История философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:33, курс лекций

Краткое описание

Древнегреческая философия начала зарождаться в VII-VI вв до н.э. внутри существовавшей тогда древнегреческой мифологии. Уже в VII в до н.э. многих не устраивало мифологическое объяснение устройства мира. Первые попытки философского объяснения мира были предприняты еще в поэмах Гомера («Одиссея», «Илиада»), Гесиода («Теогония»). Древнегреческая философия отвечала на те же вопросы, какие были поставлены мифологией: что такое мир? Бытие? Что является началом мира? (начало мира у древних греков называлось архэ или субстанция – «нечто, лежащее в основе чего-либо»). В попытках ответить на эти вопросы возникли первые античные философские школы.

Файлы: 1 файл

История философии.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

 

   5. Фома Аквинский  (1225-1274гг) родился в Италии близ  г. Аквино. Основные труды: в его произведениях насчитывали 13 млн. терминов. Главное произведение – «Сумма теологии». В ней развивал многие идеи Августина (однако, если Августин опирался на неоплатонизм, то Аквинский – на аристотелизм). Его теодицей :

  • В мире все находится в движении, должна быть причина такого движения. Причина эта – Бог.
  • Мир есть цепь причин и следствий, должна быть главная причина, это – Бог
  • В мире много случайного, но много и закономерного. Ими управляет множество законов. Самый первый из них был дан Богом
  • В мире все совершенно и иерархично, на вершине этой иерархии – Бог, как самое совершенное существо
  • В мире все целесообразно. Эту целесообразность придал миру Бог

 «Учение о человеке»: человек  есть существо промежуточное  между животными и ангелами (т.к.  его тело животного происхождения,  а душа и разум – божественного). Аквинский относился к реалистам. Августин представитель неоплатонизма (и номиналист), то Аквинский представитель аристотелизма (и реалист).

 

Философия эпохи Возрождения

1. Основные особенности эпохи и философии

2. Основные особенности ренессансной философии. Ее периодизация

3. Гуманизм эпохи Возрождения

4. Эпоха реформации

5. Социально-политические идеи

6. Натурфилософия эпохи Возрождения

 

1. Философию эпохи Возрождения  принято называть период в  истории философии, начавшийся  примерно  с середины XIV в по начало XVIIв . Этот период принято называть либо эпоха Возрождения, либо эпоха Ренессанса (фр ренессанс – возрождение). Эпоха получила такое название благодаря тому, что в этот период идут процессы возрождения интересов к античной культуре и философии. Кроме того, свое название эпоха получила в силу целого ряда новаций. В этот период начинает развиваться мануфактурное производство, более сильными темпами идет торговля, начинает развиваться новый социальный класс – буржуазия, идет усиленный рост городов. Этому способствовало целый ряд открытий и усовершенствований:

  • Усовершенствование ткацкого станка
  • Создание самопрялок
  • Возникновение доменного металлургического производства
  • Создание огнестрельного оружия
  • Развитие инструментов (компаса)
  • Появление книгопечатания в XV в

   В эту эпоху совершались Великие географические открытия: открытие Америки (Колумб), первое кругосветное путешествие Магеллана, открытие морского пути в Индию. Эпоха Возрождения началась в Италии, в XVI в переместилась в Германию, а позже – в Нидерланды.

 

  2. Данные открытия требовали своего осмысления, нарождающаяся буржуазия – новую идеологию. Все это обусловило основные особенности ренессансной философии. К важнейшим особенностям можно отнести:

  • Смена мировоззренческой концепции. Если в средневековье мировоззрение было теоцентрично, то в эпоху Возрождения в мировоззрение начинает господствовать антропоцентризм, т.е. центром размышлений философии становится человек, его жизнь, судьба, место в мире
  • Идет процесс секуляризации философских знаний (лат. секулярис – светский, мирской) противоположный религии. Хотя религиозные идеи присутствуют в ренессансной культуре и философии, но они отходят на второй план
  • Культура и философия эпохи Возрождения предстают как гуманистические. В этот период приоритетными становятся гуманистические идеи. В связи с этим часто эпоху Возрождения называют эпохой Гуманизма
  • Ренессансная культура и философия носят ярко выраженный антифеодальный характер и содержание. На первое место выходят буржуазные идеи и теории
  • В эпоху Возрождения идут процессы реформации христианской церкви. В христианстве возникает третья ветвь – протестантизм
  • В эпоху Возрождения расширяется проблематика  философии
  • Переходит возврат к античной философии. Реанимируются многие давно забытые идеи и теории

 В эпоху Возрождения принято выделять 3 основных периода:

