Фрэнсис Бэкон

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:38, доклад

Краткое описание

На прошлой лекции мы говорили об учении Галилео Галилея. Именно этот мыслитель, физик, философ, математик, астроном проложил пути к созданию современного естествознания. Однако волею историков философии и науки, да и волею истории обычно в родоначальником современного научного мышления считается Фрэнсис Бэкон (1561–1626).

Файлы: 1 файл

Фрэнсис Бэкон.docx

— 68.75 Кб (Скачать)

Однако есть один момент, который позволяет вывести  человека из этой пучины сомнений. С  точки зрения Декарта, можно сомневаться  в чём угодно, но нельзя сомневаться  лишь в одном: сам факт сомнения несомненен. Акт сомнения всегда связан с движением  человеческой мысли, с мышлением. Декарт утверждает, что нелепо отрицать существование  того, что мыслит, в то время пока оно мыслит. Отсюда следует его  известное изречение: cogito ergo sum (лат.) В переводе на русский язык означает: мыслю, следовательно существую. Иногда переводят так: я мыслю, следовательно я существую. Тем самым Декарт обосновал существование мыслящего Я. Однако из этого не следует существование окружающего нас внешнего мира.

Для того, чтобы  обосновать существование окружающего  нас внешнего мира, по мнению Декарта, в конечном счете необходимо доказать существование бога как последнего гаранта всякого существования. В пользу существования бога Декарт приводит следующие три аргумента.

  1. Поскольку человеку свойственно сомневаться, то он не является совершенным. Отрицательное понятие несовершенства требует положительного понятия, понятия абсолютного совершенства. Понятие абсолютного совершенства – это и есть бог. Декарт понимает бога, с одной стороны, как абсолютное и совершенное существо, с другой стороны, как актуально бесконечный абсолют. Идея актуального бесконечного совершенного абсолюта, по мнению Декарта, это предельно ясная и отчетливая идея.
  2. Идея актуального бесконечного совершенного абсолюта могла возникнуть в сознании человека только в результате того, что актуально бесконечное совершенное существо существует, и именно его деятельность является в конечном счете причиной существования такой простой и очевидной идеи в сознании человека. В данном случае Декарт воспроизводит онтологические доказательство бытия бога средневекового схоластика Ансельма Кентерберийского, представителя реализма.
  3. Несовершенная и ограниченная природа человека говорит о том, что человек – несовершенная и ограниченная причина. Следовательно, требуется наличие совершенной и неограниченной причины, которой и является бог. По мнению Декарта, бог – это существо, которое мыслит без ошибок, в отличие от человека, который мыслит с ошибками и заблуждается.

Итак, Декарт сначала доказал существование  мыслящего Я, затем с помощью  того, что мыслящее Я сомневается  и заблуждается, Декарт доказывает наличие бога как последнего гаранта  всякого существования. С помощью  наличия бога Декарт обосновывает наличие  окружающего нас внешнего мира.

Физика

Первичные качества – это такие качества, которые  ни при каких обстоятельствах  неотъемлемы от самих тел (в отличие  от чувственных качеств – цвет, запах и т.д.). Первичное качество для всех материальных тел, по мнению Декарта – это протяженность  и определенная геометрическая фигура, связанная с протяженностью. Декарт фактически ставит знак равенства между  материальностью и протяженностью, т.е. основной атрибут материального, по его мнению, это протяженность.

Физика Декарта  носит механистический характер. Механицизм Декарт понимает в двух смыслах: в узком смысле – это  механика Ньютона, основанная на четырех  открытых к тому времени законах  Ньютона; в широком смысле – это  концепция, согласно которое все  изменения в окружающем нас мире связаны с перемещением тел. При  этом, если Ньютон признавал наличие  абсолютной пустоты, то Декарт отрицал  её.

Физика Декарта, кроме механистичности, носит также  и корпускулярный характер. По мнению Декарта. все телесные объекты состоят из мельчайших частиц – корпускул. Подобно Ньютону, Декарт сформулировал три закона механики.

В первом законе утверждается, что тело находится  в том состоянии, в котором  оно находится. Во втором законе утверждается наличие прямолинейного движения тела, если ему ничего не препятствует извне. Третий закон (достаточно спорный) звучит следующим образом: при встрече  сильнейшего тела со слабейшим телом  первое теряет ровно столько количества движения, сколько приобретает второе тело. Кроме того, Декарт проводит принцип  детерминизм в своей физике, всеобщей причинной обусловленности явлений  в природе.

Космогоническая гипотеза Декарта

Происхождение Солнечной системы. Декарт пытался  показать развитие Солнечной системы. Поскольку он признавал бога как  последнего гаранта всякого существования, то в космогонической гипотезе, как  и в физике, он не мог освободиться от понятия бога (хотя и Ньютон не смог освободиться от понятия бога).

Поскольку Декарт считал, что материя пассивна, то естественно, что бог сначала  творит материю, а затем сообщает пассивной материи первоначальный импульс. Бог сообщает материи определенное количество движения, которое впоследствии всё время сохраняется (закон  сохранения движения).

Первоначальный  толчок бога привел к тому, что материальные корпускулы пришли в хаотическое  движение. В дальнейшем в результате действия законов механики это движение привело к образованию Солнечной  системы. Декарт выделил три разновидности  корпускул. Первые – наиболее дробные  и наиболее мелкие, которые он назвал корпускулами огня. Из них образовались Солнце и небесные светила. Корпускулы второго рода (корпускулы воздуха) менее  подвижные и более крупные, чем корпускулы первого рода. Из такого их вихревого движения корпускул второго рода образовалось небо. Корпускулы третьего рода наименее подвижные и наиболее крупные (корпускулы земли). Из их вихревого движения образовались как вещество Земли, так и вещество всех планет Солнечной системы. Метафизика. Основное понятие в метафизике Декарта – это понятие субстанции. Субстанция – это вещь, которая в своем существовании не нуждается ни в чем другом, кроме самой себя. Под такое определение в философской системе Декарта подходит только бог, который ничем в другом, кроме самого себя, в своём существовании не нуждается.

