Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:38, доклад
На прошлой лекции мы говорили об учении Галилео Галилея. Именно этот мыслитель, физик, философ, математик, астроном проложил пути к созданию современного естествознания. Однако волею историков философии и науки, да и волею истории обычно в родоначальником современного научного мышления считается Фрэнсис Бэкон (1561–1626).
Фрэнсис Бэкон
На прошлой
лекции мы говорили об учении Галилео
Галилея. Именно этот мыслитель, физик,
философ, математик, астроном проложил
пути к созданию современного естествознания.
Однако волею историков философии и науки,
да и волею истории обычно в родоначальником
современного научного мышления считается
Фрэнсис Бэкон (1561–1626).
Бэкон имел знатное происхождение — родился
в семье лорда-хранителя печати (на современном
языке — министра юстиции), учился в Кембридже
на юриста, какое-то время работал адвокатом,
был членом английского парламента и сам
был лордом-хранителем печати и лордом-канцлером
английского парламента. Однако карьера
Бэкона не была успешной. Его обвинили
во взяточничестве, дело дошло до короля,
и Бэкона посадили в тюрьму. Правда, вскоре
он был освобожден, но к политике он утрачивает
интерес и решает заняться философией,
точнее естествознанием (собственно философию
Бэкон не любил, понимая под этим определением
философию схоластическую и противопоставляя
ей свободное исследование природы). Как
повествуют биографы, Бэкон настолько
активно занимался исследованием природы,
что от этого и погиб: проводя опыты по
замораживанию, он простудился и умер.
Среди произведений Бэкона выделяется
одно большое — «О достоинстве и приумножении
наук», которое, правда, не является главным
в его творчестве, хотя сам он и считал
иначе, посвятив ему большую часть своей
жизни. Главное его произведение называется
«Новый органон» (понятно, что само заглавие
предполагает противопоставление того
метода, который создает Бэкон, старому,
аристотелевскому, который, как мы помним,
излагался в логических работах Аристотеля,
совокупно называемых «Органоном»). У
Френсиса Бэкона есть и другие работы,
в частности несколько эссе, в которых
он писал о мудрости древних; каждое из
этих эссе посвящено некоему богу или
герою: «Орфей, или Философия», «Пан, или
Природа», «Нарцисс, или Себялюбие. В то
время становились популярными разного
рода описания идеальных государственных
устройств (уже вышел «Город солнца» Ф.Кампанеллы,
«Утопия» Т.Мора), и Бэкон пишет свою утопию
— «Новая Атлантида», где писывает мифическое,
выдуманное государство, в котором люди
посвятили все свои силы изучению природы
и на основе сделанных ими открытий могут
жить комфортно, не напрягая себя тяжелым
физическим трудом.
Таким образом, основная направленность
мыслей Бэкона состояла в развитии естествознания
и вообще наук. К этому времени наука развивается
достаточно бурно: известен порох, изобретено
книгопечатание, создан компас. Эти открытия
Бэкон считал главными и призывал всех
к тому, чтобы не останавливаться на достигнутом
и стремиться к новым изобретениям.
Однако в отличие от Галилео Галилея, который
создавал теоретическое, математическое
естествознание, Бэкон развивает экспериментальное
естествознание, указывая на то, что именно
эксперимент, опыт должны быть идеалом
науки. Любая наука, которая будет строиться
на каких-то измышлениях, гипотезах, пустых
построениях разума, обречена на неудачу.
Наука может быть истинной только тогда,
когда опирается на опыт, именно опыт есть,
по Бэкону, и источник знания, и критерий
истины, и единственное содержание науки.
Такая концепция называется эмпиризмом.
В работе «О достоинстве и приумножении
наук» Бэкон указывает, что человечество
накопило слишком много лишних знаний.
Особенно преуспело в этом Средневековье.
Схоластика приложила много усилий к тому,
чтобы обогатить человечество совершенно
не нужными ему знаниями. В этом плане
Бэкон делит всю историю человечества
на три этапа: молодость, зрелость и старость.
Молодостью являлась античность, а старостью
— время Бэкона, время подведения итогов
и создания серьезных научных систем.
Античность он рассматривает в двух планах:
досократовская и сократовская философия.
Досократовская философия была честным
исследованием фактов, когда не было никаких
школ, основанных на непроверенных гипотезах.
