Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:33, курс лекций
Древнегреческая философия начала зарождаться в VII-VI вв до н.э. внутри существовавшей тогда древнегреческой мифологии. Уже в VII в до н.э. многих не устраивало мифологическое объяснение устройства мира. Первые попытки философского объяснения мира были предприняты еще в поэмах Гомера («Одиссея», «Илиада»), Гесиода («Теогония»). Древнегреческая философия отвечала на те же вопросы, какие были поставлены мифологией: что такое мир? Бытие? Что является началом мира? (начало мира у древних греков называлось архэ или субстанция – «нечто, лежащее в основе чего-либо»). В попытках ответить на эти вопросы возникли первые античные философские школы.
Историко-философское введение
1. Предпосылки и периодизация античной европейской философии
2. Древнегреческие философские школы и идеи
3. Древнеримские философские течения
1. Античной принято называть философию, существовавшую с VII – VI вв до н.э. по III-V вв н.э. Европейская философия зарождается в древнегреческих полисах. Культурно-историческими предпосылками ее возникновения стали:
Не существует единой
Существуют и другие периодизации античной философии.
2. Древнегреческая философия начала зарождаться в VII-VI вв до н.э. внутри существовавшей тогда древнегреческой мифологии. Уже в VII в до н.э. многих не устраивало мифологическое объяснение устройства мира. Первые попытки философского объяснения мира были предприняты еще в поэмах Гомера («Одиссея», «Илиада»), Гесиода («Теогония»). Древнегреческая философия отвечала на те же вопросы, какие были поставлены мифологией: что такое мир? Бытие? Что является началом мира? (начало мира у древних греков называлось архэ или субстанция – «нечто, лежащее в основе чего-либо»). В попытках ответить на эти вопросы возникли первые античные философские школы. Самой первой из них была Милетская школа (VII-VI вв до н.э.). Представители Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Основная проблема у «милетцев» - проблема субстанции. У Фалеса субстанцией названа вода, у Анаксимена – воздух, у Анаксимандра – апейрон (с греч. «неопределенное, беспредельное»). В одно время с милетцами философствовал Гераклит Эфесский, утверждавший, что субстанцией является огонь (стихия). Нередко считают, что настоящая европейская философия начинается с Гераклита, разрабатывавшего проблему изменчивости мира. Он считал, что «все течет, все изменяется», «дважды нельзя войти в одну и ту же реку».
В VI в до н.э. возникла пифагорейская школа, представители которой считали, что субстанцией являются числа, наиболее важными из которых являются 0,1,2,3,4, т.к. в сумме они составляют число 10 (1 – начало, 0 – ничто); эти числа соответствуют основным геометрическим фигурам в мире: 1 – точка, 2 – отрезок, 3 – треугольник, 4 – квадрат.
В VI в до н.э. возникла элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). Часто элейцов называли первыми идеалистами в античной философии (предшественники-философы были материалистами). Их интересовало не столько проблема субстанции мира, сколько достоверность существования многих явлений в мире. Например, движения, покоя. До нас дошли апории Зенона (греч. а – нет, порос – выход): «Стрела», «Ахилл и черепаха», «Дихотомия». С помощью апории «Стрела» Зенон доказывал, что движения в мире нет. Апория «Ахилл и черепаха». Ахилл быстроногий бегун, что Ахилл не может догнать черепаху.
В V в до н.э. в Древней Греции возникает необходимость в учителях мудрости и красноречия. Появился слой софистов, которые обучали риторике и логике, а также умению выходить в разговоре из разных ситуаций. До нас дошло примерно 50 софизмов – логических конструкций («Лжец», «Рогатый» и др.). Софисты – не философы, но вошли в историю философии, т.к. пользовались методами философов; из рядов софистов вышел Сократ. Наиболее известные софисты – Протагор (утверждавший, что «человек есть мера всех вещей»), Гиппий, Продик.
