Философия Фрэнсиса Бэкона

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 21:07, доклад

Краткое описание

Имя Фрэнсиса Бэкона - из числа тех имен в истории человечества, которые не принадлежат безраздельно какой-то одной отрасли знания, культуры или политики, как не принадлежат они одной эпохе или одной стране. Он сам, как бы провидя свою посмертную славу, писал: "Что касается моего имени и памяти обо мне, то я завещаю их милосердной людской молве, чужеземным народам и будущим векам".

Файлы: 1 файл

бэкон.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Фрэнсис Бэкон

(22,01,1561 – 9,04,1626)

Имя Фрэнсиса Бэкона - из числа тех имен в истории  человечества, которые не принадлежат  безраздельно какой-то одной отрасли  знания, культуры или политики, как  не принадлежат они одной эпохе  или одной стране. Он сам, как бы провидя свою посмертную славу, писал: "Что касается моего имени и памяти обо мне, то я завещаю их милосердной людской молве, чужеземным народам и будущим векам".

К Бэкону полностью  применима характеристика, данная Ф. Энгельсом деятелям эпохи Возрождения, которые не стали еще рабами разделения труда: "Что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии ... Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми". Крупнейший политический деятель Англии первой четверти XVII в., юрист, лелеявший идею реформы средневекового права, философ, социальный мыслитель, историк, литератор, публицист - вот далеко не полный перечень граней культурно-исторического феномена, имя которому - Бэкон.

И все же потомкам он известен прежде всего как выдающийся философ-материалист и основоположник экспериментирующей науки.

Бэкон и его жизнь

Родился 22 января 1561 г. - прошло в лондонской резиденции отца Йорк-хаузе, на берегу Темзы, по соседству с дворцом королевы.

Весной 1573 г., после  завершения домашнего образования, 12-летний Фрэнсис был оправлен в  Кембридж, в Тринити-колледж. К этому  времени твердыни средневековой  университетской схоластики были в значительной степени поколеблены двумя поколениями английских гуманистов. Именно здесь, в стенах Тринити-колледжа, Бэкон впервые осознал бесплодие схоластических студий, освященных авторитетом Аристотеля, причесанного в соответствии с философскими вкусами самих схоластов. Это отрицательное отношение к средневековому аристотелизму Бэкон сохранил на всю жизнь. И, может быть, именно в эти годы впервые посетила его дерзновенная идея пересмотра всей системы человеческих знаний.

Внезапная смерть отца в феврале 1579 г. принуждает Бэкона вернуться на родину. Младший сын, он получил весьма скромное наследство. Пришлось всерьез задуматься о своем будущем. Без особого энтузиазма Фрэнсис вновь поступает в Грейз-Инн, где тщательно штудирует "общее право". Юридическая карьера его складывалась удачно. Уже в 1582 г. он получил адвокатский чин барристера, а четыре года спустя, в возрасте 25 лет, стал одним из руководителей коллегии барристеров.

В 1584 г. Бэкон  был впервые избран в палату общин  от Малкомба (графство Дорсет) и потом заседал в ней регулярно. Начало его парламентской деятельности совпало с резким обострением борьбы против католических заговоров в стране и за ее пределами, которая приняла характер борьбы за национальную самостоятельность страны перед лицом европейской католической реакции.

Научные труды

К религиозным  проблемам Бэкон подходит с сугубо светской политической меркой, заботясь прежде всего о стабильности государственных  дел. Ему чужды настроения пуритан. В то же время он считает эти настроения скорее обидными для церковных и светских властей, нежели враждебными. В английской реформации Бэкон выделяет три важных момента: "удержание внутри королевства значительных денежных средств, которые прежде стягивались в Рим", закрытие монастырей, освобождение английских королей от подчинения внешним политическим силам. Своеобразная охранительная позиция в вопросах религии обусловила и его отношение к правительственным преследованиям папистов и пуритан. Он рекомендует прибегать к репрессиям против тех и других лишь в случае их публичных выступлений или других действий, наносящих вред государству.

Гораздо больше, чем противоборство англичан, католиков  и пуритан, Бэкона привлекали занятия  философией, историей, искусством. Мировоззрение  Бэкона изначально складывалось как светское в своей основе. Его молодость совпала с порой бурного цветения английской гуманистической культуры.

