Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:48, реферат
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени.
ДЖОН ЛОКК
Биография
Джон Локк родился в 1632 г. в небольшом городке Рингтон (графство Сомерсетшир). Его отец был преуспевающим адвокатом и ярым сторонником Реформации, начатой Мартином Лютером (1483-1546) в 1517 г. Реформация была направлена против засилья католической церкви, которая всей своей идеологической мощью сопротивлялась естественно-историческому прогрессу: защищала исчерпавший себя абсолютизм и не давала ходу идущей ему на смену более совершенной форме общественного устройства - демократии. Во время первой демократической революции (1640-1660) отец Локка сражался против королевской власти в рядах армии парламента, которой руководил Оливер Кромвель (1599-1658).
Воспитание в семье было, разумеется, пуританским, т.е. в духе свободы и строгости, с особым акцентом на здоровье и спорт, на независимость и самостоятельность, добропорядочность, деловитость и умение ладить с людьми, безупречную нравственность и законопослушность.
Природа одарила мальчика выдающимися способностями и поэтому его пригласили учиться в самой престижной лондонской школе - Вестминстерской, которую он закончил с блеском и сразу же оказался в Оксфорде.
В университете Локк изучал медицину, естествознание (у Роберта Бойля!), философию, языки, включая латынь и древнегреческий, классическую литературу. Наибольших успехов добился в медицине и языках. В это же время увлёкся философией Декарта (1596-1650), который, будучи выдающимся математиком, - заложил основы аналитической геометрии, ввёл понятия переменной величины и функции, обогатил язык алгебры многими обозначениями, увековечил своё имя в “Декартовых координатах” и т.д., - а также крупным физиком-теоретиком и физиологом, страстно ненавидел схоластику и схоластов, чем, прежде всего и покорил своего великого почитателя. Именно у Декарта Локк перенял отвращение к заумному пустословию и всю жизнь стремился излагать свои мысли ясным и простым языком, живо и увлекательно. Его литературный стиль, чувство слова до сих пор остаются недосягаемым образцом не только в педагогике, но и в философии. Блестяще завершив обучение в Оксфорде, Локк пару лет преподаёт в нём древние языки, но вскоре оставляет эту работу и принимает предложение занять место домашнего врача и воспитателя двух мальчиков в семье лидера пропарламентской партии вигов лорда, а затем и графа Энтони Эшли Купера Шефстбери (1621-1683), одного из крупнейших политиков Англии, будущего лорд-канцлера. Между прочим, эту должность занимал в своё время и Фрэнсис Бэкон (1521-1626), направивший Яну Амосу Коменскому (1592-1670) приглашение в Лондон для переподготовки британских педагогов в духе «Великой дидактики».
Оставляя за скобками дипломатическую, философскую и политическую сторону биографии Локка (упомянем лишь о том, что именно Локк первым выдвинул и обосновал принцип разделения властей на законодательную в лице народных избранников, и исполнительную в лице короля и судейского корпуса, принцип, который начисто исключает возможность абсолютизма в любом его виде - классическим примером может служить государственное устройство как самой Англии, так и её бывшей колонии США), - коротко остановимся на его гениальном педагогическом труде “Мысли о воспитании”, который с полным основанием можно рассматривать как эстафету научной, природосообразной педагогики, принятой от Коменского.
Локк
не случайно назвал свой труд всего
лишь «мыслями». Дело в том, что в
его планы, как это следует
из письма его близкому другу Эдварду
Клэрку, вообще не входило сочинение
какого-либо педагогического трактата,
подобного его грандиозным
Не подлежит сомнению, что обрабатывая свои письма, Локк просто не мог не воспользоваться теми впечатлениями, которые наверняка запали ему в память ещё с того времени, когда он сам был ребёнком и когда его самого тоже воспитывали. Не мог он не воспользоваться и более широким опытом английского народного воспитания, а также историческими свидетельствами о воспитании у других народов. Всё это он хорошо продумал, привёл в систему, мастерски вмонтировал в неё личную точку зрения и в результате получились не просто “мысли”, которые у посредственных авторов всегда приобретают форму размышлений,- а ещё чаще - форму бездарных, заумных и пустопорожних «размышлизмов», - а вышел строгий и стройный истинно научный педагогический шедевр.
Сто
с небольшим лет назад, а если
совсем точно, то в 1896 году два издателя
- Ф.А.Брокгауз (Лейпциг) и И.А.Ефрон
выпустили том XVII своего энциклопедического
словаря. В статье, посвящённой Локку,
в той части, где речь идёт о «Мыслях
о воспитании», автор, подписавшийся инициалами
“И.Г.” заключает: «Мысли о воспитании»
- столь же полезная книга теперь, как и
двести лет тому назад”. Сегодня в эту
оценку можно внести только одну поправку:
вместо слова “двести” написать слово
«триста», а ещё через сто лет - слово “четыреста”
и так до бесконечности. Имея под руками
“трактаты” Коменского, Локка, Песталоцци,
Дистервега, Ушинского и Макаренко только
глупцы могут морочить нам голову безумными
реформами.