Классический период античной философии
IV в до н.э. принято называть классическим периодом античной философии, т.к. в этом веке творили классики древнегреческой философии – Сократ (469-399), Платон ( 427-347), Аристотель (384-322). Их относят к афинской школе философов. С Сократа произошел переворот в философии: поворот от изучений окружающего мира к изучению человека. Главный тезис Сократа «Познай самого себя» явился началом диалектики как метода научного спора. В основу этого метода было положено два элемента: ирония и майевтика (с греч. «принятие родов»). Основное содержание диалогов Сократа носило этический характер, т.е. носило характер рассуждений о морали и нравственности. Он утверждал, если человек знает, чего он не должен делать, то он никогда не будет этого делать. Поэтому знать значит не совершать безнравственные поступки.
Лучшим учеником Сократа явился Платон. Он автор теории «идей», или «эйдосов» и теории «идеального государства». В таком государстве, по мнению Платона, три сословия: философы-правители; стражи-войны; а также ремесленники, торговцы, земледельцы. Учеником Платона стал Аристотель. Аристотель раскритиковал Платона («Платон мне друг, но истина дороже») за существование «мира идей». Он считал, что мир есть только реальный.
3. После IV в до н.э. начинается процесс упадка, деградация древнегреческой философии. На основе древнегреческой философии начинает развиваться собственная римская философия. Принято выделять в ней 3 основных течения:
В эпоху позднего эллинизма (I-III вв. н.э.) римская философия постепенно деградирует, хотя римские и древнегреческие школы существовали еще до V в., но каких-либо новых идей они уже не создали.
1. Христианство как основа средневековой философии
2. Периодизация средневековой философии
3. Основные особенности средневековой философии
4. Религиозно-философские идеи А.Августина
5. Философские идеи Фомы Аквинского
1. Христианство зарождается в I-II вв. н.э. в восточных провинциях Римской империи. Причины возникновения христианства:
Социальный состав
Исторические события, способствовавшие утверждению христианства:
313г. - император Константин Великий объявляет христианство официальной государственной религией Восточной Римской империи (Византии),
325г. – Никейский Собор (был определен состав христианских догм),
391-392гг. – Халкидонский Собор наложил запрет на все языческие верования,
451г. – Вселенский собор объявляет христианство государственной религией всей Римской империи,
476г. – разрушение Западной Римской империи под натиском варваров.
Идейные истоки христианства:
Кроме того, в христианство были включены и другие идеи: неопифагорейства (идея Троицы) и неоплатонизма (идея выделения из бога разума, души, природы).
2. Не существует единой периодизации средневековой философии. Одни периодизации ведут отсчет с I в н.э., другие с V в. Но все эти периодизации заканчивают отсчет в XV в. В средневековой философии принято выделять два основных периода: патристика и схоластика. Первый период был назван так потому, что в его границах творили основные разработчики христианской религии, названные позже «отцами церкви» (I-VIII вв). Патристика делится на 2 подпериода:
Часто раннюю патристику
называют апологетическим, а
3. Средневековая философия
В средневековой философии
теории и идеи можно
4. Самым крупным мыслителем патристики был Аврелий Августин (354-430 гг). Основные труды: «Исповеди» -30 томов (рассказ о своей жизни в форме молитв) ; «О Троице»- 2 тома ; «О граде Божием» -30 томов. Главная заслуга Августина является то, что он сделал Бога центром философии. Бог:
«Бог создал человека по своему образу и подобию». Главное в человеке – душа. Душа не материальна, т.е. она выполняет функцию разума, воли и памяти. Человек черпает свои знания из души, которые Бог заранее наделил разумом. Главное средство познания Бога - вера. Меньшую роль в его познании играет разум. Формула познания человеком мира: «Разумей, чтобы мы верить, и верь, чтобы разуметь». Важной частью философского творчества Августина является его теодицея ( греч теос – Бог, дике – справедливость, защита – оправдание Бога). Также теодицея есть у всех средневековых философов. Суть теодицеи:
Августина называли «менее из двух святых и более из всех человеком» (из-за того, что в своих трудах он мог резко от возвышенных тем перейти к низким). Придерживался идеи необходимости социального неравенства в обществе, т.к. Бог создал мир иерархичным.