуются широкой разработкой методологической стороны философии и наук о природе. Это направление научной и философской мысли представлено основателем новейшего рационализма в философии Р. Декартом и основоположником классической механики И. Ньютоном.
Рене Декарт (Renatus Cartesius) (1596—1650) — французский философ и естествоиспытатель.Декарт разработал механистическо - материалистическую картину мира. Материя, с его точки зрения, есть делимая субстанция, имеется в мире еще неделимая субстанция — ум. Весь мир представляет собой гигантскую систему тонко сконструированных машин.
Джон Локк (1632—1704) — английский философ, экономист, психолог — один из крупнейших представителей эмпиризма того времени. Все идеи формируются из опыта — из внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). Знание является истинным постольку, поскольку идеи адекватны действительности. Познание подразделяется Локком на интуитивное, демонстративное и сенситивное (существование единичных вещей). Общемировоззренческая позиция Локка близка деизму. В общеполитических вопросах разрабатывал идейную доктрину либерализма.
Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, развивавший учение механистического материализма, теоретик общества и государства. Мир, по Гоббсу, — это огромная совокупность единичных тел, подчиненных законам механического движения. Наилучшей формой государственного правления является абсолютная монархия, воплощающая неограниченную государственную власть. Вера в Бога, по Гоббсу, есть плод воображения. В основе нравственности лежит естественный закон человеческой природы - эгоистическое стремление к самосохранению. Величайшим благом для человека считал гражданский мир.
Барух (Бенедикт) Спиноза (1632—1677) — нидерландский философ-рационалист. Его общая мировоззренческая ориентация характеризуется как пантеизм (натуралистический пантеизм). Бог есть природа, а природа есть Бог. Можно сравнить его позицию с пониманием субстанции философом-идеалистом Дж. Беркли: субстанция для Беркли была духовной, для Спинозы же она тождественна природе и включала в себя духовность. Спиноза полагал, что вне этой субстанции никакого Духа нет. Спиноза фактически разрушал представление о сверхъестественном начале природы.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) — немецкий философ, математик, физик, юрист, языковед. В течение ряда лет стоял на позициях механистического материализма, но затем эволюционировал к идеализму, к признанию решающей роли в мире за энергичным духовным началом. В целом его мировоззренческие взгляды оцениваются как объективно-идеалистические. Душа человека неуничтожима, а его телесность преходяща. В теории познания Лейбниц был идеалистическим рационалистом. Критерием истинности знания считал ясность, отчетливость и непротиворечивость.
Джордж Беркли (1685—1753) — английский теолог и философ. Представитель субъективного идеализма, один из классиков европейской философии. Главной целью своего философского творчества считал сокрушение материализма и обоснование «имматериализма», защиту и пропаганду религиозного вероучения. В качестве основы существующего он брал «дух», и в этом смысле для него существовала лишь одна духовная субстанция. С его точки зрения, между человеком и Богом имеется нечто вроде пелены из так называемых материальных предметов. Развивал в философии Нового времени субъективно-идеалистическую традицию в духе агностицизма.
Вольтер (наст. имя Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778) —французский философ, писатель, публицист, историк. Он признает существование в природе единого разумного мирового начала — Бога как первопричины. Способность чувствовать и мыслить, присущи материи, но даны ей Богом. В области гносеологии Вольтер был сенсуалистом, считал опытные исследования природы наиболее адекватным методом ее познания. Вольтер одним из первых предпринял попытку создания философии истории.
Жан Жак Руссо (1712—1778) — французский философ, писатель, композитор, представлявший демократическое крыло идеологов Просвещения. Веря в существование Бога, и признавая бессмертие души, Руссо отмечал, что материя и дух — два извечно существующих начала. Центральный вопрос учения Руссо — вопрос о социальном неравенстве и путях его преодоления.. Устранение социального зла политического неравенства Руссо видел в принятии общественного договора. Идеалом политического устройства он считал демократическую республику.
Дени Дидро (1713—1784) — философ, писатель. В начале своего пути Дидро был деистом, в дальнейшем — материалистом и атеистом. Он считал материю единственной субстанцией. За «единицу» материи он брал молекулу — так называемую «материализованную монаду», в которой представлен весь мир как целое, наделенную активной силой. Дидро написал для Екатерины II ряд работ о России, где отстаивал идеи Просвещения.
