Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:30, реферат
Филосо́фия исто́рии — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства[1]. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий.
Предмет философии истории
Филосо́фия исто́рии — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства[1]. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий[2]. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.
Хотя сам термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Вольтеру, вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества»
По причине того, что про историческое время тяжело говорить в целом, вне пределов его связи с институтами социальной организации, скультурными ценностями, внутренней жизнью личности, существуют трудности в разграничивании философии истории с социологией, философией культуры, с философской антропологией, а также с конкретными историческими науками[3]. Эта сложность определяет двойственное трактование философии истории: 1) как ответвление философского знания, 2) как социологию[4].
Статус «философии истории»
как заповедного поля философов
обосновывал профессор Оксфордс
Противоположную точку зрения выразил немецкий философ П. Барт, утверждавший, что существует только одна наука про судьбу человечества, хоть как бы её называли — социологией, философией общества или философией истории[7].
Циклическая и линейная модели исторического процесса Философия истории интересуется направленностью исторического процесса. Древние греки воспринимали мир как завершенный космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот, касалось ли это космоса или человека. Христианская философия истории преодолевают античную идею круговорота. Приход Христа, его казнь, ожидаемость пришествия – это условные пункты истории, временности мире, который до своего грехопадения. Находился в царстве вечности (никто не умирал) и который, пройдет путь очищения от грехов, способен вернуться в вечность. Философию нового времени вырабатывается рациональные объявления хода истории процессов. Сам разум признается источником прогресса, поступательного от менее совершенного к более совершенному, движения общества. Время и ход истории считается линейными процессами. Марк считал, что последовательный прогресс общества от первобытного до рабовладельческого, феодального, капиталистического, коммунистического обеспечивается развитие производственных сил. Представления о повторяемости событий, о цикличности истории держались в сознании людей очень долго и прочно. Через два с половиной тысячелетия Гегель почти в точности повторяет те же слова: "При всем бесконечном многообразии изменений, совершающихся в природе, в них обнаруживается лишь круговращение, которое вечно повторяется; в природе ничто не ново и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. " Все же далее он отмечает: "Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое. "( Гегель, 1935: 51 - 52) Наряду с циклической и спиральной моделями в теории развития имеются представления и о линейности этого процесса. Да и определяется развитие, как правило, как "движение от низшего к высшему, от простого к сложному. "(См. напр. Диалектический …: 126), то есть как процесс, имеющий определенную направленность, не обязательно спирального характера. (Здесь следует отметить, что указанный выше взгляд может быть отнесен только к одному из типов развития - прогрессивному или арогенному развитию, кроме него существует и регрессивное развитие - катагенез, и аллогенетическое ("плоское") развитие, идущее без увеличения сложности развивающегося объекта).
С. В. Орлов (1992: 50-51) приводит
три "логически возможных
1. Развитие, как изменение вообще.
2. Развитие, как круговорот,
что отражает идею
3. Развитие, как поступательное движение от низшего к высшему.
Последнее направление, как указывает автор, начало формироваться как в философии, так и в естествознании.
Только в начале ХХ века появляются первые еще робкие подходы к построению вертикальной спиральной модели процесса развития: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать по спирали, а не по прямой линии. " (Ленин, 1948: 38). "Познание человека не есть прямая линия, а кривая, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. " (Ленин 1963: 322). Таким образом спиральные модели должны отражать не тождественность повторяющихся явлений и расширение области событий, вовлекаемых в процесс развития.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИСТОРИИ лежат в творческой способности личности, субъекта, способности преодолевать ограниченность исторически сложившихся форм жизни, своих представлений о комфортном мире, социальных отношений, культуры, отношений личность - общество, преодолевать противоречия между полюсами дуальной оппозиции в процессе осмысления, практического разрешения любой проблемы, преодолевать социокультурное противоречие, постоянно воспроизводить вектор конструктивной напряженности, нацеленный на сохранение и рост творчества, соответствующего нравственного идеала. Д.с.