Философы, собственно говоря, были не философами,
а честными исследователями природы. Этот
период, по Бэкону, продолжался около 200
лет. Затем усилиями Сократа (а главным
образом Платона и Аристотеля) философия
начинает заниматься не тем, чем нужно,
а именно создавать системы. Платон и Аристотель
нанесли наибольший вред науке, ибо говорили
не о фактах, не об опытах, а о системах
и школах. В этом смысле особенно «достается»
Платону. На прошлой лекции я говорил,
что именно благодаря возрождению идеяй
Платона Галилей пришел к созданию математического
естествознания. Бэкон, также стремясь
к созданию науки, наоборот, считает Платона
наибольшим врагом этой науки.
Затем наступает третий период античной
философии — древнеримский, который становится
наиболее благоприятным для развития
науки. Философы отказываются от системопостроения,
в философии преобладает прагматизм, а
это и есть то, что необходимо истинной
науке, которая всегда ищет полезное. Это
самая благоприятная эпоха для развития
научной философии. Именно идеи досократиков,
с одной стороны, и эклектиков Древнего
Рима — с другой составляют светлые моменты
истории (600 лет: 200 лет досократиков плюс
400 лет Древнего Рима).
Главным исходным пунктом для Ф.Бэкона
является природа. Первая афоризм «Нового
органона» так и гласит: «Человек, слуга
и истолкователь природы, столько совершает
и понимает, сколько постиг в ее порядке
делом или размышлением, и свыше этого
он не знает и не может». Знаменитый третий
афоризм гласит: «Знание и могущество
человека совпадают, ибо незнание причины
затрудняет действие» (афоризм, который
в краткой форме звучит так: «Знание —
сила»). Поэтому только из понимания того,
что человек не превосходит природу, а
является ее частью, ее слугой и может
быть лишь ее толкователем, и вытекают
основные положения философии Бэкона:
вся наука должна быть собственно экспериментальной,
даже те науки, которые всегда строились
на рассудочных началах. Среди последних
Бэкон перечисляет психологию, историю,
поэзию.
Ф.Бэкон строит классификацию наук на
основе познавательных способностей человека.
Таких способностей три: память, воображение
и рассудок. Каждая из наук может быть
отнесена к одной из трех познавательных
способностей человека. Память порождает
исторические науки (история, по Бэкону,
является архивом фактов и должна копить
для человечества то, что недоступно прямому
наблюдению). Должны быть истории природных
и человеческих фактов. Историю фактов
Бэкон противопоставляет истории систем
(собственно, истории философии). По Бэкону,
история систем — совершенно бесполезное
занятие. Воображение порождает такую
науку, как поэзия. Поэзию Ф.Бэкон считает
наукой, которая дает исходные факты для
экспериментальной психологии, которой
поэзия предоставляет переживания, эмоции.
Основная познавательная способность
— рассудок. Она порождает разные науки,
главным образом философию, которую Бэкон
понимает не как схоластику (сам термин
«философия» Бэкон не отбрасывает, считая,
что он является создателем истинной философии).
Философия может быть метафизикой и физикой.
Первая исследует основание всего сущего,
т.е. форму (некий закон чистого действия,
т.е. действия, происходящего без факта).
Познанием этих законов и занимается метафизика.
Физика занимается законами материи в
ее частных проявлениях.
Бэкон признает и аристотелевское учение
о четырех причинах, отрицая лишь четвертую
причину — целевую и признавая другие
три (формальную, действующую и материальную).
Материальные причины есть предмет исследования
физики, а формальные причины — предмет
исследования метафизики.
Науки могут быть теоретическими и прикладными.
Первые исследуют и открывают законы как
формы чистого действия, и на основе этих
законов или проявлениях этих законов
в конкретных случаях (как в физике) создаются
прикладные науки. Скажем, прикладную
физику Бэкон называет механикой, а прикладную
метафизику — магией (не в колдовском,
а сугубо научном смысле; у Пико делла
Мирандолы был термин «естественная магия»,
за неимением других терминов философы
часто должны были использовать уже имеющиеся
определения, в которые они вкладывали
совершенно иной смысл. Если сейчас мы
под магией понимаем нечто иное, то это
не значит, что Пико делла Мирандола или
Ф.Бэкон были сторонниками колдовской
магии).
В свою классификацию Бэкон по примеру
Аристотеля не включает математику, которая
не входит в классификацию, поскольку
является инструментом для всех наук.
Первая часть «Нового органона» — критическая.
В этой части Бэкон не создает нового учения,
он хотел сделать это во второй части,
но она не была закончена. Бэкон доказывает
несправедливость методов философии и
раскрывает причины того, почему не была
создана истинная экспериментальная наука.
Одна из основных причин — в том, что не
был найден истинный метод философии.