Клод Адриан Гельвеций (1715—1771) — философ, крупнейший представитель французского Просвещения. Гельвеций обосновал единство материи и движения, материи и сознания. Вопрос о познаваемости мира решал также с позиций сенсуализма. Он считал, что ценность идей и поступков человека определяется их полезностью, а основанием нравственных представлений является материальный интерес. Гельвеций критиковал идею существования Бога и бессмертия человека. Корни религии он усматривал в невежестве людей, остро высмеивал религиозные заблуждения.
Поль Анри Гольбах (1723—1789) — французский философ, крупнейший систематизатор материалистического мировоззрения эпохи Просвещения. Он постулировал несотворимость и вечность материи, ее независимость от человеческого сознания. Утверждал, что умственные способности зависят от способности чувствовать. Резко критиковал деспотизм и церковь. Связывал улучшение общественного порядка с деятельностью просвещенного монарха. Сторонник теории общественного договора.
Жюльен Офре де Ламетри (1709—1751) — французский философ-материалист, атеист, естествоиспытатель, врач. Философия Ламетри — последовательно выстроенная система радикального материализма и механицизма. Трактовал человеческое тело как чрезвычайно сложного механизма, как «просвещенной машины». Активным началом этого механизма-машины является душа, способности которой зависят от мозга и состояния тела. Развитие общества, по Ламетри, зависит от воспитания и просвещения. Его социально-политическая позиция — просвещенный абсолютизм, его идеал — общество, все члены которого ставят общее благо выше личного.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Основоположником немецкой классической философии явился Иммануил Кант (1724—1804). Творчество И. Канта принято разделять на два периода: «докритический» и «критический» (второй связывают с появлением «Критики чистого разума» в 1781 г.). Заканчивается этап последними работами Людвига Фейербаха.
В течение первого периода И. Кант сделал ряд важных открытий. Он применил к проблеме происхождения Солнечной системы учение о силах притяжения и отталкивания. Сформулировал гипотезу о возникновении Солнечной системы из диффузных твердых частиц, гипотезу о приливном трении, догадку о существовании системы внешних галактик. Кант дал объяснение фактам расположения планетных орбит почти в одной плоскости, естественного возникновения спутников планет, возникновения кольца Сатурна и т. д. Положение об антиномичности разума стало одной из основ идеалистической диалектики в послекантовской философии. В заключение коснемся верховного принципа этики И. Канта. Этот принцип требует от каждого индивида поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.
Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) — немецкий философ и общественный деятель. Одним из важнейших средств познания сущности Фихте признавал непосредственное созерцание истины умом, «интеллектуальной интуицией». В последние годы жизни Фихте пришел к выводу, что природа и человеческое познание изначально обусловлены Богом. Так завершилась духовная эволюция Фихте: от субъективного идеализма к объективному идеализму.
Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775—1854) — видный представитель немецкой классической философии. Самый важный этап — это разработка им философии природы (или натурфилософии). Он обнаружил, что явлениям материальной природы и духу свойственна полярность. Еще одно важное понятие философской системы Шеллинга, — это «интеллектуальная интуиция»- высший род активности субъекта, его размышления над собственной деятельностью. Шеллинг оказал большое влияние (главным образом своими ранними работами, своей диалектикой) на многих философов и ученых (в России его последователями оказались Д. М. Велланский, М. Г. Павлов, П. Я. Чаадаев и др.).
Выдающимся представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831). Главную историческую заслугу Гегеля многие философы видят во всеобъемлющей разработке им диалектики как учения о методе. Философия у Гегеля имеет тот же предмет, что и религия — Бог, Абсолют. Им были выработаны основные законы диалектики — закон диалектической противоречивости, закон перехода количества в качество и закон диалектического синтеза, а также значительное количество диалектических философских категорий. Сравнивая философию с религией, Гегель отмечал, что религия имеет общее содержание с философией и лишь их формы различны.
Завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии считается Философия Людвига Фейербаха Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Фейербах выдвигает кардинальный пункт, вокруг которого все вертится в философии — это понятие человека, индивидуума. Он считал, что не Бог является создателем природы и человека, а человек есть создатель Бога, вернее, его образа. Он полагал, что самое светлое и радостное чувство человека — это любовь. Любить, считал он, нужно природу, бытие. Где нет любви, там нет и истины. Любовь человека к человеку — важнейший фактор бесконфликтного развития общества.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX — НАЧАЛА XX ВВ.
Становление русской философии относится к XI—XVII вв., к периоду рацвета Киевской Руси. Первым древнерусским философом считают киевского митрополита Иллариона — автора «Слова о законе и благодати» (XI в.), где им предпринята попытка осмысления места русского народа в мировой истории. В XVIII столетии в России утверждаются идеи Просвещения, положившие начало светской линии в русской философии, связанной с наукой нового времени, Французской революцией. Основателем светского философского образования стал М. В. Ломоносов. В лице философа, просветителя и поэта второй половины XVIII в. Г. С. Сковороды русская философия осуществила синтез религиозного гуманизма и Реформации. Безусловной доминантой в русской философии начала ХХ в. является ориентация на гуманитарное знание, литературу и искусство, на проблемы человека. Отсюда ее своеобразный антропоцентризм, персонализм в виде религиозной философии человека. Другая, не менее влиятельная тенденция, представлена русским космизмом, возникшим под влиянием нового естествознания.
У истоков оригинальной русской философии XIX в. стоит П.Я.Чаадаев (1794-1856). Самобытность русской философии проявляется в работе Чаадаева «Философические письма». Своеобразие истории России Чаадаев видел в ее культурно-географическом положении между Востоком и Западом. Он одним из первых осознал необходимость синтеза восточной и западной культур, поставил вопрос о необходимости развития России в русле мировой цивилизации.
Непосредственно за Чаадаевым следуют славянофилы и западники. Самая характерная черта славянофильства (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин и др.) – антибуржуазность. Спасение России славянофилы видели в ее самобытности, т.е. в общине, самодержавии, народных обычаях и религиозности. Славянофилы отстаивали идею цельной личности, осознающей себя частицей народа, в котором все духовные силы сливаются в живое и высшее единство. В качестве высших ценностей на первое место славянофилы поставили общинную жизнь, мораль, обычаи и традицию, религию. Западники (Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, М.Н.Катков, Б.Н.Чичерин, В.П.Боткин) выступали за буржуазное развитие России по пути западноевропейской цивилизации, индивидуальности. Западничество ориентировалось на российский вариант европейского либерализма. И тех, и других волновали пути и судьбы общественного развития отечества.
Русская философия содержит такие концепции как гегельянство (В.Г.Белинский, Н.П.Огарев и др.), антропологический материализм (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов), позитивизм (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский), естественнонаучный материализм (Д.И.Писарев), экономический материализм (П.Н.Ткачев).Широкое развитие получило религиозно-идеалистическое направление (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Франк и др.). Рациональному знанию и иррациональной воле западной философии русская философия противопоставила понятия любви, стыда, совести.
Основными направлениями русского космизма являются естественнонаучное (Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, Н.Г.Холодный, А.О.Чижевский) и религиозно- философское (Н.Федоров). Представители естественнонаучного космизма ставили проблему единства человека с космосом, космической природы человека и его деятельности. Безграничные возможности человечества связывали с ростом его нравственного совершенствования и научных знаний, что определило гуманистическую и оптимистическую направленность данной разновидности космизма.
Научно-технические проекты К.Э.Циолковского (1857-1935) сыграли видную роль в становлении современной космонавтики. По Циолковскому, космос заполнен различными формами жизни, от примитивных до бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Современный человек не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.
Одним из создателей антропокосмизма был В.И.Вернадский (1863-1945). Антропокосмизм – это система, в которой природа, космическая и человеческая (социально-гуманитарная) тенденции развития науки гармонически сливаются в единое целое. Верил в безграничные возможности человеческого прогресса, который не мыслил вне единства всего человечества и его нравственного совершенствования.