проявляются в способности отвечать на вызов истории, вызов окружающего мира, борясь с внешними опасностями, энтропийными, дезорганизующими процессами, с противоречиями между частью и целым, между потребностью и реальными возможностями их удовлетворения и т.д. Д.с.и. не сводятся к труду, так как труд сам по себе не в состоянии превратить те или иные формы организации в предмет человеческой деятельности, расширить сферу человеческой деятельности до возможности создавать ассоциации, совершенствовать социальные отношения в зависимости от подлежащих разрешению проблем. Они не сводятся к развитию нравственной идеи, человеческого духа, так как реальные процессы истории постоянно выскальзывают из-под их влияния, стимулируя возникновение новой нравственности. Д.с.и. не остаются неизменными и представляют собой кумулятивный процесс, носящий творческий характер, включающий медиацию и оттесняющий на задний план инверсию. Этот процесс, однако, не несет в себе абсолютной исторической необходимости, предзаданности. Человеческая история включает колебания людей по поводу своих целей и возможностей, возможность капитуляции перед сложностями, отступления, циклы, колебания, которые могут привести не только к великим достижениям прогресса, но и к катастрофам в результате неспособности людей идти и решать проблемы в соответствии с уровнем сложности общества. Для традиционной цивилизации характерен страх перед историей как ведущей к отпадению от высших ценностей. Поэтому Д.с.
здесь не отделены от повседневной деятельности людей, так как история здесь является побочным и нежелательным ее результатом.
В либеральной
цивилизации, где прогресс, развитие,
повышение эффективности
Философия истории: основные идеи и концепции.
Философия истории анализирует проблемы
смысла и цели существования общества,
перспективы его развития.
С возникновением христианства оказалось
возможным иное понимание истории. Оно
предполагало поступательное прогрессивное
развитие в истории человечества: от акта
творения Богом до ее "финала" - второго
пришествия Христа и Страшного суда. В
новое время земная история перестала
восприниматься как священная история.
В XVIII веке в работах просветителей постоянно
звучала тема мощи человеческого разума,
который следовало лишь освободить от
пут религии и предрассудков. История
оценивалась теперь как история разума.
Наиболее системно представление о неизбежности
прогресса в движении человечества было
дано в философии Гегеля. В марксистской
концепции общества прогресс рассматривался
как результат неуклонного развития производительных
сил. С конца XX века понятие прогресса
общества и истории все более связывается
с развитием телесных и духовных характеристик
самого человека. С особой силой философия
истории XX века поставила проблему коммуникации
как основания человеческого существования.
История возможна лишь в той мере, в какой
люди открыты миру и друг другу. История
реализуется через общение.
Философы и социологи используют различные
подходы к изучению общественного прогресса.
В марксистской философии, например, был
разработан формационный подход. С точки
зрения формационного подхода, исторический
прогресс понимается как смена общественно-экономических
формаций. Общественно-экономическая
формация - это исторически конкретное
общество на данном этапе его развития.
Она включает в себя все явления, которые
имеются в обществе: материальные, духовные,
политические, социальные, семейно-бытовые.
Основу общественно-экономической формации
составляет способ производства материальной
жизни в единстве производительных сил
и производственных отношений. В развитии,
исторического процесса Маркс выделял
пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую,
феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Формационный подход к развитию общества
существует наряду с культурологическим
и цивилизационным подходами.
Культурологический подход к истории
использовал Освальд Шпенглер (1880- 1936).
Он исходил из того, что каждая культура
существует изолированно и замкнуто. Появляясь
на определенном этапе исторического
процесса, она переживает возрасты отдельного
человека (детство, юность, зрелость и
старость) и затем погибает. Смерть культуры,
по Шпенглеру, начинается с возникновения
цивилизации.
Понятие "культура" относится к числу
фундаментальных в современном обществознании.