О мышлении

В сотворенном  богом мире Декарт выделяет две субстанции, чтобы отделить те вещи, которые  в своём существовании нуждаются  только в простом содействии бога от тех вещей, которые в своём  существовании нуждаются в содействии других творений бога. Это материальная и духовная субстанции.

Основной  атрибут духовной субстанции – это  мышление и, прежде всего, логическое мышление, модусами (изменчивыми проявлениями атрибутов, видоизменениями) которого являются воображение и чувства. Основной атрибут материальной субстанции – это протяженность (протяжение), модусом которого является, например, движение. Таким образом, Декарт считал, что из пространственных (геометрических) характеристик можно вывести  физические характеристики (например, из протяженности можно вывести  движение).

По мнению Декарта, в человеке ни духовная субстанция не может непосредственно влиять на телесные движение (изменения), ни материальная субстанции не может непосредственно  влиять на движения душевных явлений. Однако, Декарт нашел специфический орган в человеке (шишковидную железу), в которое эти телесные и духовные начала могут оказывать друг на друга влияние. При этом, в конечном счете, синхронизацию в деятельности духовного и телесного осуществляет бог.

Учение о  живых организмах и отличии человека от животных. Декарт рассматривал животные организмы как определенные механизмы (машины). Он распространял свои законы механики и механистические принципы целиком и полностью на природу  живых организмов. Основанием для  этого послужило открытие Гарвеем  в 1628 г. системы кровообращения. Декарт связал эту систему кровообращения с явлениями пищеварения, дыхания, пульсирования сердца (Декарт рассматривал сердце как своеобразную фабрику, являющуюся центром животного организма (механизма). Таким образом, с его точки зрения, организмы – это машины. Декарту также принадлежит открытие механизма ответных реакций животного организма на внешние воздействия (воздействие на тело и органы чувств внешних объектов).

В частности, русский физиолог Павлов считал Декарта  одним из своих предшественников.

Механизм  ответной реакции Декарт понимал  следующим образом: по телу курсируют  некоторые мельчайшие частицы, прежде всего, частицы крови, которые попадают в нервные трубки, и по этим трубкам  – нервным окончаниям передается движение в головной мозг человека, который, в конечном счете, руководит  движениями мускулов человека, что  является ответной реакцией на внешнее  раздражение.

Несмотря  на то, что Декарт считал, что все  животные организмы – это машины, он, тем не менее, проводил принципиальное отличие между животными и  человеком. Принципиальных отличий, по его мнению, два:

  1. человек при любых обстоятельствах и в любых ситуациях действует целесообразно в отличие от животных, которые только в очень редких случаях могут действовать целесообразно
  2. у человека, в отличие от животных, есть речь.

Кроме наличия  у человека ответных реакций организма  на внешнее раздражение, Декарт также  видел принципиальное отличия человека от животных в наличии разумной души у человека. В пользу наличия разумной души у человека и свидетельствуют  эти два аргумента (целесообразность и наличие речи у человека). Учение об идеях. По мнению Декарта, существуют следующие разновидности идей:

  1. первая разновидность идей – это идеи, получаемые человеком извне в результате воздействия на человеческое тело и органы чувств внешних по отношению к человеку предметов.
  2. вторая разновидность идей связана с деятельностью человеческого ума (разума). Идеи второго рода образуются с помощью ума на основе идей первого рода.
  3. третья разновидность идей является наиболее важной для познания. Декарт назвал их врожденными идеями. Основные признаки врожденных идей следующие:
    1. они абсолютно не зависят от опыта человека, в т.ч. и эксперимента, т.е. внешних предметов, воздействующих на человека. Эти идеи не являются идеями, приобретенными в опыте.
    2. врожденные идеи обладают ясностью, отчетливостью и самоочевидностью (очевидностью). По мнению Декарта, такими врожденными идеями являются как понятия, так и аксиомы (принципы). Такие понятия, как протяжение, форма, движение являются врожденными, точно так же, как является врожденным понятие существование.

Наиболее  ясной и отчетливой и отчетливой идеей, по мнению Декарта, является идея бога. Понятие бога как абсолютно  совершенного и актуально бесконечного существа является врожденным. Является также врожденными аксиомы Евклида  и принцип транзитивности в математике. Является врожденным принцип «Из  ничего не происходит ничего». По мнению Декарта, логические законы, открытые Аристотелем, также являются врожденными (прежде всего, закон тождества и  закон, исключающий противоречия). По мнению Декарта, все вышеперечисленные  врожденные идеи не имеют опытного происхождения. Однако, не следует понимать Декарта превратно, что все эти идеи существуют в готовом виде и действуют автоматически, начиная с утробного состояния человека. Речь идет не об абсолютной готовности и автоматизме действия идей, а, скорее, о некой предрасположенности. С точки зрения Декарта, эти врожденные идеи проявляются при определенных обстоятельствах и становятся ясными, отчетливыми и самоочевидными.

2. Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

В связи с этим Бэконом был  выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание — сила".

3. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.

Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил  методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно  получить, опираясь на достоверную  информацию с помощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед  дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей  или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

Путь  преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания. 4. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

• "путь паука";

• "путь муравья";

• "путь пчелы".

"Путь паука" — получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

"Путь муравья" — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

Информация о работе Фрэнсис Бэкон