Философы всегда пользовались методом
дедуктивным и в качестве инструмента
для дедукции использовали аристотелевскую
силлогистику.
Дедукция — метод, основанный на том, что
из некоей умопостигаемой общей истины
выводятся частные конкретные случаи.
По Бэкону, нужно идти обратным путем:
набрав частные случаи, т.е. факты, обобщать
их и приходить к общим правилам, на основе
которых открывать законы, т.е. формы чистого
действия. Это индуктивный метод. Во второй
части «Нового органона» Бэкон разрабатывает
этот метод, а в первой строит критику,
чтобы выбросить различный мусор из голов
людей.
Но есть и другие ошибки, не приведшие
к созданию истинной науки. Здесь Бэкон
предлагает свое учение об идолах. Человеческое
сознание загружено четырьмя видами идолов:
идолами рода, идолами пещеры, идолами
рынка и идолами театра. Эти образные названия
хорошо отражают суть учения Бэкона.
Идолы рода (идолы племени) — это идолы
объективные, которых мы не можем избежать
и которые можем только учитывать, и идолы,
которые мы создаем сознательно и которых
можем и должны избегать, если будем их
знать. Идолы рода происходят от самой
природы человека. Возникают они от смешения
различных познавательных способностей,
в том числе от наложения чувств (как эмоций
и ощущений) на разум. С точки зрения наложения
эмоций на разум Бэкон указывает, что человек
всегда стремится найти в природе больше
порядка, чем в ней есть. Он переносит порядок
своей собственной души, свою собственную
целесообразность на природу. В человеке
есть свой порядок, своя целеполагающая
деятельность, но это еще не значит, что
эту свою особенность человек должен переносить
на природу. (Попутно замечу, что немногим
позднее Р. Декарт, гениальный ученый и
философ, призывал, наоборот, искать в
природе порядок даже там, где он не виден.)
Другой пример. Человек больше любит утверждать,
чем отрицать. Эта особенность приводит
к созданию догматических систем. Человек
должен гораздо более критически подходить
к своим знаниям. Отсюда возникла мысль,
которая получила распространение лишь
в 20 веке: отрицательный результат в науке
гораздо более важен, чем положительный
(последний еще нужно подтвердить, а отрицательный
уже есть, и это закрывает ненужные направления
поиска).
Чувства, т.е. ощущения, также накладывают
отпечаток на разум, поскольку, перенося
особенности своей познавательной природы
на человеческий рассудок, они также мешают
разуму прийти к обобщениям и осмыслению
фактов.
Идолы пещеры возникают на основе
личной индивидуальности каждого человека.
Каждый из нас имеет свой талант, свое
воспитание, каждый привык к определенному
образу жизни, его интересует определенная
профессия. То есть человек смотрит на
мир как бы из своей пещеры.
Идолы рынка создаются (сознательно
или бессознательно) самим человеком.
Возникают они из-за общения при помощи
слов. Слова создаются людьми, и многие
из этих слов бессмысленны. Большинство
философских терминов относятся именно
к этим бессмысленным словам. Существуют
три вида слов: истинные слова, ничего
не обозначающие слова и плохо образованные
слова. Большинство философских терминов
относятся к ничего не обозначающим словам,
многие научные термины являются словами
плохо образованными и потому мешают человеку
познать истину. Бэкон ругает аристотелевскую
силлогистику и противопоставляет ей
новую логику. Силлогистика и вообще дедукция,
по Бэкону, обладают лишь проясняющей
способностью. При помощи дедуктивных
методов, в частности при построении силлогизмов,
человек может лишь объяснить то, что он
уже знает, — открыть новые знания при
помощи дедукции невозможно. Эта логика
может быть логикой доказательства того,
что уже известно, а нужно развивать не
логику доказательства, а логику открытия.
Идолы театра созданы засильем авторитетов.
Человек имеет слабость преклонятся перед
авторитетами, которые, как актеры на сцене
театра, подавляют человека своим талантом.
