Фрэнсис Бэкон - английский философ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 04:56, реферат

Краткое описание

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) жил и творил в эпоху, которая является периодом не только мощного экономического, но и исключительного культурного подъема и развития Англии.
XVII век открывает новый период в развитии философии именуемой философией Нового времени. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).

Файлы: 1 файл

логика реферат.docx

— 42.23 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) жил и творил в эпоху, которая является периодом не только мощного экономического, но и исключительного культурного  подъема и развития Англии.

XVII век открывает новый период  в развитии философии именуемой  философией Нового времени. Если  в Средние века философия выступала  в союзе с богословием, а  в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным  образом опирается на науку.  Поэтому на первый план в  самой философии выходят гносеологические  проблемы и формируются два  важнейших направления, в противоборстве  которых проходит история философии  Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм  (опора на разум).

Родоначальником эмпиризма был  английский философ Френсис Бэкон. Он был талантливым ученым, выдающимся общественным и политическим деятелем, выходцем из знатного аристократического рода. Френсис Бэкон окончил Кембриджский университет. В 1584 году был избран в парламент. С 1617 года он становится лордом-хранителем печати при короле Якове I, наследуя эту должность от своего отца; затем лордом - канцлером. В1961 году Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве по ложному доносу, осужден и отстранен от всех должностей. Вскоре он был помилован королем, но на государственную службу не вернулся, полностью посвятив себя научной и литературной работе. Легенды, окружающие имя Бэкона, как любого великого человека, сохранили рассказ о том, что он даже купил специально остров, для того, чтобы создать на нем новое общество в соответствии со своими представлениями об идеальном государстве, изложенными позже в неоконченной книге «Новая Атлантида», однако эта попытка провалилась, разбившись об алчность и несовершенство людей, выбранных им в союзники.

Уже в молодости Ф.Бэкон вынашивает грандиозный план «Великого Восстановления наук», к реализации которого стремился всю жизнь. Первую часть этого труда составляет совершенно новая, отличная от традиционной для того времени аристотелевской классификации наук. Она было предложена еще в труде Бэкона «О преуспевании знания» (1605), но полное развитие получила в главном труде философа «Новый органон» (1620), который в самом своем названии указывает на противопоставление авторской позиции догматизированному Аристотелю, почитавшемуся тогда в Европе за непогрешимый авторитет. Бэкону принадлежит заслуга придания философского статуса опытно – экспериментальному естествознанию и «возвращения» философии с небес на землю. [5]

 

 

  1. Ф. Бэкон - основатель опытной науки и философии Нового времени

 

 

Ф. Бэконом инвентаризируются  все области сознания и деятельности.

Общая тенденция философского мышления Бэкона является однозначно материалистической. Однако материализм  Бэкона ограничен исторически и  гносеологически.

Развитие науки Нового времени (и естественных и точных наук) было лишь в зачатках и находилось полностью под влиянием ренессансного  понятия человека и человеческого  разума. Поэтому и материализм  Бэкона лишен глубокой структурности  и является во многом скорее декларацией.

Философия Бэкона исходит  из объективных потребностей общества и выражает интересы прогрессивных  общественных сил того времени. Его  упор на эмпирические исследования, на познание природы логически вытекает из практики тогдашних прогрессивных  общественных классов, в частности  нарождающейся буржуазии. [4]

Бэкон отвергает философию  как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном познании. Это подтверждает и название одного из его исследований - «Естественное и экспериментальное описание к основанию философии».

Своей позицией он, собственно, выражает новую исходную точку и  новое основание для всякого  познания.

Основное внимание Бэкон  уделял проблематике науки, знания и  познания. В мире науки он видел  основное средство решения социальных проблем и противоречий тогдашнего общества.

Бэкон - пророк и энтузиаст  технического прогресса. Он ставит вопрос об организации науки и постановке ее на службу человеку. Эта ориентация на практическое значение знаний сближает его с философами Возрождения (в  отличие от схоластов). А наука  оценивается по результатам. «Плоды - поручитель и свидетель истинности философии». [6]

Смысл, призвание и задачи науки Бэкон характеризует весьма четко во введении к «Великому Восстановлению Наук»: «И, наконец, я хотел бы призвать всех людей к тому, чтобы они помнили истинные цели науки, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Этому призванию науки подчиняется и ее направленность, и рабочие методы.

Он высоко оценивает достоинства  античной культуры, вместе с тем  им осознается, насколько превосходят  их достижения современной науки. Насколько  он ценит античность, настолько же низко он оценивает схоластику. Он отвергает спекулятивные схоластические диспуты и ориентируется на познание действительного, реально существующего  мира.

Основным орудием этого  познания являются, согласно Бэкону, чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает. [2]

Естествознание по Бэкону - великая мать всех наук. Она была незаслуженно унижена до положения  служанки. Задача - вернуть наукам самостоятельность  и достоинство. «Философия должна войти  в законное супружество с наукой, и только тогда она сможет приносить  детей».

Сложилась новая познавательная ситуация. Для нее характерно следующее: «До бесконечности разрослась груда  опытов». Бэкон ставит задачи:

а) глубокое преобразование массива накопленных знаний, рациональная его организация и упорядочивание;

б) разработка методов получения  нового знания.

Первую он реализует в  работе «О достоинстве и приумножении наук» - классификация знаний. Вторую - в «Новом Органоне».

Задача упорядочивания знания. В основу классификации знаний Бэкон  кладет три способности различения у человека: память, воображение, разум. Этим способностям соответствуют области  деятельности - история, поэзия, философия  с наукой. Результатам способностей соответствуют объекты (кроме поэзии, у воображения не может быть объекта, а она - его продукт). Объектом истории  являются единичные события. У естественной истории - события в природе, у  гражданской истории - в обществе. [1]

Философия по Бэкону имеет  дело не с индивидуумами и не с  чувственными впечатлениями от предметов, а с абстрактными понятиями, выведенными  из них, соединением и разделением  которых на основе законов природы  и фактов самой действительности она и занимается. Философия относится  к области рассудка и по существу включает в себя содержание всей теоретической  науки.