В 80-е годы Бэкон  написал первый и, к сожалению, несохранившийся  философский трактат "Величайшее порождение времени", где с молодой энергией и отвагой выдвинул идею реформы всего человеческого знания и сформулировал понятие нового, индуктивного метода, которое, по словам издателя и крупнейшего знатока его философского наследия Эллиса, "определило характер всех его теорий", оставаясь их душой, животворящим. Но потребовалось долгих 35 лет напряженной работы бэконовского интеллекта, прежде чем эта идея отлилась в "Нового Органона", придав особый многозначительный смысл всему, что за эти годы вышло из-под его пера.

В 1597 г. в жизни Бэкона происходит и еще одно событие - он выпускает в свет свой первый литературный труд "Опыты и наставления нравственные и политические". В последующие годы "Опыты" переиздавались неоднократно. От издания к изданию увеличивалось их число, разнообразилась тематика, заметнее становился политический акцент. Издание 1597 г. состояло всего из 10 коротких эссе, которые, на первый взгляд, производят впечатление случайного, аморфного собрания с хаотической композицией. Сам автор в посвящении, адресованном брату, опасался, что "Опыты" "будут подобны... новым полупенсовым монетам, которые, хотя серебро в них и полноценно, очень уж мелки".

Но действительно  ли случайной была тематика "Опытов" 1597 г.? Фактически Бэкон рассматривает  в них те же вопросы, которые волновали его все последние годы - пути и способы достижения высоких должностей, правила поведения в обществе и др. Об этом идет речь в опытах "Об искусстве беседы", "О мерах соблюдения приличий", "О приближенных и друзьях", "О просителях и ходатаях", "О почестях и известности". Проза жизни продиктовала и темы двух других опытов - "О расходах" и "О способах сохранить здоровье".

"Опыты" - это  маленький свод правил морали, почерпнутых "больше из опыта,  нежели из книг". В них отчетливо  проявляется гуманистический ренессансный характер этики Бэкона, отвергавшего пассивное созерцательное отношение к окружающему миру и считавшего, что счастье и благополучие может быть достигнуто благодаря собственной активности человека. Этот основополагающий принцип его этической концепции получает развитие в последующих изданиях "Опытов", в философских и политических трудах. Концепция Бэкона несет в себе оптимистический заряд веры в духовную мощь человека, способного одолеть все, даже страх смерти. Он считает, что "столь же естественно умереть, как и родиться" .

Мышление Бэкона отличала одна не так уж часто встречающаяся  черта - постоянство идей, выводов, концепций.

В 1604 г., стремясь заручиться расположением Якова I, Бэкон  составляет так называемую "Апологию" - документ, призванный реабилитировать автора перед королем и друзьями казненного графа. "Все, что я сделал, - заявляет Бэкон, - ...было сделано по соображениям долга и служения королеве и государству" .

В первые годы царствования Якова Бэкон стремится заинтересовать его своими политическими и научными идеями. В 1605 г. Бэкон издал первое крупное философское произведение "Две книги о восстановлении наук" - принципиальный набросок завершенного 18 лет спустя труда "О достоинстве и приумножении наук". Первая книга посвящалась обоснованию выдающейся роли знания и наук во всех областях жизни, вторая содержала схему классификации наук и намечала пути их дальнейшего развития.

Однако идеи реформатора науки не были поняты королем. Перелистав как-то одно из сочинений  Бэкона, Яков заметил, что оно, как Священное писание, превосходит все доступное пониманию.

В первом парламенте Якова, созванном в 1604 г., имя Бэкона называлось в числе имен возможных  кандидатов на пост спикера палаты общин. По давней традиции на этот пост избиралось лицо, предложенное короной, но в парламенте 1604 г. отлаженный механизм забуксовал. Депутаты встретили в штыки кандидатуру двора и назвали собственных кандидатов, среди которых Бэкон представлялся фигурой компромиссной, способной удовлетворить и палату, и королевский двор.

"Апология  палаты общин" фактически отрицала  абсолютный и единоличный характер  королевской власти как в гражданской,  так и в духовной сфере и  намечала мероприятия, долженствовавшие  по своему объективному смыслу  обеспечить право собственности на землю и неприкосновенность доходов от торгово-промышленной деятельности.

Сравнение текста "Апологии" с парламентскими речами, письмами и политическими трактатами Бэкона этих лет позволяет предположить, что его идеи нашли отражение  главным образом в той части, где идет речь об устранении разногласий в вопросах религии, а также в отдельных положениях, касающихся отмены наиболее одиозных феодальных повинностей.

Политической  концепции Бэкона близка и органична  известная формула английского  государственного права - "король в парламенте". "Король в парламенте" - это то, что, по мнению теоретиков английского абсолютизма, отличало их страну от Франции и других стран континента, составляло ее исключительность, служило гарантией от внутренних неурядиц и смут.