Поэтому люди доверяют гениальным философам,
создавшим свои системы, и подвергаются
их воздействию, поэтому некоторые философские
системы, в частности системы Платона
и Аристотеля, особенно вредны, потому
что своей мощью, красотой и логичностью
подавляют человека и отвлекают его от
поиска истинной картины мира. Все ложные
философские и научные учения Бэкон делит
на три типа: софистические, эмпирические
и суеверные. К софистическим Бэкон относит
все философские системы и единственного
досократика — Пифагора. Эмпирические
ложные учения создаются алхимиками —
людьми, которые слишком большое значение
придают единичным случаям, не пытаясь
их обобщить, классифицировать. Суеверны
те учения, которые пытаются основываться
на религиозных истинах, в том числе и
христианской. Бэкон остается в рамках
теории двойственной истины, указывая,
что истина откровения — это одно, а истина
науки — совершенно другое. Истина науки
и истина религии не связаны; они не отрицают
одна другую, но и не обосновывают друг
друга, а развиваются параллельно. А смешение
наук, в частности философии и религии,
приводит к созданию суеверной философии,
или еретической религии. Хотя Бэкон не
отрицал и взаимодействия науки и религии,
ему принадлежит гениальная фраза: «Небольшие
глотки науки удаляют от Бога, а большие
приближают к Нему». Действительно, мы
часто видим, как человек, нахватавшийся
научных фактов, считает, что он знает
все, что наука доказала, что Бога нет.
А истинный ученый, пришедший к вершинам
научной истины, всегда в той или иной
степени религиозен, хотя и не обязательно
исповедует именно православную веру.
Поэтому наука, по Бэкону, должна служить
религии, доказывая бытие Бога исходя
из анализа мира. Это единственная ниточка,
связывающая науку с религией. В этом смысле
в классификацию наук Бэкон включает то,
что он называет экспериментальной теологией
(теологией, которая основывается на знании
мира).
Бэкон предлагает образное описание трех
различных путей развития науки и философии:
путь паука, или путь догматика (любой
догматик, как паук, плетет из своего разума
паутину философской системы), путь муравья
(путь эмпирика, который только собирает
факты, не делая из них выводов) и истинный
путь — путь пчелы, которая собирает факты,
как нектар с цветов, сносит их в улей и
рассортировывает по сотам. Так же и истинный
ученый собирает факты, классифицирует
их, обобщает и приходит к открытию законов.
Опыты, по Бэкону, бывают двух типов: плодоносные
и светоносные. Нужно ценить светоносные
опыты, которые могут помочь поставить
другие опыты. Они не дают сразу результаты,
как плодоносные опыты. Такие опыты дают
свет для лучшего понимания и обобщения
других опытов.
Таково вкратце содержание первой части
«Нового органона». Во второй части описываются
различные науки, которые Ф.Бэкон приводит
в своей классификации, и приводятся различные
таблицы в качестве примера для будущих
экспериментаторов по классификации различного
рода данных по разным характеристикам
(скажем, по теплоте, по весу и т.п.). Это
малоинтересно, потому что наука пошла
по иному пути, хотя Бэкон и оказал определенное
влияние на экспериментальную науку.
Бэкон многое сделал для развития науки
в духе создания индуктивной логики. Индуктивное,
опытное познание сталкивается со множеством
трудностей. Эти сложности вытекают из
того, что существует два вида индукции
(что было известно еще во времена Аристотеля)
— полная и неполная. Полная индукция,
или индукция по перечислению, означает
примерно следующее. У меня в комнате,
скажем, есть столько-то книг (100). Я их взвешиваю
и обнаруживаю, что все они весят от 100
до 500 граммов. Я делаю вывод: все книги,
находящиеся в комнате, весят не больше
500 и не меньше 100 граммов. Это абсолютно
истинное утверждение, как, понятно, и
абсолютно бесполезное для науки.
Очевидно, что интерес для науки может
представлять лишь неполная индукция,
построенная на обобщении ряда фактов.
Я беру, скажем, один кирпич, который весит
четыре килограмма, а потом второй и третий,
которые весят столько же, и делаю вывод:
все кирпичи весят четыре килограмма.
Чем больше данных я соберу, тем больше
вероятность того, что этот вывод будет
истинным. Но эта истина не абсолютна,
а вероятностна, ибо всегда среди тех кирпичей,
которые я не видел, может найтись такой,
вес которого отличается от четырех килограммов.
Любое количество фактов, как бы много
их ни было, не сможет привести человека
к уверенности в истинности выдвинутого
обобщения.
Все это было известно еще до Бэкона, и
он предлагает различные методы построения
неполной индукции, чтобы ее выводы были
правомерными. Здесь, в частности, Бэкон
предвосхитил методологию современной
социологии, применяющей различного рода
выборки. Скажем, если я опрошу стариков,
женщин, детей, людей с высшим, низшим образованием
и др., то тем самым я могу построить модель
общества. Я могу сказать, как думают во
всем обществе, опросив лишь его часть.
Если же я опрошу лишь детей в детском
саду, а потом скажу, что это есть выражение
взглядов всего общества, то, очевидно,
это будет пример неправильной индукции.