Философские воззрения
Если попытаться в самых общих словах дать характеристику Локку как мыслителю, то прежде всего следует сказать о том, что он является продолжателем «линии Фрэнсиса Бэкона» в европейской философии конца XVII — начала XVIII века. Более того, его с полным основанием можно назвать основоположником «британского эмпиризма», создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей, которые являются краеугольными камнями современного либерализма. Локк стоял у истоков трудовой теории стоимости, которую использовал для апологетики буржуазного общества и доказательства незыблемости права частной собственности. Он первым провозгласил, что «собственность, возникшая благодаря труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей» 17. Локком много было сделано для защиты и разработки принципов свободы совести и веротерпимости. Наконец, Локк создал теорию воспитания, существенным образом отличающуюся от тех, которые разрабатывали его предшественники, в том числе и мыслители Ренессанса.
Джон
Локк родился в небольшом городке
графства Сомерсет на юго-западе Англии
в семье мелкого судейского чиновника,
который по своим политическим убеждениям
принадлежал к пуританам крайне
левого толка (их в просторечии называли
индепедентами, т.е. независимыми, ибо
они не признавали власти епископата и
назначали священниками людей из своей
среды). Обстановка дома, где выше всех
добродетелей ценили труд, свободу искреннюю
веру в Бога, оказала самое непосредственное
влияние на формирование характера юного
Локка. Наставлениям отца Локк обязан
и своим рано пробудившимся интересом
к вопросам религии, права, политики, исследованию
которых он посвятил свою жизнь. В школу
при Вестминстерском аббатстве он поступил
достаточно поздно (эпоха была бурная
— в Англии бушевала гражданская война,
закончившаяся свержением и казнью короля
Карла I и установлением единоличного
правления Оливера Кромвеля, и поэтому
мать долго не решалась отдавать сына
в учение), но это не помешало ему благополучно
закончить курс и поступить в колледж
Христовой церкви Оксфордского университета.
Как лучшего ученика, набравшего самый
высокий балл при вступительных испытаниях,
его определили в число студентов, обучающихся
за казенный счет, что было большим благом
для семейства, постоянно испытывавшего
материальные трудности. Это произошло
в 1652 г., и с этого момента более чем на
тридцать лет судьба Локка оказалась связанной
с Оксфордом. Локк закончил богословский
факультет, но отказался принять сан, как
этого требовал университетский устав
для преподавателей, и поэтому ему разрешили
преподавать не весь комплекс дисциплин,
который читался обычно «остепененными»
докторами, а только греческий язык, риторику.
Несколько позже ему было дозволено чтение
курса этики (ее называли в те времена
«моральной философией»). Будучи преподавателем,
Локк поступил на медицинский факультет
(его влекли естественные науки, и он усиленно
занимался физикой, химией, биологией),
но после окончания курса в получении
диплома доктора медицины ему было отказано.
О причинах отказа университетские хроники
говорят весьма туманно, но можно предположить,
что это было связано с репутацией атеиста
и безбожника, которая прочно закрепилась
за Локком со времен магистратуры и издания
его первых трудов. Но это не остановило
Локка, который продолжал (и довольно успешно)
заниматься исследованиями в избранной
им области. Вскоре его имя становится
известным в научных кругах. Он знакомится
с крупнейшим физиком того времени Робертом
Бойлем и помогает ему в его экспериментах.
Успехи Локка на научном поприще не прошли
незамеченными. В 1668 г. (ему тогда было
36 лет) Локка избирают действительным
членом Лондонского королевского общества,
которое, по сути, являлось (и является
до сих пор) национальной академией наук
Соединенного Королевства. Вскоре он меняет
род своей деятельности и начинает заниматься
политикой. Это было связано со знакомством
с графом Шефтсбери, известным государственным
деятелем той поры, который предложил
ему пост личного секретаря и наставника
его детей. Постепенно Локк становится
его ближайшим советником и получает возможность
влиять на процессы большой политики.