    1. гуманистический ( с середины XIV в до середины XV в)
    2. неоплатонический (вторая половина XV – первая четверть XVI вв)
    3. натурфилософский (вторая половина XVI – XVII вв)

 

  3. Эпоха Возрождения получила  название эпохи Гуманизма (лат. гуманос – человечный), т.к. в этот период центром философии становится человек, а ведущей ее проблемой – проблема самоценности человека. К этой проблеме впервые обратился Данте Алигьере (1265 – 1321гг). В ряде своих трудов : «Пир», «Монархия». Он впервые стал утверждать, что главной фигурой в мире является не бог, а человек. В своей «комедии» он изобразил жизнь человека после смерти. Идеи Данте продолжил Ф. Петрарка ( 1304-1374гг). В своем труде  «О невежестве своем и многих других» он призвал вернуться к античной культуре и к античному пониманию человека. Согласно Петрарке не бог, а человек главное действующее лицо в мире. В трудах более поздних гуманистов Лоренцовало (1407-1457гг), Пико де Мирандола ( 1463-1494гг) и др. развивали идеи Данте и Петрарке. По мнению Мирандолы бог не создавал человека по своему образу и подобию, предоставил ему возможность творить самого себя. Можно выделить следующие особенности всех ренессансных гуманистов:

  • стремление к обожествлению человека
  • ренессансный гуманизм носил ярко выраженный антиклерикальный характер (лат. клерикалис – церковный, религиозный)

 

  4. Внутри эпохи  Возрождения  принято выделять 2 процесса, шедших  параллельно друг другу:

  • процесс Ренессанса (возрождение светской культуры)
  • процесс Реформации

  Под Реформацией принято понимать процессы реформирования христианской церкви. Процесс реформации начался с Мартина  Лютера (1483-1546гг). В 1517 г. Лютер вывесил на дверях своей церкви 95 тезисов против индульгенции. Так возникает третья ветвь в христианстве – Протестантизм. Идеи Лютера получили поддержку в разных странах мира:

  • в Швейцарии протестантские идеи развивал Урлих Цвинли (1484-1531гг)
  • во Франции – Жан Кальвин (1509-1564гг)

  С их точки зрения вся  жизнь это покаяние. Не следует  бежать от жизни. Нужно исполнять свое призвание, приносить пользу обществу. Так родилась Протестантская этика.

 

 

Философия Нового времени

1. Основные особенности и периодизация нововременной философии

2. Эмпиризм Френсиса Бэкона

3. Рационализм Рене Декарта

 

1. Период в истории философии, длившийся в XVII – XIX вв принято называть периодом философии Нового времени. Данное название период получил благодаря целому ряду важных особенностей:

  • нововременная философия развивалась в условиях буржуазных революций в Западной Европе (первой революцией стала революция 1609г. в Нидерландах). Благодаря ей в Европе начинаются процессы образования буржуазии как социального класса, который требовал создания нового мировоззрения, новой философии, новых идеологий.
  • С начала XVII века в Западной Европе начинается период революций, которые были предопределены открытиями Николая Коперника (гелиоцентрическая модель мира), Иоганна Кеплера (сформулировал 3 основных закона движения планет), Галилео Галилея , Исаака Ньютона (закон всемирного тяготения). Данные открытия требовали нового философского осмысления, поскольку сильно меняли сложившуюся картину мира.
  • Многие нововременные философы вошли в историю науки и как крупные естествоиспытатели (Лейбниц, Декарт).
  • В нововременной философии окончательно оформился отход от теоцентризма и переход к антропоцентризму. В этот период по-прежнему существовали и развивались религиозные взгляды и теории, однако они отошли на периферию философии. Переосмысливается образ Бога , его роль в мире – Бог в большинстве теории выступает в качестве мирового «первотолчка» (например, по Декарту роль бога состоит в том, чтобы лишь привести мир в движение, подобно тому, как часовщик привел часы в движение).
  • В новое время философы разделились на 2 основных лагеря: на рационалистов и эмпириков.

   В тоже время в нововременной  философии развиваются прежние  темы, связанные с осмыслением природы, общества, человека и его сознания.