От этого и предостерегает Бэкон, приводя
много полезных примеров того, как пользоваться
индуктивным методом. Но основного он
все-таки не заметил: как бы замечательно
ни были построены его таблицы, индукция
всегда будет давать статистическую вероятность,
но не точную и полную истину. Поэтому
Бэкон не мог быть создателем новой науки.
Он мог быть лишь некоторым ее помощником
и интерпретатором. Своими трудами он
лишь помог распространению науки, но
не явился ее созидателем.
Теория познания Фрэнсиса Бэкона.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем
опытной науки Нового времени. Он был первым
философом, поставившим перед собой задачу
создать научный метод. В его философии
впервые сформулированы главные принципы,
характеризующие философию Нового времени.
Бэкон происходил из знатного рода и в
течение всей своей жизни занимался общественной
и политической деятельностью: был адвокатом,
членом палаты общин, лорд-канцлером Англии.
Незадолго до конца жизни общество выразило
ему осуждение, обвинив во взяточничестве
при ведении судебных дел. Он был приговорен
к крупному штрафу (40000 ф.ст.), лишен парламентских
полномочий, уволен из суда. Умер в 1626 г.,
простудившись, когда набивал курицу снегом,
чтобы доказать, что холод обеспечивает
сохранение мяса от порчи, и тем самым
продемонстрировать силу разрабатываемого
им экспериментального научного метода.
С самого начала своей творческой деятельности
Бэкон выступил против господствовавшей
в то время схоластической философии и
выдвинул доктрину "естественной"
философии, основывающейся на опытном
познании. Взгляды Бэкона сформировались
на основе достижений натурфилософии
Возрождения и включали в себя натуралистическое
миросозерцание с основами аналитического
подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом.
Он предложил обширную программу перестройки
интеллектуального мира, подвергнув резкой
критике схоластические концепции предшествующей
и современной ему философии.
Бэкон стремился привести "границы
умственного мира" в соответствие со
всеми теми громадными достижениями, которые
происходили в современном Бэкону обществе
XV-XVI веков, когда наибольшее развитие
получили опытные науки. Бэкон выразил
решение поставленной задачи в виде попытки
"великого восстановления наук",
которую изложил в трактатах: "О достоинстве
и приумножении наук" (самом большом
своем произведении), "Новом Органоне"
(его главном произведении) и других работах
по "естественной истории", рассматривающих
отдельные явления и процессы природы.
Понимание науки у Бэкона включало, прежде
всего, новую классификацию наук, в основу
которой он положил такие способности
человеческой души, как память, воображение
(фантазия), разум. Соответственно этому
главными науками, по Бэкону, должны быть
история, поэзия, философия. Высшая задача
познания всех наук, согласно Бэкону, -
господство над природой и усовершенствование
человеческой жизни. По словам главы "Дома
Соломона" (своего рода исследовательского
центра, Академии, идея которого была выдвинута
Бэконом в утопическом романе "Новая
Атлантида"), "целью нашего общества
является познание причин и скрытых сил
всех вещей и расширение власти человека
над природою, покуда все не станет для
него возможным".
Критерий успехов наук - те практические
результаты, к которым они приводят. "Плоды
и практические изобретения суть как бы
поручители и свидетели истинности философий".
Знание - сила, но только такое знание,
которое истинно. Поэтому Бэкон проводит
различение двух видов опыта: плодоносного
и светоносного. Первый - это такие опыты,
которые приносят непосредственную пользу
человеку, светоносный - те, цель которых
состоит в познании глубоких связей природы,
законов явлений, свойств вещей. Второй
вид опытов Бэкон считал более ценными,
так как без их результатов невозможно
осуществить плодоносные опыты. Недостоверность
получаемого нами знания обусловлена,
считает Бэкон, сомнительной формой доказательства,
которая опирается на силлогистическую
форму обоснования идей, состоящую из
суждений и понятий. Однако понятия, как
правило, образуются недостаточно обоснованно.
В своей критике теории аристотелевского
силлогизма Бэкон исходит из того, что
используемые в дедуктивном доказательстве
общие понятия - результат опытного знания,
полученного исключительно поспешно.
Со своей стороны, признавая важность
общих понятий, составляющих фундамент
знаний,Бэкон считал, что главное - это
правильно образовывать эти понятия, т.к.
если это делается поспешно, случайно
то нет прочности и в том, что на них построено.
Главным шагом в реформе науки, предлагаемом
Бэконом, должно быть совершенствование
методов обобщения, создания новой концепции
индукции.
Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял
в постепенном образовании новых понятий
путем истолкования фактов и явлений природы.
