Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:38, доклад
На прошлой лекции мы говорили об учении Галилео Галилея. Именно этот мыслитель, физик, философ, математик, астроном проложил пути к созданию современного естествознания. Однако волею историков философии и науки, да и волею истории обычно в родоначальником современного научного мышления считается Фрэнсис Бэкон (1561–1626).
Однако есть один момент, который позволяет вывести человека из этой пучины сомнений. С точки зрения Декарта, можно сомневаться в чём угодно, но нельзя сомневаться лишь в одном: сам факт сомнения несомненен. Акт сомнения всегда связан с движением человеческой мысли, с мышлением. Декарт утверждает, что нелепо отрицать существование того, что мыслит, в то время пока оно мыслит. Отсюда следует его известное изречение: cogito ergo sum (лат.) В переводе на русский язык означает: мыслю, следовательно существую. Иногда переводят так: я мыслю, следовательно я существую. Тем самым Декарт обосновал существование мыслящего Я. Однако из этого не следует существование окружающего нас внешнего мира.
Для того, чтобы обосновать существование окружающего нас внешнего мира, по мнению Декарта, в конечном счете необходимо доказать существование бога как последнего гаранта всякого существования. В пользу существования бога Декарт приводит следующие три аргумента.
Итак, Декарт сначала доказал существование мыслящего Я, затем с помощью того, что мыслящее Я сомневается и заблуждается, Декарт доказывает наличие бога как последнего гаранта всякого существования. С помощью наличия бога Декарт обосновывает наличие окружающего нас внешнего мира.
Физика
Первичные качества
– это такие качества, которые
ни при каких обстоятельствах
неотъемлемы от самих тел (в отличие
от чувственных качеств – цвет,
запах и т.д.). Первичное качество
для всех материальных тел, по мнению
Декарта – это протяженность
и определенная геометрическая фигура,
связанная с протяженностью. Декарт
фактически ставит знак равенства между
материальностью и
Физика Декарта
носит механистический
Физика Декарта, кроме механистичности, носит также и корпускулярный характер. По мнению Декарта. все телесные объекты состоят из мельчайших частиц – корпускул. Подобно Ньютону, Декарт сформулировал три закона механики.
В первом законе
утверждается, что тело находится
в том состоянии, в котором
оно находится. Во втором законе утверждается
наличие прямолинейного движения тела,
если ему ничего не препятствует извне.
Третий закон (достаточно спорный) звучит
следующим образом: при встрече
сильнейшего тела со слабейшим телом
первое теряет ровно столько количества
движения, сколько приобретает второе
тело. Кроме того, Декарт проводит принцип
детерминизм в своей физике, всеобщей
причинной обусловленности
Космогоническая гипотеза Декарта
Происхождение Солнечной системы. Декарт пытался показать развитие Солнечной системы. Поскольку он признавал бога как последнего гаранта всякого существования, то в космогонической гипотезе, как и в физике, он не мог освободиться от понятия бога (хотя и Ньютон не смог освободиться от понятия бога).
Поскольку Декарт
считал, что материя пассивна, то
естественно, что бог сначала
творит материю, а затем сообщает
пассивной материи
Первоначальный
толчок бога привел к тому, что материальные
корпускулы пришли в хаотическое
движение. В дальнейшем в результате
действия законов механики это движение
привело к образованию
О мышлении
В сотворенном
богом мире Декарт выделяет две субстанции,
чтобы отделить те вещи, которые
в своём существовании
Основной атрибут духовной субстанции – это мышление и, прежде всего, логическое мышление, модусами (изменчивыми проявлениями атрибутов, видоизменениями) которого являются воображение и чувства. Основной атрибут материальной субстанции – это протяженность (протяжение), модусом которого является, например, движение. Таким образом, Декарт считал, что из пространственных (геометрических) характеристик можно вывести физические характеристики (например, из протяженности можно вывести движение).
По мнению Декарта, в человеке ни духовная субстанция не может непосредственно влиять на телесные движение (изменения), ни материальная субстанции не может непосредственно влиять на движения душевных явлений. Однако, Декарт нашел специфический орган в человеке (шишковидную железу), в которое эти телесные и духовные начала могут оказывать друг на друга влияние. При этом, в конечном счете, синхронизацию в деятельности духовного и телесного осуществляет бог.
Учение о живых организмах и отличии человека от животных. Декарт рассматривал животные организмы как определенные механизмы (машины). Он распространял свои законы механики и механистические принципы целиком и полностью на природу живых организмов. Основанием для этого послужило открытие Гарвеем в 1628 г. системы кровообращения. Декарт связал эту систему кровообращения с явлениями пищеварения, дыхания, пульсирования сердца (Декарт рассматривал сердце как своеобразную фабрику, являющуюся центром животного организма (механизма). Таким образом, с его точки зрения, организмы – это машины. Декарту также принадлежит открытие механизма ответных реакций животного организма на внешние воздействия (воздействие на тело и органы чувств внешних объектов).
В частности, русский физиолог Павлов считал Декарта одним из своих предшественников.
Механизм ответной реакции Декарт понимал следующим образом: по телу курсируют некоторые мельчайшие частицы, прежде всего, частицы крови, которые попадают в нервные трубки, и по этим трубкам – нервным окончаниям передается движение в головной мозг человека, который, в конечном счете, руководит движениями мускулов человека, что является ответной реакцией на внешнее раздражение.
Несмотря на то, что Декарт считал, что все животные организмы – это машины, он, тем не менее, проводил принципиальное отличие между животными и человеком. Принципиальных отличий, по его мнению, два:
Кроме наличия у человека ответных реакций организма на внешнее раздражение, Декарт также видел принципиальное отличия человека от животных в наличии разумной души у человека. В пользу наличия разумной души у человека и свидетельствуют эти два аргумента (целесообразность и наличие речи у человека). Учение об идеях. По мнению Декарта, существуют следующие разновидности идей:
Наиболее
ясной и отчетливой и отчетливой
идеей, по мнению Декарта, является идея
бога. Понятие бога как абсолютно
совершенного и актуально бесконечного
существа является врожденным. Является
также врожденными аксиомы
2. Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).
Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.
В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание — сила".
3. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.
Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).
Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.
Достоинство индукции Бэкона перед
дедукцией Декарта — в
Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания. 4. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
• "путь паука";
• "путь муравья";
• "путь пчелы".
"Путь паука" — получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".
"Путь муравья" — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.