 

2. В нововременной философии  окончательно оформляется такое  течение как эмпиризм, у истоков которого стояли античные философы – материалисты. Философом, оформившим окончательно эмпиризм, стал Ф. Бэкон (1561 – 1625гг). Эмпиризм – это такое течение в философии, которое опирается на признание опыта и эксперимента главными средствами познания мира и достижения истины. Бэкон окончил Кембридж, с 1618г был лорд-канцлером Англии, был обвинен во взяточничестве и коррупции, с 1621г в отставке. Бэкон утверждал, что в предшествующем ему философском знании   накопилось множество ошибок, заблуждений, которые необходимо устранить (это возможно сделать благодаря критическому пересмотру всего философского знания), благодаря определению нового метода познания и достижения истины. Решая первую цель, необходимо, по мнению Бэкона, выявить в предшествовавшей философии все имеющиеся идолы, т.е. заблуждения. Бэкон определил 4 идола:

  1. «идолы рода» - это заблуждение, определяемое несовершенством устройства человека (прежде всего несовершенство его органов восприятия)
  2. «идолы пещеры» - заблуждение, идущее от неправильного воспитания, а также от общения с людьми.
  3. «идолы рынка» - заблуждение, идущее от некритичного усвоения разного рода мнений, взглядов, идей и т.п.
  4. «идолы театра» - заблуждение, идущее от веры в ложные авторитеты и знаменитости

  Устранение данных идолов  – это первый шаг в создании истинного знания в мире. Следующий, более важный шаг – создание нового метода познания мира. в предшествующей философии Бэкон обнаруживает 3 основных метода познания мира, которые он обозначил как методы паука, муравья и пчелы.

Метод «паука»: «паук» вытягивает из себя истины, пренебрегая эмпирическими фактами

Метод «муравья»: «муравьи» кропотливо собирают данные, но не в состоянии их обобщить

Метод «пчелы»: «пчела» кропотливо собирая нектар (данные), способна переработать его в мед (истину). Именно путь «пчелы» является наиболее оптимальный для познания мира. Данный метод Бэкон назвал индукцией (лат индукцио – наведение) – это метод получения истинного знания благодаря восхождению от единичного к общему (обработка эмпирических данных ведет к выводу). Бэкон не отрицал роль разума в познании мира, но считал его вторичным по отношению к его опыту наши ощущения: разум лишь помогает сформулировать выводы.

   К эмпирикам в разное  время относились Джон Локк, Этьен  Кондильяк, Томас Гоббс и др.

Эмпиризм очень близок по содержанию сенсуализму, направлению в теории познания, согласно которому все содержание знания можно вывести из деятельности органов чувств. Крупными представителями сенсуализма были Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм, П. Гассенди и др.

 

3. Вторым течением нововременной  философии стал рационализм (рацио – разум, ум). Это течение, утверждавшее, что только разум человека является главным средством познания мира, достижений, истины. Рационализм окончательно оформился в философии Декарта (1596-1654гг).

  Основные его произведения: «Основания философии», «Метафизические  размышления». Как и Бэкон утверждал, что предшествующая философия полна ошибок и заблуждений. Необходимо эти ошибки выявить и создать новый метод познания мира. таким методом стала дедукция – метод восхождения от общего к единичному. По Декарту дедукция как метод должна состоять в следующем:

 

  1. находить знания, которые кажутся очевидными и бесспорными
  2. обосновать их разумом. Для этого необходимо:
    • разлагать любую проблему на как можно больше количество элементов
    • выстраивать эти элементы в определенной последовательности
    • выстраивать из этих элементов иерархию

  По Декарту науки напоминают  древо, корни которого  - метафизика (философия), ствол – физика, ветки  и крона – другие науки, из которых особо выделяются три: медицина (наука о здоровье людей), механика (наука об обустройстве быта) и этика (наука о поведении людей).

Крупными представителями рационализма были Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Бенедикт Спиноза, Георг Гегель и др.

 

Немецкая классическая философия

1. Основные особенности немецкой классической философии

2. Основные идеи представителей немецкой классической философии

 

1. Важной частью нововременной  философии выступает немецкая  классическая философия. Свое название она получила потому, что главными ее представителями были немцы и идеи, возникшие в ней почти сразу стали классикой мировой философии. Период развития длился примерно со второй половины XVIIIв до 80-х годов XIX в. Выделение данной философии в особый период нововременной философии обусловлено целым рядом особенностей :

  • немецкая классическая философия представляет собой крупнейшее философское течение в истории мировой философии (ее представители очень крупные мыслители)
  • немецкая классическая философия объективно подвела итоги развитию всей западноевропейской философии, начиная с античной философии
  • немецкая классическая философия внесла значительный вклад в разработку основных философских проблем и вопросов по всем разделам от онтологии до истории философии
  • в немецкой классической философии  произошло переосмысление многих, считавшихся к тому времени решенных, философских проблем (проблема познания мира, познающего субъекта, проблема диалектического метода)
  • период развития немецкой классической философии сегодня признан периодом само осознания   философии

Информация о работе История философии