Только с помощью такого метода, по мнению
Бэкона можно открывать новые истины,
а не топтаться на месте. Не отвергая дедукцию,
Бэкон так определял различие и особенности
этих двух методов познания: "Два пути
существуют и могут существовать для отыскания
и открытия истины. Один воспаряет от ощущений
и частностей к наиболее общим аксиомам
и, идя от этих оснований и их непоколебимой
истинности обсуждает и открывает средние
аксиомы. Этим путем и пользуются ныне.
Другой же путь выводит аксиомы из ощущений
и частностей, поднимаясь непрерывно и
постепенно пока, наконец, не приводит
к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный,
но не испытанный".
Хотя проблема индукции ставилась и раньше
предшествовавшими философами, только
у Бэкона она приобретает главенствующее
значение и выступает первостепенным
средством познания природы. В противовес
индукции через простое перечисление,
распространенное в то время он выдвигает
на передний план истинную, по его словам,
индукция, дающую новые выводы, получаемые
не только на основании наблюдения подтверждающих
фактов, сколько в результате изучения
явлений противоречащих доказываемому
положению. Один-единственный случай способен
опровергнуть необдуманное обобщение.
Пренебрежение к так называемым инстанциям
по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий,
предрассудков.
В индуктивный метод Бекона в качестве
необходимых этапов входят сбор фактов
и их систематизация. Бэкон выдвинул идею
составления 3-х таблиц исследования: таблиц
присутствия, отсутствия, и промежуточных
ступеней. Если - возьмем любимый Бэконом
пример - кто-то хочет найти формулу тепла,
то он собирает в первой таблице различные
случаи тепла, стремясь отсеять все то,
что с теплом не связано. Во второй таблице
он собирает вместе случаи, которые подобны
случаям в первой, но не обладают теплом.
Например, в первую таблицу могут быть
включены лучи солнца, которые создают
тепло, во вторую лучи, исходящие от луны
или звезд, которые не создают тепла. На
этом основании можно выделить все те
вещи, которые наличествуют, когда тепло
присутствует, наконец, в третьей таблице
собирают случаи, в которых тепло присутствует
в различной степени. Используя эти три
таблицы вместе мы можем, согласно Бэкону,
выяснить причину, которая лежит в основе
тепла, а именно - по мысли Бэкона - движение.
В этом проявляется принцип исследования
общих свойств явлений, их анализ.
В индуктивный метод Бэкона входит и проведение
эксперимента. При этом важно варьировать
эксперимент, повторять его, перемещать
из одной области в другую, менять обстоятельства
на обратные и связывать с другими. После
этого можно перейти к решающему эксперименту.
Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов
в качестве стержня своего метода, однако
он не был защитником одностороннего его
понимания. Эмпирический метод Бэкона
отличает то, что он в максимальной степени
опирается на разум при анализе фактов.
Бэкон сравнивал свой метод с искусством
пчелы, которая, добывая нектар из цветов,
перерабатывает его в мед собственным
умением. Он осуждал грубых эмпиритиков,
которые подобно муравью собирают все,
что им попадается на пути (имея ввиду
алхимиков), а также тех умозрительных
догматиков, которые, как паук, ткут паутину
знания из себя (имея ввиду схоластов).
Предпосылкой реформы науки должно стать
по замыслу Бэкона, и очищение разума от
заблуждений, которых он насчитывает 4
вида. Эти препятствия на пути познания
он называет идолами: идолы рода, пещеры,
площади, и театра. Идолы рода - это ошибки,
обусловленные наследственной природой
человека. Мышление человека имеет свой
недостатки, т.к. "уподобляется неровному
зеркалу которое, примешивая к природе
вещей свою природу отражает вещи в искривленном
и обезображенном виде". Человек постоянно
истолковывает природу по аналогии с человеком,
что находит свое выражение в теологическом
приписывании природе конечных целей,
которые ей несвойственны. В этом и проявляются
идолы рода. К идолам рода Бэкон относит
и стремление человеческого ума к необоснованным
обобщениям. Он, например, указывал, что
часто орбиты вращающихся планет считаются
некруговые, что необоснованно.
Идолы пещеры - это ошибки, которые
свойственны отдельному человеку или
некоторым группам людей в силу субъективных
симпатий, предпочтений. Например, одни
исследователи верят в непогрешимый авторитет
древности, другие склонны отдавать предпочтение
новому. "Человеческий разум не сухой
свет, его окропляют воля и страсти, а это
порождает в науке желательное каждому.