Культуру часто определяют как "вторую
природу", т.е. культура есть природа,
обработанная человеком в целях удовлетворения
тех или иных потребностей. Однако культуру
нельзя свести только к вещам, произведенным
человеком. Понятие культуры охватывает
собой и продукты духовного производства,
распространяется на общественные отношения.
Суть культуры заключается в том, что она
несет в себе систему и природных, и социальных
качеств. Культура обнаруживает себя в
истории. Одним из главных критериев жизнестойкости
и прогресса культуры является способность
одной культуры вбирать и осваивать достижения
других культур. Культура обусловлена
потребностью общества в закреплении
и передаче совокупного духовного опыта.
Категория цивилизации охватывает природу
и уровень развития материальной и духовной
культуры. Цивилизация воплощает в себе
технологический аспект культуры. Главное
в цивилизации - это непрерывная смена
технологий для удовлетворения столь
же непрерывно растущих потребностей
и возможностей человечества.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (от греч. искусство, мастерство,и учение) – социально-философская концепция, рассматривающая технику и технологию как фундамент целостности общества и главный фактор его развития. Технологический детерминизм абсолютизирует социокультурные функции техники и технологии, не видит их зависимости от экономических, социальнополитических и других общественных отношений, которые придают определенную направленность и смысл научно-техническому развитию. В рамках технологического детерминизма формулируются концепции постиндустриального (технотронного) общества. Технологический детерминизм представляет собой своего рода аксиоматическую систему, включавшую в себя следующие постулаты: во-первых, техника обладает "автономией развития" - как в смысле наличия имманентного эволюционного потенциала и собственной логики развития, так и в смысле независимости от социокультурного контроля и самодостаточности оснований (вплоть до понимания техники в качестве causa sui); во-вторых, развитие техники понимается как прогресс (и в том плане, что все без исключения технические новации прогрессивны, и в плане исчерпанности социального прогресса как такового прогрессом техники); в-третьих, развитие техники носит эмерджентный характер (англ. to emerge - внезапно возникать), т.е. не испытывает никакого детерминационного влияния извне, со стороны других социальных феноменов, - напротив, выступая финальной детерминантой всех социальных преобразований и культурных модификаций (на базе этого постулата в Ф.Т. складывается концепция культурного отставания). На семантически тождественной почве технологического детерминизма в 20 в. конституируются в качестве философских направлений альтернативные (некритически оптимистический и трагически пессимистический) подходы к оценке роли техники в обществе - формируются течения техницизма и антитехницизма.
Технократии теории (греч. ремесло, мастерство и власть, господство) - социологическое течение, возникшее в США на основе идей буржуазного экономиста Т. Веблена и получившее значительное распространение в 30-х гг. 20 в. (Г. Скотт. Г. Леб и др.). В ряде капиталистических стран были учреждены общества технократов. Приверженцы Т. т. утверждают, будто анархия и неустойчивость совр. капитализма являются результатом управления государством «политиками». Они выдвигают идею исцеления капитализма путем передачи руководства всей экономической жизнью и управления государством «техникам» и бизнесменам. За демагогической критикой капиталистической экономики и политики скрывается стремление оправдать прямое и непосредственное подчинение государственного аппарата промышленным мо-, нополиям. Современная научно-техническая революция оживила некоторые идеи Т. т. Появились многочисленные теории «индустриального» (Р. Арон, У. Ростоу), «постиндустриального» (Белл), «технотронного» (3. Бжезин-ский) об-ва, концепции конвергенции (Дж. Гэлбрейт). Близким к Т. т., но еще более реакционным является менеджеризм - учение о руководящей роли управляющих (менеджеров). Явно антикоммунистический характер вто учение приобрело в работах Дж. Бернхема, «менеджериальная революция» («революция управляющих») к-рого - апология открытой диктату^ ры амер. монополистов. В 70-х гг. Белл выдвинул понятие меритократии, якобы заменяющей бюрократию и технократию в т. наз. «обществе знания».