Он участвует в подготовке ряда законодательных
актов, в выработке тактики и стратегии
правящего кабинета, оказывает деликатные
услуги в области тайной дипломатии своему
покровителю и другу. Политическая деятельность
все более и более захватывает его, и вскоре,
благодаря своему таланту, он становится
одним из признанных деятелей партии вигов
(так называли партию средней и крупной
английской буржуазии, стремившуюся закрепить
завоевания английской буржуазной революции
и не дать отобрать роялистам завоеванные
ею свободы). Благодаря поддержке оппозиции,
Локка назначают на ряд видных государственных
постов, где он проявляет недюжинные способности
государственного деятеля. Но вскоре его
успешно начатая политическая карьера
прерывается. После падения кабинета Шефтсбери
и ареста его покровителя Локк бежит в
Голландию, которая была в те годы прибежищем
для эмигрантов со всей Европы. Королевские
власти требуют его выдачи для суда и казни,
но вмешивается случай, который резко
меняет траекторию жизненного пути Локка.
Он знакомится со штатгальтером (правителем)
Голландской республики Вильгельмом III
Оранским, который, оценив по достоинству
его ум и политический опыт, приближает
его к себе. После свержения Якова II Стюарта
Вильгельмом Оранским, имевшим неоспоримые
права на английский престол, Локк возвращается
в Англию, где становится одним из наиболее
видных деятелей нового правительства.
Он получает пост комиссара по делам колоний
и торговли, возглавляет комитет по денежной
реформе. По его предложению создается
Английский банк, ряд других финансовых
организаций. Одновременно он занимается
интенсивной научной деятельностью. Из
под его пера один за другим выходят экономические,
политические, атеистические трактаты.
Ведет он и активную полемику на страницах
газет и журналов со своими политическими
оппонентами. Неоднократно выступает
в парламенте и на заседаниях Королевского
совета. Однако в 1700 г. он из-за болезни
оставляет все свои посты и поселяется
вне Лондона, в поместье лорда Мешэма,
где занимается воспитанием его внука.
Умер Джон Локк в 1704 г., будучи на вершине
славы, окруженный почетом* и уважением
людей, хорошо осознававших, что с его
смертью уходит целая историческая эпоха
и начинается новая, наступление которой
Джон Локк обосновал и идеологически подготовил.
Труды Локка
Локк оказал огромное влияние на европейских мыслителей последующего поколения. В. И Ленин отмечал, что Беркли, Дидро и многие другие «вышли из Локка» 18. На его работы опирались идеологи Северных Штатов Америки, в том числе Джордж Вашингтон и автор «Декларации независимости» Томас Джефферсон. Таким образом, в лице Локка мы имеем философа, чьи работы стали поворотной вехой в развитии экономических, политических, этических идей в Европе и Америке.
Духовное
наследие Локка весьма впечатляет.
В число трудов, написанных им, входят:
«Элементы натуральной
Человек и государство
Весьма
обстоятельно он рассуждает о том, как
возникло человеческое общество, культура,
какие законы определяют бытие социума,
какие функции выполняют
Сразу
необходимо сказать, что основатель
английского сенсуализма
Итак, общество в естественном состоянии у Локка выглядит как социум, организованный на основе принципов равенства, справедливости, независимости людей друг от друга. В этом обществе отношения между индивидами регулируются нормами морали и религии, но не права, о котором люди, пребывающие в естественном состоянии, ничего не знают. Но, по мере накопления собственности у отдельных членов общества, у них возникает желание подчинить себе подобных, которые, естественно, противятся этому. Второй предпосылкой разлада в обществе и разрушения гармонии отношений становится быстрое увеличение населения. При нехватке земли каждый видит в другом не товарища, а врага, мечтающего завладеть долей собственности, ему не принадлежащей. Так возникает состояние «войны всех против всех», которое длится до тех пор, пока люди не осознают ненормальности сложившегося положения вещей. В процессе поиска выхода из создавшейся ситуации они в конечном счете приходят к мысли о необходимости учреждения государства, которому делегируются полномочия силой устанавливать мир, защищать собственность и жизнь собственников. Это согласие и есть «общественный договор», на который опирается вся пирамида властных, экономических и правовых отношений современного общества.
Таким образом, государство, по Локку, есть искусственное, т.е., культурное образование, создаваемое волей и деяниями людей.
Из
этого следует, что генезис государства
повторяет генезис самой культуры, а формы
государства соответствуют тем или иным
формам культуры. Последняя же, согласно
воззрениям Локка, не существует изначально,
она не дается свыше, а создается людьми
в процессе их исторической практики.
Вопросы религии
Близко гоббсовскому и локковское решение проблемы религии. Локк признает ее неотъемлемой частью государственной машины и считает, что она выполняет важные социальные функции, которые не способны выполнять другие общественные институты, в частности мораль и право. Но он, в отличие от Гоббса, он не считает религию феноменом культуры.
Вера,
в его понимании, есть проявление
креативной силы Господа. Она не возникает
в процессе человеческой практики и
никакими гносеологическими