Человек скорее верит в истинность того,
что предпочитает… Бесконечным числом
способов, иногда незаметных, страсти
пятнаются и портят разум".
Идолы площади (рынка) - это ошибки,
порождаемые речевым общением и трудностью
избежать влияния слов на умы людей. Эти
идолы возникают потому, что слова - это
только имена, знаки для общения между
собой, они ничего не говорят о том, что
такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные
споры о словах, когда люди принимают слова
за вещи.
Идолы театра (или теорий) - это ошибки,
связанные со слепой верой в авторитеты,
некритическим усвоением ложных мнений
и воззрений. Здесь Бэкон имел ввиду систему
Аристотеля и схоластику, слепая вера,
в которые оказывала сдерживающее воздействие
на развитие научного знания. Он называл
истину дочерью времени, а не авторитета.
Искусственные философские построения
и системы, оказывающие отрицательное
влияние на умы людей, - это, по его мнению,
своего рода "философский театр".
Разработанный Бэконом индуктивный метод,
лежащий в основе науки, должен, по его
мнению, исследовать внутренне присущие
материи формы, являющиеся материальной
сущностью принадлежащего предмету свойства
- определенного вида движения. Чтобы выделить
форму свойства, надо отделить от предмета
все случайное. Это исключение случайного,
конечно, - мысленный процесс, абстракция.
Бэконовские формы - это формы "простых
природ", или свойств, которые изучают
физики. Простые природы - это такие вещи,
как горячее, влажное, холодное, тяжелое
и т.д. Они подобны "алфавиту природы",
из которого многие вещи могут быть составлены.
Бэкон ссылается на формы, как на "законы".
Они - детерминанты элементы фундаментальных
структур мира. Сочетание различных простых
форм дает все разнообразие реальных вещей.
Развитое Бэконом понимание формы противопоставлялось
им умозрительному толкованию формы у
Платона и Аристотеля, т.к. для Бэкона форма
- своего рода движение материальных частиц,
составляющих тело.
В теории познания, для Бэкона, главное
- исследовать причины явлений. Причины
могут быть разными - или действующими,
которыми занимается физика, или конечными,
которыми занимается метафизика.
Методология Бэкона в значительной степени
предвосхитила разработку индуктивных
методов исследования в последующие века,
вплоть до XIX в. однако Бэкон в своих исследованиях
недостаточно подчеркивал роль гипотезы
в развитии знания, хотя в его времена
уже зарождался гипотетико-дедуктивный
метод осмысления опыта, когда выдвигается
то или иное предположение, гипотеза и
из нее выводятся различные следствия.
При этом дедуктивно осуществляемые выводы
постоянно соотносятся с опытом. В этом
отношении большая роль принадлежит математике,
которой Бэкон не владел в достаточной
степени, да и математическое естествознание
в то время только формировалось.
В конце своей жизни Бэкон написал книгу
об утопическом государстве "Новая
Атлантида" (опубликована посмертно
в 1627 г.). В этом произведении он изобразил
будущее государство, в котором все производительные
силы общества преобразованы при помощи
науки и техники. В нем Бэкон описывает
различные удивительные научно-технические
достижения, преображающие жизнь человека:
здесь и комнаты чудесного исцеления болезней
и поддержания здоровья, и лодки для плавания
под водой, и различные зрительные приспособления,
и передача звуков на расстояния, и способы
улучшения породы животных, и многое. Некоторые
из описываемых технических новшеств
осуществились на практике, другие остались
в области фантазии, но все они свидетельствуют
о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого
разума. На современной языке его можно
было бы назвать технократом, т.к. он полагал,
что все современные ему проблемы можно
решить с помощью науки.
Несмотря на то, что он придавал большое
значение науке и технике в жизни человека.
Бэкон считал, что успехи науки касаются
лишь "вторичных причин", за которыми
стоит всемогущий и непознаваемый Бог.
При этом Бэкон все время подчеркивал,
что прогресс естествознания, хотя и губит
суеверия, но укрепляют веру. Он утверждал,
что "легкие глотки философии толкают
порой к атеизму, более же глубокие возвращают
к религии".
Влияние философии Бэкона на современное
ему естествознание и последующее развитие
философии огромно. Его аналитический
научный метод исследования явлений природы,
разработка концепции необходимости ее
экспериментального изучения сыграли
свою положительную роль в достижениях
естествознания XVI-XVII веков. Логический
метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной
логики. Классификация наук Бэкона была
положительно воспринята в истории наук
и даже положена в основу разделения наук
французскими энциклопедистами. Хотя
углубление рационалистической методологии
в дальнейшем развитии философии снизило
после смерти Бэкона его влияние в XVII в.,
в последующие века идеи Бэкона приобрели
свое новое звучание. Они не потеряли своего
значения вплоть до XX в. Некоторые исследователи
даже рассматривают его как предшественника
современной интеллектуальной жизни и
пророка прагматической концепции истины.