Бэкон считал английское законодательство, касавшееся взаимоотношений  государя и народа, "лучшим, справедливейшим  в мире". "Суверенитет и свободы  парламента, - отмечал он в парламентской  речи - суть два основных элемента этого  государства, которые, хотя один из них более активен, а другой более пассивен, не перечеркивают и не уничтожают, а усиливают и поддерживают друг друга".

Исходным теоретическим  импульсом бэконовской концепции  государственной власти стала гуманистическая  идея могущественного и просвещенного правителя как гаранта поддержания здоровья в политическом теле, каким представлялось Бэкону государство. Переведенная на язык политических трактатов, эта идея превращалась в идею сотрудничества королевской власти с советом. Государи не могут видеть все своими глазами, слышать все своими ушами и, следовательно, должны прибегать к содействию совета.

Идея сильной  власти - сквозная во всей социологической  концепции Бэкона. Все, что противоречит этой идее, что способно угрожать государственному могуществу, вызывает его резко негативное отношение, будь то сепаратизм феодальной знати, народные восстания или религиозные распри. И напротив, силы, способные, по его мнению, это могущество упрочить (а именно такой силой считал он парламент), находят в его лице решительного сторонника.

Осенью 1620 г. Бэкон  опубликовал свой главный философский  труд "Новый Органон", содержащий учение о методе как основе философии  и всякого научного знания. Публикация "Нового Органона" сама по себе являлась научным подвигом мыслителя, завершением многолетней, титанической работы. Окончательному тексту предшествовало, по меньшей мере, 12 вариантов .

Весной 1622 г. выходит  в свет "Историей Генриха VII". В  духе ренессансной традиции, рассматривавшей (иногда даже излишне прямолинейно) историю как наставницу жизни, Бэкон обращался к прошлому, надеясь найти в нем подтверждение своим политическим идеалам, извлечь из него уроки для настоящего и будущего.

Политический  характер "Истории Генриха VII", который подчеркивал сам Бэкон, давший латинскому изданию подзаголовок "Труд воистину политический", сближает английского автора с представителями итальянской гуманистической историографии.

В этом труде  Бэкон рассматривает проблемы, интересовавшие его как государственного деятеля  и мыслителя: государственная власть, законодательство, торговля, борьба с мятежами, войны. Степень охвата, почти невероятная для довольно небольшого сочинения, круг тем и проблем внутренней и внешней политики - от вопросов престолонаследия до открытия североамериканского материка.

Трактат "О  достоинстве и приумножении наук", содержащий классификацию всех накопленных  человечеством знаний, и "Новый  Органон" должны были, по замыслу  Бэкона, составить две первые части "Великого восстановления наук". В третьей части - "Естественной и экспериментальной истории" - он собирался дать систематизированное описания явлений и фактов окружающего мира, которые могли бы послужить основой для построения философской теории. Эту часть еще предстояло написать. Пока же был завершен лишь предварительный набросок "Естественной истории", появившийся в одном томе с "Новым Органоном". Четвертая часть, "Лестница разума", должна была включать примеры исследований и открытий, сделанных в соответствии с новым индуктивным методом. В пятую предполагалось включить описание наблюдений и открытий, сделанных старым умозрительным методом и еще требовавших дополнительной проверки. Шестая, последняя часть "Великого восстановления", ради которой, собственно, и создавались все предыдущие, мыслилась как всеобъемлющее и систематическое изложение знаний, выработанных на основе индуктивного метода.

Бэконовская классификация  наук стала своеобразной энциклопедией, а сам Бэкон может быть по праву  назван в числе первых европейских  энциклопедистов. Эту его роль признавали и французские энциклопедисты XVIII в. Один из творцов французской "Энциклопедии" Д'Аламбер отмечал: "Главным образом, мы обязаны канцлеру Бэкону энциклопедическим деревом" .

Провозглашая  необходимость опытного знания, которое  одно только и способно содействовать открытию причин и аксиом, Бэкон был весьма далек от примитивного понимания опыта, от сведения его к голому эмпиризму. Не случайные данные непосредственного восприятия действительности, а специально организованные, "упорядоченные" эксперименты способны проложить дорогу "истинному", т. е. объективному знанию. Сам Бэкон был далек от того, чтобы считать свой метод вершиной, после чего дальнейшее восхождение было бы ненужным. "Мы... не утверждаем, - писал он, - ... что к этому ничего нельзя прибавить: напротив ... искусство открытия может расти вместе с открытиями". Философ оставался верен старому девизу: "Истина - дочь времени, а не авторитета"..

Информация о работе Философия Фрэнсиса Бэкона