Объекты философии - Бог, природа  и человек. Соответственно этому  она делится на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке.

Философия - знание общего. Проблему бога как объекта познания он рассматривает  в рамках концепции двух истин. В  Священном писании - моральные нормы. Теология, изучающая Бога, имеет  небесное происхождение, в отличие от философии, у которой объект - природа и человек. Естественная религия может иметь объектом природу. В рамках естественной теологии (бог - объект внимания) философия может играть определенную роль.

Кроме божественной философии  существует естественная философия (натуральная). Она распадается на теоретическую (исследующую причину вещей и опирающуюся на «светоносные» опыты) и практическую философию (которая осуществляет «плодоносные» опыты и создает искусственные вещи).

Теоретическая философия  распадается на физику и метафизику. Основа этого деления - учение о 4 причинах Аристотеля. Бэкон считает, что физика исследует материальные и движущие причины. Метафизика исследует формальную причину. А целевой причины в  природе нет, лишь в человеческой деятельности. Глубинную суть составляют формы, их изучение - дело метафизики.

Практическая философия  распадается на механику (исследования в области физики) и естественную - магия (она опирается на познание форм). Продукт естественной магии - то, например, что изображено в «Новой Атлантиде» - «запасные» органы для  человека и проч. Говоря современным  языком, речь идет о высоких технологиях - High Tech. [1]

Великим приложением к  естественной философии, как теоретической, так и практической он считал математику.

Строго говоря, математика даже составляет часть метафизики, ибо количество, которое является ее предметом, приложенное к материи, есть своего рода мера природы и  условие множества природных  явлений, а поэтому и одна из ее сущностных форм.

Поистине знание о природе - это главный всепоглощающий предмет  внимания Бэкона, и какие бы философские  вопросы он ни затрагивал, подлинной  наукой для него оставались изучение природы, естественная философия.

К философии Бэкон относит  и учение о человеке. Здесь также  разделение областей: человек как  индивид и объект антропологии, как  гражданин - объект гражданской философии.

Представление Бэкона о душе и ее способностях составляют центральное  содержание его философии человека.

Френсис Бэкон различал в  человеке две души - разумную и чувственную. Первая - боговдохновенная (объект богооткровеннного  знания), вторая - подобная душе животных (она - объект естественно -научного исследования): первая происходит от «духа Божи», вторая - из набора материальных элементов и является органом разумной души.

Все учение о боговдохновенной душе - о ее субстанции и природе, о том, врожденная ли она или привнесена извне, он оставляет компетенции  религии.

«И хотя все такого рода вопросы могли бы получить в философии более глубокое и тщательное исследование по сравнению с тем состоянием, в котором они находятся в настоящее время, тем не менее, мы считаем более правильным передать эти вопросы на рассмотрение и определение религии, потому что иначе они получили бы в большинстве случаев ошибочное решение под влиянием тех заблуждений, которые могут породить у философов данные чувственных восприятий». [5]

 

 

2 Бэкон о природе человеческих заблуждений

 

 

Задача вооружить человека методами получения нового знания полагается Бэконом гораздо важнее. Решение  ее он дает в работе «Новый Органон». Значительным препятствием в развитии действительного познания служат предрассудки, вжившиеся, закоренелые, или даже врожденные представления и фикции, которые способствуют тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватно.

Бэкон называет эти представления  идолами. Учение об идолах, согласно Бэкону, является важным средством преодоления  этих представлений. Об отношении науки  об идолах к новой логике и новому методу познания он говорит: «Наука об идолах так относится к объяснению природы, как наука о софистических доказательствах к обыкновенной логике». [2]

Бэкон предпосылает проблему очищения ума человека от следующих  «идолов» (ложных представлений, призраков):

1 Идол рода

Это предрассудки, коренящиеся  в природе человека как родового существа, в несовершенстве органов  чувств, в ограниченности ума. Ощущения обманывают нас, они имеют границы, за которыми объекты перестают восприниматься нами. Руководствоваться только ощущениями наивно. Разум помогает, но ум часто  дает искаженную картину природы (уподобляет кривому зеркалу). Ум приписывает  природе свои свойства (антропоморфизм) и цели (телеология). Поспешные обобщения (например, круговые орбиты).

Идолы рода являются не только естественными, но и врожденными. Они  исходят из естественного несовершенства человеческого разума, которое проявляется  в том, что «предполагает больший порядок и равновесие в вещах, чем те, которые в них есть».

Идол рода - самый неустранимый по Бэкону. Едва ли можно освободиться от своей природы и не присовокуплять свою природу к представлениям. Путь к преодолению идолов рода заключается в осознании этого естественного свойства человеческого разума и последовательном проведении правил новой индукции в процессе познания (это необходимое, безусловно, основное и самое надежное средство для преодоления и других идолов).

2 Идол пещеры

Если идолы рода происходят от естественных недостатков человеческого  разума, которые являются в большей  или меньшей степени общими, то идолы пещеры также вызваны врожденными  недостатками человеческого разума, но индивидуального характера.

«Идолы пещеры - это идолы человека как индивида. Ибо каждый индивид кроме ошибок, порожденных природой человека как вида) имеет свою индивидуальную пещеру или логово. Эта пещера преломляет и искажает свет природы, с одной стороны, потому, что каждому принадлежит определенная, собственная природа, с другой стороны, потому, что каждый получил различное воспитание и встречался с другими людьми.

Информация о работе Фрэнсис Бэкон - английский философ