(Имеется в виду его высказывание: "Что
в действии наиболее полезно, то и в знании
наиболее истинно".)
Эмпиризм
Френсис Бэкон (1561-1626)
Основателем европейского эмпиризма является Френсис Бэкон.
Наиболее значительные произведения:
Средством преодоления
социально-экономических
Предмет философии. Классификация наук.
В своём произведении «О достоинстве и приумножении наук» Ф. Бэкон дает классификацию наук. Принцип, положенный в эту классификацию, заключается в различении основных способностей человека:
Историю, как научную дисциплину, Ф. Бэкон разделяет на две дисциплины:
По поводу поэзии Ф. Бэкон ничего экстраординарного не написал.
Предметом философии, по мнению Ф. Бэкона, являются:
Учение о боге.
Учение о боге (теологии) выступает у Ф. Бэкона в двух разновидностях. С одной стороны, это богооткровенная теология, которая выявляет мистифицирующую функцию бога и которая не поддается прямому рациональному анализу. С другой стороны, это естественная теология, задача которой заключается в прояснении понятия бога. Ее задачей также является предоставление аргументов, опровергающих атеизм.
Учение о природе
Собственно философию Ф. Бэкон разделяет на теоретическую философию и практическую философию. Теоретической философия подразделяется на метафизику и физику. Физику Ф. Бэкон рассматривает как разновидность философии.
Если Аристотель выделял 4 причины: формальную, материальную, целевую и движущую, то Ф. Бэкон считал, что задачей философа как естествоиспытателя заключается в познании материальной, действующей (движущей) причины и формальной причины. Что касается целевой целевых (конечных) причин, то, по его мнению, от них можно устраниться. Он считал, что целеполагающая деятельностью присуще только человеку. Природе самой по себе не присуще целеполагающая деятельность.
Физика, по его мнению, должна заниматься изучением материальных и действующих причин, метафизика должна заниматься изучением форм. Под формой он понимал, с одной стороны, сущность, с другой стороны – производящую причину. При этом он считал что в первую очередь нужно уделять внимание познанию первой формы. Первая форма представляет собой сущности и их характеристики, которые определяют специфику той или иной вещи или процесса.
Что касается практической философии, то она также подразделяется на две части:
Учение о человеке.
Учение о человеке подразделяется на следующие части:
При этом в первую очередь Ф. Бэкон уделяет внимание социальной психологии человека, поскольку, по его мнению, человеку присуще как телесная душа, так и разумная душа.
«Новая Атлантида»
Его упование на то, что развитие естествознания и наук может разре- шить все социальные проблемы было отражено в его произведении «Новой Атлантиде». Повествование в этом произведение также ведется от некого путешественника, который посетил остров под названием Бенсалем. О какой-либо специфической социальной организации общества на этом острове в Ф. Бэкон не пишет. Основным государственным учреждением на этом острове-государстве является дом Соломона. Дом Солома – это своего рода Академия Наук. Глава дома Соломона считает, цель их общества заключается в познании причин вещей и сущностях сил вещей. Это познание увеличивает господство человека над природой, тем самым приводит к усовершенствованию условий жизни человека.
Значительное
место в этом произведении уделено
перечислению научно-технических
В этом произведении описываются также
Таким образом, несмотря на то, что Ф. Бэкон жил в конце XVI – начале XVII вв., он предсказал появление многих изобретений и усовершенствований, которые появились только в конце XIX – начале XX вв.
Гносеология. Призраки
По мнению
Ф. Бэкона, достоверному истинному познанию
препятствуют предрассудки человека,
возникновение которых
1. Призраки рода
Это те призраки,
которые присуще всему
Элементарный пример: если за банкой с водой поместить карандаш или прямую палку, то она «искривляется».
Человечески разум, по его мнению, также может искажать истинную природу вещей. Ф. Бэкон уподобляет человеческий разум кривому зеркалу, которое к природе самих вещей примешивает свою собственную природу и тем самым искажает истинную природу вещей. Примеры действия призрака рода:
человек зачастую познает природу не по аналогии с природой, а по аналогии с самим собой (по аналогии с человеком), в частности, человек пытается приписывать природе целесообразность, или целеполагающую деятельностью